Филиал Центрального военно-морского музея «Кронштадтская крепость»




Филиал Центрального военно-морского музея «Кронштадтская крепость»

Методические рекомендации по проведению ознакомительной обзорной экскурсии

 

«Кронштадтский Морской собор - храм и памятник военно-морской славы России»

Для взрослых посетителей

(маршрут №1: центральный зал, крестильный храм)

Продолжительность экскурсии: до 90 мин

Составитель – заведующий филиалом «ЦВММ» «Кронштадтская крепость» Тарапон А.П.

 

 


 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

1. Методическое пособие представляет собой развернутый план экскурсии с хронометражем и тезисной содержательной частью. Текст экскурсии в полном объеме каждый экскурсовод составляет самостоятельно, опираясь на данное пособие, рекомендованную литературу и справочные материалы.

 

2. Цель экскурсии:

- познакомить на материале Кронштадтского Морского собора экскурсантов с историей возникновения идеи создания Морского собора, его строительства и реставрации;

- показать внутреннее убранство и великолепие архитектуры, как связующее звено зарождения христианства в России;

- рассказать о роли Морского собора в разные периоды развития нашего государства;

- отдельно сосредоточить внимание экскурсантов на значении и роли Морского собора в период Великой Отечественной войны при обороне Кронштадта и блокаде Ленинграда.

 

3. Маршрут является рекомендательным и может быть изменен в зависимости от особенностей группы, погодных условий и загрузки зала.

 

4. Экскурсию необходимо построить таким образом, чтобы она приобрела форму образовательно-культурного досуга. Для этого в экскурсии следует, использовать элементы беседы, приведение цитат высказываний руководителей государства, видных политических и других деятелей культуры, искусства, духовенства. В ходе проведения экскурсии для поддержания внимания и определения уровня знаний аудитории можно задать группе несколько простых вопросов, не требующих длительных размышлений и развернутого ответа.

 

5. Формат экскурсии, обусловленный особым положением Морского собора, проведением церковных мероприятий, особенностей группы, ограниченностью времени, заставляет экскурсовода максимально использовать методику показа уникальности Морского собора, связанного с его архитектурой и историей Военно-Морского Флота России.

 

МАРШРУТ ОБЪЕКТ СОДЕРЖАНИЕ, ДЕЙСТВИЯ ЭКСКУРСОВОДА ВРЕ-МЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ, ПРИЕМЫ
I. Вступительная часть – до 5 мин
  Группа собирается у входа в Кронштадтский Морской собор (далее - собор)   ______________       Кронштадтский Морской собор   _________________________       Принцип построения экскурсии – маршрут и содержательная часть формируется как комплекс тематических блоков в хронологической последовательности на примере особенно интересных и важных фактов. Представиться, проинформировать о том, где мы находимся, маршрут, время проведения экскурсии. Приглашение пройти к месту начала проведения экскурсии. _______________________________________________ II. Основная часть – до 80 мин   до 5 мин   _____     Особое внимание следует обратить на правила фотосъемки и поведения для взрослых с детьми в музее и храме.   _____________________    

 

  У макета собора, представленного для демонстрации императору Николаю II   Остановка № 1.   Макет собора – история строительства храма. Кратко о выставках, расположенных в северной части собора: 1.Из собраний «ЦВММ» и Государственного музея истории религии, «Православие и флот», 2.Иоанн Кронштадтский, его роль и участие в создании и строительстве собора. 3.«Святой праведный воин адмирал Феодор Ушаков».       Православная Русь до конца XVII века не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных значимых событий издавна возводились храмы. Это не только наиболее древний, но и наиболее универсальный памятник, где в единстве и взаимодействии сочетались функции и церкви, и памятника, и мемориала. Главная задача храма – памятника –служить местом поминовения погибших воинов. Храмы были хранилищами реликвий, в том числе и военных – оружия защитников Отечества, боевых знамен и трофеев. Особое развитие эта традиция получила в Санкт-Петербурге, где было возведено много храмов-памятников: Собор во имя Святителя Николая Чудотворца строился как Храм – памятник ВСЕМ российским военным морякам, погибшим на службе России. Изначально, будущий храм рассматривался как памятник великим делам Петра I: «…на месте его первых и особенных трудов, кроме того, собор должен был быть достойным памятником чинам Морского ведомства, погибшим при исполнении служебного долга, а также способствовавшим развитию и славе Флота». В воззвании Комитета по сбору средств на постройку собора говорилось: «Новый храм предполагается создать в таком виде, чтобы он служил и местом молитвы для моряков, и был памятником деяний русского флота». Собор задумывался как главный морской мемориал и реликварий: на галерее второго яруса были отведены обширные помещения для хранения исторических предметов, связанных с героями флота, корабельных флагов, знаменных флагов экипажей, икон из корабельных церквей, морских трофеев. На стенах Храма были размещены памятные доски с фамилиями моряков и представителей флотского духовенства, отдавших свои жизни в морских сражениях, походах и при исполнении служебного долга за всю историю Российского флота, по всем морям и океанам, без различия национальностей и вероисповедания. В 1897 году для сбора пожертвований на строительство собора и проведения конкурса проектов был образован Комитет под председательством военного губернатора Кронштадта и главного командира Кронштадтского порта вице-адмирала Казнакова Н.И. Моряки Российского флота с пониманием отнеслись к идее строительства храма. Было принято решение – ежегодно отчислять четверть процента с жалования, столовых и морского довольствия, начиная с 1898 года. После рассмотрения нескольких конкурсных проектов, в апреле 1901 года Комитет, при участии офицеров флота одобрил проект строительства собора, в Кронштадте, представленный профессором В.А. Косяковым. 18 марта 1902 года проект был утвержден императором Николаем II. В тот же день был утвержден Строительный комитет под председательством вице-адмирала С.О.Макарова. Рассказать о предметах, исторических и архивных документах, выставленных на экспозиции, касающихся начало строительства собора и его участниках. 1.Без веры русский воин издревле не мыслил своего бытия. «За Веру, Царя и Отечество» - с такими словами и мыслями шли в бой под Андреевским флагом моряки России. Рассказать о взаимодействии и сотрудничестве православия и флота на протяжении истории существования и развития государства Российского. Уже петровским морским Уставом 1720 года была определена роль священнослужителя на корабле. Он был призван укреплять в моряках нравственное начало, веру в добро и небесное покровительство. Все корабли I ранга Российского флота имели походные церкви и священника, который назначался сроком на один год. Иконостасы корабельных церквей были разборными. Во время сражений священник должен был находиться при раненых, оказывая им духовную поддержку и давая утешение, исповедовать умирающих и тяжелораненых по желанию. Многие из флотских священников за подвиги были удостоены высоких наград. 