Информационно-компьютерное сопровождение современного урока




Практически одновременно с развитием постиндустриального общества (конец XX в.) стали развиваться информационные обучающие системы, в первую очередь компьютеры, применяемые в учебных целях. К основным видам информационно-компьютерного сопровождения урока относятся следующие цифровые образовательные ресурсы (ЦОР): электронный учебный материал (ЭУМ), электронный учебник (ЭУ), электронная энциклопедия и др.

Электронный учебный материал – документ, представленный в электронном виде, который предназначен для сопровождения учебного процесса. Это могут быть конспекты занятий или их фрагменты, учебные планы, вопросы для промежуточного и итогового контроля, списки литературы, другие учебно-методические материалы.

Электронный учебник (ЭУ) – новый жанр учебной литературы, самостоятельное гипертекстовое средство обучения (см. главу 11).

Электронная энциклопедия – это научно-популярное справочное издание, содержащее большой объем информации.

Опыт работы учителей с программным обеспечением различного типа позволил сформулировать следующие требования к выбору программного продукта для использования на уроке:

1. Программа должна быть понятна с первого знакомства, как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.

2. Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.

3. Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- аудиофрагменты и т.д.) [28].

Как оказалось, этим требованиям в большей степени соответствует не готовый продукт, а программа создания презентаций. Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы. Термин «презентация» (от лат. praesento — передаю, вручаю или англ. present — представлять) имеет два значения — широкое и узкое. В широком смысле слова презентация — это выступление, доклад, защита законченного или перспективного проекта, представление на обсуждение рабочего проекта, результатов внедрения и т.п. В узком смысле - это электронные документы особого рода, которые отличаются комплексным мультимедийным содержанием и особыми возможностями управления воспроизведением (может быть автоматическим или интерактивным). Мы будем использовать этот термин в узком смысле.

Компьютерные презентации органично вписываются в уроки различного типа и вида - это и уроки изучения нового материала (урок-лекция, уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме), уроки обобщения и систематизации (урок-научная конференция, урок-защита проектов, урок-дискуссия) и интегрированный урок и пр. Покажем особенности урока с компьютерной презентацией на примере лекции.

Урок-лекция с использованием компьютерной презентации - тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу с целью объяснения нового материала. Презентация позволяет упорядочить наглядный материал, привлечь дополнительный материал. На большом экране можно иллюстрацию показать фрагментами, выделив главное, увеличив отдельные части, ввести анимацию, цвет. Иллюстрацию можно сопроводить текстом, показать ее на фоне музыки. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции.

На слайды презентации могут быть вынесены также «опорные конспекты» к лекции, неоспоримыми достоинствами которых являются: сжатие большой дозы информации во внешне малые размеры с использованием ассоциации символов и выделением главного; наличие элементов обобщения и систематизации знаний по изучаемой теме и т.п. Опорный конспект учащиеся могут использовать в качестве основного источника при подготовке домашнего задания.

Проблемный характер лекции может задаваться не самим учителем (проблемный вопрос), а самостоятельно осознается ребятами в ходе работы с разными материалами: портрет, карикатура, полярные критические оценки и т.д. Форма презентации позволяет эстетично расположить материал и сопроводить слово учителя медиаметафорами на всем пространстве урока.

В ходе такого урока ребята обязательно ведут записи в своих рабочих тетрадях. По завершению лекции в целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде поме­щают контрольные вопросы. Если учащиеся не могут ответить на какой-либо вопрос, то учитель, используя специальную управляющую кнопку с гиперссылкой, возвращает тот слайд, где есть сведения для пра­вильного ответа. Таким образом, осуществляется повторение материала, оказавшегося трудным для школьников.

В создании урока - презентации может также участвовать и ученик, разработки которого могут быть его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы. В процессе такой работы у учащихся формируются такие ключевые компетентности как: умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме; умение работать в группе; умение находить информацию в различных источниках; коммуникативная компетентность; осознание полезности получаемых знаний и умений.

Электронные презентации могут использоваться и на отдельных этапах урока: актуализации знаний, умений и навыков; на этапе формирования новых понятий и способов действий как сопровождение объяснения нового материала; на этапе формирования умений и навыков для первичного закрепления знаний, обобщения и систематизации знаний;

На этапе актуализации вопросы, задания визуализируют в слайды, но не в виде простого текста, а в виде небольшого видеоряда, графиков, рисунков, требующих комментария и т.д. Например, при изучении темы «Федеральные округа» (дисциплина Регионоведение) можно предложить учащимся отметить границы федеральных округов прямо на слайде (используется интерактивная доска).

При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Она позволяет иллюстрировать явление, процессы разнообразными наглядными средствами. Любой объект может быть представлен не только в строго определенной, зафиксированной форме на плоскости, его можно перемещать в пространстве и рассматривать под разными углами. Возможность вставлять в презентацию любые объекты особенно важно при изучении сложных тем, если необходимо показать модели (молекулы, строение атома, строение кристаллических решеток), процессы (механизмы реакций, ход реакций, растворение веществ, явление гибридизации и т.д.).

Применение презентации особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися, индивидуальности преподавателя.

На третьем этапе урока предъявляемый материал для вопросов, заданий может быть оформлен на слайдах презентации. Здесь, кроме материалов к вопросам и самих вопросов можно вывести в обобщенном виде результирующий материал по ответам учащихся.

Чтобы электронная презентация действительно являлась помощником в учебном процессе, можно рекомендовать следующую логическую схему ее построения: первый слайд – это всегда заголовок презентации; второй слайд – определение термина или общее пояснение к теме; далее слайды, посвященные иллюстрациям, примерам, применению объекта изучения, то есть выделению его наиболее ярких особенностей; последний слайд – итог, то есть выделяется то главное, что должно быть понято и должно остаться в памяти.

Другим способом применения средств ИКТ является проведение урока с использованием сети Интернет. Например, урок в форме обобщающих конференций, групповой работы. Класс делится на группы (по 4-6 человек), каждая группа получает задание и адрес в Интернете.

Например, по теме Отечественная война 1812 г.» (10 класс):

1 группа – изучить причины отступления русской армии (дается адрес Интернет);

2 группа – биография Кутузова (другой адрес Интернет);

3 группа – Бородинская битва (третий адрес Интернет) и т.д.

Обычно проводят сдвоенные уроки и время на уроке распределяют следующим образом:

«I – Введение в тему (7-8 мин.)

II – Самостоятельная работа (35-40 мин.)

III – Обмен полученными сведениями между группами (30-35 мин.)» [21].

Большие возможности применения средств ИКТ дают уроки, проводимые в учебных классах, оснащенных персональными IBM-совместимыми компьютерами, объединенными в локальную сеть, компьютерной техникой, необходимым УМК, программным обеспечением.

Как показывает практика, наиболее распространенными видами уроков в компьютерном классе могут быть следующие виды. (Табл. 2).

Таблица 2

Виды уроков в компьютерном классе

№п/п Вид урока   Структура урока
1. Урок изучения нового материала   􀀹 Целеполагание и мотивация; 􀀹 Вводно-ознакомительная беседа; 􀀹 Работа с элементами компьютерного моделирования; 􀀹 Закрепление материала в ходе индивидуального компьютерного опроса; 􀀹 Рефлексия.
2. Урок – компьютерная лабораторная работа   􀀹 Актуализация сведений по изучаемому явлению; 􀀹 Тестовый контроль для допуска к работе; 􀀹 Методические указания по выполнению работы; 􀀹 Выполнение компьютерной лабораторной работы; 􀀹 Рефлексия.
3. Урок – исследование 􀀹 Целеполагание и мотивация; 􀀹 Актуализация знаний; 􀀹 Исследовательская работа: выполнение компьютерных экспериментов, решение экспериментальных задач, творческие задания; 􀀹 Рефлексия.
4. Урок – виртуальная экскурсия 􀀹 Целеполагание и мотивация; 􀀹 Путешествие по музеям мира; 􀀹 Выбор понравившегося экспоната и подготовка рассказа о нем; 􀀹 Выбор самого интересного рассказа, составленного за время урока; 􀀹 Рефлексия.
5. Урок – деловая игра (создание дайджеста зарубежной прессы) 􀀹 Выработка цели игры; 􀀹 Определение тематики дайджеста и разделение на группы по интересам; 􀀹 Знакомство со структурой электронной газеты и поиск группами наиболее интересных и содержательных статей по выбранной теме (поиск информации в глобальной сети Интернет); 􀀹 Обсуждение статей в группе; 􀀹 Групповое обсуждение. Создание дайджеста; 􀀹 Рефлексия.

 

Как видно из таблицы, особенностью уроков с использованием ИКТ является их направленность на процесс достижения результата, а не только на предметный результат.

Естественно, решение о том, применять или не применять компьютер на каком-то уроке, каждый учитель принимает сам. Из каких соображений он делает такой вывод? Прежде всего, это целесообразность его применения. Исходя из целесообразности, учитель формирует подходы к организации уроков с использованием информационных технологий, продумывает средства для его использования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: