Тема: Введение в медицинскую паразитологию.




Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Оренбургская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

КАФЕДРА БИОЛОГИИ С КУРСОМ БОТАНИКИ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО КУРСУ общей БИОЛОГИИ

(раздел: ОБЩИЕ ВОПРОСЫЭКОЛОГИИ

И медицинской паразитологии)

студента _____________________________________________________

(Ф.И.О)

__________________группы _____________________ факультета

 

ОРЕНБУРГ - 2009

Рабочая тетрадь по курсу общей биологии (Раздел: общие вопросы экологии и медицинской паразитологии) для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетах подготовили сотрудники кафедры биологии Оренбургской Государственной медицинской академии:

Нефедова Е.М., Кануникова Е.А., Раимова Е.К., Немцева Н.В., Кольчугина Г.Ф.

 

Под редакцией профессора Г. Н. Соловых - заведующего кафедрой биологии, заслуженного работника Высшей школы.

 

Рабочая тетрадь рассмотрена и одобрена Центральной методической комиссией медико-биологических дисциплин ГОУ ВПО ОрГМА Минздрава России и рекомендована к печати для пользования студентами лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов, дневной формы обучения.

 

Рецензенты:

 

 

1.

 

 

2.

 


N.B.! Изучая медицинскую паразитологию, необходимо помнить, что, готовясь к занятиям, надо знать: латинские названия, морфологическую характеристику возбудителя заболевания человека, цикл его развития, путь заражения, патогенное действие, методы лабораторной диагностики и профилактики.

 

  Занятие №1 «____»_________2007г.

Тема: Введение в медицинскую паразитологию.

ТИП ПРОСТЕЙШИЕ (Ргоtоzоа)

Класс Саркодовые, Инфузории (Sаrсоdina, Infusoria).

Основные вопросы темы:

1. Экология: определение, предмет, объект изучения и задачи.

2. Экологические факторы, их классификация. Абиотические и биотические факторы среды.

3. Формы взаимоотношений между организмами: антибиоз и симбиоз.

4. Паразитизм определение. Биологические науки, изучающие паразитов на разных уровнях.

5. Классификация паразитов и паразитарных болезней. Пути заражения

6. Виды хозяев. Феномен смены хозяев. Моноксенные, диксенные и триксенные паразиты.

7. Теория паразитизма. Роль паразитизма в природе.

8. Общая характеристика типа Простейшие. Классификация типа.

9. Характеристика класса Саркодовые.

10. Свободно живущие патогенные амебы: неглерии, гартманеллы, акантамебы – возбудители заболеваний у человека.

11. Паразитические Саркодовые: дизентерийная амеба, ее морфология и биология. Пути заражения, лабораторная диагностика, меры профилактики амебиаза.

12. Кишечная амеба, ее отличия от дизентерийной амебы.

13. Характеристика класса Инфузории.

14. Балантидий: морфология, биология, пути заражении, патогенное действие, методы лабораторной диагностики и профилактики балантидиаза.

 

**При подготовке к занятию заполните таблицу:

**Формы взаимодействия между организмами
Антибиоз Симбиоз
это невозможность существования двух видов организмов в экосистеме. это сожительство двух организмов
1. Мутуализм 2. Комменсализм 3. Конкуренция 4. Хищничество 5. Нейтрализм 6. Паразитизм  
**Формы симбиоза
Мутуализм взаимополезное сосуществование двух организмов. В отдельных случаях раздельное существование вообще невозможно. Например, человек и микрофлора кишечника.
Комменсализм форма симбиоза, при которой один вид использует остатки или излишки пищи другого, не причиняя ему вреда, но и не принося пользы, например, ротовая и кишечная амеба, живущие в пищеварительной системе человека и питающиеся бактериями.
Конкуренция взаимоотношения между видами, когда они используют одинаковые условия среды (в борьбе за пищу, территорию, самку).
Хищничество форма взаимоотношений между организмами разных видов, которые основаны на пищевых связях при отсутствии пространственных. Хищники используют другой вид однократно, убивая и поедая их.
Нейтрализм форма взаимоотношений между организмами, при которой один не оказывает никакого влияния на другого.
Паразитизм форма сожительства двух организмов, при которой один использует другого в качестве источника питания и места обитания, причиняя ему вред. Антагонистический симбиоз.
**Классификация паразитов
По принципу обязательности паразитического образа жизни:
Истинные паразиты – весь жизненный цикл, или его часть обязательно проходит в организме хозяина.
Ложные паразиты – обычно ведут свободный образ жизни, но, попав в другой организм способны прожить в нем некоторое время.
Облигатные паразиты паразитический образ жизни для них – обязательная форма существования
Факультативные паразиты обычно ведут свободный образ жизни, но при попадании в организм подходящих хозяев могут существовать за их счет
По времени контакта хозяина и паразита:
Временные паразиты связаны с хозяином лишь во время приема пищи
Постоянные паразиты как правило, не покидают организм хозяина, для них организм хозяина не только источник пищи, но и постоянное место обитания
По месту локализации в организме хозяина:
Эктопаразиты обитают на наружных покровах
Эндопаразиты локализованы во внутренних органах

**Основные понятия паразитологии
Инвазия Заболевания, вызванные паразитами (простейшими, гельминтами, членистоногими) животного происхождения
Источник инвазии человек или животное, в организме которого паразит обитает, размножается, а затем передается новым хозяевам
Инвазионная стадия стадия развития паразита, заразная для хозяина (человека или животного)
Локализация паразита место обитания и жизнедеятельности паразита в организме хозяина
Дефинитивный (окончательный) хозяин, в теле которого развивается и размножается половым путем половозрелый паразит
Промежуточный хозяин, в теле которого паразит находится в личиночной стадии или размножается бесполым путем
Резервуарный хозяин (резервуар паразита) хозяин, в организме которого возбудитель заболевания может долго жить, накапливаясь, размножаясь и расселяясь по окружающей территории. Наиболее часто резервуарами паразитов служат их дефинитивные хозяева.
Переносчик как правило, кровососущее насекомое, обеспечивающее циркуляцию возбудителя между организмами.
Механические – организмы, в теле которых возбудитель не развивается, а лишь с их помощью перемещается в пространстве
Специфические - организмы, в которых возбудитель проходит цикл развития
Факторы передачи возбудителя абиотические и биотические элементы внешней среды, способствующие передаче возбудителя от одного хозяина другому (воздух, вода, почва предметы быта и обстановки, членистоногие).
Путь передачи совокупность элементов внешней среды и способов проникновения, обеспечивающих попадание паразита к хозяину
Жизненный цикл паразита Совокупность последовательных стадий развития данного паразита от исходной стадии (яйцо, циста) до конечной (половозрелой стадии).
**Пути передачи возбудителя
Путь Определение, примеры
1. Контактно-бытовой путь возбудитель попадает при рукопожатии, пользовании общими предметами обихода; (чесотка)
2. Контактно-половой путь при половых контактах, прямым путем (урогенитальный трихомоноз, гонорея, ВИЧ и т.д)
3. Перекутанный через кожу; (анкилостомоз, шистозомоз)
4. Воздушно-капельный Характерен для возбудителей не устойчивых к высыханию (пневмоцистоз)
5. Воздушно-пылевой Характерен для возбудителей, устойчивых к высыханию (ГЛПС)
6. Пероральный путь при несоблюдении правил личной гигиены, через загрязненные продукты (пищевой путь), воду (водный путь). Мухи – механические переносчики цист простейших, яиц гельминтов, бактерий. Именно они загрязняют продукты питания; (лямблиоз, аскаридоз)
Водный путь заражение через питьевую воду (амебиаз, лямблиоз, фасциолез)
Пищевой Заражение через обсемененные продукты (амебиаз, лямблиоз, фасциолез)
7. Алиментарный с пищей: мясо, рыба, где находятся личинки возбудителей болезней, прошедшие в нем часть цикла развития; (описторхоз, тениоз)
8. Трансмиссивный через укус кровососущих насекомых, в организме которых возбудитель размножается или проходит цикл развития; (малярия, онхоцеркоз)
9. Трансплацентарный Передача возбудителя происходит во время внутриутробного развития (краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз)
10. Инъекционный Передача возбудителя происходит при проведении инъекций (внутрибольничная инфекция, у наркоманов)
11. Гемотрансфузионный, Передача возбудителя происходит при переливании крови (ВИЧ, гепатит)
12. Ассоциированный с операциями, с инвазионными диагностическими и лечебными процедурами Передача возбудителя происходит при проведении операций, диагностических и лечебных процедур.
**Локализация в организме Механизм передачи Путь передачи Факторы передачи и особенности
  Горизонтальная передача в пределах одного поколения
Наружные покровы (кожа, некоторые открытые слизистые оболочки, наружный отдел половых органов) Контактный (прямой и непрямой) Половой прямой половой контакт
Опосредованный   предметы обихода (игрушки, полотенца и т.д.)
Прямой через кожу
Дыхательные пути Аспирационный (аэрозольный) Воздушно-капельный, Воздушно-пылевой воздух
Желудочно-кишечный тракт Фекально-оральный Водный путь вода
Пищевой обсемененные пищевые продукты
Контактно-бытовой   предметы обихода
мушиный насекомые
почвенный почва
Кровеносная система, нарушение целостности слизистых оболочек и кожных покровов Трансмиссивный естественный кровососущие членистоногие
искусственный инъекции, гемотрансфузии, медицинские инструменты
  Вертикальная передача возбудителя от одного поколения другому
Плод в матке Вертикальный Трансплацентарный   в период внутриутробного развития

Практическая работа.

Работа №1. Амеба протей (А moeba рrоteus ) (Дем. препарат)

Рассмотрите готовый микропрепарат Аmoeba рrоteus при малом и большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на особенности строения: наличие экто- и эндоплазмы, образование псевдоподий, постоянно меняющуюся форму тела. В цитоплазме найдите ядро, пищеварительную и сократительную вакуоли. С делайте обозначения.     1.Пищеварительная вакуоль 2. Ядро 3. Псевдоподии 4.Сократительная вакуоль 5. Эктоплазма 6. Эндоплазма 7.Плазматическая мембрана

Работа №2. а) Дизентерийная амеба (Е ntamоеbа histolуtica ) (Дем. препарат)

При большом увеличении рассмотрите препарат дизентерийной амебы. Рассмат­ривая вегетативные формы, обратите внимание, что форма magna значительно крупнее формы minuta и в ней содержатся заглоченные эритроциты, что имеет важное диагностическое значение. При изучении цисты, обратите внимание на наличие в ней 4-х ядер, в отличие от 8-ми ядерной цисты кишечной амебы. Зарисуйте форму цисты и форму минута и сделайте обозначения.

Форма magna Форма minuta Циста 4-х ядерная
1. эритроциты

Название заболевания - амебиаз __________________________________________

локализацию паразита в организме человека - толстый кишечник _____________

источник инвазии - больные люди и цистоносители _________________________

инвазионная стадия - цисты _____________________________________________

механизм передачи – фекально-оральный, контактный ______________________

путь заражения - водный, пищевой, контактно бытовой ____________________

факторы передачи – немытые фрукты, овощи, некипяченая вода, предметы обихода _______________________________________________________________

переносчики - механические (мухи, тараканы) _____________________________

диагностика - нахождение в фекалиях крупных вегетативных форм, с эритроцитами _________________________________________________________

основные меры профилактики - мытье рук, овощей, фруктов, кипячение воды, борьба с мухами, тараканами ____________________________________________

Работа 2. б) Е ntamоеbа coli укажите основные отличия кишечной и дизентерийной амеб.

Вегетативная форма Форма цисты   непатогенная
не выделяет пртотеолитические ферменты
не заглатывает эритроциты
цисты 8-ми ядерные
цисты крупнее (13-25 мкм)

 

**Работа 2. в) Жизненный цикл дизентерийной амебы.

Изучите жизненный цикл по учебной таблице и зарисуйте схему.

1. Форма magna 2. Форма minuta 3. Циста 4-х ядерная

Работа №3. Кишечный балантидий ( Balantidium coli ).

Рассмотрите постоянный окрашенный микропрепарат балантидия. Обратите внимание на крупные размеры и округлую форму паразита. Найдите на переднем конце ротовое отверстие (цитостом) в виде треугольной щели и хорошо заметный макронуклеус бобовидной формы. Обратите внимание на то, что данный микропрепарат представляет собой срез через стенку толстой кишки человека. Балантидии находятся под слизистой оболочкой кишечника и хорошо заметны, благодаря интенсивно окрашенному микропрепарату.

Название заболевания – балантидиаз ___­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________________________________

локализация паразита в организме человека - толстый кишечник _____________

источник инвазии – свиньи и люди больные или цистоносители ______________

инвазионная стадия – циста ___________________________________________

механизм заражения – фекально-оральный, контактный _______ _____________

путь заражения – водный, пищевой, контактно-бытовой ___________________

факторы передачи – некипяченая вода, немытые овощи, фрукты, предметы обихода _______________________________________________________________

переносчики - механические (мухи, тараканы) _____________________________

диагностика – обнаружение балантидия (редко цист) в фекалиях ____________

основные меры профилактики - мытье рук, овощей, фруктов, кипячение воды, борьба с мухами, тараканами ____________________________________________

**Работа №5. Проблемно-ситуационные задачи.

1. При профилактическом (лабораторном) обследовании у повара студенческой столовой в фекалиях были обнаружены цисты и вегетативные формы амеб. Однако, от работы она не была отстранена и лечение не назначено. Цисты, какого вида амеб были найдены? Почему наличие амеб в организме не отразилось на ее состоянии?

2. Больная жалуется на частый стул со слизью и с примесью крови, общую слабость. При обследовании выявлены две вегетативные формы дизентерийной амебы. Что это за формы? С какой из них связано острое течение заболевания, кровь в испражнениях? Какой диагноз у больной?

3. В школе зарегистрировано два случая амебиаза. СЭС закрыла временно столовую. Какие еще профилактические организационные меры должны быть предприняты СЭС?

4. Почему вегетативные формы амеб нужно смотреть в физиологическом растворе, а цисты в растворе Люголя?

5. При переохлаждении, переутомлении молодой человек заболел амебиазом. Как это могло случиться? Какие физиологические и морфологические изменения произошли с амебами в организме юноши? С какими формами паразита связано патологическое состо­яние молодого человека?

6. Какие морфофизиологические изменения дизентерийной амебы происходят при лечении и выздоровлении больного?

7. Дизентерийная и ротовая амебы ведут паразитический образ жизни, но только одна из них является патогенной. Какая из названных амеб является патогенной, и чем патогенность отличается от паразитизма. Ответ обоснуйте.

8. Всегда ли дизентерийная амеба, попав в организм человека, вызывает амебиаз? Какие факторы способствуют ее переходу в патогенное состояние?

9. При исследовании мазков фекалий больною с симптомами острого кишечно­го колита обнаружены вегетативные формы простейшего, в цитоплазме которого просматривалось крупное бобовидное ядро. Какой диагноз можно поставить больному? Как он мог заразиться?

10. Профилактическое обслуживание сотрудников мясокомбината выявило наличие у некоторых работников в фекалиях вегетативные формы простейших. Обращало внимание, что вегетативные формы были крупные, округлые и с бобовидным ядром. Являются ли эти работники больными, если да, то какая это болезнь?

      Преподаватель: _________________________ _

 

 

  Занятие №2 «____»_________2007г.

Тема: ТИП ПРОСТЕЙШИЕ (Protozoa).

Класс: Жгутиковые (Flagellata). Споровики (Sporozoa).

Основные вопросы темы:

1. Теория паразитизма.

2. Понятие о природно-очаговых заболеваниях

3. Общая характеристика класса и классификация.

4. Свободноживущие жгутиковые, их эволюционное значение:

эвглена зеленая (Euglena viridis),

вольвокс (Volvox globator),

мастигамеба (Mastigamoeba aspera).

5. Паразитические формы - строение, источники и пути заражения, локализация, лабораторная диагностика, профилак­тика заболеваний:

лямблия – (Lamblia intestinalis),

лейшмании – (Leishmania tropica, L. donovani),

трипаносомы – (Trypanosoma gambiense, T.cruzi),

трихомонады – (Trichomonas vaginalis, Tr. hominis).

6. Общая характеристика класса споровиков и его отрядов.

7. Малярийный плазмодий, его виды, жизненный цикл, пути заражения, лабораторная диагностика, профилактика.

8. Токсоплазма: строение, цикл развития, пути заражения, лабораторная диагностика, профилактика.

**Типы паразитарных заболеваний по специфичности паразита
Специфичность паразита - специфическое соответствие определенного вида паразита определенному хозяину
Антропонозы - болезни, которые свойственны только человеку (амебиаз, трихомонадоз)
Зоонозы - болезни, свойственные только животным (орнитодоз)
Антропозоонозы - болезни, возбудители которых могут поражать как животных, так и человека (лейшманиоз)

 

**Основные положения теории паразитизма.
Теория паразитизма – это биологический фундамент для изучения паразитарных болезней. Паразиты обладают генетической информацией, которая кодирует системы его питания, защиты и позволяет паразиту использовать своего хозяина.
Положения теории позволяет паразиту использовать своего хозяина как: 1) среду обитания; 2) источник питания; 3) уклоняться от защитных механизмов хозяина.
Адаптации к паразитическому образу жизни. (Адаптации облегчают встречу с хозяином, развитие и размножение). 1. Высокая плодовитость и особенности половой системы. Сочетание полового и бесполого размножения в цикле развития, шизогония, спорогония, партеногенез, гермафродитизм и т.д. 2. Адаптации для прикрепления к телу хозяина (присоски, крючья). 3. Антигенная мимикрия. 4. Антиферменты, свойства покровов тела (не перевариваются) 5. Инкапсуляция паразитов, живущих в тканях (трихинеллы) 6. Органы ориентации (светочувствительные глазки, хеморецепторы, органы передвижения). 7. Органы проникновения: гипостом, хелицеры и т.д. 8. Использование переносчиков для своего широкого расселения в экосистемах. 9. Высшая степень адаптации – это полная зависимость паразита от жизнедеятельности хозяина. Синхронизация жизненного цикла паразита с жизнью хозяина.
Факторы восприимчивости хозяина к паразиту. 1. Негенетические факторы: возраст, питание. При белковой гипотрофии тяжелее протекает амебиаз, но легче малярия. Онкобольные люди не заражаются лейшманиозом, а - с железодефицитной анемией – не заражаются малярией. Опухоли кишечника утяжеляют амбиаз и трихомоноз. Запоры способствуют аутоинвазии. Спид – увеличивает восприимчивость к споровикам (цикло и крипто, изоспорам) и утяжеляет течение инвазии. 2. Генетические факторы. Особое значение имеет конституция. Астенический эктоморфный тип более восприимчив к инвазиям. Люди со второй А группой более чувствительны к лямблиозу. Гетерозиготы по серповидно-клеточной анемии устойчивы к малярии. 3. Социальные факторы. В популяциях людей расселение паразитов зависит и от социальных факторов: Возраст: старш. – трихомонада т.к. половой путь. Дети: незрелая иммунная система, нет навыков личной гигиены, поэтому если циклы простые, то при проглатывании яиц, цист – лямблии, острицы, аскариды, карликовые цепни. Профессия: охотник - альвеоккок, трихина, рыбаки – широкий лентец, путешественник – трипаносома, шахтер, геолог – анкилостомы, мясокомбинат – балантидиаз. Традиции: строганина – описторхоз. Это имеет значение для проведения профилактических мероприятий.
Патогенное действие паразита на организм хозяина 1. Механическое 2. Использование паразитом хозяина как источник питания 3. Токсическое 4. Иммунологическое
**Природно-очаговые заболевания
Компоненты природного очага
Для трансмиссивных заболеваний Для нетрансмиссивных заболеваний
Возбудитель Резервуар Переносчик Природная среда Возбудитель Резервуар Природная среда
     

 

Практическая работа

Работа №1. Лямблия ( Lamblia intestinalis ).

Рассмотрите готовый препарат лямблии. При этом обратите внимание на грушевидную форму тела, симметричный присасывательный диск, расположен­ный в передней части на брюшной стороне; аксостили - тонкие опорные нити, два ядра, органоиды движения - 4 пары жгутиков. Зарисуйте и с делайте обозначения. Lamblia intestinalis 1. присасывательный диск, 2. аксостиль 3. два ядра 4. жгутики- 4 пары

Название заболевания – лямблиоз __________________________________________

локализация паразита в организме человека - верхние отделы тонкого кишечника (двенадцатиперстная кишка), желчный пузырь _________________________

источник инвазии - люди больные лямблиозом и цистоносители ______________

инвазионная стадия – циста ____________________________________________

механизм передачи – фекально-оральный, контактный ______________________

путь заражения – водный, пищевой, контактно-бытовой ___________________

факторы передачи – немытые фрукты, овощи, некипяченая вода, предметы обихода ________________________________________________________________

переносчики - механические (мухи, тараканы) _____________________________

диагностика - обнаружение вегетативных форм при дуоденальном зондировании и цист в фекалиях, иммунодиагностика ______________________________

основные меры профилактики - мытье рук, овощей, фруктов, кипячение воды, борьба с мухами, тараканами ____________________________________________

Работа №2. Лейшмании ( Leishmania tropica, L. donovani ).

Рассмотрите: а) готовый препарат лейшмании в культуре, изучите строение, б) демонстрационный микропрепарат лейшмании в тканях (соскоб с пораженных участков кожи). При изучении препаратов обратите внимание на морфологические отличия лейшманий, находящихся и культуре - промастиготная (жгутиковая) стадия по форме тела, величине и наличию жгутика. Рассмотрите внутри лейшмании ядро и блефаропласт. Изучите промастиготную и амастиготную (в клетке хозяина) формы лейшмании.

Какие особенности распространения заболевания вы можете отметить, и с чем это связано?

Это природно-очаговое трансмиссивное заболевание для которого необходимо наличие: Возбудителя, Природной среды - районы с теплым климатом, т.к. для развития возбудителя необходима определенная температура и в этих районах распространеныРезервуарные хозяева (человек, грызуны, песчанки, полевки, суслики, собаки, шакалы, волки и т.д) и Переносчики – москиты рода Phlebotomus _______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

  Leishmania tropica Leishmania donovani
Название заболевания Кожный лейшманиоз Висцеральный лейшманиоз
локализация паразита в организме человека Кожные покровы Внутренние органы: селезенка, печень, красный костный мозг  
переносчик москиты рода Phlebotomus
Резервуарный хозяин Человек (minor), грызуны, песчанки, полевки, суслики, хомяки (major) Те же и собаки, шакалы, волки    
Механизм и путь заражения трансмиссивный
инвазионная стадия Промастиготная (жгутиковая, лептомонадна) форма
основные меры профилактики Оберегаться от укусов москитов, борьба с резервуарными хозяевами, вакцинация  
диагностика Обнаружение безжгутиковых форм при микроскопии отделяемого из язв, иммунодиагностика   Обнаружение безжгутиковых форм при микроскопии пунктата грудины, лимфотических узлов. Биопроба. Иммунодиагностика  
а) лейшмании в культуре б) лейшмании в тканях

 

Работа №3. Трипаносома ( Trypanosoma gambiense, Trypanosoma cruzi ).

Рассмотрите готовые микропрепараты трипаносом. Изучите строение трипаносом. Обратите внимание на вытянутую форму тела, наличие блефаропласта, ундулируюшей мембраны и одного жгутика, отходящего от базального тельца к переднему концу тела. Зарисуйте трипаносому.

Trypanosoma gambiense Trypanosoma cruzi 1. ядро 2. блеропласт 3. жгутик 4. ундулирующая мембрана  
  Trypanosoma gambiense Trypanosoma cruzi
Название заболевания Африканский трипаносомоз (сонная болезнь) Американский трипаносомоз (болезнь Шагаса)
локализация паразита в организме человека Особая тропность к ЦНС Особая тропность к мышечной ткани и особенно кардиомиоцитам
Резервуарный хозяин Человек, КРС, МРС, свиньи, собаки и т.д. Человек, муравьеды, опоссумы
Переносчик Мухи Це-Це Клопы подсемейства Triatominae (поцелуйный)
Механизм и путь заражения Трансмиссивный. Это трансмиссивные природно-очаговые заболевания.
инвазионная стадия Промастиготная (жгутиковая форма)
диагностика Микроскопия тонкого мазка крови, пунктата спинного мозга, иммунодиагностика, биопроба    
основные меры профилактики Оберегаться от укусов мух Це-Це Оберегаться от укусов клопов

Работа №4. Трихомонады ( Trichomonas vaginalis).

Рассмотрите готовый препарат трихомонады, изучите строение по учебной таблице и зарисуйте вегетативную форму в альбом. 1. ядро 2. жгутики 3. ундулирующая мембрана 4. аксостиль 5. шип
  Trichomonas vaginalis Trichomonas hominis
Название заболевания Урогенитальный трихомониаз   Кишечный трихомониаз
локализация паразита в организме человека Мочеполовой тракт: мочеполовые пути, придатки   Толстый кишечник
источник инвазии Человек с острой, стертой и хронической формой  
Механизм заражения Контактный, искуственный Фекально-оральный
путь заражения Контактно-половой, прямой контактно-бытовой. ассоциированный Пероральный: водный, пищевой
факторы передачи При пользовании общими мочалками, ваннами и т.д. Гинекологические инструменты Вода, пищевые продукты
инвазионная стадия Вегетативные формы, т.к. цист не образуют
диагностика Обнаружение трихомонад в мазках из мочеполовых путей Обнаружение трихомонад в фекалиях
основные меры профилактики Соблюдение правил личной гигиены при половых контактах   мытье рук, овощей, фруктов, кипячение воды, борьба с мухами, тараканами

Работа №5. Малярийный плазмодий ( Plasmodium vivax ).

Название заболевания - малярия ___________________________________________

локализация паразита в организме человека – клетки крови (эритроциты), печени

Окончательный хозяин – комары рода Anopheles (малярийные) _______________

Промежуточный хозяин – человек ________________________________________

Переносчик – облигатные комары рода Anopheles (малярийные) _____________

Механизм и путь заражения - трансмиссивный ____________________________

инвазионная стадия – спорозоит __________________________________________

основные меры профилактики – оберегаться от укусов малярийных комаров ___

диагностика – обнаружение плазмодиев при микроскопии тонкого мазка и толстой капли крови ___________________________________________________

Рассмотрите демонстрационные препараты мазков крови, больных малярией. В токих мазках крови найти эритроциты, пораженные плазмодием. Найти две стадии развития шизонта: на стадии кольца амебовидный шизонт.

Зарисуйте схему цикла развития малярийного плазмодия.

 

Половой цикл развития возбудителя происходит в организме комара.  
Стадии бесполого размножения в организме человека  
1. внеэритроцитарный цикл 2. трофозоит 3. мерозоиты 4. эритроцитарный цикл 5. амебовидный трофозоит 6. зрелый шизонт 7. микро- и макрогаметы. 8. макро- и микрогаметоциты 9. оокинета 10. циста со спорозоитами 11. спорозоиты    
 

Работа №6. Токсоплазма ( Toxoplasma gondi ).

Рассмотрите демонстрационный препарат токсоплазмы, обратите внимание на полулунную форму тела, хорошо заметное ядро, отсутствие жгутика.

Зарисуйте цикл развития и сделайте обозначения.

Половой цикл развития в кишечнике кошачьих
Бесполый цикл развития в организме человека и многих позвоночных животных
1. трофозоит 2. шизогония 3. мерозоит 4. гаметы   5. зигота 6. ооциста 7. спороциста 8. эндозоит   9. псевдоциста с тахизоитами истинная циста с брадизоитами  

Название заболевания – токсоплазмоз _____________________________________

Основной хозяин – семейство кошачьих __________________________________

Промежуточный хозяин – млекопитающие, в т.ч. человек, птицы __________

локализация паразита в организме человека – клетки слизистой тонкого кишечника, головного мозга, печени, селезенки, лимфатические узлы, мышцы, орган зрения и т.д. __________________________________________________________

Механизм заражения – контактный, фекально-оральный, вертикальный, искусственный _________________________________________________________

путь заражения - алиментарный, пероральный, контактно-бытовой, трансплацентарный, гемотрансфузионный, ассоциированный ___________________

инвазионная стадия – ооцисты, спороцисты _______________________________

основные меры профилактики - термическая обработка продуктов животного происхождения, личная гигиена, санация кошек ____________________________

диагностика – иммунологические и паразитологические методы (микроскопия пунктатов и биоптатов лимфатических узлов, плаценты, спинномозговой жидкости, при гибели больнога ткани пораженных органов, биопробы) ______

**Работа №7. Проблемно-ситуационные задачи

1. Лейшмании своем жизненном цикле претерпевают 2 стадии: промастиготную (жгутиковую) и амастиготную (безжгутиковую), где и почему они потеряли жгутики?

2. Лейшманиозы, трипаносомозы, лямблиоз, трихомонозы - какие из назван­ных заболеваний являются трансмиссивными, природноочаговыми. Обоснуйте ответ.

3. В очаг кожного лейшманиоза направляется ССО. Вы - врач этого отряда. Какие мероприятия нужно провести по профилактике данной инвази



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: