КОНСПЕКТ
Урока литературного чтения
Учебник «Литературное чтение»
В. Ю. Свиридова (система Л. В. Занкова)
Класс 3. Часть 2. Стр.63
ТЕМА: Поучительный смысл сказки В.М. Гаршина «Лягушка путешественница».
Составила студентка 341 группы Быковская Лилия Александровна МОУ СОШ № 27, класс 3з, Дата проведения урока 16.03 ФИО учителя школы Барган Альбина Анатольевна |
Цель урока.
Формирование УУД, формировать представление учащихся об
особенностях жанра литературной сказки
о животных
Личностные:
• навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
• основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения литературного чтения интерес к расширению знаний к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий и пр., предложенных в учебнике или учителем;
• положительное отношение к урокам литературного чтения, к учёбе к школе;
• восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя успешности учебной деятельности;
• умение самостоятельно выполнять определённые учителем виды работ (деятельности) и понимание личной ответственности за результат;
• Метапредметные (УУД):
регулятивные:
• понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения;
• проводить пошаговый контроль под руководством учителя
• выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке и по результатам изучения отдельных тем.
познавательные:
• проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
• устанавливать закономерность следования объектов
• делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
• проводить несложные обобщения
• стремиться полнее использовать свои творческие возможности;
. коммуникативные:
• строить речевое высказывание в устной форме, использовать языковую терминологию;
• понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
• применять изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
• Предметные:
• Формировать навык читательской деятельности.
• Формировать умение ориентироваться в тексте.
• Формировать умение определять идею произведения, частей.
• Учить давать характеристику герою сказки, используя приём словесное рисование.
• Развитие творческих способностей, связной речи, памяти содействовать воспитанию нравственных качеств: находчивости сообразительности, смелости, правдивости.
1. Организационный момент-Долгожданный дан звонок, начинается урок. «Ребята! Готовы к уроку?! Давайте улыбнёмся друг другу, поприветствуем друг друга! | |||||||||||||
2. Проверка домашнего задания Тест: Тест по разделу «Всмотрись в мир моей души» Учащийся ……………………………………………………… 1.Кто автор стихотворения «Девочка и пластилин»? · И.А.Крылов; · Н.Н.Матвеева; · А.С.Пушкин. 2.Что содержит в себе басня? · жанр; · мораль; · слова. 3.Кто автор басни «Ворона и Лисица»?________________________________ 4.Из какой басни эти строки – Хоть видит око, да зуб неймёт-?_____________________ 5.Кто был самым известным баснописцем древности?_____________ 6.Кто автор стихотворения «Бараны»? · Л.Н.Толстой; · И.А.Крылов; · С.В.Михалков. 7.Есть ли автор у сказки «У страха глаза велики»?________Кто её написал?_________ 8. Из чего Прометей и Эпиметей лепили людей? · Теста; · Песка; · Глины. · 9. С какими баснописцами ты знаком?____________________________________ 10. Кто автор сказки «Лягушка-путешественница»? · М.Ю.Лермонтов; · С.А.Есенин; · В.М.Гаршин. | |||||||||||||
3.Речевая разминка -Потренируйтесь в чтении: Слышен шорох в камышах- От него шумит в ушах: Сто бесстрашных лягушат Цаплю шёпотом страшат. | |||||||||||||
4. Актуализация знаний - Сегодня мы отправимся в «Бюро сказочных находок» Слайд 2. (Иллюстрации Каша из топора, Золушка, Сказка о мёртвой царевне, Лиса и журавль, Маша и медведь, Лягушка – путешественница.) Ученики читают вопросы по карточкам. 1. В какой сказке герой, имеющий отношение к службе, приготовил обед из металлического орудия для рубки леса? «Каша из топора». 2. В какой сказке говорится про обувное изделие, потерянное владелицей на балу? «Золушка» Ш. Перро. 3. В какой сказке было говорящее зеркало? «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин. 4. Какая сказка заканчивается словами «Как аукнулось, так и откликнулось» и с тех пор дружба врозь? «Лиса и журавль». 5. В какой сказке героиня приговаривала следующие слова «Высоко сижу, далеко гляжу… »? «Маша и медведь». 6. Героиня сказки мечтала о тёплых странах, где много мошек. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница». | |||||||||||||
На какие две группы можно разделить названные вами сказки? (Народные, авторские или литературные) - Каковы особенности литературной сказки? - Чем она отличается от народной? |
| ||||||||||||
5. Работа по теме урока - Сегодня на уроке чтения мы начнем работу со сказкой В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница». Будем учиться читать выразительно, давать характеристику главному герою сказки, развивать внимание и сообразительность. -Составление образа героя – животного приёмом словесного рисования. Всеволод Михайлович Гаршин написал сказку «Лягушка-путешественница», когда ему было 32 года. И вот уже почти 120 лет её читают дети. Эта сказка пронизана такой лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие. В библиотеке несколько изданий этого произведения. Главный герой этого произведения имеет разнообразные качества характера | |||||||||||||
6. Выразительное чтение. Вопросы на понимание и фактуальные из учебника, после прочтения частей. | |||||||||||||
-Кого мы называем путешественником? (Человека, который открывает новые места. Человека, который едет в новое неизвестное место.) -Чем привлекательны путешествия? (В путешествиях узнаёшь что-то новое.) Объяснение лексического значения слов: Коряга - Суковатый (часто погрузившийся в воду) кусок сваленного, подгнившего дерева, суковатое дерево, затонувшее в воде. Благополучно – хорошо, успешно. Лакированная – блестящая, гладкая кожа. Лупоглазая- с выпученными глазами. | |||||||||||||
Прочитайте слова, написанные на листках, какие эмоции они у вас вызывают. НАСЛАЖДАЛАСЬ КАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ ВОСХИТИТЕЛЬНО ПРИЯТНО НЕЖИЛАСЬ ПРИШЛА В ВОСТОРГ -Это выражения, которые использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке. Как автор относился к героине? (Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается). -Эту симпатию надо передать при чтении. а) чтение первой части сказки бегло читающим учеником; Ответы на вопросы: -Где жила лягушка? -Как жилось лягушке в болоте? -О чём думала, когда сидела на сучке? (выразительное чтение слов лягушки) -Чем наслаждалась лягушка? -В чём было счастье лягушки? -Что самое главное в этой части? б) чтение 2 части по абзацам всеми учащимися класса; -Кого увидела лягушка на болоте? -Куда летели утки? -Что интересного рассказали утки лягушке про юг? Выберите и прочитайте ответ на мой вопрос. (выборочное чтение) -Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? -Какую черту характера мы увидели в лягушке? | -Лягушка жила в (Жила благополучно, ловила Наслаждалась тёплым мелким дождиком.) -Комаров и мошку. Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг.) -Главное – это жизнь лягушки в болоте. -Лягушка увидела уток. На юг. -Она очень хотела побывать(Она любознательная.) | ||||||||||||
Обобщающая (концептуальная) беседа по тексту (Работа с текстом ПОСЛЕ чтения) (3-5 мин) Творческое задание. | |||||||||||||
Тщеславный Изобретательный Осторожный Смелый Любознательный Хвастливый | · Находчивый, быстрый на выдумку, способный изобретать; · Стремится к почестям, к славе; · Не поддающийся чувству страха, не боящийся опасностей; · Крайне осмотрительный в своих действиях, поступках; · Склонный к хвастовству, неумеренное восхваление своих достоинств; · Стремится к приобретению новых знаний, к познанию окружающей среды; | ||||||||||||
Подведение итогов урока. Рефлексия. (1-2 мин) |