Обстоятельства, которые привели татар в Николаевск




В XVI – XIX веках татарами стали называться многие как тюркоязычные, так и некоторые иноязычные народности, жившие на окраине Русского государства. К концу XIX века татары Среднего Поволжья и Приуралья сформировались в нацию и подразделились в этнографическом отношении на казанских, мишарей, касимовских, крымских, сибирских.
В Пугачеве живут татары-мишари. Небольшими группами мишари обитают в ряде районов по берегам Средней Волги. Мишари выделяются более крупным ростом, менее выраженными тюркскими чертами лица. Обычай носить тюбетейки мало распространен. Женщина – мишарка всегда ходила с открытым лицом. Вместе с тем вплоть до 70-х годов XX века она не имела права садиться за общий стол, прятала лицо при появлении мужчин.
Внешний вид татарского жилья мало отличался от русского. Изба внутри была лишена каких-либо украшений. Русская печь, лавки вдоль стен, стол под клетчатой скатертью.
Татарская мужская одежда состояла из рубахи до колен без пояса, широких шаровар, камзола. Основные виды женской одежды были близки к мужской.

Первые овощные плантации на Иргизе


В начале XX столетия в татарской среде стали появляться состоятельные люди. Некоторые из них занимались в уезде скупкой шкур крупного и мелкого рогатого скота, шерсти, пригоняли баранов из степи. Например, у Шамер-бая закупкой сырья занимались 32 агента из числа бедных татар. Говорят, хозяин бил их за мелкие провинности.
В татарском поселке кое – кто начал ссужать единоверцам деньги под проценты. Коран запрещает такой способ обогащения, но алчные люди не боялись греха. Документально известно о скупом ростовщике по имени Туссус – бабай. Он собирал всякие старые негодные вещи, например, изношенные колеса. Когда должники возвращали ему «ссуды», жадный старик, принимая деньги, набежавшие по процентам, непременно отдавал за них собранный хлам. Процесс выглядел как купля – продажа. Таким образом Туссус – бабай хотел перехитрить Аллаха.
Приблизительно в 1906 году в Николаевск приехали два предприимчивых татарина: Аюпов из Еруслана и Тяпаев из Царева, что под городом Царицыным. Они привезли опыт орошаемого земледелия, которого в степном Николаевске никогда не было. Таким образом, у местной мелиорации и овощеводства татарские корни.
Аюпов и Тяпаев вместе с русскими купцами устроили на городских землях плантации картофеля, капусты и других огородных культур. У Аюпова поливные площади были в районе Белого Гая. Там работали не только городские жители, но и много крестьян из соседнего села Каменка. А Тяпаев, арендуя земли Никольского монастыря, даже построил небольшой хутор за железнодорожным мостом. На его плантациях трудились крестьяне из Беленки и Давыдовки. Название “Хутор Тяпаева” встречался на картах Пугачевского уезда вплоть до 1926 года.
До конца XIX столетия воду для полива подавали из Иргиза чигирями – большими колесами с черпаками, приводимыми в движение лошадьми или верблюдами. Чигири были способны поднимать воду на 2-3 метра. Это печальное обстоятельство регулировало размеры плантаций. Только в самом начале XX века для подъема воды на террасы появились нефтяные двигатели. Первым установил их Тяпаев, затем Аюпов.
Сразу возросли поливные площади. Они давали большие прибыли. Например, в 1904 году десятина поливного картофеля стоила 100-120 рублей (аренда земли, орошение, рабочая сила и так далее), а продавалась такая десятина перед уборкой урожая в пять раз дороже. Кроме картофеля, на орошаемых землях выращивали капусту и огурцы. А с начала XX века – помидоры. В 1890 году в Николаевске появились огородники – болгары. Они начали выращивать на плантациях более разнообразные культуры. На рынке появились невиданные ранее кабачки, баклажаны, патиссоны, перцы.
У Николаевска той поры не было транспортных коммуникаций. Поэтому овощи и картофель возили только на близкие расстояния. Продукцию плантаций потреблял местный рынок, который состоял из Николаевска и степных сел, где огородничество из-за отсутствия орошения не развивалось. Как и среди русского населения, у николаевских татар были свои умельцы. В этом отношении особенно показательна семья Билюковых. Ахсян – бабай Билюков в старину делал деревянные плуги (сабаны). Он снабжал ими весь уезд. Со временем мастер улучшил продукцию. Из-под его рук пошли так называемые “кисловские” сабаны – более усовершенствованные орудия для обработки земли. В них уже имелись металлические детали. Дети Ахсяна-бабая – Халил, Насибулла и Имат – продолжили семейное дело. Они построили кузницу и делали уже металлические плуги – двухлемешные и однолемешные.
Когда в Заволжье появились заводские плуги, братья Билюковы ремонтировали их для крестьян уезда. В технологии потребовалось отливать из металла стойку для колес. На заказ местному литейщику Монину у потомственных мастеров не хватало денег. Тогда они сами начали лить стойки.
Кузница братьев Билюковых стояла возле взвоза на берегу Иргиза. Литейную мастерскую они устроили в конце поселка – в направлении к нынешнему «водозабору».
Род Билюковых продолжался из поколения в поколение, не терял мастерство, деловую хватку, трудолюбие. В наши дни праправнук Ахсян – бабая, Шакир Билюков, – индивидуальный предприниматель. Он вместе с коллективом более 30 специалистов, занимается в Пугачеве и селах района строительством новых объектов и реставрацией старых. Сейчас, например, бригада Билюкова восстанавливает бывший купеческий дом на углу улиц М. Горького и К. Маркса. В 50-х годах прошлого века в особняке размещался спальный корпус детского дома. Потом там был дом пионеров, затем здание отошло пугачевскому техникуму и, наконец, стало объектом муниципальной собственности. Глава администрации С.А. Сидоров привлек спонсорские средства и сейчас Билюков восстанавливает здание, в котором, как и прежде, будут размещаться структурные единицы для творческого развития детей. Стоит вспомнить авиамодельный кружок, радиодело и т.д.
Но вернемся в Николаевск конца XIX – начала XX веков. Маленький городок многих конфессий, основными из которых были православие и ислам, жил тихой, спокойной жизнью. Тем не менее историки времен социализма считали, что по отношению к татарам имели место проявления русского национализма, в основном на бытовом уровне. В качестве примера они приводили кулачные бои, которые до 1917 года были распространены в Николаевске и уезде. Кулачными боями занимались и русские, и татары. Только идеологические соображения могли представить мужскую забаву как национальную схватку. Вообще, кулачные бои повсюду проводили по территориальному принципу: улица на улицу, квартал на квартал, село на село. Естественно, компактное проживание татар в Николаевске ставило их в одну «стенку», русских, дома через улицу, – в другую. Силы, как правило, были примерно равны, никто не хотел уступать, и тогда приходилось вмешиваться полиции во главе с урядником. «Бойцы» расходились, не тая зла. Отвели душу – ладно.

Учитель, сын учителя

Как известно, просветительством в татарском поселке долгое время занимался первый учитель Муфтахудин Войнов. Но более весомый вклад в образовательный процесс внес его сын Абдулгадий Войнов. Он получил образование в Уральске, в медресе повышенного типа и возвратился в Николаевск в 1916 году.
Молодой человек сразу приступил к созданию светской школы. Для этого он организовал общество, уговорил татар собрать деньги на содержание школы. Общество установило ему оклад 25 рублей в месяц, оснастило класс мебелью и инвентарем. Абдулгадий – абы начал преподавать по-светски, как в русских школах Николаевска.
Но невежество всегда встает на пути светлого, доброго, разумного. Однажды агрессивно настроенные жители поселка выбросили из школы скамейки. Как-то глупцы увидели, что Войнов на уроках арифметики мелом ставит на доске плюсы между цифрами. В математических знаках невежды разглядели кресты – символы христианства и тут же обвинили учителя в ереси и вероотступничестве. Они не знали своей истории. Столичный золотоордынский Сарай, по утверждению современника, сделался сосредоточением науки и родником благодатей. В короткое время в Золотой орде набралась добрая и здоровая доля ученых и знаменитостей, словесников и всяких людей заслуженных, какой подобная не собиралась ни в многолюдных частях Египта, ни в деревнях его”. И еще один момент. Хан Батый (Бату) был язычником, его сын Сартак – христианином, а брат Берке – мусульманином.

В Николаевске власть большевиков не только оставила A.M. Войнова учителем татарской школы, но и дала ему директорскую должность. В марте 1919 года, когда белые взяли Уфу, оттуда приехал в Пугачев член Башкирского ЦК Зейнуллин, ставший одним из ближайших помощников председателя уездной татаро-башкирской секции Г К. Давлетшина. И вот вскоре Зейнулин вместе с членом секции, местным татарином Хусяметдиновым, собрал татар в школу на собрание.
Выступил Зейнулин, Хусяметдинов и Войнов. Они говорили о том, что нового принесла в жизнь татар Советская власть. Политика политикой, но то, что Войнов не изучает на уроках Коран, многим не нравилось. В адрес учителя раздались угрозы. Тогда Войнов ушел с собрания и спрятался у знакомого, но кто-то его выдал.
За учителем послали Яфарова и Ягупова.
– Иди, тебя народ зовет.
Все могло кончиться трагедией, но Зейнуллин с помощью красноармейцев освободил учителя.
Шло время. Старая школа была очень тесной. Надо было строить новое здание. Войнов хлопотал насчет средств в Самаре. Оттуда, из областного ведомства народного просвещения, поступили средства. Для выполнения полного объема их явно не хватало. Войнов собрал людей и организовал субботник. На субботнике жители поселка сделали вертикальную планировку строительной площадки. В 1927 году сюда из упраздненного Средне-Никольского монастыря было перенесено деревянное здание. В этом реконструированном строении и была открыта новая школа. Первыми учителями были Абдулгадин Войнов и Вера Александровна Жирнова.
Жесточайший удар по всей жизни Пугачевского уезда был нанесен голодом 1921 -1922 гг. Местными организациями народного образования была проведена труднейшая работа по эвакуации детей в благополучные по урожаю губернии. Школьная сеть сократилась. Если в 1920 году на территории уезда было 384 школы и 983 учителя, то в 1922 году осталось 89 школ и 142 учителя. Голод 1921 года охватил все Поволжье. Голодали пугачевцы — русские и татары. Учитель Абдулгадин Войнов вывез своих учеников в хлебный район страны. Путь был неблизкий, но просветитель довез всех школьников до места. Там татарские дети переждали тяжкое время. Через несколько месяцев они вернулись в Пугачев, в родной поселок. Вряд ли действия Войнова можно назвать подвигом, но это был поступок сильного, ответственного и очень доброго человека.
Между тем во время голода в Пугачеве жизнь не останавливалась. В это отчаянное время власти, наряду с продовольственными вопросами, проявляли заботу и о культурно-просветительной работе. В Пугачеве были открыты еще две библиотеки, школы ликвидации безграмотности для взрослых, а при обычных школах — отделения ликбеза. Кроме народного дома, открыли свои двери еще два клуба. В селах каждой волости сохранились и работали народные дома, сельские клубы и избы-читальни.
После голода 1921 года крестьянские дела стали поправляться. Тогда впервые заговорили о коллективном хозяйстве. Учитель A.M. Войнов, вместе со своим дядей Зиятдином Войновым, собрал сход татар. Войновы агитировали создать артель. 15 августа 1922 года была организована первая татарская сельскохозяйственная артель. Назвали ее “Иргиз”. Местные власти выделили артели пару лошадей, двести пудов семян, отвели участок земли. Дело пошло – был хороший урожай. Потом в артель поступили еще одиннадцать лошадей из Сибири. А в 1924 году коллектив артели соорудил плантацию с механической подачей воды. Возглавил первую татарскую артель Зиятдин Войнов. А его племянник учитель продолжал заботиться о развитии образования в татарском поселке…
В сентябре 1931 года татарская начальная школа была реорганизована в неполную среднюю школу, так называемую «семилетку». Это стало большим событием для поселка. Директором был назначен Фатих Абдурахманович Муратов. При нем строительство учебного заведения было доведено до конца. Впоследствии школа была преобразована в общеобразовательную школу №4.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: