Основные вопросы темы:
1. Понятие о среде обитания и экологических факторах.
2. Основные представления об адаптации организмов.
3. Экологические факторы косной природы (абиотические). Природные и антропогенные: физические (климатические, космические, почвенные, орографические); химические (компоненты воды, воздуха, почвы, кислотность, примеси и др.).
4. Экологические факторы живой природы (биотические, биогенные). Природные и антропогенные: зоогенные, фитогенные, микробогенные.
5. Классификация организмов по их отношению к факторам среды.
6. Закон действия экологического фактора: закон оптимума: основной общеэкологический закон – лимитирующих факторов. Закон экологической толерантности; закон относительной заменяемости, но абсолютной незаменимости.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Работа 1. Биотические факторы: «Действие фитонцидов на жизнедеятельность инфузорий».
Материал и оборудование:
микроскоп, секундомер, чашки Петри, предметные стекла с лункой, пипетки, химические стаканчики на 100 мл. или бюксы, ступка с пестиком; зубчик чеснока, свежие листья растений (хвойные, пеларгония, сочные чешуи лука, лимон), приготовленная вытяжка из сухих листьев полыни, культура инфузорий.
Выполнение работы:
1. Подготовка фитонцидактивной массы. Возьмите мелко нарезанные свежие листья нескольких растений: лук, пеларгонии, зубчик чеснока, дольки лимона. Разотрите их по очереди в ступке. Сразу же поместите получившуюся фитонцидактивную массу на отдельные предметные стекла (не допуская выветривания вещества) и поставьте в чашки Петри.
2. Поместите на предметное стекло с лункой культуру инфузорий и положите это стекло в чашку Петри рядом с другим предметным стеклом, в лунке которого уже находится несколько капель вытяжки или размолотая масса исследуемого растения. Через равные промежутки времени наблюдайте в микроскоп культуру, отметьте время прекращения движения простейших.
|
3. Отметьте разнообразные реакции на различные виды растений и опишите их: растворение клеток, образование пузырей, сморщивание, прекращение движения и др.
Все данные оформите в таблицу. Сделайте вывод.
Таблица 1.
Вид растения | Вид инфузорий | Время прекращения движения простейших (в мин.) | Реакции инфузорий на фитонцидное действие растений. | |||||||
Пеларгония | Мелкие | |||||||||
Крупные | ||||||||||
Чеснок | Мелкие | |||||||||
Крупные | ||||||||||
Лук | Мелкие | |||||||||
Крупные | ||||||||||
Лимон | Мелкие | |||||||||
Крупные | ||||||||||
Сравните фитонцидную активность различных растений.
Вывод:_________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Работа 4. Действие на организм человека климатических факторов.