Оставить только в преподавательской тетради и вписать ответы
1. Почему сильная жара труднее переносится человеком во влажных и болотистых местах, чем в сухих? (169)
В болотистой местности относительная влажность воздуха велика, поэтому вследствие слабого испарения пота уменьшается теплоотдача и организм человека перегревается.
2. очему медицинские грелки наполняют горячей водой, а не горячим воздухом или веществом? (173)
Удельная теплоемкость воды значительно выше, чем воздуза и многих других веществ, поэтому водяная грелка охлаждается дольше.
3. Почему у альпинистов, пребывающих даже короткое время в высокогорных районах, сильно и быстро загорают лица? (171)
Воздух, находящийся в нижних слоях атмосферы, обладает большой плотностью и, кроме того сильно запылен, поэтому он задерживает большую часть ультрафиолетового облучения, вызывающего загар на коже человека. На большой же высоте воздух сильно разрежен и гораздо чище. А чем ниже плотность воздуха. Тем меньше поглощение и тем больше ультрафиолетового излучения проникает через него.
4. Можно ли недостаток одного витамина компенсировать другими. Например, человеку недостает витамина А. Можно ли его заменить витамином В1, С, Д или комплексом других витаминов? (179)
Недостающий витамин никаким другим витамином или комплексом заменить нельзя. Если в организме нет витамина А, необходимо потреблять продукты, в которых витамин А есть или продукты, из которых он может синтезироваться в организме, например морковь, в которой есть каротин.
5. Почему в умеренных зонах амебиаз имеет выраженную сезонность. Повышение заболеваемости приходится на конец лета и начало осени, с чем это связано? (186)
Этот сезон совпадает с периодом массового созревания овощей и фруктов, а также массовым размножение мух.
6. Суточная потребность в воде для взрослого человека равна 40 г на 1 кг массы тела. Вычислите свою (примерную) суточную потребность в воде. Объясните, почему человек не может несколько суток прожить без воды? (190)
7. Потребность кислорода в спокойном состоянии составляет у человека 2,5 л в 1 минуту. Вычислите суточную потребность в кислороде человека в спокойном состоянии. (191)
8. Если посмотреть на схему кровообращения человека, нетрудно заметить, что вены и артерии расположены всегда рядом. Какое это имеет значение? (183)
Кровь артериальных сосудов нагревает кровь, текущую в расположенных рядом венах (принцип противотока).
Занятие №10 | «____»_________2007г. |
ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ЭКОЛОГИЮ.
ЭКОСИСТЕМЫ. БИОГЕОЦЕНОЗЫ.
Основные вопросы темы:
1. Общая характеристика экологической системы, ее структура. (А. Тенсли).
2. Учение о биогеоценозах. (В.Н. Сукачев).
3. Популяции, основные характеристики: возрастная, половая, пространственная, этологическая. Динамика популяций, рождаемость и смертность. Гомеостаз.
4. Сообщества. Понятие о биоценозе, его структура. Биотоп. Связи организмов в биоценозе: трофические, топические, форические, фабрические. Экониша.
5. Цепи питания, пищевые сети и трофические уровни. Расход энергии в цепях питания.
6. Биологическая продуктивность. Первичная и вторичная продукция. Экологические пирамиды Ч. Элтона.
Практическая работа
Работа 1. Изучение смены видового состава в модельном сообществе.
Материал и оборудование: Растворы делать более концентрированные
Сенной настой с организмами через 2, 5, 10 дней развития.
Выполнение работы:
1. Приготовление сенного настоя. Сенной настой приготавливают кипячением в течение 10 – 15 минут лугового сена в воде, а затем жидкость охлаждают, наливают в колбы или химические стаканчики и выдерживают при обычной температуре на свету 2-3 дня, до образования на поверхности настоя бактериальной пленки.
2. Приготовление экспериментальных моделей сообщества. В каждый стакан с сенным настоем добавляют по 1 – 2 мл. воды из естественного стоячего водоема (пруда, канавы) или аквариума с обитающими в нем организмами. (несколько стаканов с разными сроками пребывания: 2, 5, 10 суток). Можно взять воду из разных водоемов: озеро, река, аквариум.
3. Анализ видового состава проводится на смешанной пробе из каждого стакана. Для этого берется несколько капель (5 или 7) из разных частей стаканчика: под поверхностной пленкой, у стенок и дна стакана, у скоплений растительных остатков, из толщи воды. Взятые пробы смешивают в одном стакане и рассматривают под микроскопом, помещая на предметное стекло с лункой каплю из смешанной пробы.
4. Определение видового состава проводится с помощью рисунков массовых видов. Так как количественная оценка видового состава с помощью обычного оборудования затруднена, то оценить обилие каждого вида можно в условных баллах, приняв за «5» баллов качественную оценку «очень много», за «4» балла – «много», за «3» балла – «среднее», за «2» балла – «мало», «1» балл – «очень мало», «0» - отсутствуют.
5. Обработка результатов и выводы.
Таблица 1. – Смена видового состава в модельном сообществе.
Время опыта | Название систематической группы | Кол- баллов | |||||
10 сутки | |||||||
5сутки | |||||||
2 сутки | |||||||
На основе полученных данных постройте график, обозначив разными цветами встречаемость отдельных видов в сообществе на разных стадиях его развития;
Сделайте выводы:
Каковы причины смены частоты встречаемости видов в модельном сообществе на сенном настое?
Как изменяется в ходе сукцессии видовое разнообразие обитателей сенного настоя?
Каковы основные признаки молодой и зрелой группировки?
Чем определяются пределы развития сообществ в сенном настое?
Работа 2. Трофические (пищевые) связи в Африканской саване.
Приведите примеры и составьте пастбищную, детритную и паразитарную пищевые цепи, обозначив количество звеньев.
пастбищная | детритная | паразитарная |
1. Обоснуйте, какая экологическая закономерность (связанная с использованием и превращением энергии) проявляется в цепи питания
количество звеньев в цепях питания ограничено, т.к. от предыдущего звена к последующему переходит лишь 10% энергии, поглощенной первым звеном.
Занятие №11 | «____»_________2007г. |