Мировоззрение - ядро духовной жизни.




03.11.2020

Дисциплина: «Уроки гражданственности и духовности Донбасса»

Группа 80

Урок № 9

Тема: Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм и гражданственность. Ценностные ориентиры личности. Мировоззрение. Факторы формирования региональной идентичности.

Цели и задачи урока: сформировать представление обучающихся о духовном мире личности как важнейшей ценности; развивать умение анализировать материал, аргументировать собственную позицию; воспитывать гуманизм, уважение к общечеловеческим ценностям, способствовать формированию активной жизненной позиции.

 

Ход урока.

Организационный момент.

Изучение материала по теме урока

«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот» -Л.Н. Толстой

Человек как духовное существо.

Ф. М. Достоевский писал: «Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека... ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того: мыслители провозглашают общие законы, т. е. такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если б этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин».

Всю свою жизнь человек неустанно работает над своим духовным миром.

- Что же включает в себя духовный мир человека?

- Назовите важнейшие элементы человеческой духовности. (Мораль, патриотизм, гражданственность, мировоззрение.)

Духовный мир личности является сложной системой, включающей в себя ряд элементов:

1) духовные потребности, заключающиеся в знаниях о себе, о мире, о смысле и назначении своей жизни;

2) эмоции, выражающие отношение человека к полученным знаниям;

3) ценности жизни и культуры, жизненную ориентацию человека, его индивидуальный выбор.

Мировоззрение - ядро духовной жизни.

Помните странную фразу из песни Ю. Визбора: «Дороги трудны, но трудно без дорог». Что означают эти слова?

На жизненном пути человека стоят своеобразные ориентиры: нравственные и мировоззренческие. Именно они показывают человеку направления его движения. Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение. Чем оно отличается от других элементов духовного мира?

Отличительные черты мировоззрения:

• представляет собой взгляд человека не на какую-нибудь отдельную сторону мира, а именно на мир в целом;

• отражает отношение человека к окружающему его миру.

Следовательно, мировоззрение - это целостное представление человека о природе, обществе, самом себе, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

Мировоззрение носит исторический характер, т. е. определяется исторической эпохой с присущими ей:

• уровнем знаний;

• наличием проблем;

• духовными ценностями и зависит от нее.

Духовные ориентиры личности сложная система, элементы которой:

1) духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры;

2) знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

4) представления;

5) убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

6) ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

7) способности к тем или иным формам социальной деятельности;

8) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

9) цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни.

Важным элементом духовного мира человека является его мировоззрение. Мировоззрение – это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

- А сейчас нам предстоит разобраться с типами мировоззрения.

Вспомните Чичикова (Н.В. Гоголь «Мёртвые души»), Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник»), профессора Преображенского (М.Булгаков «Собачье сердце»). У них одинаковый тип мировоззрения?

1) Обыденное (или житейское) мировоззрение. Оно формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт;

2) Научное. Оно формируется на основе достижений современной науки, отражает научную картину мира, результаты современного научного познания;

3) Религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека.

Обобщение новых знаний, подведение итогов.

Духовная жизнь - это то, что возвышает человека, наполняет его деятельность глубоким смыслом, способствует выбору верных ориентиров. Она требует постоянного обогащения путём общения и особенно путём обращения к произведениям русских и зарубежных философов, священным книгам мировых религий, шедеврам отечественной и мировой художественной литературы, музыки, живописи.

Нравственное самовоспитание означает единство сознания и поведения, неуклонную реализацию нравственных норм в жизни и деятельности. Только в опыте добрых дел и противостоянии злу можно сознательно осуществлять нравственное самосовершенствование.

Наше время позволяет человеку совершить мировоззренческое самоопределение. Но следует помнить, что обыденное мировоззрение оставляет человека на уровне житейских забот и не даёт ему достаточных оснований для ориентации в сложном и быстро меняющемся современном мире. Каждый сам выбирает то, что, по его мнению, помогает ему жить.

Домашнее задание: запишите краткий конспект урока, ответьте на вопросы:

1. Человек – кузнец своей судьбы, а судьба в огромной степени зависит от духовного богатства личности.

- Почему же бездуховность – катастрофа для человека и общества?

2. Прочитайте притчу и определите: лёгок или труден путь к духовности?

«Однажды Сократ со своими учениками шёл по дороге и обсуждал сложные проблемы бытия. Увидевший это владелец увеселительного заведения спросил у философа: -Сократ, что ты так стараешься? Стоит мне только поманить твоих учеников, как они гурьбой пойдут ко мне. На что Сократ ответил:

-Конечно, потому что ты зовёшь их вниз, а я веду их наверх трудной дорогой познания».

3. От чего зависит формирование духовного мира человека?

ФОТОГРАФИРУЕМ И ОТСЫЛАЕМ ЕЛЕНЕ АНАТОЛЬЕВНЕ!!!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: