Содержание
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 4
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 7
Введение.. 8
РАЗДЕЛ 1 РАДИОМАЯКИ И РАДИОПЕЛЕНГАТОРЫ... 9
Тема 1.1 Общие сведения об устройстве и принципе работы радиомаяков и радиопеленгаторов. 9
Тема 1.2 Эксплуатация радиопеленгаторов и ошибки их при радиопеленговании. 10
РАЗДЕЛ 2 РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ СТАНЦИИ (РЛС) 12
Тема 2.1 Основы радиолокации и управления радиолокационной станцией. 12
Тема 2.2 Навигационное использование радиолокационных станций (РЛС) 14
Тема 2.3 Техника радиолокационной прокладки. 15
Тема 2.4 Автоматическая идентификационная система (АИС). Использование РЛС в сопряжении с АИС. Судовая аппаратура. 17
Раздел 3 РАДИОНАВИГАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ(РНС). Тема 3.1 Наземные фазовые и импульсно-фазовые РНС.. 18
Тема 3.2 Среднеорбитные спутниковые радионавигационные системы ГЛОНАСС/GPS 19
Тема 3.3 Электронные картографические навигационные и информационные системы (ЭКНИС). Аппаратура для чтения электронных карт. 21
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ... 24
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.. 27
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРЫ... 28
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания и контрольные задания по учебной дисциплине «Организация радиолокационного наблюдения, РНП и АИС» составлены для обучающихся заочной формы обучения и предназначены для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников специальности 26.02.03 «Судовождение» среднего профессионального образования (базовый уровень). Методические указания и контрольные задания по учебной дисциплине «Организация радиолокационного наблюдения, РНП и АИС» разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта СПО по специальности 180406 «Морское судовождение», утвержденного Минобразованием РФ 14.05.2002 г., рег. № 09-2405-Б.
В методических указаниях рассмотрены три раздела учебной дисциплины «Организация радиолокационного наблюдения, РНП и АИС»:
- Радиомаяки и радиопеленгаторы.
- Радиолокационные станции. Автоматическая идентификационная система (АИС) – автор Песецкий В.М.
- Радионавигационные системы. Электронные картографические навигационные и информационные системы (ЭКНИС) – автор Шевель Ю.С..
Цель изучения первого раздела – дать студентам основные сведения: о радиомаяках, принципах их работы; радиопеленгаторах, слуховых и визуальных; правилах их эксплуатации и обслуживания; об ошибках, возникающих при радиопеленговании и их устранении; о типах радиопеленгаторов, используемых на судах.
Во втором разделе предусмотрено изучение основ радиолокации: принципа действия, конструкции и правил технической эксплуатации радиолокационных станций типа «Наяда – 25М1», «Лиман – 1Е», «Наяда – 34 МЕ».
Здесь же мы рассмотрим АИС: принципы ее построения, отображения информации, судовую аппаратуру.
При изучении раздела «Радионавигационные системы» (РНС) студенты должны приобрести знания по теории построения гиперболических РНС с использованием наземных и космических станций. Далее они должны изучить: среднеорбитные навигационные системы «ГЛОНАСС» и «GPS», «NAVSTAR», методы определения местоположения судов относительно грунта и вычисления вектора направления, приемоиндикаторы отечественного и зарубежного производства, дифференциальные подсистемы, действия системы и аппаратуру «ЭКНИС», ее компоновку, принципы действия и использования электронных карт, их корректуру в другом и автоматическом режиме, для решения навигационных задач.
Изучение дисциплины «Организация радиолокационного наблюдения, РНП и АИС» связано с изучением следующих дисциплин: «Электротехника и электроника», «Судовое радиооборудование», «Радиолокационное наблюдение и прокладка, эксплуатация средств автоматической радиолокационной прокладки (САРП)» и др.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен
знать:
- радиомаяки, их устройство, принципы действия;
- устройство, принцип действия радиопеленгаторов, их возможности, ошибки пеленгования и устранение их;
- законы радиолокации, принцип построения радионавигационных систем (РНС), их навигационные возможности;
- технику радиолокационной прокладки;
- аппаратуру идентификации судов, принципы ее устройства, отображение информации;
- принципы построения наземных РНС и их приемоиндикаторы;
- устройство и принцип действия среднеорбитных спутниковых навигационные систем «ГЛОНАСС» и «GPS»;
- современные электронные картографические навигационные и информационные системы (ЭКНИС) и их приемоиндикаторную аппаратуру и правила ее эксплуатации;
- литературу электронной картографии;
- типы электронных карт, порядок их корректуры и переиздания;
- правила эксплуатации электронных карт графической системы;
уметь:
- грамотно эксплуатировать радиопеленгаторы, приемоиндикаторы, навигационные судовые РЛС, литературу АИС и «ЭКНИС»;
- использовать возможности навигационной техники для безопасной эксплуатации судов.
После изучения разделов учебной дисциплины студентам необходимо выполнить контрольную работу.
Прорабатывая занятие, следует пользоваться рекомендуемой литературой и пособиями. При проработке задания студенты обязательно должны вести конспект, в котором аккуратно записать практические выкладки, сделать зарисовки, чертежи, электросхемы и дать к ним пояснения и объяснения.
Студент должен стремиться ознакомиться на судах с материальной частью, электрическими и монтажными схемами и вопросами эксплуатации приборов.
После проработки задания студент должен ответить на все вопросы для самоконтроля и выполнить контрольную работу, которая сдается в колледж на проверку.
Методические указания составлены в соответствии с требованиями (объемом изучаемого материала) и примерной программой учебной дисциплины «Организация радиолокационного наблюдения, РНП и АИС», рассчитанной на 28 часов, в т.ч. 16 часов практических занятий, которые тесно взаимосвязаны с примерной программой учебной дисциплины «Радиолокационное наблюдение и прокладка», дисциплиной специализации по этой специальности.
Вносимые образовательными учреждениями в методические указания изменения, дополнения (при условии обязательного выполнения Государственных требований по подготовке выпускников) должны рассматриваться на заседании цикловой комиссии и утверждаться заместителем начальника колледжа по учебной работе.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем | Количество часов при очной форме обучения | Количество часов при заочной форме обучения (по учебному плану) | ||
всего | обз.-устан. занятия | практ. зан. | ||
Введение | ||||
Раздел 1 Радиомаяки и радиопеленгаторы | ||||
Тема 1.1 Общие сведения об устройстве и принципе работы радиомаяков и радиопеленгаторов | ||||
Тема 1.2 Эксплуатация радиопеленгаторов и ошибки при радиопеленговании | ||||
Раздел 2 Радиолокационные станции (РЛС) | ||||
Тема 2.1 Основы радиолокации и управление радиолокационной станцией | ||||
Тема 2.2 Навигационное использование РЛС | ||||
Тема 2.3 Техника радиолокационной прокладки | ||||
Тема 2.4 Автоматическая идентификационная система (АИС). Использование РЛС в сопряжении с АИС. Судовая аппаратура. | ||||
Раздел 3 Радионавигационные системы (РНС) | ||||
Тема 3.1 Наземные фазовые и импульсно-фазовые РНС | ||||
Тема 3.2 Среднеорбитные спутниковые радионавигационные системы ГЛОНАСС/GPS | ||||
Тема 3.3 Электронные картографические навигационные и информационные системы (ЭКНИС). Аппаратура для чтения электронных карт | ||||
Всего по дисциплине |
Введение
Курсант-заочник должен
иметь представление:
- о роли учебной дисциплины «Организация радиолокационного наблюдения, РНП и АИС» в обеспечении безопасности плавания судна;
знать:
- содержание и сущность изучаемых разделов учебной дисциплины;
- краткий исторический очерк развития радионавигационных приборов: радиомаяков, радиопеленгаторов; основы радиолокации РЛС за рубежом и в России;
- системы наземного и космического размещения: АИС, ГЛОНАСС/GPS;
- дальнейшие перспективы развития технических средств судовождения в России;
- электронные картографические навигационные и информационные системы (ЭКНИС), аппаратуру для чтения электронных карт.
Роль учебной дисциплины «Организация радиолокационного наблюдения, РНП и АИС» в обеспечении безопасности плавания судна.
Содержание и сущность разделов дисциплины: «Радиомаяки и радиопеленгаторы», «Радиолокационные станции, АИС», «Радионавигационные системы, ЭКНИС».
Краткий исторический очерк развития РЛС, радионавигационных систем АИС и «ЭКНИС» в России и за рубежом.
Перспективы развития технических средств судовождения в России.
РАЗДЕЛ 1 РАДИОМАЯКИ И РАДИОПЕЛЕНГАТОРЫ