Где кризис – там проблемы.




Теоретический материал.

1. Понятие социально-демографического ресурса. Необходимость использования демографической ин­формации в социально-культурной деятельности.

2. Использование демографических переменных в сегментировании социокультурного рынка.

3. Семейно-бытовая среда как важнейшая часть социально-демографического ресурса.

4. Конструктивные условия использования социально-демографического ресурса.

Ну, что? Начнем?

В основе работы всех учреждений СКД лежит спрос. Есть услуги, есть спрос – учреждение живет. А какие услуги предоставлять? Необходимо этот спрос изучить.

Задаем себе вопрос: какой сегмент самый многочисленный, а соответственно именно он в большей степени востребует нашу услугу?

Спросв немалой степени зависит от состава населения (и его будущих изменений) по полу, возрасту, числу и размеру семей, числу детей в семье и т.п. А это демографические составляющие.

Слово демография происходит от греческого «демос» – народ и «графо» – пишу; дословно он означает описание населения. Но де­мография с самого начала своей истории никогда не ограничива­лась лишь описанием, ее предмет всегда был шире и глубже.

Демография – это наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса.

Немного истории чисто из любопытства.

Свое название демография получила лишь в середине XIX века. Считается, что первым использовал этот термин французский ученый А.Гийяр в 1855 г. в своей книге «Элементы статистики населения или сравнительная демография». Однако как отрасль научного знания демография существует уже более трехсот лет. Ее родоначальником считают известного английс­кого ученого-самоучку XVII века Джона Граунта. В то время он писал: «Основа и непременные части честной и безвредной полити­ки состоят в том, чтобы знать землю и ра­ботников, ее населяющих, которыми надо управлять сообразно с их внутренними способностями и случайными различиями между ними…». Вдумайтесь в слова! Знаешь – значит вооружен! Для всех исследователей демографических проблем это может являться эпиграфом к их деятельности, которая приобретает все большую значимость и актуальность.

Наряду с наблюдаемым во второй половине XX века демогра­фическим взрывом в 70-е, 80-е, и особенно в 90-е годы, со всей остротой проявился и демографический кризис, затронувший в первую очередь развитые страны мира.

Демографический кризис! Почему Путина это волнует?

Если происходит ухудшение развития народонаселения – уменьшение темпов роста чис­ленности населения - соответственно это кризис института семьи, быстрое демографичес­кое старение и т.п.

Где кризис – там проблемы.

Нарастающее постарение населения ставит перед обществом серьезные социально-экономические, социально-психологи­ческие, медико-социальные и этические проблемы.

Среди них – проблемы рабочей силы,

-увеличения экономической нагрузки на общество,

-необходимость учета изменений уровня и характера потребления,

-проблемы здоровья пожилых,

-необ­ходимость выделения дополнительных средств на медико-со­циальную --помощь пожилым и многое другое.

 

Правда,(нет худа без добра) следует иметь в виду, что материальные и иные блага, которыми распо­лагает и которые увеличивает своим трудом работоспособное поколение, являются в определенной мере результатом труда их предшественников, нынешних пенсионеров.

Итак, область демографических исследований для ученых:

- описание демографической ситуации,

- анализ тенденций и факторов демографических процессов в стране в целом, на отдельных ее территориях или в группах населения в различные периоды.

На основании изучения особенностей рождаемости и смертности в разных поколениях, в разных со­циальных группах и на разных территориях демография оцени­вает их наиболее вероятное изменение в будущем, разрабаты­вая демографические прогнозы.

А ведь все взаимосвязано. Рождаемость, возраст населения, социальное положение связаны с другими общественными процессами:

производство товаров и услуг, жилищ­ное и коммунальное строительства, трудовые ресурсы, под­готовка кадров, специалистов, школ и детских дошкольных уч­реждений, дорог и средств транспорта, военно-призывного контингента и прочего.

Таким образом, демографические прог­нозы охватывают фактически весь хозяйственный и военный потенциал страны.

Понимание объективного характера закономерностей восп­роизводства населения и его компонентов, знание их особенностей социального положения позволяют де­мографии разрабатывать рекомендации относительно общих направлений и конкретных мероприятий как семейной поли­тики, так и демографической политики, нацеленной на изменение демографических процессов и скорости роста населения.

А что же социально-культурная деятельность?

Социально-демографический ресурс СКД - это совокупность реальных или потенциальных участников социокультурной деятельности, которые проживают на территории определенного региона (города, микрорайона, поселка) и отличаются по возрастным, социальным, профессиональным, этническим и другим признакам.

Социально-культурная деятельность характеризуется различными уровнями (может быть)

- индивидуальной, коллективной (групповой) и массовой;

- профессиональной и непрофессиональной (любительской);

- по своему содержанию элементарной и сложной;

- конструктивной (созидательной) и деструктивной (разрушительной);

- духовной и материально-преобразовательной.