2. Иоанн Кронштадтский – живопись, икона, фотография, выставка, посвященная Дню прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского. Рассказ о его жизненном пути и значении в строительстве и развитии собора. Иоанн Кронштадтский (Сергиев Иван Ильич, 1829-1909г.), священник, проповедник, духовный писатель. Иоанн Кронштадтский основывал церкви, монастыри, занимался боготворительностью, и одним из значимых дел его было открытие в Кронштадте Дома трудолюбия. В состав Дома входили: народная столовая, где были дешевые обеды, а в праздники кормили бесплатно, ночлежка, бесплатное призрение бедных женщин, бесплатная лечебница, вечерние классы ручного труда, класс женского рукоделия, читальня, рисовальные классы. В 1990 году Иоанн Кронштадтский был прославлен Русской церковью. Память о нем отмечается 20 декабря (2 января). Мощи находятся в Иоанновском монастыре на наб. р. Карповка, д.45 в СПб. 3. Рассказ об адмирале Ф.Ф. Ушакове и его роли в становлении Российского флота, причисление его к лику святых. Благодарная память о выдающемся адмирале Российского флота Ф.Ф. Ушакове живет до сих пор не только среди народа и российского воинства, но и среди других православных народов, за свободу которых адмирал сражался вместе с русским воином. 6 октября 2004 года Архиерейский собор Русской православной церкви причислил Ф.Ф. Ушакова к общецерковным святым в лике праведных. до 20 мин       Вспомнить о предпосылках строительства храмов в России. Упомянуть о работах скульптора В.А. Косякова и его брата. Обратить внимание на архитектуру и образ храма. Подчеркнуть необходимость строительства храма в данный период. Поддерживая связь с аудиторией задать несколько вопросов для установления более тесного контакта, связанных с духовно-нравственным воспитанием того времени и настоящего. Данную необходимость подчеркнуть. Остановиться и заострить внимание на содержании развернутых выставок.  
  Пройти от остановки № 1 к западной части собораи остановиться у входа с внутренней стороны центральных ворот, далее продвигаться к центральной части собора.     Остановка № 2.   Западная часть, центральные ворота, внутренняя сторона         Рассказать о соборе. Вопрос 1. Архитектура, строение, внутреннее убранство и технические характеристики. Вопрос 2. Распределение внутреннего пространства по зонам и частям света. Вопрос 3. Витражи, мозаики. Вопрос 4. Настенная и потолочная роспись. Вопрос 5. Символы и символика раннего христианства. В. 1-2. Признание христианской церкви и прекращение гонений на нее в IV веке со времени равноапостольного императора Константина Великого положили начало как новой эпохе, как в истории церкви, так и храмовому искусства и его символики. И, действительно, первые русские храмы свидетельствуют о духовной связи земли и неба во Христе, о богочеловеческой природе церкви. Сильное впечатление производит огромное внутреннее пространство, в котором господствуетцентральный купол диаметром 26,7м. Изнутри купол был украшен цинковыми карнизами, выполненными орнаментной фабрикой Миттельсбергера. Восточная и западная части перекрыты системой полукуполов, причем в последней имеются башни – звонницы. Кровля медная на железных стропилах. Кресты, малые купола звонниц и орнаментованный пояс купола позолочены и в некоторых местах покрыты алюминием. Восточная сторона храма –это область света и страна живых, страна райского блаженства (так называемая ЭРШ-гамма). Поэтому не случайно Отцы Церкви предписывали при молитве обращаться именно на восток. Полы на солее и в алтаре белого мрамора, в остальной части собора мозаичные, сделанные из мелкого мрамора (серой мраморной крошки), в тонкой медной оправе, пол украшен мозаичными фигурами из морского царства – рыбами, медузами, морскими растениями и даже корабликами. Морскому храму это очень идет: внизу море, а вверху небо. Являясь высотной доминантой города, собор впечатляет своими размерами: - высота храма вместе с крестом составляет 75,30 м.; - от земли до основания купола 52,27м.; - длина здания 83,2м.; - ширина 64 м. Средняя часть здания представляет собой квадрат со стороной 23,9 м. (внутри). В соборе имеется: - до 5 000 тыс. электрических лампочек накаливания; - на решетке главного купола располагается 218 л.; - на главном хоросе - 218 л.; - на главном карнизе - 827 л. Центральная открытая часть храма вмещает до 3 000 тыс. молящихся,кроме того со всех сторон имеются обширные галереи с хорами, отделенные от молящихся лишь с восточной стороны с учетом до 5 000 тыс. чел. В. 3.Витражи выполнялись в традиционно свинцово-паечной технике: кусочки цветного стекла собирались в свинцовую оправу, запаянную в стыках стекла расписывались красками и обжигались в муфельных печах, при этом они вплавлялись в свинцовую основу, составляя с ней одно целое. Витраж западной части (в форме арки) изображает Христа с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, Деисус (три иконы: Спасителя, Богоматери и Предтечи, ставимые по обычаю, вместе) и является частью живописной композиции «Страшный суд», расположенной вокруг окна, с традиционными для русских фресок на данную тему сюжетами «Шествие праведников в рай» и «Лоно Авраамово». Витраж южной части (в форме круга S=52кв.м.) изображает «Агнец на престоле» - сюжет апокалиптического видения апостола Иоанна Богослова; Витраж на 1-м ярусе с южной стороны изображал сцену «Чудесный улов»; Витраж на 1-м ярусе с северной стороны изображал сцену «Распятие с Предстоящими Богоматерью и святым апостолом Иоанном Богословом»; Витраж северной части в форме круга S=52кв.м. изображает Этимасия – «Голубь «святой дух» на престоле»,его сложное содержание основано на стихах Псалтыри «Готов престол Твой оттоле, от века Ты еси» . Содержательная и художественная кульминация убранства фасадов Морского собора – огромные мозаичные панно. Сюжеты мозаик тесно связаны с посещением собора и его значением как храма памятника Военно-Морскому Флоту. В соборе мозаичными мастерскими Фроловых были выполнены мозаики для фасадов: - над Северным входом образ Божией матери; - над Южным входом образ святителя Митрофана Воронежского; - на западном фасаде располагались иконы, в честь и память которых названы северный и южный приделы: святых апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Рыльского. Назначение мозаик, как и иконы, размещенной на фронтоне собора, - производить сильное впечатление, даже поражать верующего, настраивать его на молитву в храме. В. 4.Важнейшей частью убранства собора является роспись, которая основана на различных иконографических источниках и стилистически неоднородна. Как и в любом православном храме, композиции на стенах и своде – не просто декорация. Стенопись тесно связана с символическим смыслом, иерархией структурно-функциональных пространств и элементов, составляющих здание храма, их значением во время богослужения. Рассказать о сюжетах стенописи. В алтаре, на своде. На восточной, северной, южной стенах. На Центральной конхеалтаря. В сводах боковых конх алтаря. Сюжеты малых восточных парусов с сюжетами пасхального цикла. Росписи сводов малых западных куполов Главной темой росписи является Боговоплощение как центральный момент человеческой истории. Сюжеты росписи последовательно изображают события Ветхого и Нового заветов как воплощение Предвечного замысла. Роспись зримо возвещает о Благой вести – приходе в мир Христа (Благовещение на алтарных пилонах) и переходит к последовательному раскрытию догматического содержания ипостаси Бога Сына ( свод центрального восточного купола, конха центральной апсиды алтаря, а также изображению конкретных исторических моментов Боговоплощения (малые восточные паруса), где акцент сделан на зримых свидетельствах Воскресения Господня. Важнейшей темой росписи является тема Жертвы Христовой,которая раскрывается как в символических образах Спаса Эммануила (свод малого центрального восточного барабана), Жертвенного Агнца на Престоле (центр ангельского фриза), Евхаристии (нижняя часть восточной стены алтаря), так и в изображении реальных литургических богослужений («Великий вход», «Вынос плащаницы») на сводах малых боковых конх алтаря. Отдельный цикл росписей посвящен святителю Николаю: 8 больших композиций в нишах галерей, изображающих чудеса, связанные с водной стихией. Росписи Морского собора основаны на различных иконографических источниках и стилистически неоднородны. В. 5. Архитектор собора Василий Антонович Косяков декорирует собор символикой раннего христианства. Тайные символы, не что иное, как зашифрованные послания из глубины веков. Тайные знаки, которые использовались для узнавания христианами друг друга, да и само слово «БОГ» можно трактовать как «Биологическая организация Гармонии». Некоторые символы – знаки так и остались в основном принадлежностью ранней эпохи христианства. Это, в том числе различные символы имени Христа, например, так называемая хризма: монограмма, известная как «Хи –Ро». ХР, первые две буквы имени Христа. Первая и последняя букв греческого алфавита «альфа» и «омега», в этом символе тоже зашифрованы слова Иисуса Христа: «…АЗ есмь альфа и омега начало и конец всего сущего…», таким образом, в этой формуле подчеркивается божественная сущность Христа, объемлющего все Мироздание. Еще один пример – «РЫБА», если по-гречески написать «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», то из первых букв этих слов получается греческое слово «РЫБА-Ихтиос», так что это было вроде знака «для своих» «Мы здесь». Крест – центр мира; символ огня и света; символ распространяющегося света Истины; символ священного центра Земли, где земная горизонталь пересекается с небесной вертикалью – это точка сообщения между небом и землей. Из центра креста исходят четыре основные оси, символизирующие четыре стороны света: север, юг, восток, запад, направление север-юг является осью солнцестояния, а восток-запад - осью равноденствия. Кроме того, крест – символ четырех могучих воздушных течений – ветров. Рассказать о символах-крестах, некоторые виды из них мы приведем ниже. Андреевский крестего также называют диагональным или косым. На таком кресте страдал и принял мученическую смерть святой апостол Андрей. Греческий крест образует квадрат. Ось пересекает составляющие посередине. Этот самый простой крест использовался с доисторических времен как символ бога Солнца, бога Дождя. Мальтийский крестобразован соединением четырех копий в восьмиконечный крест, четыре направления креста говорили о главных христианских добродетелях, а восемь концовозначаливосемь благ,которые были обещанныеХристомвсем праведникам в раю вНагорной проповеди. Крест с точкой (кругом) в центре символизирует космический центр: четыре точки, соответствующие сторонам света, сходятся в пятой, центральной точке, где встречаются Небо и Земля. Крест-свастика свастика обычно рассматривается как самостоятельный древний символ космической энергии, но она, в сущности, также является разновидностью креста, «сломанные» концы которого передают вращательное движение. Христиане использовали этот символ (особенно так называемый скрытый крест) во времена их преследования за вероисповедание). Считалось, что он состоит из 4-х букв греческого алфавита Г (гамма). Масонский крестэто крест, вписанный в круг, означающий святое место и космический центр. Отделенный крест в круге; Крест в квадрате; Якорный крест –крест – якорь, последний скрытый крест. Эта форма креста встречается в изображениях, которые рисовали ранние христиане на стенах катакомб. Иногда якорный крест изображался с дельфином или двумя рыбами, свешивающимися с поперечной перекладины. Крест–якорь: тау–крест, скрытый под общим символом якоря. В христианском символизме якорь вообще является знаком Безопасности, Устойчивости и Надежды. Святой Павел пишет в своем Послании к евреям про «…надежду, которая для души как бы является ее якорем». Круг – единственная геометрическая фигура, не разделяющая на себе подобные и одинаковая во всех точках. Круг символизирует дух, описывает весь космос в целом – все, что заключено в широких просторах небес. Это совокупность, совершенство, единство, вечность. Круг с точкой в центре. Рассказ о птицах, морских обитателях, цветах, представленных как символы раннего христианства.   до 20 мин           Обратить внимание на внутреннее пространство, убранство и разделение собора по сторонам света; схожесть собора с кораблем (технические характеристики).   Алтарь– основная часть храма, освящающая все здание и придающая смысл его символике (в православной церкви отделенная от общего помещения иконостасом). Плавно перейти к идее создания витражей. Рассказать об особенностях их создания и удивительных размерах. Витражи – орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого материала, пропускающего свет. Рассказ сопровождается наглядным показом место нахождения витражей, мозаики, той или иной фигуры, символа, росписи и т.д., ответами в ходе рассказа на возникшие у экскурсантов вопросы. Остановиться на размерах и способах изготовления пяти витражей, общая площадь которых составляет 150 кв.м.   Мозаика -самый сложный, трудоемкий и дорогостоящий вид монументальной живописи.     Обратить внимание на цвет колонн, мраморные скамьи, настенную роспись из жизни святителя Николая.   Конха – полукупол, служащий для перекрытия полуцилиндрических в плане частей (апсид, ниш и т.д.) зданий.   (Литургия – утреннее или дневное христианское богослужение, включающее в себя молитвы, песнопения, чтение священных книг, проповеди и другие обрядовые действия) таинств, совершаемых в алтаре   Показать и кратко рассказать о настенной и потолочной росписи.   Остановиться, на смысле знака-символа в природе и обществе.   Монограмма – вензель, сокращенное имя, знак из букв, один почерк. Монограмма, состоящая из двух первых греческих букв имени Христа – «Х» и «Р», по легенде император Константин увидел этот крест в небе по дороге в Рим к своему соправителю и одновременно противнику Максимилиану. Вместе с крестом он увидел надпись «in hoc vinces», переводимую как «Сим победиши» и после победы над ним сделавшую его единственным императором, обратила Константина в христианство. Монограмма стала впоследствии его эмблемой, а крест - первым общепринятым символом христианства, и также воспринимался как знак Победы и Спасения, тем самым он признал и принял христианство в IV веке до нашей эры. Андреевский крест - рассказать о том, как согласно легенде апостол Андрей посчитал себя недостойным быть распятым на таком же кресте, как и Христос, и поэтому попросил своих палачей повернуть крест.   Рассказать о том, что символизирует изображение в соборе,- птиц, морских обитателей, цветов: павлин - сокол – аист - рыбы – лилия –  
  Пройти от центральной части собора к поминальным мраморным плитам – каменной летописи героев-моряков.     Остановка № 3. Поминальные мемориальные плиты     Собор строился как храм-памятник всем российским морякам, погибшим на службе России. Соборзадумывался как главный морской мемориал и реликварий: на галереи 2-го яруса были отведены обширные помещения для хранения флагов, знаменных флагов экипажей, икон из корабельных церквей. По всему периметру внутри собора, на стенах размещены памятные доски (130 плит черного цвета). На которых, размещены поименно и пофамильно, офицерский состав, личный состав (моряки и служащие), по количеству. 20 плит белого цвета в алтарной части, на которых высечены имена представителей духовенства. Все они отдали свои жизни в морских сражениях и походах и при исполнении служебного долга - за всю историю Российского флота, по всем морям и океанам вне зависимости от национальности и вероисповедания. Рассказ историй, связанных с - первыми походами Петра I – (1695 год) первые поминальные плиты, 17 плит посвящены истории сражений Крымской войны: гибель адмиралов - Истомина, Корнилова, Нахимова, все три адмирала - герои обороны Севастополя погребены в склепе Севастопольского морского собора св. Владимира рядом с адмиралом М.П. Лазаревым. Один из героических эпизодов запечатлен на памятной доске следующим текстом: «20 января 1855 года. Убит в вылазке, заслонив собой командира, матрос 30-го флотского экипажа Игнатий Шевченко»; - кругосветными путешествиями. Поминальные мемориальные плиты белого цвета – память о погибших священниках при исполнении служебного долга на кораблях флота.(20 плит, 28 имен занесено на них). Сюда же занесено на доске и первое судно, получившее звание гвардейского, линейный корабль «Азов», за подвиги в Наваринском сражении 1827 году. Клипер «Опричник», получивший звание гвардейский, но не узнавший об этом, так как во время похода попал в шторм в Индийском океане и пропал без вести вместе со всем экипажем.     до 15 мин     Упомянуть, что на сегодняшний день, плиты не подлинные, а восстановленные. Закончились записи 1918 годом, и не планируется в ближайшее время писать и устанавливать в соборе новые, за прошедший период времени. Работают над электронной базой данных, время окончания работ пока неизвестно. Обратить внимание на то, как написаны имена и звания офицерских чинов Морского ведомства и нижних чинов, погибших в боях и при исполнении служебного долга. При этом вероисповедания безразличны, как христианские, так и не христианские (по всем этим моментам и фактам привести примеры). Памятный знак, установленный в Летнем саду в Кронштадте в виде стелы с надписью «За человеколюбие» мичману Александру Домашенко, который бросился в штормовое море для спасения матроса.  

 


 

  Пройти от поминальных мраморных плит к южным воротам центральной части собора. Остановиться у выставки «Главный храм Российского флота».   Остановка № 4.   Южная часть храма, рассказ о периоде воинствующего атеизма, периоде работы собора до начала Великой Отечественной войны. Реставрационные работы в соборе.         До 1917 года собор являлся для моряков не только культовым, но и культурно-просветительским центром, где воспитывались нравственность, патриотизм и любовь к отечественному флоту. Здесь проводились молебны экипажей кораблей перед выходом в море, здесь родные и близкие заказывали молебны во здравие. События Февральской революции 1917 года прошли в Кронштадте бурно. 7 марта в соборе состоялось отпевание семи матросов и солдат, погибших в ночь на 1 марта при штурме полицейского участка. В июле 1917 года в соборе прошла панихида по погибшим участникам демонстрации в Петербурге. 23 января 1918 года был опубликован Декрет советского правительства «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», а 16 февраля последовал Декрет «Об отделении армии от церкви». Здание собора, как и все церковные строения, в Советском государстве, подлежали национализации, но собор был передан в пользование верующим и до 1929 года служба в нем не прекращалась. С началом 1929 года в Кронштадтский совет стали поступать предложения об использовании здания собора для размещения в нем дома культуры и кинотеатра. После осмотра здания специальной комиссией в феврале 1929 года было принято решение о признании его пригодным для использования в качестве учреждения культуры. 14 октября 1929 года здание собора и церковное имущество по акту было передано государству. Храм стал собственностью Кронштадтского Совета. Последний настоятель Морского собора протоиерей Михаил Кравченко из Кронштадта уехал в Ленинград. В 1930 году начали переделывать собор под кинотеатр. Кресты, колокола, внутреннее убранство, даже памятные плиты - все это было утрачено. В январе 1930 года Особая часть Леноблфинотдела распорядилась передать Кронштадтскому отделению Рудметаллторга все колокола и металлическую утварь для переплавки. В феврале 1930 года - Центральному военно-морскому музею были переданы 42 предмета, 14 андреевских флагов бывших флотских экипажей, модель Собора, золотой крестик; - Русский музей получил 49 предметов, включая Евангелия в дорогих окладах, картину «Вид старой Богоявленской церкви в Кронштадте», икону Успения в серебряной ризе конца XVIII века, а также выполненный художником А.И.Ивановым образ в память гибели русских моряков у мыса Скаген; - Музей революции получил малую модель Морского собора и фотографии отпевания погибших во время Февральской революции. До 1932 года в здании проводились работы по переоборудованию его в клуб и кинотеатр, который был назван именем Максима Горького. Над главным входом, на месте закрашенного образа Спаса нерукотворного, был написан портрет Горького. Средств на эксплуатацию, содержание и текущие ремонты выделялось недостаточно. Чтобы спасти собор от дальнейшего разрушения, командование Военно-Морским Флотом обратилось к правительству с просьбой о передаче здания флоту. Специальным Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР в 1939 году здание собора было передано Балтийскому флоту под Дом офицеров. Историческая справедливость была восстановлена. По сути, собор вернули своему законному владельцу – Военно-Морскому Флоту. 22 июня 1941 года собор встретил как Дом офицеров Краснознаменного Балтийского флота и кинотеатр. Кронштадт, как всемирно известный город-крепость, сыграл огромнейшую роль в обороне Ленинграда и впоследствии в разгроме фашистских войск под Ленинградом. Но более подробно об этом можно будет рассказать во время проведения экскурсии по маршруту 2,3. Осенью 1941 года в одном из помещений цокольного этажа Морского собора была развернута Служба точного времени КБФ. Специальные эталонные часы с кодирующим устройством для передачи сигналов точного времени и передатчик. Работами по созданию и изготовлению специальных часов занимался В.Л.Лассан – научный сотрудник Лаборатории времени Всесоюзного научно-исследовательского института метрологии и механики завода «Эталон» К.И.Кварнберг, К.Д.Анисимов. Первоначально аппаратуру обслуживали специалисты, переведенные из Пулковской обсерватории. Служба времени передавала сигналы точного времени, полностью обеспечивая все потребности моряков, артиллеристов и летчиков. Она работала до конца войны. В годы войны в соборе располагался Кронштадтский городской радиоузел, который оповещал весь город о вражеских авиа - и артналетах. В цокольном этаже храма некоторое время находилось отделение госпиталя. Все же два снаряда попали в собор. Один 24 февраля, другой 2 марта 1943 года. На штукатурке под куполом до самой реставрации сохранялись надписи о «Боевых крещениях» собора. Во время реставрационных работ эти надписи были вырезаны вместе со штукатуркой, закреплены и будут использоваться музейными экспонатами. Пробоины от снарядов в куполе были заделаны еще в годы войны. Но следы от снарядов и осколков оставались до реставрации храма. След одного из снарядов, пробившего купол и ударившегося об пол, но не взорвавшегося, музеефицировали, его можно увидеть на полу верхнего храма и сегодня. Закончилась война. Моряков и жителей Кронштадта беспокоила мысль о том, как сохранить и использовать здание собора.   до 15 мин     Рассказать экскурсантам о том, что с началом переоборудования собора под кинотеатр были сняты памятные доски, разрушен алтарь, убраны иконы, художественная роспись куполов и стен внутри собора закрашена, наружные мозаичные иконы закрыты деревянными щитами. Имущество собора по оценочной описи (около 2000 предметов утвари, мебели, облачений, оборудования, книг и прочего на сумму 39 389 руб.,10 коп, в том числе памятные доски – 130 черного цвета и 20 белого – по 5 руб. за штуку) в основном перешло в ведение Госфонда. Серебряные церковные ценности общим весом 42,9 кг и несколько золотых колец были преданы в Северо-Западную контору Госбанка. В конце октября 1930 года с куполов собора были сброшены семь позолоченных крестов. 1 июля 1931 года мраморный иконостас и 6 мраморных престолов были сняты с учета и особым решением получили разрешение на их уничтожение. Включили в этот список и 150 досок, которые использовали в качестве электрощитов в Морском госпитале, форах, и в бане вместо деревянных скамей.    
  Перейти от южных дверей центральной части собора к служебной лестнице и спуститься в крестильный храм.       Остановка №5. Крестильный храм, трапезная     Рассказать о том, что было в нижнем храме до реставрации и почему решили его сделать крестильным, показать иконы и вкратце рассказать о них: иконостас нижнего крестильного храма: Царские врата, иконы Спасителя и Богоматери с младенцем проект иконостаса: А.Н. Оболенский, А.О. Самойлов. Изготовление иконостасаООО «Таргет-Цель»,иконы:мастерская «Ковчег» 2012 год; Мраморный иконостас, сочетающий беломраморную резьбу с использованием цветных пород камня Иконы написаны маслом на меди, усилены сиянием золотых фонов. Икона Иоанна Рыльского (небесного покровителя Иоанна Кронштадтского) – она расположена на центральном фасаде собора и одном из пределов алтаря Храма. Рассказать о жизни святого и о доказательствах его святости (поиски пропавшего теленка и коровы, когда он был пастухом; его путешествия и житие в лесу одного среди зверей, написание «Завета» Икона Григория Поспелова – рассказать о нем и почему написана икона. Роспись крестильного храма выполнена творческим коллективом ООО «Вифания». В росписи принимали участие более 50 художников. В орнаментальных мотивах росписи художники обратились к исторической живописи и эскизам В.А. Косякова. Купель для детей и взрослых. Остановиться и обратить внимание на росписи стен и потолков в трапезной: здесь художники вновь обратились к «морской» тематике, наполняющей всю декорацию собора. Источником многих пластических мотивов (красивого фриза с кораблями) являются неисчислимые эскизы В.А. Косякова к убранству собора. О море напоминает глубокий синий цвет, доминирующий в росписи (рыбы на арках, предметы труда моряков на сводах). В медальонах располагаются изображения знаменитых русских храмов и монастырей. Здесь развернута панорама русского православия: представлены святыни Москвы, Владимира, Санкт-Петербурга, Новгорода и даже Афона. до 10 мин. Обратить внимание, на ступени лестницы, перила, балясины, которые являются исторически ценными экспонатами, так как были первоначально установлены при строительстве собора
Заключительное слово до 5 мин
Ответы на вопросы экскурсантов. Предложить гостям Кронштадта еще раз посетить наш город до 5 мин.      
Всего (с проходом группы по маршруту) до 100 минут
             


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: