30.04.2014 № 21
В стратегический арсенал развития территорий | Представителю Администрации муниципального района Вологодской области - участнику Стратегической сессии 30.04.2014 |
Многочисленные научные источники, содержание научно-практических конференций, телевизионных дискуссионных площадок свидетельствуют о том, что процесс дезурбанизации, «возврат на землю» значительной части населения России неизбежен: на карту поставлено существование Российского этноса. Иными словами, сельское (территориальное, пространственное) развитие – это веление времени. Вопрос в том, КАК ЭТО ДОЛЖНО ПРОИСХОДИТЬ? То есть, вопрос в СТРАТЕГИИ сельского развития.
В Департамент Стратегического развития Вологодской области приняты для рассмотрения два взаимодополняющих друг друга проекта, по своей сути представляющие организационный и финансовый механизмы территориального развития. Оба проекта формировались в течение более 10 лет, прошли апробацию в различных формах, однако, для доработки и дальнейшего воплощения в стратегии социально-экономического развития территорий, целесообразна экспертная оценка целевой аудитории – специалистов органов муниципального управления, в форме консолидированного решения для представления Губернатору.
Название первого проекта - «Интеграционный механизм сельского (территориального) развития Вологодской области на основе инновационных ресурсов образовательных учреждений». Короткое, рабочее название – «Ресурсы образовательных учреждений на инновационное развитие села».
Разработчик – НП «Молодёжный инновационный центр», учредителями которого являются ВГМХА, ВоГУ, Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области, Администрация Устюженского района. Руководитель (директор Партнёрства) – Чешин Андрей Сергеевич.
|
(+7921 064 5608, +791 447 0821, E-Mail: mic07@bk.ru.)
Суть проекта прочитывается из его названия (подробно – в брошюре, отражающей опыт разработки и апробации проекта, в ОБЛАКЕ mail.ru по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/JgYo/BAt6DcGvY. Предлагается системное, организационно-экономическое единение, увы, разобщённых за 20 век волею государственного менеджмента в России ресурсов «участников» процесса жизнедеятельности (учреждений науки, образования, делового сообщества, власти) на территории Вологодской области. Предполагается подключение учебного процесса Вузов, средних и начальных профессиональных училищ (который, в определённом смысле, уже профинансирован из госбюджета) к разрешению многосложной проблемы современного сельского развития.
Форма единения – сельский ЭкоТехноПарк (АгроТехноПарк) в каждом районе. Никаких дополнительных штатных единиц: речь идёт об изменении метода совместной работы. В основе принцип: «Ваши проблемы – становятся и нашими: разрешаем их вместе».
Есть версия Института гражданского общества.
Что такое ЭкоТехноПарк зелёных технологий «ЯСНОГРАД»? • Рассредоточенное расселение людей на территории РФ • Экопоселение, объединяющее преимущества городской инфраструктуры и комфорта с благоприятной природной средой • Просветительско-внедренческая площадка зелёных технологий. https://www.rusigo.ru |
Дело в том, что на сегодняшний момент утрачен механизм экономической ответственности за достижение конечного полезного результата, что был прежде у крестьянина при натуральном хозяйстве. Это касается названных выше «участников», гарантированно финансируемых из госбюджета, причём по отдельным, не связанным единым интересом «каналам». При таком положении реально отсутствует мотивация в осуществлении инноваций в подведомственных сферах, в поисках методов их эффективного развития. Исключение составляют субъекты бизнеса, рискующие быть вытесненными с рынка конкурентами.
|
Совместный поиск приемлемых, результативных форм интеграции науки и производства под эгидой власти всех уровней – это веление времени, это неизбежно! Кризис «раздельного» существования зашёл уже слишком далеко. При создании экотехнопарков следует совместно проработать все организационно-правовые и финансово-экономические аспекты их функционирования. Пока ясны два момента: 1. Врозь - дальше нельзя (образование-наука-производство-власть-общественность). 2. Экономическое благополучие участников АгроТехноПарка должно зависеть от общего результата жизнедеятельности на территории, причём, пропорционально той пользе, которую участник приносит общему делу! Позитивные результативные действия должны поощряться. А за бездействие зачем, вообще, платить?
Это непростая задача – определить нормативную и действительную пользу, но решать её нужно обязательно. Первые шаги по созданию АгроТехноПарков НП МИЦ осуществляет совместно с Администрациями Вытегорского и Кирилловского районов.
Название второго проекта – «Механизм смешанного финансирования инвестиционных проектов с соцпакетом на принципах целевого капитала в формате государственно-частного партнёрства» (https://zakonvremeni.ru/analytics/8-4-/16197-landshaftno-usadebnaya-urbanizacziya-v-formate-gosudarstvenno-chastnogo-partnyorstva.html). Механизм предполагается для реализации в пилотном режиме для начала в рамках кластерного проекта территориального развития в Харовском районе. Разработчик – НП «Ассоциация Эколого-экономического Развития Территорий», г. Череповец. Руководитель (Председатель правления) - Лебедев Александр Иванович. (+7921 835 72 87 E-Mail: npp.aert@gmail.com).
|
· Проект опирается на имеющуюся нормативную базу:
ФЗ №392 «О зонах территориального развития в РФ»
ФЗ №39 «Об инвестиционной деятельности»
ФЗ №275 «О порядке формирования целевого капитала…»
ФЗ №115 «О концессионных соглашениях»
ФЗ №131 «О местном самоуправлении…»
· Проект выстраивается по системе устойчивого развития территорий на основе ландшафтно-усадебной урбанизации.
Что даёт применение механизма смешанного финансирования с СОЦПАКЕТОМ в формате ГЧП(в редакции А.И. Лебедева) 1. Формирование СОЦПАКЕТА в инвестиционных проектах позволяет перейти от капиталистической модели эксплуатации наёмного труда к экономическому партнёрству трудового коллектива с другими участниками проекта, более справедливому распределению дохода/прибыли. 2. Формирование СОЦПАКЕТА в инвестиционных проектах за счёт инструментов господдержки (кредит, гарантия) позволяет реализовывать социальную политику государства: строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры, поддержку института семьи в форме и на принципах «материнского капитала» и др., за счёт рефинансирования доходной части бизнес-проекта из доли СОЦПАКЕТА через Специализированный фонд (Специализированный фонд управления целевым капиталом «Специализированный Фонд Содействия Социальному Развитию»), снижая, тем самым, нагрузку на государственный бюджет в решении социальных проблем. 3. Предоставление господдержки на условиях реализации социальных программ (например, строительство жилья за счёт увеличения капитальных затрат предприятия-Заказчика) позволяет снизить стоимость ипотеки в 2-2,5 раза по сравнению со стандартными схемами ипотечных кредитов и обеспечить реализацию комплексных проектов устойчивого развития территорий на принципах ландшафтно-усадебной застройки. При этом экономика проекта не страдает, всего лишь увеличивается срок окупаемости инвестиционного проекта на 1-1,5 года. 4. При господдержке в размере 10% от стоимости затрат по проекту в рамках Конкурса «Регионы-устойчивое развитие» на условиях проектного финансирования возможна реализация крупных инвестиционных проектов – «стартапов» предприятиями-Заказчиками с «нулевым» балансом., т.е. открывается возможность создания новых предприятий, не имеющих стартового капитала. 5. Применение льготы по НДС и налогу на прибыль на СОЦПАКЕТ (в соответствии с ФЗ №275 «О Целевом капитале») хотя бы на период окупаемости инвестиций создаёт экономические мотивации инвесторам для формирования СОЦПАКЕТА в проектах, реализуемых без господдержки. 6. Рефинансирование возвратных средств господдержки в соответствии с графиком возвратных платежей по бизнес-плану в муниципальный бюджет, наполняет дополнительным материальным ресурсом ФЗ №131 «О местном самоуправлении» и обеспечивает поддержку проектов на муниципальном уровне. Все эти инновации можно/нужно реализовать в экспериментальном, прецедентном порядке на пилотном кластерном проекте территориального развития в Харовском муниципальном районе Вологодской области, поскольку проекты 1-й очереди уже прошли экспертизу в рамках Конкурса «Регионы-устойчивое развитие» и вынесены на Инвестиционный комитет - стадия принятия решения о финансировании при наличии 10% собственных или привлечённых средств. В соответствии с отраслевыми приоритетами финансирования Внешэкономбанка РФ и действующим законодательством РФ эти средства в размере 10% (140 млн. руб. по проектам 1-й очереди) планируется привлечь на возвратной основе в формате ГЧП для инфраструктурного обеспечения проекта. Это возможно при содействии региональных властей. Параллельно нужно инициировать внесение соответствующих поправок в проект ФЗ №238827-б «Об основах ГЧП в РФ» для системного применения этих социально-экономических инноваций в масштабах РФ. Для этого требуется законодательная инициатива и содействие госструктур федерального уровня. Тогда проект заработает в полную силу с большой перспективой и во времени и по географии применения. Возможность и обоснованность реализации предложенных инноваций подтверждается рядом документов и официальных писем |
Данный материал по двум проектам представлен в кратком изложении. Дополнительная информация будет направлена в Администрации районов в электронном виде.
Разработчики готовы ответить на Ваши вопросы и с благодарностью примут Ваши предложения.
Директор НП МИЦ,
член научно-технического совета ВГМХА А.С. Чешин
____________________
Некоммерческое партнёрство
Молодёжный инновационный центр.