Педагогические идеи представителей русского Просвещения 18 века.




Представитель Годы жизни Труды Педагогические идеи
Фёдор Степанович Салтыков ск. в 1715 Принадлежал к боярской фамилии, родственной царской семье. В составе первой партии знатной молодежи он был отправлен за границу учиться мореходной науке. Руководил при Петре I строительством военных кораблей.   · записка-проект «Пропозиции» · «Изъявления, прибыточные государству » - Разработал план распространения образования в России, который изложил в записке-проекте «Пропозиции». Одна из глав книги посвящена обучению молодых людей различным ремеслам. Лучшим из них рекомендовалось обучать молодежь, чтобы ремесло совершенствовалось, а не приходило бы в упадок. Большая часть его записок посвящена организации школьного дела, отбору предметов, необходимых для образования детей. - Просветитель выдвинул идею всенародного обучения, предложив во всех губерниях создать по одной-две академии, численностью две тысячи человек в каждой. Из разных государств следовало пригласить мастеров для учения детей «дворянских и купецких... и всяких иных разных чинов». Детей принимали в возрасте от шести до двадцати трех лет. - Одним из первых Ф.С. Салтыков предложил организовать женские школы. Для этого он рекомендовал использовать женские монастыри, их доходы. Утилитарный подход к организации женского образования определял набор преподаваемых дисциплин: основы чтения, письма, счета, которые могут пригодиться женщинам в домашнем быту. Особое внимание следовало уделять эстетическому развитию девочек, их музыкальному воспитанию. - Особую заботу проявил Ф.С. Салтыков об открытии библиотеки.  
Иван Тихонович Посошков 16521726 гг. Был сыном ремесленника, мастера серебряных дел подмосковного села Покровского · «Письмо о денежном деле» · «О ратном поведении» · «Зерцало очевидное» · «Завещание отеческое» · «Книга о скудности и богатстве» - Одним из первых просветитель выступил с идеей обучения грамоте крестьян. Он объяснял это потребностями государства в образованных людях. По мнению И. Посошкова, основную роль в развитии просвещения среди крестьянства должно сыграть духовенство. В «Книге о скудности и богатстве» предлагается во всех епархиях построить просторные школы, организуя целую сеть городских и сельских церковных школ. В них принимать десятилетних детей «дьяконовых, поповых, дьячковых, пономарских». Если отцы не захотят отпустить их учиться, то следовало «брать бы их и поневолею и учить грамматике и всякого книжного разума». Неграмотного человека «во пресвитеры и в дьяконы не посвящати».   - Заботясь о просвещении народа, И.Т. Посошков высказывал мысль о создании учебных книг, которыми учащиеся могли бы пользоваться самостоятельно. - Организация обучения детей священников, по мнению И.Т. Посошкова, должна была способствовать росту не только грамотности, но и нравственности. - И.Т. Посошков придавал немаловажное значение регламентации содержания образования. Он считал, что детей следует учить славянскому, греческому, латинскому, польскому языкам, чтению, письму, грамматике, математике («выкладке цифирной научив до деления»); рекомендовал обучать детей различным «художествам», рисованию и черчению; советовал бережно относиться к книге, сравнивая ее с иконой, и считал, что для пользы учения из книг следует делать выписки, указывая при этом на их источник.  
Феофан Прокопович 1681 – 1736 гг. Феофан (в миру Елисей) Прокопович родился в Киеве в купеческой семье.   · «Правда воли монаршей» · «Слово о власти и чести царской» · «Духовный регламент» - Ф. Прокопович усматривал теснейшую связь между образованием как средством подготовки, формирования нового человека и прогрессом общественного развития, новым устройством государства.   - В 1721 году по поручению Петра 1 он разработал Духовный регламент - законодательный акт, ликвидировавший соборное управление церковью, заменив его синодальным управлением. Место церкви в государственной системе определялось как средство воспитания и просвещения подданных.   - Открыл школу для сирот и детей бедняков при своём доме в Петербурге (1721), где преподавались Закон Божий, славянское чтение, русский, латинский и греческий языки, грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, география, история, рисование, музыка. Составил школьный регламент и лично преподавал многие предметы, организовал школьный театр.   - Содействовал развитию школьного дела, распространению научных знаний, печатанию светских книг. Основал типографию при петербургском Александро-Невском монастыре (1720), в которой печаталась и учебная литература.
Василий Никитич Татищев 1686-1750 гг Татищев происходил из знатного, но обедневшего дворянского рода. В семилетнем возрасте был взят на службу стольником при дворе царицы Прасковьи Фёдоровны. · «Разговор о пользе наук и училищ» (1733) · «Записка об учащихся и расходах на просвещение в России» · «Духовная моему сыну» (1733) · «Учреждения, коим порядкам русских школ имати поступать» (1736). - Им была предложена система школьного образования, которой должна руководить коллегия.   - В организации обучения, которое предлагал В.Н. Татищев, ярко проявляется сословный принцип. Дети дворян должны быть отделены от детей из простого народа. Однако в «Кратких экономических до времени относящихся записках» он обосновал необходимость элементарного обучения крестьянских детей, в том числе и крепостных, «мужеского и женского» пола в возрасте от пяти до десяти лег чтению и письму, а от десяти до пятнадцати лет – ремеслам. - Заслугой В.Н. Татищева является разработка им некоторых дидактических проблем. Обосновав содержание образования, он попытался раскрыть ряд принципов, правил обучения. Их применение позволило бы учителю достичь положительных результатов. Так, одним из важных принципов он считал наглядность. Среди требований к учителю на первое место он ставит нравственность педагога. Просветитель был уверен, что учитель должен стать не только образцом, примером для учеников, но и человеком, хорошо знающим свой предмет, понимающим детей. Он предложил «учителей из русских приготовлять», используя для этого Академическую гимназию. - Рекомендовал посылать детей за границу, так как «купечеству весьма нужно знать состояние торга, а гражданам ремесл совершенные свойства и ухватки, а наипаче тех, которых наши от них научились или обучаться хотят, оным не меньше нужно чужие страны навещать».   - Татищев являлся одним из первых организаторов народной школы и профессионального обучения. По его мнению, этого требовали экономические и военные интересы государства.
М.В. Ломоносов 1711-1765 гг. Родился в архангельской губернии в семье зажиточного крестьянина, занимающегося рыбным промыслом. • «Проект регламента московских гимназий» (1755); • «Проект регламента академической гимназии»(1758); • «Проект об учреждении гимназий и школ в «больших» и «малых»городах»(1760) • Слово о пользе химии (1751); • О сохранении и размножении российского народа (1761) и др.   - Ломоносов считал главнейшими составными элементами познания: чувственное восприятие, теоретические обобщения и опытную проверку результатов. - В центр воспитания постепенно ставилась идея формирования личности.   - Ломоносов считал, что практика - является основой познания. Весь процесс человеческого познания определяется потребностями практической деятельности.   - Прогрессивной в дидактических идеях М.В. Ломоносова явились постановка и организация классно-урочной системы.   - М.В. Ломоносов определил воспитание главным фактором развития человека (формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение родине).    

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: