Структура себестоимости и факторы, ее определяющие




Под структурой себестоимости понимается ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. На структуру себестоимости влияют следующие факторы:

 

1. Специфика (особенности) предприятия. Исходя из этого различают:

трудоемкие предприятия (большая доля заработной платы в себестоимости продукции);

материалоемкие (большая доля материальных затрат);

фондоемкие (большая доля амортизации);

энергоемкие (большая доля топлива и энергии в структуре

себестоимости),

 

2. Ускорение научно-технического прогресса - под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля веществленного труда в себестоимости продукции увеличивается,

 

3. Уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства,

 

4. Географическое местонахождение предприятия,

 

5. Инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита, (стоимость материальных ресурсов, основных фондов, рабочей силы изменяется неадекватно по отношению к друг другу; опережение процесса выбытия основных фондов над процессом их ввода, - приводит к снижению доли амортизации; неоднократная переоценка основных средств не соответствует уровню инфляции;

увеличение процентных ставок по кредитам значительно повышает плату за кредиты коммерческим банкам).

Структуру себестоимости продукции

характеризуют следующие показатели:

 

• соотношение между живым и овеществленным трудом;

• доля отдельного элемента или статьи в полных затратах;

• соотношение между постоянными и переменными затратами, между основными и накладными расходами, между производственными и коммерческими (непроизводственными) расходами, между прямыми и косвенными и др.

 

Систематическое определение и анализ структуры

затрат на предприятии имеют важное значение для управления издержками на предприятии с целью их минимизации, поскольку позволяет выявить резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии.

 

Структура затрат на каждом предприятии также должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе.

 

Методы калькулирования себестоимости продукции

 

На предприятиях промышленности применяют следующие основные методы калькулирования себестоимости продукции:

 

• прямого счета;

• нормативный;

• расчетно – аналитический;

• параметрический.

 

Наиболее простой и наименее точный – метод прямого счета. При этом методе себестоимость единицы продукции определяется делением общей суммы затрат на количество изготовленной продукции. Применение этого метода возможно лишь на предприятиях, производящих однородную продукцию, в связи с этим метод прямого счета используется ограниченно. Кроме того, он не дает представления о затратах на отдельные статьи калькуляции.

 

Нормативный метод калькулирования себестоимости продукции применяется на предприятиях, где четко организован учет фактических затрат каждого вида ресурсов на единицу конкретного вида продукции массового производства. Он основан на нормах и нормативах использования трудовых, материальных и

финансовых ресурсов. При этом нормы и нормативы использования этих ресурсов должны быть прогрессивными и научно обоснованными. Их величины необходимо систематически пересматривать.

 

Наиболее точный и совершенный метод калькулирования себестоимости продукции – расчетно-аналитический. При этом методе, прежде всего, осуществляется всесторонний анализ состояния производства, возможных изменений в нем. Изучается, какие факторы и как влияют на себестоимость продукции. В основу нормативов и норм закладываются технико-экономические и организационные условия работы в проектируемом периоде.

 

При калькулировании однотипных, но разных по качеству изделий применяется параметрический метод. Он заключается в установлении закономерностей изменения затрат производства в зависимости от качественных характеристик продукции. Так определяют себестоимость изделия на основании стоимости одного килограмма, одной тонны конструктивного веса аналогичных машин и оборудования. Могут применяться и другие показатели, наиболее характерные для данной продукции. По этому же методу можно определять и дополнительные затраты на улучшение качественных характеристик продукции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: