Рефлексия «Цветик – семицветик»




Тренинговое занятие для специалистов ДОУ

«Гармония взаимоотношений»

Ведущий: педагог - психолог

Ход тренинга

Приветствие «Цветик – семицветик»

Цель: Знакомство и осознание своих потребностей

Упражнение состоит в том, что каждый говорит о том, что хотел бы здесь получить, чему научиться, какие проблемы решить.

Участники передают друг другу цветок со словами: «Меня зовут ….. Я здесь для того, чтобы ….»

2. Принципы работы в группе (свободное обсуждение, принятие и помещение на видном месте)

Цель: формирование групповых норм

- «Здесь и теперь»

- Искренность в общении

- «Персонификация»

- Активность

- Конкретность

- Не интерпретировать

- Конфиденциальность

Истоки толерантности.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16.11.1995г.), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наши форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.

4. Анкетирование «Толерантны ли вы?» (приложение)

Цель: оценить степень своей толерантности

Участники заполняют анкету.

Упражнение «Черты толерантности»

Цель: ознакомить участников с основными чертами толерантности личности

Участники составляют список черт присущих толерантной личности. Определяют какие черты проявляются у них в большей и в меньшей степени. (Чтобы стать истинно толерантной личностью, необходимо работать над собой и стремиться к развитию таких качеств, которые в тебе наименее выражены).

Упражнение «Эмблема толерантности»

Цель: продолжить работу по определению понятия «толерантность»

Участники делятся на 2-3 группы и начинают рисовать такую эмблему, которая могла бы как можно точнее отобразить значение термина «толерантность». После завершения каждая группа организует презентацию своей эмблемы.

Упражнение «Большой - маленький»

Цель: Осознание чувств при встрече с препятствием

Участники разбиваются на пары и становятся друг против друга, договариваются, кто будет «А», а кто «Б». «Б» о чем-либо просит «А». «А» должен внимательно смотреть вверх, на противоположную стену. При этом «А» стоит, а «Б» сидит у его ног. Затем участники меняются ролями, местами.

Обсуждение

- Что ты чувствовал в роли «А»?

- Что ты чувствовал в роли «Б»?

- В какой роли тебе было более комфортно?

- Кем для тебя был «А» («Б»)?

- Что ты хотел в роли «А» («Б»)?

- Что мешало осуществлению желания?

- Какой вид общения напоминало тебе это упражнение?

(Взрослые и дети (дети ОВЗ) часто находятся в разных «пространствах», каждый в своем. У каждого свои цели, поэтому между ними часто возникают противоречия). Сделать «пространство» общим означает приступить к такому обучению (воспитанию), которое учитывает пожелания обоих сторон. Способен ли на это ребенок (ребенок с ОВЗ)?

Кто должен сделать «пространство» общим, чтобы оба субъекта общения были не рядом и не над, а вместе? Как это можно сделать?

Обсуждение

Ролевое разыгрывание непростых ситуаций.

Цель: синтезирование конструктивных путей разрешения педагогически сложных ситуаций, отработка умения давать обратную связь.

Участники разбиваются на пары. Каждый из участников получает задание, дается время на обдумывание, затем разыгрывается ситуация.

Ситуации:

1. Мама ребенка из вашей группы в резкой форме выражает недовольство тем, что ребенок потерял маечку (носки, плавательная шапочка и т.д.).

2. Ребенок не обращает внимание на просьбы воспитателя (специалиста) принять участие в занятии и продолжает заниматься своими делами.

Обсуждение

- Как вам было в своей роли?

- Какие цели вы ставили перед собой, вступая в контакт?

- Достигли ли вы эти целей?

- Как изменились ваши чувства?

- Что для вас было важнее: то, что вы видели, или то, что вы слышали?

- Насколько ваша роль соответствует вашему поведению в жизни?

- Можете ли вы назвать приемы, благодаря которым удалось установить контакт?

Слушая себя

Цель: Принятие своих чувств, эмоций через творческую деятельность; снятие волнения и нервного напряжения.

Звучит спокойная музыка. Участники располагаются в удобном месте. Начинают рисовать те образы, ощущения, символы, которые ассоциируются с музыкальной темой. Каждый должен стремиться выразить себя как можно полнее.

Обсуждение рисунков.

Рефлексия «Цветик – семицветик»

Цель: осмысление качественных изменений происшедших с каждым участником, определение перспективных жизненных и профессиональных целей.

Участники, передавая по кругу цветок, говорят о том, что им дал тренинг и как это отразится на его жизни, начиная со слов:

- Теперь я буду ….

- Теперь я могу …

- Теперь у меня получится …. И т.д.

Принимающий цветок поддерживает рядом сидящего участника словами: «Я уверен, что ты …», «Ты действительно …» и т.д., повторяя основной смысл сказанного.


Приложение

«Толерантны ли вы?»

(Солдатова Г., Кравцова О., Хухлаев О., Шайгерова Л. Экспресс-опросник «Индекс толерантности»Центр психологической помощи «Гратис», Журнал «Обруч»/ учредитель: ООО " Линка-Пресс ". – М., 2004г. № 6)

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения. Дальнейшие подсчеты производятся в соответствии со шкалой:

1. – абсолютно не согласен

2. – не согласен

3. – скорее не согласен

4. – скорее согласен

5. – согласен

6. – полностью согласен

    Абсолютно не согласен Не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Согла-сен Полностью согласен
  В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение            
  В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности            
  Если друг предал – надо отомстить ему            
  К жителям Кавказа станут относиться лучше, если они изменят свое поведение            
  В споре может быть правильной только одна точка зрения            
  Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах            
  Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные            
  С неопрятными людьми неприятно общаться            
  Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать другие точки зрения            
  Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества            
  Я готов принять в качестве члена моей семьи человека любой национальности            
  Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, т. к. у местных проблем не меньше            
  Если со мной поступают грубо, я отвечаю тем же            
  Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей            
  Для наведения порядка необходима «сильная рука»            
  Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители            
  Человек, который думает не так как я, вызывает у меня раздражение            
  К некоторым народам трудно хорошо относиться            
  Беспорядок меня очень раздражает            
  Любые религии имеют право на существование            
  Я могу представить своим близким другом чернокожего человека            
  Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим            

Обработка результатов

Для качественного анализа подсчитывается общий результат. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» - 1 балл, «полностью согласен» - 6 баллов). Затем полученные баллы суммируются.

Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22 – 60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61 – 99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100 – 132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», что связано, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представления о взглядах исследователя и целях исследования).


Литература

1. Белухин Д.А. Психотерапия педагогической деятельности. М., 1992.

2. Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения.- М.: Школьная Пресса, 2010.

3. Добрович А.В. Воспитателю о психологии общения. М.: Просвещение, 1987.

4. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.

5. Солдатова Г., Кравцова О., Хухлаев О., Шайгерова Л. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Центр психологической помощи «Гратис», Журнал «Обруч»/ учредитель: ООО " Линка-Пресс ". – М., 2004г.

6. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.

7. Чернявская В.С. Развитие педагогической толерантности. Пособие для психологов и педагогов. – М.: АПКиПРО, 2005.

 

Составители: педагоги-психологи МАУ «ЦППМСП Тракторозаводского района г.Челябинска» Ботева Марина Борисовна, Чуфарова Татьяна Анатольевна.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: