Психические свойства и психические состояния.




Тема 6. Общая характеристика познавательных процессов и психических состояний.

План.

1.Познавательные процессы.

2. Психические свойства.

3.Психические состояния.

 

Познавательные процессы – это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации и знаний из окружающей среды.

Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ.

Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию.

Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.

Все психические процессы можно разделить на две основные группы: специфические (или познавательные) процессы и неспецифические, т. е. (универсальные).

Специфический – особенная отличительность, свойственная особенность только данному предмету, явлению, отличающаяся по строению, составу, характеру и т.п.

К специфическим познавательным процессам относятся те, функционирование которых не предполагает участие в других познавательных процессах. На основе этих процессов, осуществляемых с помощью органов чувств и мозга, формируются знания субъекта о мире, о себе, других.

Чувственный уровень – действие на уровне органов чувств.

Рациональный уровень – деятельность осознается и понимается осознанно.

Специфическими (познавательными) процессами являются ощущение, восприятие, мышление, речь.

 

Ощущения - процесс первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений,непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Они являются продуктом работы пяти органов чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса.

Восприятие - это представление и восприятие предмета в целом. Для обозначения этого понятия используется термин «перцепция» (от лат. perception — представление, восприятие); - восприятие изображения, объектов; целостное отражение предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств в совокупности свойств этих предметов.

Мышление отражение сущности предметов и явлений, их взаимосвязей, закономерностей; это отражение отношений между предметами, для познания их существенных свойств. Основными инструментами мышления выступают: понятия, суждения и умозаключения.

Речь – процесс общения, осуществляемый с помощью языка; процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

Неспецифические (универсальные) процессы – это такие процессы как память, внимание, воображение, воля. Эти процессы называют также «сквозными», так как они проходят сквозь любую деятельность, обеспечивают не только познавательные, но и все другие психические, поведенческие процессы.

Универсальные психические процессы являются необходимыми условиями познания, но не сводятся к нему. Благодаря универсальным психическим процессам познающий, развивающийся субъект имеет возможность сохранять единство «своего Я» во времени:

· память позволяет человеку удерживать прошлый опыт;

· внимание помогает извлекать актуальный (настоящий) опыт;

· воображение прогнозирует будущий опыт.

Память отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо.

Воображение создание нового образа на основе прошлого опыта, отражение будущего.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на объекте.

Воля - это способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели, как познавательные, так и предметно-практические.

Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека. Благодаря им человек отражает окружающий его объективный мир, познает его и на основе этого ориентируется в обстановке и сознательно действует.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единое целое, обеспечивающее адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.

Психические свойства и психические состояния.

Психические свойства определяют постоянные способы взаимодействия человека с миром, а психические состояния детерминируют (обуславливают, задают характер и направление какого-либо процесса) активность «здесь и сейчас».

Доминирование — это термин, который в самом широком смысле означает взаимодействие, где один предмет главенствует над другим.

Каждое психическое состояние характеризуется одним или несколькими параметрами, выделяющими его из множества состояний. Доминирование в состоянии того или иного познавательного психического процесса, эмоции или уровня активации определяется тем, какую деятельность или поведенческий акт обеспечивает это состояние.

Психические состояния – это определенный в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния (см.рис.1). При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу, возникают под влиянием определенной обстановки, физиологических факторов, времени и т. д.

Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:

- эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.); - активационные (уровень интенсивности психических процессов); - тонические (психофизиологический ресурс индивида - бодрствование, монотония и психическое пресыщение, утомление и переутомление, сонливость и сон.);

- тензионные (уровень психического напряжения, переживания и повышенная тревога, сопровождаемое ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха);

- временные (длительность состояния); - знак состояния (благоприятное или неблагоприятное для деятельности).

Психические свойства человека – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется практикой. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства личности многообразны (рис. 2), и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются.

Выделяют следующие основные характеристики психических состояний:

- эмоциональные (тревога, радость, печаль и др.); - активационные (уровень интенсивности психических процессов); - тонические (психофизиологический ресурс индивида); - тензионные (уровень психического напряжения); - временные (длительность состояния); - знак состояния (благоприятное или неблагоприятное для деятельности).

Психические познавательные процессы -

– это компоненты психики, обуславливающие взаимосвязь человека с окружающим миром.

Познавательные психические процессы играют большую роль в жизни и деятельности человека.

Благодаря им человек отражает и познает окружающий объективный мир во всем многообразии его проявлений, позволяющий принять правильные решения на те или иные действия, поступки, и на основе этого ориентироваться в обстановке и сознательно действовать.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единое целое, обеспечивающее адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: