Тренинговое занятие для специалистов ДОУ
«Гармония взаимоотношений»
Ведущий: педагог - психолог
Ход тренинга
Приветствие «Цветик – семицветик»
Цель: Знакомство и осознание своих потребностей
Упражнение состоит в том, что каждый говорит о том, что хотел бы здесь получить, чему научиться, какие проблемы решить.
Участники передают друг другу цветок со словами: «Меня зовут ….. Я здесь для того, чтобы ….»
2. Принципы работы в группе (свободное обсуждение, принятие и помещение на видном месте)
Цель: формирование групповых норм
- «Здесь и теперь»
- Искренность в общении
- «Персонификация»
- Активность
- Конкретность
- Не интерпретировать
- Конфиденциальность
Истоки толерантности.
Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16.11.1995г.), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наши форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Это определение подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.
4. Анкетирование «Толерантны ли вы?» (приложение)
Цель: оценить степень своей толерантности
Участники заполняют анкету.
Упражнение «Черты толерантности»
Цель: ознакомить участников с основными чертами толерантности личности
Участники составляют список черт присущих толерантной личности. Определяют какие черты проявляются у них в большей и в меньшей степени. (Чтобы стать истинно толерантной личностью, необходимо работать над собой и стремиться к развитию таких качеств, которые в тебе наименее выражены).
Упражнение «Эмблема толерантности»
Цель: продолжить работу по определению понятия «толерантность»
Участники делятся на 2-3 группы и начинают рисовать такую эмблему, которая могла бы как можно точнее отобразить значение термина «толерантность». После завершения каждая группа организует презентацию своей эмблемы.
Упражнение «Большой - маленький»
Цель: Осознание чувств при встрече с препятствием
Участники разбиваются на пары и становятся друг против друга, договариваются, кто будет «А», а кто «Б». «Б» о чем-либо просит «А». «А» должен внимательно смотреть вверх, на противоположную стену. При этом «А» стоит, а «Б» сидит у его ног. Затем участники меняются ролями, местами.
Обсуждение
- Что ты чувствовал в роли «А»?
- Что ты чувствовал в роли «Б»?
- В какой роли тебе было более комфортно?
- Кем для тебя был «А» («Б»)?
- Что ты хотел в роли «А» («Б»)?
- Что мешало осуществлению желания?
- Какой вид общения напоминало тебе это упражнение?
(Взрослые и дети (дети ОВЗ) часто находятся в разных «пространствах», каждый в своем. У каждого свои цели, поэтому между ними часто возникают противоречия). Сделать «пространство» общим означает приступить к такому обучению (воспитанию), которое учитывает пожелания обоих сторон. Способен ли на это ребенок (ребенок с ОВЗ)?
Кто должен сделать «пространство» общим, чтобы оба субъекта общения были не рядом и не над, а вместе? Как это можно сделать?
Обсуждение
Ролевое разыгрывание непростых ситуаций.
Цель: синтезирование конструктивных путей разрешения педагогически сложных ситуаций, отработка умения давать обратную связь.
Участники разбиваются на пары. Каждый из участников получает задание, дается время на обдумывание, затем разыгрывается ситуация.
Ситуации:
1. Мама ребенка из вашей группы в резкой форме выражает недовольство тем, что ребенок потерял маечку (носки, плавательная шапочка и т.д.).
2. Ребенок не обращает внимание на просьбы воспитателя (специалиста) принять участие в занятии и продолжает заниматься своими делами.
Обсуждение
- Как вам было в своей роли?
- Какие цели вы ставили перед собой, вступая в контакт?
- Достигли ли вы эти целей?
- Как изменились ваши чувства?
- Что для вас было важнее: то, что вы видели, или то, что вы слышали?
- Насколько ваша роль соответствует вашему поведению в жизни?
- Можете ли вы назвать приемы, благодаря которым удалось установить контакт?
Слушая себя
Цель: Принятие своих чувств, эмоций через творческую деятельность; снятие волнения и нервного напряжения.
Звучит спокойная музыка. Участники располагаются в удобном месте. Начинают рисовать те образы, ощущения, символы, которые ассоциируются с музыкальной темой. Каждый должен стремиться выразить себя как можно полнее.
Обсуждение рисунков.
Рефлексия «Цветик – семицветик»
Цель: осмысление качественных изменений происшедших с каждым участником, определение перспективных жизненных и профессиональных целей.
Участники, передавая по кругу цветок, говорят о том, что им дал тренинг и как это отразится на его жизни, начиная со слов:
- Теперь я буду ….
- Теперь я могу …
- Теперь у меня получится …. И т.д.
Принимающий цветок поддерживает рядом сидящего участника словами: «Я уверен, что ты …», «Ты действительно …» и т.д., повторяя основной смысл сказанного.
Приложение
«Толерантны ли вы?»
(Солдатова Г., Кравцова О., Хухлаев О., Шайгерова Л. Экспресс-опросник «Индекс толерантности»Центр психологической помощи «Гратис», Журнал «Обруч»/ учредитель: ООО " Линка-Пресс ". – М., 2004г. № 6)
Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения. Дальнейшие подсчеты производятся в соответствии со шкалой:
1. – абсолютно не согласен
2. – не согласен
3. – скорее не согласен
4. – скорее согласен
5. – согласен
6. – полностью согласен
Абсолютно не согласен | Не согласен | Скорее не согласен | Скорее согласен | Согла-сен | Полностью согласен | ||
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение | |||||||
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности | |||||||
Если друг предал – надо отомстить ему | |||||||
К жителям Кавказа станут относиться лучше, если они изменят свое поведение | |||||||
В споре может быть правильной только одна точка зрения | |||||||
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах | |||||||
Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные | |||||||
С неопрятными людьми неприятно общаться | |||||||
Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать другие точки зрения | |||||||
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества | |||||||
Я готов принять в качестве члена моей семьи человека любой национальности | |||||||
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, т. к. у местных проблем не меньше | |||||||
Если со мной поступают грубо, я отвечаю тем же | |||||||
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей | |||||||
Для наведения порядка необходима «сильная рука» | |||||||
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители | |||||||
Человек, который думает не так как я, вызывает у меня раздражение | |||||||
К некоторым народам трудно хорошо относиться | |||||||
Беспорядок меня очень раздражает | |||||||
Любые религии имеют право на существование | |||||||
Я могу представить своим близким другом чернокожего человека | |||||||
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
Обработка результатов
Для качественного анализа подсчитывается общий результат. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» - 1 балл, «полностью согласен» - 6 баллов). Затем полученные баллы суммируются.
Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.
Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.
Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:
22 – 60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.
61 – 99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100 – 132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», что связано, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представления о взглядах исследователя и целях исследования).
Литература
1. Белухин Д.А. Психотерапия педагогической деятельности. М., 1992.
2. Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения.- М.: Школьная Пресса, 2010.
3. Добрович А.В. Воспитателю о психологии общения. М.: Просвещение, 1987.
4. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.
5. Солдатова Г., Кравцова О., Хухлаев О., Шайгерова Л. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Центр психологической помощи «Гратис», Журнал «Обруч»/ учредитель: ООО " Линка-Пресс ". – М., 2004г.
6. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.
7. Чернявская В.С. Развитие педагогической толерантности. Пособие для психологов и педагогов. – М.: АПКиПРО, 2005.
Составители: педагоги-психологи МАУ «ЦППМСП Тракторозаводского района г.Челябинска» Ботева Марина Борисовна, Чуфарова Татьяна Анатольевна.