Между всеми этими перечисленными разновидностями культурной деятельности существует взаимосвязь и взаимозависимость. Например, результатом духовной деятельности всегда является воплощение духовной продукции (знаний, умений, личного опыта) в конкретный материальный предмет, преобразуемый в овеществленную культурную ценность; творческий процесс создания культурных ценностей неизбежно предполагает их коммуникацию, передачу во времени и пространстве.

Таким образом, термин «социально-культурная общность» имеет собирательный смысл и распространяется на самые различные по количественному и качественному составу участников группы, выступающих в качестве объектов и субъектов социально-культурной деятельности.

К малым общностям относят коллектив кружка, любительского объединения, спортивную команду, команда участников КВН, проектную группу и другие небольшие по численности объединения, находящихся в эмоционально-личностном контакте – «мы – группа».

Средние общности объединяют сравнительно устойчивые производственные, учебные, бытовые, воинские и другие аналогичные коллективы со смысловым понятием «корпорация» и «корпоратив».

Большие социально-культурные общности – это крупные устойчивые группы людей, действующих совместно в социально-культурных ситуациях в масштабах отдельно взятого региона (города, района, области) или всей страны. Это социальные слои, общественно-политические движения, партии, профессиональные группы, этнические, демографические или конфессиональные объединения, включающие нередко тысячи людей.

И это все наша аудитория, к которой нужно найти подход.

В общем, характеризуя ту или иную социально-культурную среду, мы говорим о наличии в ней и определенных территориальных, профессиональных, этнических, конфессиональных и иных социально-культурных общностей.

2. В последние 25–30 лет в развитых странах с рыночной эконо­микой быстро развивается направление прикладных демогра­фических исследований, получившее название "демографикс" или "демографика" (англ. demographics).

Зачем нужны эти исследования? В том числе и учреждениям социально-культурной деятельности.

Опять же из-за взаимосвязей. От социально-демографических характеристик населения (пол, возраст, брачное состояние, размер семьи, число детей, численность и состав домохозяйств, место жительства, квалификация и образование, состояние здоровья, расовая и этническая принадлежность и другое), потребительских запросов и через уровень дохо­дов связано покупательское поведение.

Демографика изучает на­селение и домохозяйства как потенциальных потребителей то­варов и услуг, а демографические изменения – как один из ос­новных факторов воздействия на потребительские рынки.

Какие методы использует демографика? Самый простой –сбор информации: анкетирование, опрос.

Ответы населения на вопросы регулярных пере­писей; выборочные обследования о предпочтении потребите­лями тех или иных видов товаров и услуг; анализ данных о пот­ребительских расходах населения и прочее.

В результате можно сделать оценку и прогнозирование возможного влияния демографических тенденций на численность и состав потребительских групп населения при разработке новых това­ров

(снижение рождаемости, например, приводит к сокраще­нию количества потенциальных потребителей детских товаров и услуг);

при сегментации (т.е. группировке по определенным показателям) потребительских рынков по демографическим приз­накам, образу и стилю жизни;

для поиска оптимального разме­щения потребительских точек и определения численности не­обходимого торгового персонала;

при выборе наиболее эффек­тивного способа рекламы (прямая адресная реклама по почте, телефону, через средства массовой информации) и подходов к рекламе, направленной на определенный потребительский сегмент рынка (если основные потребители товара – дети, то для рекламной врезки часто выбираются популярные кино- и мультфильмы; пожилые люди не любят упоминания своего воз­раста в рекламной продукции и т.д.).

Учет демографических из­менений важен и для устранения стереотипирования в рекламе, т.е. создания искаженного образа определенной социально-демографической группы потребителей. Наиболее часто стереоти­пированию в рекламе подвержены женщины, национальные и расовые меньшинства, люди пожилого возраста.

Ведь все это мы можем учитывать и в своей работе, для того, чтобы привлечь потенциальную аудиторию для выполнения плана по внебюджету. Согласны?

Плюсом еще выделяют такие показатели, как географические и поведенческие. (традиции той или иной местности, образ и стиль жизни тоже имеют свое влияние)

С этой целью используются методы многомерной статистической классификации, чаще всего – кластеризация. Основой всех кластерных систем явля­ется тот факт, что обычно люди предпочитают селиться рядом с теми, кто близок им по экономическим и социально-демог­рафическим характеристикам, манере поведения, вкусам и потребительским привычкам.

3. Теперь поговорим о семье. Это основной сегмент сферы социально-культурной деятельности, а значит не учитывать его особенности при планировании своей работы нельзя.

То, что это начальная структурная единица общества и одновременно традиционно ведущий социально-культурный институт – это понятно.

Функции семьи – тоже помните. Репродуктивная и экономическая, воспитательная и хозяйственно-бытовая. Ролевые функции семьи: эмоциональная, сексуальная, рекреативная и досуговая.

Социально-культурная среда дает возможность каждой из семей проявить свой социальный статус, осуществить первичный социальный контроль, всегда оставаться центром духовного общения, формирования полезных взаимодействий.

Многие духовные и эстетические нормы и ценности переносятся на семейно-бытовую среду, на создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме.

Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов и способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семьи.

Еще одно значение семьи – она занимает важнейшее место в социальных связях человека. История развития общества – это история развития семьи как социального института, который вместе с обществом.

Сегодня семья – ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным инструментом гуманизации, укреплению общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия. По-моему, понятно.

В общем, вспоминайте все по теме «Семья – как социально-культурный институт». Все это влияет на выбор предоставляемых услуг.

В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные; многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существуют определенные критерии выявления и отбора.

Вспомнили? Перед нами стоит актуальная задача: полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему.

Из прошлых лет обучения мы знаем:

Степень освоения культуры членами семей характеризуется следующей градацией:

а) высокая степень освоения: в семье господствует курс на специальное культурное развитие и саморазвитие детей и взрослых;

б) у членов семьи присутствуют устойчивые увлечения, «хобби»;

в) есть стремление, но отсутствуют возможности.

 

Неравноценность позиций родителей наблюдается и в уровне их руководства культурным развитием детей в семье. Здесь родители:

а) активно и систематически занимаются культурным ростом ребенка;

б) влияние на духовное развитие детей осуществляется крайне слабо, эпизодически, от случая к случаю;

в) в культурном развитии полный самотек, дети фактически предоставлены сами себе;

г) родители оказывают дурное, негативное влияние на культурный облик ребенка.

Вот почему одним из приоритетных направлений государственной семейной политики должны стать не только меры по укреплению материально-бытового положения семьи, но и система конкретных действий по социально-культурной и психологической реабилитации семей, находящихся по разным причинам в сложных, порой экстремальных ситуациях.

В реализации этих направлений государство опирается как на общественные институты, так и на развитую сеть воспитательных, социально-культурных центров. Т.е. на нас!

Одним из ведущих факторов, влияющих на сплочение семьи, создание благоприятного семейного климата, развитие рекреационной, воспитательной функции этого социального института, является уровень организации, содержание досуга, наличие свободного времени и возможностей для его использования.

Культурно-досуговая сфера благодаря активной концентрации на ней внимания всех заинтересованных государственно-общественных институтов может стать реальным фактором совершенствования самой структуры досуговых потребностей и досуговых занятий семьи, необходимым пространством неформального общения и взаимодействия детей и взрослых в семье, формирования определенных семейных общностей по интересам и характеру досуговых занятий.

В результате осуществления социально-культурных, досуговых программ (муниципальных, межведомственных, отраслевых и т.д.) существенно сужается спектр невостребованных и нереализованных духовных запросов семьи и отдельных ее членов, а также корректируются содержание и направленность досуговых потребностей и занятий.

В основе организации среды семейного досуга главенствующее место занимает социально-культурная деятельность. Потому что она может осуществить активный деятельностный подход в семейном воспитании. Так сказать, мы можем научить всему.

Каждая семья отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. В то же время матери занимаются с детьми в несколько раз больше, чем отцы. В досуговой деятельности преобладает ориентация главным образом на детские, а не на общесемейные формы и виды. Общесемейный досуг, таким образом, еще не стал устойчивой привычкой. Ребята, пользуйтесь этим – предлагайте услуги.

Сейчас семья, женщина в семье, сфера материнства и детства особенно остро нуждаются в продуманной программе материальной, экономической, социальной и социально-психологической поддержки. И сейчас многое делается в этом плане различными государственными учреждениями, общественными и частными фондами. Семейная политика, вспомнили?

Сейчас в это плане также открываются большие возможности для индивидуальной и коллективной инициативы. Об этом свидетельствует опыт создания альтернативных типов организаций, центров (семейных, кооперативных, частных и др.) с учетом региональных особенностей микрорайона, молодежного жилого комплекса и т.д. Семьям-пользователям предоставляется право широкого выбора предпочтительной формы раннего развития их детей – эстетического, физического, а также свободы участия в самых различных формах предпринимательства в досуговой сфере.

4. Формы работы социально-культурных институтов с семьей разнообразны. Их множество! Ставшие традиционными семейные праздники, семейные клубы, индивидуальные формы. Большое распространение получила организация традиционных форм семейного досуга в русском народном стиле. Клубы семейного общения, подростковые клубы, театры, библиотеки и другие центры. Развитию внутрисемейных контактов способствует создание ролевых объединений типа «Старший брат», «Старшая сестра», «Мать и дитя». Хорошо зарекомендовали себя конференции отцов, мужские клубы, встречи, консультации, корректные беседы медиков, психологов, педагогов, совместный труд в мастерских, походы, экскурсии и т.д.

Особая ценность таких семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья – дети, семья – семья, дети – дети, дети – подростки – взрослые.

Какой из этого всего можно сделать вывод. Изучение социально-демографического ресурса позволяет нам скорректировать задачи СКД для достижения конечной цели.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: