Программа исследования девиантного поведения подростков




Целью работы является исследование психологических особенностей современных девиантных подростков.

Задачи эмпирическогоисследования:

1. разработать программу эмпирического исследования;

2. провести исследование психологических особенностей современных девиантных подростков;

3. осуществить анализ результатов эмпирического исследования.

Исследование проводилось на базе Казённого общеобразовательного учреждения Воронежской области "Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи". Согласно Изменениям, внесенным в Устав «5.11.1. Зачисление в Учреждение воспитанников, склонных к поведенческим рискам, с высокой степенью педагогической запущенности, отказывающихся посещать общеобразовательные организации, с нарушением эмоционально-волевой сферы, жизнедеятельность которых объективно нарушена, в результате сложившихся жизненных обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи, производится приказом директора Учреждения в соответствии с локальными нормативными актами образовательного Учреждения на основании документов указанных в п.5.11 и ходатайства комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.».

Контингент: 40 человек: 20 человек подростков в возрасте 15 лет с девиантным поведением учащихся КОУ - основная группа и контрольная группа – 20 человек –учащиеся Гимназии

Гипотеза:

Для достижения поставленной цели и выполнения комплекса соответствующих задач нами был использованы следующие диагностические методики:

1. Шкала тревоги Спилберга.

2. Шкала безнадежности Бека.

3. Шкала самооценки и уровня притязаний Т.Дембо и С.Я.Рубинштейн модификация А.М. Прихожан

4. Проективная методика «Рисунок человека» ВенгерА.Л.

Применим метод статистического анализа, воспользовавшись программойSTATISTICA при нормальном распределении Т-критерий Стьюдента для не зависимых групп, а при не нормальном распределении критерий Manni-Whitne(непараметрический критерий) для не зависимых групп.

Тревожность подростка часто нарушает его нормальную жизнь, нередко выступает причиной нарушения социальных связей с окружающими

1. Шкала тревоги Спилберга также известенакак опросник Спилбергера. Автор Методики Ч.Д. Спилбергер. В России методика адаптирована Ю.Л. Ханиным. Шкала тревоги Спилбергера является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Представляет собой два опросника по двадцать вопросов в каждом. Испытуемым предлагаетсяпрочитать внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркнуть цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент или обычно. Над вопросами долго не задумываться, поскольку правильных и неправильных ответов нет. Анализ методики сводится к подсчету баллов, по каждой из подшкал может насчитываться от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).

При интерпретации показателей будем использовать следующие ориентировочные оценки тревожности:

· до 30 баллов – низкая,

· 31 - 44 балла - умеренная;

· 45 и более - высокая.

Следует обращать внимание не только на тех, кто имеет высокий и очень высокий уровни тревожности, но и на субъектов, отличающихся «чрезмерным спокойствием» (то есть тех, у которых очень низкий уровень тревожности). Подобная нечувствительность к неблагополучию носит, как правило, защитный характер и препятствует полноценному формированию личности. При этом следует иметь в виду, что ответы во многом зависят от желания давать искренние ответы, от доверия к экспериментатору. Так, высокие баллы по шкалам могут выступать своеобразным «криком о помощи», и, напротив, за «чрезмерным спокойствием» может скрываться повышенная тревога, о которой человек по разным причинам не хочет сообщать. По каждому ученику следует написать заключение, которое должно включать оценку уровня тревожности и необходимые рекомендации по его коррекции. Так, лицам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Для низкотревожных людей требуются пробуждение активности, возбуждениезаинтересованности, чувства ответственности в решении тех или иных задач.

2. Шкала безнадежности Бекаразработана более четверти века назад А. Беком и его сотрудниками в Центре Когнитивной Терапии Медицинской Школы Университета Пенсильвании (США). [псилаб]. Методика содержит 20 утверждений (см. приложение), касающихся будущего испытуемых. Одиннадцать из этих утверждений относятся к эмоции безнадежности, например: «Будущее представляется мне мрачным». Девять других касаются противоположной эмоции — надежды например: «Я смотрю в будущее с надеждой и оптимизмом». При определении показателя безнадежности ответы на утверждения, относящиеся к надежде, инвертируют.Т.о. опросник, содержит в своей структуре компоненты, связанные с позитивными и негативными эмоциями.(Психологическая наука и образование 2002, № 3 (89—103))Шкала Безнадежности Бека измеряет выраженность негативного отношения субъекта к собственному будущему. Особую ценность данная методика представляет в качестве косвенного индикатора суицидального риска. (псилаб)

3. Шкала самооценки и уровня притязаний Т.Дембо и С.Я.Рубинштейн модификация А.М. Прихожан. С.Я. Рубинштейн предлагала в методике 4 обязательные шкалы: здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Но можно добавить дополнительные анализируемые свойства. В нашем исследовании будут проанализированы следущие шкалы:

· Здоровье

· Аккуратность

· Дисциплина

· Доброта

· Ум

· Счастье

· Активность

· Ученик

· Веселый

· Умелый

· Общение (друзья)

· Довольный собой

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. На бланке изображены шкалы в виде вертикальных линей по 100мм. На каждой линии чертой (–) отмечают, как у себя оценивают развитие того или иного качества в данный момент времени. После этого крестиком (х) отмечают, при каком уровне развития этих качеств, удовлетворение собой помогло бы почувствовать гордость за себя. Каждый ответ выражается в баллах. Норма реалистического уровня притязаний, характеризуется результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень – от 75 до 89 баллов, подтверждающий наилучшее представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности. Высота самооценки характеризуется количеством баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий. (https://studfiles.net/preview/5999512/ от 19.06.2018г)

4. Проективная методика «Рисунок человека» ВенгерА.Л. Установить автора, который первым предложил использовать рисунки для выявления психологических особенностей человека, не представляется возможны. Как показывает опыт применения данной методики, оно весьма чувствителена к большому числу различных психологических особенностей. Это следующие особенности:

• уровень общего умственного развития;

• преобладание рационального или эмоционального подхода к действительности;

• уровень психомоторного тонуса, повышенная или пониженная активность, астения;

• недостаточность самоконтроля и планирования действий, импульсивность;

• повышенная эмоциональная лабильность или, напротив, ригидность;

• тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования);

• страхи;

• депрессивные тенденции;

• особенности реакции на стресс;

• агрессивность (с возможностью дифференцировать такие ее формы как физическая и вербальная агрессия, защитная агрессия, невротическая агрессия);

• экстравертность или, напротив, интровертность;

• демонстративность;

• неудовлетворенность потребности в общении;

• аутизация, избегание общения;

• степень социализированности и конформности;

• антисоциальные тенденции;

• отношение к сексуальной сфере;

• отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи.

Так же есть критерии, позволяющие заподозрить наличие органических поражений головного мозга, нарушений обучаемости (задержки психического развития), умственной отсталости, невротического состояния, психического заболевания.

Проведение методики: лист бумаги кладут перед обследуемым вертикально. Инструкция: «Нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете». Если обследуемый задает уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно, чтобы он был в шляпе?» и т.п.), то ему говорят: «Рисуйте так, как вы хотите». Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», – следует ответ: «Нет, нарисуйте всего человека, целиком. Если обследуемый, рисуя, нарушает инструкцию (например, изображает только лицо или робота вместо человека), но не задает при этом никаких вопросов, то проверяющий воздерживается от замечаний и не напоминает инструкцию до окончания рисунка. По окончании работы повторяют задание: «А теперь все-таки нарисуйте человека – всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше – так, как вы умеете», (т. е. инструкция воспроизводится полностью). Нужно попросить сделать повторный рисунок и в том случае, если первоначальный получился схематическим («палочковый человечек») или шаблонно карикатурным.

Бывает, что обследуемый отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. Тогда надо ободрить его, сказать, что вам (проверяющему) интересны любые рисунки, что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого и т.п.

После окончания работы полезно провести обсуждение рисунка, выяснить, что за человек нарисован – какого он возраста, пола (если это не ясно из рисунка), какой у него характер, чем он занимается, что любит и чего не любит, что ожидает его в будущем, о чем он мечтает и т.п. Если обследуется подросток или взрослый человек, то можно попросить его написать небольшой рассказ об изображенном персонаже.

По завершении беседы предлагают еще одно задание в соответствии с процедурой, разработанной Маховер. Обследуемому дают чистый лист бумаги с инструкцией: «А теперь нарисуйте человека другого пола». При непонимании инструкции, нужно пояснить, что имеется в виду человек, пол которого противоположен нарисованному ранее. Это задание полезно для взрослых и подростков. При обследовании дошкольников и младших школьников оно обычно не дает существенной дополнительной информации, хотя в отдельных случаях, когда нужно выявить отношение ребенка к сексуальной сфере, его можно рекомендовать и для маленького ребенка .(В29 Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.160 с: ил. – (Психология для всех).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: