В арсенале Магического Театра накоплено множество технологий и техник, многие из которых взяты из различных направлений психологии, психотерапии, мистических практик и т.п., в каждом конкретном случае «заточенных» под специфику МТ и видоизмененных. Магический Театр отличается неповторимой комбинаторикой этих технологий и техник, методов и средств. В ходе одного МТ могут применяться самые разные технологии, тем не менее, в большинстве случаев, мы можем построить типологию Магического Театра по доминирующим технологиям и направлениям работы. Вот некоторые из них:
· телесно-ориентированный;
· двигательно-ориентированный;
· технологический (Ведущий опирается на четкую технологию и последовательность техник);
· ориентация на групповую динамику (Ведущий достаточно пассивен, он лишь создает условия для тех или иных ситуаций и проявлений фигур и Запросивца);
· архетипический – по ходу МТ фокусируется много архетипов, и основная работа строится на взаимодействии их между собой, а также взаимодействии с ними Запросивца и фигур (иногда – зрителей),
· фокусирование на травме (родовой, перинатальной, детской и т.п.);
· выход в общефилософский, общечеловеческий контекст, проведение идеологической линии, обращение к высоким ценностям;
· метафорический - Ведущий погружается в поток образов и создает атмосферу коллективного сновидения, медитативно рассказывая череду образов, сказку, обращаясь к цитатам из книг, историям, литературным аллюзиям, сновидениям и т.п.;
· базовый миф, поиск мифа или сюжета подходящего под Запрос;
· исторический - рассмотрение влияния определенной эпохи с «погружением» в нее, - эпоха рассматривается, как специфический культуральный контекст;
· аналитический - интерпретация, как в сеансе анализа, или цепочка интерпретаций Ведущего пронизывает весь МТ, увязывая все аспекты происходящего на многих уровнях в единое целое (здесь возможны варианты интерпретаций, например, в рамках психоанализа в одном случае, в юнгианском ключе в другом, и т.п. вплоть до уровня некой «житейской мудрости» и т.п.);
· катарсический (противоположный аналитическому), проход через яркие, взрывные чувства, без какой-либо попытки их рационализировать;
· провокационный – Ведущий словами и действиями создает на «сцене» провокационные ситуации…
По выведению в доминанту определенной философско - мировоззренческой модели
Ведущий Магического Театра не фиксирован на какой-либо одной философско-мировоззренческой концепции, даже на постмодернизме, как раз рассматривающем плюрализм философских моделей. Ведущий свободно оперирует различными мировоззрениями, осознавая их контекстуальность и адресность (для каждого человека в определенный период времени адекватной может быть любая философская модель реальности, другая чем у иного человека в иной момент времени). Типология Магического Театра по наиболее часто используемым философским моделям:
· герметическо-алхимическая,
· экзистенциализм,
· феноменология,
· классический психоанализ,
· юнгианский анализ,
· мировоззрение архетипической психологии Хиллмана,
· лакановский вариант психоанализа,
· структуралистическое мировоззрение,
· постструктурализм, семиотические модели (мир как текст и т.п.),
· трансперсональное мировоззрение,
· интегративная модель Кена Уилбера,
· гештальтийское мировоззрение,
· соционическая модель,
· мировоззрение гуманистической психологии,
· модели мировоззрения различных мистических учений,
· технологический (методология, ТРИЗ, ТПР)
По интерпретациям
Интерпретации широко используются не только в психоаналитически-ориентированных школах психотерапии, но и во многих других. В Магическом Театре Ведущий пользуется несколькими типами интерпретаций, опять же, в зависимости от множества факторов. В принципе в течение целого Театра или его большей части, Ведущий может или вообще не использовать интерпретации, либо использовать определенный тип интерпретации, поэтому очередная типология будет построена по этому фактору:
· однозначные интерпретации, используемые ведущим, точно и прямо связывающие различные факторы жизни или ситуации Запросивца, обозначающие причинно-следственные связи, выводящими в осознание различные бессознательные мотивы, сценарные паттерны и т.п.,
· метафоры, интерпретации подразумевающие множество значений,
· обратная связь фигур и зрителей, как интерпретации,
· без интерпретации и вообще логической ясности
По стадиям динамики
В ходе каждого Магического Театра происходят от одной до нескольких стадий, после каждой из которых, в принципе, можно заканчивать Театр. Например, это может быть стадия нарастания напряжения и последующего катарсиса, в ходе которого происходит также трансформация фигур. Однако, следуя вИдению, Ведущий может не ограничиться одной такой стадией, продолжая процесс до следующей волны напряжения – трансформации – разрядки и так далее, добиваясь выхода на все большую и большую глубину. Важно уметь вИдеть, когда нужно остановиться, а когда можно продолжить – т.е. на какую глубину можно выходить, учитывая ресурс системы (Запросивец, фигуры, зрители, Ведущий). По этому параметру можно просто типологизировать Театры по количеству таких циклов:
· 1,
· 2,
· 3,
· и т.д.