По распределению Центр-Периферия в Индивидуально Групповом Взаимодействии




В зависимости от множества факторов возможны следующие варианты работы (в течение всего МТ или в отдельных его фазах)

 

· в фокусе внимания Ведущего – Запросивец,

· в фокусе внимания фигуры,

· в фокусе внимания одна или несколько фигур,

· перемещение фокуса внимания с Запросивца на фигуры или на одну или несколько фигур, (с различной частотой в ходе сессии),

· в фокусе внимания зрители (редкий, но порой очень важный ход),

· в фокусе внимания сам Ведущий (происходит как бы «театр одного актера» - Ведущего, на фоне Запросивца и фигур, которые находятся в пассивной позиции – тоже редкий вариант, но порой именно он может быть единственно адекватным Запросу Целого),

· в фокусе внимания одновременно все в равной мере (или быстропеременное переведение фокуса внимания и активности на всех присутствующих).

 

По фокусировке архетипов

Примерно в трех четвертях проводимых за последние несколько лет Магических Театров в кульминационные моменты Ведущий фокусирует те или иные архетипы. Иногда это может быть один архетип, иногда – множество, различны и варианты их фокусировки (в тех Театрах, где явная фокусировка не происходит, архетипическая работа все равно так или иначе идет, но «за кадром»).

Архетип(ы) фокусируется:

 

· на одну из фигур,

· на несколько фигур,

· на самого Запросивца,

· на Запросивца и фигуры,

· на всех, включая зрителей, выбирается «оракул» из числа зрителей или (в особых случаях) «оракулом» становится специально приглашенный Соведущий.

 

По стратегии выбора фигур

Одна из первых фаз Магического Театра (как правило, но не всегда) начинается (после выслушивания Запросивца и задавания ему уточняющих вопросов или иных техник) – это выбор системы координат – т.е. собственно означивания фигур, которые затем Запросивец будет «передавать» путем специального ритуала, выбранным им из числа зрителей «актерам».

Фигуры, а особенно комбинации фигур почти никогда не повторялись за 19-летнюю историю МТ. В зависимости от множества факторов, можно различить три типа МТ по параметру простоты-сложности выбираемых фигур:

· Простой – фигуры при этом отражают уровень субличностей клиента, например: ревность, боль, гнев, самолюбие, защитник, прокурор, маленький мальчик, мудрый старик, обида… (когда выбираются простые фигуры, неискушенный наблюдатель или участник может принять МТ за разновидность Психодрамы, но, надеюсь, что уже после даже того небольшого, но емкого структурирования типологии МТ, ясно, что МТ и Психодрама – различные методы).

· Структурный – фигуры отражают более глубокие структуры, чем на субличностном уровне. Это уровень механизмов, например: оральная или анальная фиксация, уровень либидо, анима или анимус, подавленные чувства, сценарные процессы, механизмы защиты, вторичная выгода, убеждения о себе, других, жизни, образ жизни, чакры, тонкие тела, энергетические структуры: блокировки, доминирующие очаги, различные уровни и степени чего-либо и т.п. Сюда же относятся родовые фигуры, например прапрадед и прапрабабка из какого-то колена по отцовской или материнской линии, сам род как фигура и различные его составляющие.

· Постструктурный – фигуры абстрактные, имеющие множество возможных интерпретаций. Это уровень системных деформаций, лежащий в различных развертках, типа: твоя принадлежность семье, роду, этносу, человечеству; или по временной развертке: ты в контексте текущего месяца, жизни, эпохи, истории человечества; или Дух, Душа, Тело; или ты в 3 года, 17 лет, 34 года и 41 год; или Жизненный Путь, Предназначение, Внутренний Козел Отпущения; или Границы твоего Языка и Символ Свободы и т.п. Сюда же относятся расклады по различным философским системам, для примера возьму экзистенциальную модель Хайдеггера: Бытие-к-Смерти, Ужас перед Ничто, Зов Совести, Забота, Оставленность-в-Предоставленности-самому-себе, Бытие-виновным (причастным). И др. Такие фигуры выбираются, когда работа идет на уровне пересборки фундамента личности – картины мира, системы ценностей.

По количеству фигур

· Малая система координат – от 1 до 4 фигур,

· Средняя система координат – от 5 до 10 фигур,

· Большая система координат – от 10 и более (это редкие случаи, в моей практике максимальное количество фигур было – 50)

 

По «этажности» фигур

Часто Магический Театр (особенно в случае малой системы координат) проходит, если так можно выразиться – «в один этаж фигур». Т.е. все фигуры активно задействуются. Но иногда случается необходимость ввести сразу две системы координат, например 4 фигуры первого «этажа» и несколько фигур второго «этажа», при этом фигуры второго «этажа» являются пассивными – Ведущий лишь время от времени справляется об их состоянии, по которому он ориентируется в динамике всей системы. К примеру, в качестве фигур второго «этажа» можно выбрать 7 энергетических центров. Понятное дело, что в начале работы их состояние разбалансировано, что отражается в дискомфортном состоянии актеров, которые являют собой своеобразные зеркала состояний семи энергетических центров. Не задействуя их в динамике процесса, Ведущий работает с первым «этажом» фигур, добиваясь в процессе работы улучшения состояния второго «этажа». Т.е. второй «этаж» является дополнительным индикатором в работе. Семь энергетических центров в качестве фигур второго «этажа», это, конечно, один из множества примеров. Те же 7 центров могут быть фигурами первого «этажа» или вообще единственной системой координат для какого-то Театра. Я привел эту систему координат еще и потому, что она довольно редко используется в работе, чтобы показать просто частный случай.

Возможны и более сложные комбинации, когда, помимо первого и второго «этажей» фигур, выбирается еще третий, а то и четвертый, со все более абстрактными, зачастую, выходящими за человеческий или даже социальный уровень, например, третий или четвертый «этаж» фигур отражает Ноосферические процессы. При этом, активная работа ведется то с первым «этажом» фигур, то со «вторым», то сразу с двумя, которые по ходу процесса перемешиваются и трансформируются уже в какие-то новые фигуры (в ходе почти каждого Театра фигуры претерпевают многократные трансформации, становясь под конец процесса совсем не тем, что было изначально передано актеру, и любой – даже совсем неопытный актер эти превращения в себе ярко переживает).

Итак, еще одна типология МТ:

 

· один этаж фигур,

· два этажа фигур, - с одним работаем, а другой – диагностический (как пример), они могут меняться в ходе процесса,

· три и более этажей фигур, когда есть возможность выбрать много фигур

 

По атмосфере

Термин «атмосфера» используется в системе актерского мастерства Михаила Чехова. И подробнее мы поговорим о них, в отдельной главе этой книги. Здесь же скажем лишь то, что в МТ из взаимодействия Запроса и вИдения Ведущего всякий раз создается та или иная атмосфера. Мы увязали эти атмосферы с теми или иными архетипическими феноменами, поэтому в арсенале МТ мы оперируем атмосферами, часто совершенно противоположными, которые названы по создающему их архетипу.

Итак, еще одна типология (далеко не полную) Магического Театра по доминирующей атмосфере:

 

· атмосфера Аполлона и Афины,

· атмосфера Диониса,

· атмосфера Ареса,

· атмосфера Афродиты,

· атмосфера Зевса,

· атмосфера Кроноса,

· атмосфера Аида,

· атмосфера Гермеса,

· атмосфера Осириса,

· атмосфера Исиды,

· атмосфера Сета,

· атмосфера Матери Лады,

· атмосфера Шивы,

· атмосфера Люцифера,

· атмосфера Ра,

· атмосфера Сварога,

· и т.п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: