Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Оренбургская государственная медицинская академия
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
КАФЕДРА БИОЛОГИИ С КУРСОМ БОТАНИКИ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ПО КУРСУ общей БИОЛОГИИ
(раздел: ОБЩИЕ ВОПРОСЫЭКОЛОГИИ
И медицинской паразитологии)
студента _____________________________________________________
(Ф.И.О)
__________________группы _____________________ факультета
ОРЕНБУРГ - 2009
Рабочая тетрадь по курсу общей биологии (Раздел: общие вопросы экологии и медицинской паразитологии) для студентов лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетах подготовили сотрудники кафедры биологии Оренбургской Государственной медицинской академии:
Нефедова Е.М., Кануникова Е.А., Раимова Е.К., Немцева Н.В., Кольчугина Г.Ф.
Под редакцией профессора Г. Н. Соловых - заведующего кафедрой биологии, заслуженного работника Высшей школы.
Рабочая тетрадь рассмотрена и одобрена Центральной методической комиссией медико-биологических дисциплин ГОУ ВПО ОрГМА Минздрава России и рекомендована к печати для пользования студентами лечебного, педиатрического, медико-профилактического факультетов, дневной формы обучения.
Рецензенты:
1.
2.
N.B.! Изучая медицинскую паразитологию, необходимо помнить, что, готовясь к занятиям, надо знать: латинские названия, морфологическую характеристику возбудителя заболевания человека, цикл его развития, путь заражения, патогенное действие, методы лабораторной диагностики и профилактики.
Занятие №1 | «____»_________2007г. |
Тема: Введение в медицинскую паразитологию.
|
ТИП ПРОСТЕЙШИЕ (Ргоtоzоа)
Класс Саркодовые, Инфузории (Sаrсоdina, Infusoria).
Основные вопросы темы:
1. Экология: определение, предмет, объект изучения и задачи.
2. Экологические факторы, их классификация. Абиотические и биотические факторы среды.
3. Формы взаимоотношений между организмами: антибиоз и симбиоз.
4. Паразитизм определение. Биологические науки, изучающие паразитов на разных уровнях.
5. Классификация паразитов и паразитарных болезней. Пути заражения
6. Виды хозяев. Феномен смены хозяев. Моноксенные, диксенные и триксенные паразиты.
7. Теория паразитизма. Роль паразитизма в природе.
8. Общая характеристика типа Простейшие. Классификация типа.
9. Характеристика класса Саркодовые.
10. Свободно живущие патогенные амебы: неглерии, гартманеллы, акантамебы – возбудители заболеваний у человека.
11. Паразитические Саркодовые: дизентерийная амеба, ее морфология и биология. Пути заражения, лабораторная диагностика, меры профилактики амебиаза.
12. Кишечная амеба, ее отличия от дизентерийной амебы.
13. Характеристика класса Инфузории.
14. Балантидий: морфология, биология, пути заражении, патогенное действие, методы лабораторной диагностики и профилактики балантидиаза.
**При подготовке к занятию заполните таблицу:
**Формы взаимодействия между организмами | |
Антибиоз | Симбиоз |
это невозможность существования двух видов организмов в экосистеме. | это сожительство двух организмов |
1. Мутуализм 2. Комменсализм 3. Конкуренция | 4. Хищничество 5. Нейтрализм 6. Паразитизм |
**Формы симбиоза | |
Мутуализм | взаимополезное сосуществование двух организмов. В отдельных случаях раздельное существование вообще невозможно. Например, человек и микрофлора кишечника. |
Комменсализм | форма симбиоза, при которой один вид использует остатки или излишки пищи другого, не причиняя ему вреда, но и не принося пользы, например, ротовая и кишечная амеба, живущие в пищеварительной системе человека и питающиеся бактериями. |
Конкуренция | взаимоотношения между видами, когда они используют одинаковые условия среды (в борьбе за пищу, территорию, самку). |
Хищничество | форма взаимоотношений между организмами разных видов, которые основаны на пищевых связях при отсутствии пространственных. Хищники используют другой вид однократно, убивая и поедая их. |
Нейтрализм | форма взаимоотношений между организмами, при которой один не оказывает никакого влияния на другого. |
Паразитизм | форма сожительства двух организмов, при которой один использует другого в качестве источника питания и места обитания, причиняя ему вред. Антагонистический симбиоз. |
**Классификация паразитов | |
По принципу обязательности паразитического образа жизни: | |
Истинные паразиты | – весь жизненный цикл, или его часть обязательно проходит в организме хозяина. |
Ложные паразиты | – обычно ведут свободный образ жизни, но, попав в другой организм способны прожить в нем некоторое время. |
Облигатные паразиты | паразитический образ жизни для них – обязательная форма существования |
Факультативные паразиты | обычно ведут свободный образ жизни, но при попадании в организм подходящих хозяев могут существовать за их счет |
По времени контакта хозяина и паразита: | |
Временные паразиты | связаны с хозяином лишь во время приема пищи |
Постоянные паразиты | как правило, не покидают организм хозяина, для них организм хозяина не только источник пищи, но и постоянное место обитания |
По месту локализации в организме хозяина: | |
Эктопаразиты | обитают на наружных покровах |
Эндопаразиты | локализованы во внутренних органах |
|
|
**Основные понятия паразитологии | |
Инвазия | Заболевания, вызванные паразитами (простейшими, гельминтами, членистоногими) животного происхождения |
Источник инвазии | человек или животное, в организме которого паразит обитает, размножается, а затем передается новым хозяевам |
Инвазионная стадия | стадия развития паразита, заразная для хозяина (человека или животного) |
Локализация паразита | место обитания и жизнедеятельности паразита в организме хозяина |
Дефинитивный (окончательный) | хозяин, в теле которого развивается и размножается половым путем половозрелый паразит |
Промежуточный | хозяин, в теле которого паразит находится в личиночной стадии или размножается бесполым путем |
Резервуарный хозяин (резервуар паразита) | хозяин, в организме которого возбудитель заболевания может долго жить, накапливаясь, размножаясь и расселяясь по окружающей территории. Наиболее часто резервуарами паразитов служат их дефинитивные хозяева. |
Переносчик | как правило, кровососущее насекомое, обеспечивающее циркуляцию возбудителя между организмами. |
Механические | – организмы, в теле которых возбудитель не развивается, а лишь с их помощью перемещается в пространстве |
Специфические | - организмы, в которых возбудитель проходит цикл развития |
Факторы передачи возбудителя | абиотические и биотические элементы внешней среды, способствующие передаче возбудителя от одного хозяина другому (воздух, вода, почва предметы быта и обстановки, членистоногие). |
Путь передачи | совокупность элементов внешней среды и способов проникновения, обеспечивающих попадание паразита к хозяину |
Жизненный цикл паразита | Совокупность последовательных стадий развития данного паразита от исходной стадии (яйцо, циста) до конечной (половозрелой стадии). |
**Пути передачи возбудителя | |
Путь | Определение, примеры |
1. Контактно-бытовой путь | возбудитель попадает при рукопожатии, пользовании общими предметами обихода; (чесотка) |
2. Контактно-половой путь | при половых контактах, прямым путем (урогенитальный трихомоноз, гонорея, ВИЧ и т.д) |
3. Перекутанный | через кожу; (анкилостомоз, шистозомоз) |
4. Воздушно-капельный | Характерен для возбудителей не устойчивых к высыханию (пневмоцистоз) |
5. Воздушно-пылевой | Характерен для возбудителей, устойчивых к высыханию (ГЛПС) |
6. Пероральный путь | при несоблюдении правил личной гигиены, через загрязненные продукты (пищевой путь), воду (водный путь). Мухи – механические переносчики цист простейших, яиц гельминтов, бактерий. Именно они загрязняют продукты питания; (лямблиоз, аскаридоз) |
Водный путь | заражение через питьевую воду (амебиаз, лямблиоз, фасциолез) |
Пищевой | Заражение через обсемененные продукты (амебиаз, лямблиоз, фасциолез) |
7. Алиментарный | с пищей: мясо, рыба, где находятся личинки возбудителей болезней, прошедшие в нем часть цикла развития; (описторхоз, тениоз) |
8. Трансмиссивный | через укус кровососущих насекомых, в организме которых возбудитель размножается или проходит цикл развития; (малярия, онхоцеркоз) |
9. Трансплацентарный | Передача возбудителя происходит во время внутриутробного развития (краснуха, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз) |
10. Инъекционный | Передача возбудителя происходит при проведении инъекций (внутрибольничная инфекция, у наркоманов) |
11. Гемотрансфузионный, | Передача возбудителя происходит при переливании крови (ВИЧ, гепатит) |
12. Ассоциированный с операциями, с инвазионными диагностическими и лечебными процедурами | Передача возбудителя происходит при проведении операций, диагностических и лечебных процедур. |
**Локализация в организме | Механизм передачи | Путь передачи | Факторы передачи и особенности |
Горизонтальная передача в пределах одного поколения | |||
Наружные покровы (кожа, некоторые открытые слизистые оболочки, наружный отдел половых органов) | Контактный (прямой и непрямой) | Половой | прямой половой контакт |
Опосредованный | предметы обихода (игрушки, полотенца и т.д.) | ||
Прямой | через кожу | ||
Дыхательные пути | Аспирационный (аэрозольный) | Воздушно-капельный, Воздушно-пылевой | воздух |
Желудочно-кишечный тракт | Фекально-оральный | Водный путь | вода |
Пищевой | обсемененные пищевые продукты | ||
Контактно-бытовой | предметы обихода | ||
мушиный | насекомые | ||
почвенный | почва | ||
Кровеносная система, нарушение целостности слизистых оболочек и кожных покровов | Трансмиссивный | естественный | кровососущие членистоногие |
искусственный | инъекции, гемотрансфузии, медицинские инструменты | ||
Вертикальная передача возбудителя от одного поколения другому | |||
Плод в матке | Вертикальный | Трансплацентарный | в период внутриутробного развития |
Практическая работа.
Работа №1. Амеба протей (А moeba рrоteus ) (Дем. препарат)
Рассмотрите готовый микропрепарат Аmoeba рrоteus при малом и большом увеличении микроскопа. Обратите внимание на особенности строения: наличие экто- и эндоплазмы, образование псевдоподий, постоянно меняющуюся форму тела. В цитоплазме найдите ядро, пищеварительную и сократительную вакуоли. С делайте обозначения. | 1.Пищеварительная вакуоль 2. Ядро 3. Псевдоподии 4.Сократительная вакуоль 5. Эктоплазма 6. Эндоплазма 7.Плазматическая мембрана |
Работа №2. а) Дизентерийная амеба (Е ntamоеbа histolуtica ) (Дем. препарат)
При большом увеличении рассмотрите препарат дизентерийной амебы. Рассматривая вегетативные формы, обратите внимание, что форма magna значительно крупнее формы minuta и в ней содержатся заглоченные эритроциты, что имеет важное диагностическое значение. При изучении цисты, обратите внимание на наличие в ней 4-х ядер, в отличие от 8-ми ядерной цисты кишечной амебы. Зарисуйте форму цисты и форму минута и сделайте обозначения.
Форма magna | Форма minuta | Циста 4-х ядерная |
1. эритроциты |
Название заболевания - амебиаз __________________________________________
локализацию паразита в организме человека - толстый кишечник _____________
источник инвазии - больные люди и цистоносители _________________________
инвазионная стадия - цисты _____________________________________________
механизм передачи – фекально-оральный, контактный ______________________
путь заражения - водный, пищевой, контактно бытовой ____________________
факторы передачи – немытые фрукты, овощи, некипяченая вода, предметы обихода _______________________________________________________________
переносчики - механические (мухи, тараканы) _____________________________
диагностика - нахождение в фекалиях крупных вегетативных форм, с эритроцитами _________________________________________________________
основные меры профилактики - мытье рук, овощей, фруктов, кипячение воды, борьба с мухами, тараканами ____________________________________________
Работа 2. б) Е ntamоеbа coli укажите основные отличия кишечной и дизентерийной амеб.
Вегетативная форма | Форма цисты | непатогенная |
не выделяет пртотеолитические ферменты | ||
не заглатывает эритроциты | ||
цисты 8-ми ядерные | ||
цисты крупнее (13-25 мкм) |
**Работа 2. в) Жизненный цикл дизентерийной амебы.
Изучите жизненный цикл по учебной таблице и зарисуйте схему.
1. Форма magna 2. Форма minuta 3. Циста 4-х ядерная |
Работа №3. Кишечный балантидий ( Balantidium coli ).
Рассмотрите постоянный окрашенный микропрепарат балантидия. Обратите внимание на крупные размеры и округлую форму паразита. Найдите на переднем конце ротовое отверстие (цитостом) в виде треугольной щели и хорошо заметный макронуклеус бобовидной формы. Обратите внимание на то, что данный микропрепарат представляет собой срез через стенку толстой кишки человека. Балантидии находятся под слизистой оболочкой кишечника и хорошо заметны, благодаря интенсивно окрашенному микропрепарату. |
Название заболевания – балантидиаз ______________________________________
локализация паразита в организме человека - толстый кишечник _____________
источник инвазии – свиньи и люди больные или цистоносители ______________
инвазионная стадия – циста ___________________________________________
механизм заражения – фекально-оральный, контактный _______ _____________
путь заражения – водный, пищевой, контактно-бытовой ___________________
факторы передачи – некипяченая вода, немытые овощи, фрукты, предметы обихода _______________________________________________________________
переносчики - механические (мухи, тараканы) _____________________________
диагностика – обнаружение балантидия (редко цист) в фекалиях ____________
основные меры профилактики - мытье рук, овощей, фруктов, кипячение воды, борьба с мухами, тараканами ____________________________________________
**Работа №5. Проблемно-ситуационные задачи.
1. При профилактическом (лабораторном) обследовании у повара студенческой столовой в фекалиях были обнаружены цисты и вегетативные формы амеб. Однако, от работы она не была отстранена и лечение не назначено. Цисты, какого вида амеб были найдены? Почему наличие амеб в организме не отразилось на ее состоянии?
2. Больная жалуется на частый стул со слизью и с примесью крови, общую слабость. При обследовании выявлены две вегетативные формы дизентерийной амебы. Что это за формы? С какой из них связано острое течение заболевания, кровь в испражнениях? Какой диагноз у больной?
3. В школе зарегистрировано два случая амебиаза. СЭС закрыла временно столовую. Какие еще профилактические организационные меры должны быть предприняты СЭС?
4. Почему вегетативные формы амеб нужно смотреть в физиологическом растворе, а цисты в растворе Люголя?
5. При переохлаждении, переутомлении молодой человек заболел амебиазом. Как это могло случиться? Какие физиологические и морфологические изменения произошли с амебами в организме юноши? С какими формами паразита связано патологическое состояние молодого человека?
6. Какие морфофизиологические изменения дизентерийной амебы происходят при лечении и выздоровлении больного?
7. Дизентерийная и ротовая амебы ведут паразитический образ жизни, но только одна из них является патогенной. Какая из названных амеб является патогенной, и чем патогенность отличается от паразитизма. Ответ обоснуйте.
8. Всегда ли дизентерийная амеба, попав в организм человека, вызывает амебиаз? Какие факторы способствуют ее переходу в патогенное состояние?
9. При исследовании мазков фекалий больною с симптомами острого кишечного колита обнаружены вегетативные формы простейшего, в цитоплазме которого просматривалось крупное бобовидное ядро. Какой диагноз можно поставить больному? Как он мог заразиться?
10. Профилактическое обслуживание сотрудников мясокомбината выявило наличие у некоторых работников в фекалиях вегетативные формы простейших. Обращало внимание, что вегетативные формы были крупные, округлые и с бобовидным ядром. Являются ли эти работники больными, если да, то какая это болезнь?
Преподаватель: _________________________ _ |
Занятие №2 | «____»_________2007г. |
Тема: ТИП ПРОСТЕЙШИЕ (Protozoa).
Класс: Жгутиковые (Flagellata). Споровики (Sporozoa).
Основные вопросы темы:
1. Теория паразитизма.
2. Понятие о природно-очаговых заболеваниях
3. Общая характеристика класса и классификация.
4. Свободноживущие жгутиковые, их эволюционное значение:
эвглена зеленая (Euglena viridis),
вольвокс (Volvox globator),
мастигамеба (Mastigamoeba aspera).
5. Паразитические формы - строение, источники и пути заражения, локализация, лабораторная диагностика, профилактика заболеваний:
лямблия – (Lamblia intestinalis),
лейшмании – (Leishmania tropica, L. donovani),
трипаносомы – (Trypanosoma gambiense, T.cruzi),
трихомонады – (Trichomonas vaginalis, Tr. hominis).
6. Общая характеристика класса споровиков и его отрядов.
7. Малярийный плазмодий, его виды, жизненный цикл, пути заражения, лабораторная диагностика, профилактика.
8. Токсоплазма: строение, цикл развития, пути заражения, лабораторная диагностика, профилактика.
**Типы паразитарных заболеваний по специфичности паразита | |
Специфичность паразита | - специфическое соответствие определенного вида паразита определенному хозяину |
Антропонозы | - болезни, которые свойственны только человеку (амебиаз, трихомонадоз) |
Зоонозы | - болезни, свойственные только животным (орнитодоз) |
Антропозоонозы | - болезни, возбудители которых могут поражать как животных, так и человека (лейшманиоз) |
**Основные положения теории паразитизма. | ||
Теория паразитизма | – это биологический фундамент для изучения паразитарных болезней. Паразиты обладают генетической информацией, которая кодирует системы его питания, защиты и позволяет паразиту использовать своего хозяина. | |
Положения теории | позволяет паразиту использовать своего хозяина как: 1) среду обитания; 2) источник питания; 3) уклоняться от защитных механизмов хозяина. | |
Адаптации к паразитическому образу жизни. (Адаптации облегчают встречу с хозяином, развитие и размножение). | 1. Высокая плодовитость и особенности половой системы. Сочетание полового и бесполого размножения в цикле развития, шизогония, спорогония, партеногенез, гермафродитизм и т.д. 2. Адаптации для прикрепления к телу хозяина (присоски, крючья). 3. Антигенная мимикрия. 4. Антиферменты, свойства покровов тела (не перевариваются) 5. Инкапсуляция паразитов, живущих в тканях (трихинеллы) 6. Органы ориентации (светочувствительные глазки, хеморецепторы, органы передвижения). 7. Органы проникновения: гипостом, хелицеры и т.д. 8. Использование переносчиков для своего широкого расселения в экосистемах. 9. Высшая степень адаптации – это полная зависимость паразита от жизнедеятельности хозяина. Синхронизация жизненного цикла паразита с жизнью хозяина. | |
Факторы восприимчивости хозяина к паразиту. | 1. Негенетические факторы: возраст, питание. При белковой гипотрофии тяжелее протекает амебиаз, но легче малярия. Онкобольные люди не заражаются лейшманиозом, а - с железодефицитной анемией – не заражаются малярией. Опухоли кишечника утяжеляют амбиаз и трихомоноз. Запоры способствуют аутоинвазии. Спид – увеличивает восприимчивость к споровикам (цикло и крипто, изоспорам) и утяжеляет течение инвазии. 2. Генетические факторы. Особое значение имеет конституция. Астенический эктоморфный тип более восприимчив к инвазиям. Люди со второй А группой более чувствительны к лямблиозу. Гетерозиготы по серповидно-клеточной анемии устойчивы к малярии. 3. Социальные факторы. В популяциях людей расселение паразитов зависит и от социальных факторов: Возраст: старш. – трихомонада т.к. половой путь. Дети: незрелая иммунная система, нет навыков личной гигиены, поэтому если циклы простые, то при проглатывании яиц, цист – лямблии, острицы, аскариды, карликовые цепни. Профессия: охотник - альвеоккок, трихина, рыбаки – широкий лентец, путешественник – трипаносома, шахтер, геолог – анкилостомы, мясокомбинат – балантидиаз. Традиции: строганина – описторхоз. Это имеет значение для проведения профилактических мероприятий. | |
Патогенное действие паразита на организм хозяина | 1. Механическое 2. Использование паразитом хозяина как источник питания 3. Токсическое 4. Иммунологическое | |
**Природно-очаговые заболевания | ||
Компоненты природного очага | ||
Для трансмиссивных заболеваний | Для нетрансмиссивных заболеваний | |
Возбудитель Резервуар Переносчик Природная среда | Возбудитель Резервуар Природная среда | |
Практическая работа
Работа №1. Лямблия ( Lamblia intestinalis ).
Рассмотрите готовый препарат лямблии. При этом обратите внимание на грушевидную форму тела, симметричный присасывательный диск, расположенный в передней части на брюшной стороне; аксостили - тонкие опорные нити, два ядра, органоиды движения - 4 пары жгутиков. Зарисуйте и с делайте обозначения. | Lamblia intestinalis | 1. присасывательный диск, 2. аксостиль 3. два ядра 4. жгутики- 4 пары |
Название заболевания – лямблиоз __________________________________________
локализация паразита в организме человека - верхние отделы тонкого кишечника (двенадцатиперстная кишка), желчный пузырь _________________________
источник инвазии - люди больные лямблиозом и цистоносители ______________
инвазионная стадия – циста ____________________________________________
механизм передачи – фекально-оральный, контактный ______________________
путь заражения – водный, пищевой, контактно-бытовой ___________________
факторы передачи – немытые фрукты, овощи, некипяченая вода, предметы обихода ________________________________________________________________
переносчики - механические (мухи, тараканы) _____________________________
диагностика - обнаружение вегетативных форм при дуоденальном зондировании и цист в фекалиях, иммунодиагностика ______________________________
основные меры профилактики - мытье рук, овощей, фруктов, кипячение воды, борьба с мухами, тараканами ____________________________________________
Работа №2. Лейшмании ( Leishmania tropica, L. donovani ).
Рассмотрите: а) готовый препарат лейшмании в культуре, изучите строение, б) демонстрационный микропрепарат лейшмании в тканях (соскоб с пораженных участков кожи). При изучении препаратов обратите внимание на морфологические отличия лейшманий, находящихся и культуре - промастиготная (жгутиковая) стадия по форме тела, величине и наличию жгутика. Рассмотрите внутри лейшмании ядро и блефаропласт. Изучите промастиготную и амастиготную (в клетке хозяина) формы лейшмании.
Какие особенности распространения заболевания вы можете отметить, и с чем это связано?
Это природно-очаговое трансмиссивное заболевание для которого необходимо наличие: Возбудителя, Природной среды - районы с теплым климатом, т.к. для развития возбудителя необходима определенная температура и в этих районах распространеныРезервуарные хозяева (человек, грызуны, песчанки, полевки, суслики, собаки, шакалы, волки и т.д) и Переносчики – москиты рода Phlebotomus _______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Leishmania tropica | Leishmania donovani | |
Название заболевания | Кожный лейшманиоз | Висцеральный лейшманиоз |
локализация паразита в организме человека | Кожные покровы | Внутренние органы: селезенка, печень, красный костный мозг |
переносчик | москиты рода Phlebotomus | |
Резервуарный хозяин | Человек (minor), грызуны, песчанки, полевки, суслики, хомяки (major) | Те же и собаки, шакалы, волки |
Механизм и путь заражения | трансмиссивный | |
инвазионная стадия | Промастиготная (жгутиковая, лептомонадна) форма | |
основные меры профилактики | Оберегаться от укусов москитов, борьба с резервуарными хозяевами, вакцинация | |
диагностика | Обнаружение безжгутиковых форм при микроскопии отделяемого из язв, иммунодиагностика | Обнаружение безжгутиковых форм при микроскопии пунктата грудины, лимфотических узлов. Биопроба. Иммунодиагностика |
а) лейшмании в культуре | б) лейшмании в тканях |
Работа №3. Трипаносома ( Trypanosoma gambiense, Trypanosoma cruzi ).
Рассмотрите готовые микропрепараты трипаносом. Изучите строение трипаносом. Обратите внимание на вытянутую форму тела, наличие блефаропласта, ундулируюшей мембраны и одного жгутика, отходящего от базального тельца к переднему концу тела. Зарисуйте трипаносому.
Trypanosoma gambiense | Trypanosoma cruzi | 1. ядро 2. блеропласт 3. жгутик 4. ундулирующая мембрана |
Trypanosoma gambiense | Trypanosoma cruzi | |
Название заболевания | Африканский трипаносомоз (сонная болезнь) | Американский трипаносомоз (болезнь Шагаса) |
локализация паразита в организме человека | Особая тропность к ЦНС | Особая тропность к мышечной ткани и особенно кардиомиоцитам |
Резервуарный хозяин | Человек, КРС, МРС, свиньи, собаки и т.д. | Человек, муравьеды, опоссумы |
Переносчик | Мухи Це-Це | Клопы подсемейства Triatominae (поцелуйный) |
Механизм и путь заражения | Трансмиссивный. Это трансмиссивные природно-очаговые заболевания. | |
инвазионная стадия | Промастиготная (жгутиковая форма) | |
диагностика | Микроскопия тонкого мазка крови, пунктата спинного мозга, иммунодиагностика, биопроба | |
основные меры профилактики | Оберегаться от укусов мух Це-Це | Оберегаться от укусов клопов |
Работа №4. Трихомонады ( Trichomonas vaginalis).
Рассмотрите готовый препарат трихомонады, изучите строение по учебной таблице и зарисуйте вегетативную форму в альбом. | 1. ядро 2. жгутики 3. ундулирующая мембрана 4. аксостиль 5. шип |
Trichomonas vaginalis | Trichomonas hominis | |
Название заболевания | Урогенитальный трихомониаз | Кишечный трихомониаз |
локализация паразита в организме человека | Мочеполовой тракт: мочеполовые пути, придатки | Толстый кишечник |
источник инвазии | Человек с острой, стертой и хронической формой | |
Механизм заражения | Контактный, искуственный | Фекально-оральный |
путь заражения | Контактно-половой, прямой контактно-бытовой. ассоциированный | Пероральный: водный, пищевой |
факторы передачи | При пользовании общими мочалками, ваннами и т.д. Гинекологические инструменты | Вода, пищевые продукты |
инвазионная стадия | Вегетативные формы, т.к. цист не образуют | |
диагностика | Обнаружение трихомонад в мазках из мочеполовых путей | Обнаружение трихомонад в фекалиях |
основные меры профилактики | Соблюдение правил личной гигиены при половых контактах | мытье рук, овощей, фруктов, кипячение воды, борьба с мухами, тараканами |
Работа №5. Малярийный плазмодий ( Plasmodium vivax ).
Название заболевания - малярия ___________________________________________
локализация паразита в организме человека – клетки крови (эритроциты), печени
Окончательный хозяин – комары рода Anopheles (малярийные) _______________
Промежуточный хозяин – человек ________________________________________
Переносчик – облигатные комары рода Anopheles (малярийные) _____________
Механизм и путь заражения - трансмиссивный ____________________________
инвазионная стадия – спорозоит __________________________________________
основные меры профилактики – оберегаться от укусов малярийных комаров ___
диагностика – обнаружение плазмодиев при микроскопии тонкого мазка и толстой капли крови ___________________________________________________
Рассмотрите демонстрационные препараты мазков крови, больных малярией. В токих мазках крови найти эритроциты, пораженные плазмодием. Найти две стадии развития шизонта: на стадии кольца амебовидный шизонт.
Зарисуйте схему цикла развития малярийного плазмодия.
Половой цикл развития возбудителя происходит в организме комара. | |||
Стадии бесполого размножения в организме человека | |||
1. внеэритроцитарный цикл 2. трофозоит 3. мерозоиты 4. эритроцитарный цикл | 5. амебовидный трофозоит 6. зрелый шизонт 7. микро- и макрогаметы. 8. макро- и микрогаметоциты | 9. оокинета 10. циста со спорозоитами 11. спорозоиты | |
Работа №6. Токсоплазма ( Toxoplasma gondi ).
Рассмотрите демонстрационный препарат токсоплазмы, обратите внимание на полулунную форму тела, хорошо заметное ядро, отсутствие жгутика.
Зарисуйте цикл развития и сделайте обозначения.
Половой цикл развития в кишечнике кошачьих | |||
Бесполый цикл развития в организме человека и многих позвоночных животных | |||
1. трофозоит 2. шизогония 3. мерозоит 4. гаметы | 5. зигота 6. ооциста 7. спороциста 8. эндозоит | 9. псевдоциста с тахизоитами истинная циста с брадизоитами |
Название заболевания – токсоплазмоз _____________________________________
Основной хозяин – семейство кошачьих __________________________________
Промежуточный хозяин – млекопитающие, в т.ч. человек, птицы __________
локализация паразита в организме человека – клетки слизистой тонкого кишечника, головного мозга, печени, селезенки, лимфатические узлы, мышцы, орган зрения и т.д. __________________________________________________________
Механизм заражения – контактный, фекально-оральный, вертикальный, искусственный _________________________________________________________
путь заражения - алиментарный, пероральный, контактно-бытовой, трансплацентарный, гемотрансфузионный, ассоциированный ___________________
инвазионная стадия – ооцисты, спороцисты _______________________________
основные меры профилактики - термическая обработка продуктов животного происхождения, личная гигиена, санация кошек ____________________________
диагностика – иммунологические и паразитологические методы (микроскопия пунктатов и биоптатов лимфатических узлов, плаценты, спинномозговой жидкости, при гибели больнога ткани пораженных органов, биопробы) ______
**Работа №7. Проблемно-ситуационные задачи
1. Лейшмании своем жизненном цикле претерпевают 2 стадии: промастиготную (жгутиковую) и амастиготную (безжгутиковую), где и почему они потеряли жгутики?
2. Лейшманиозы, трипаносомозы, лямблиоз, трихомонозы - какие из названных заболеваний являются трансмиссивными, природноочаговыми. Обоснуйте ответ.
3. В очаг кожного лейшманиоза направляется ССО. Вы - врач этого отряда. Какие мероприятия нужно провести по профилактике данной инвази