В своих толкованиях блаженный Феофилакт сократил обширные толкования древних отцов Церкви, из которых он брал только то, что нужно для точного понимания объясняемого места. Главным толковником, которого сокращал блаженный Феофилакт, был святитель Иоанн Златоуст (349-407 г.г.). Использовались также труды и других отцов Церкви.
Ин 12:1 За шесть дней до Пасхи пришел Исус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
В десятый день месяца выбирают агнца для заклания в праздник Пасхи (Исх 12:3
) и с этого же времени начинают приготовлять все необходимое для праздника. Обыкновенно и за шесть дней до Пасхи, то есть в девятый день месяца, едят роскошное и этим днем начинают праздник. Посему и Исус пришел в Вифанию, разделяет вечерю.Ин 12:2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, а Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
Евангелист, желая показать истинность воскресения Лазаря, говорит: а Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Ибо он, явившись живым, не тотчас умер, но долгое время оставался на земле, ел, пил и прочее обычное совершал.
Словами же, что Марфа служила, означил, что угощение было в ее доме. Приметь, прошу тебя, веру этой женщины. Она не поручила служение служанкам, но исполняет оное сама непосредственно. И Павел говорит о вдовице, которая умывала ноги святым (1Тим 5:10).
Ин 12:3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Исуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
Итак, Марфа сама служит вообще всем, а Мария воздает честь только одному Христу, потому что она внимает Ему не как человеку, а как Богу. Ибо она пролила миро и отерла волосами головы, потому что имела понятие о Нем не такое, какое имели другие, не как о простом человеке, но как о Владыке и Господе.
|
Марию можно понимать и в высшем смысле – о божестве Отца и Господа всех; ибо Мария – значит госпожа. Итак, господствующее над всем Божество Отца помазало ноги Исуса, – воспринятую в последнее время плоть Господа-Слова, – помазало миром Духа, как и Давид говорит: Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости (Пс 44:8); и великий Петр говорит: Знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Исуса, Которого вы распяли (Деян 2:36). Ибо воспринятая Словом Плоть, помазанная нашедшим на утробу Девы божественным Духом и соделавшаяся тем же, что Слово, то есть Богом, наполняла мир благословением, как миро Марии наполнило весь дом благоуханием.
Что же такое волосы, которыми отерты ноги? Это, конечно, святые, украшающие главу Божию и верховную власть Его. Ибо они, будучи во славу Божию, могут быть названы украшением Его. Они и сделались причастниками помазания плоти Господней, как и Давид называет их соучастниками (Пс 44:8), и апостол Павел говорит коринфянам: Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас Бог (2Кор 1:21). И везде мы узнаем, что живущие по Христе называются христами (помазанниками). Итак, под волосами, которыми отерты ноги Исуса и которые причастны божественного помазания, можно разуметь христиан. Волосы – нечто мертвое. И христиане мертвы, ибо они распяли плоть (Гал 5:24) и умертвили члены, сущие на земле (Кол 3:5), и умертвили для мира. Волосы украшают голову и составляют славу ее. Славу Божию составляют и святые, так как свет их светит пред людьми, и Отец прославляется чрез них (Мф 5:16), и они яствие и питие творят во славу Божию (1Кор 10:31), и в членах своих они прославляют Его.
|
И ты, поелику Исус воскресил твой ум, как бы некоего Лазаря, прими Его в дом души своей; пусть возлежит с Ним и воскресший; помажь ноги Господа, за шесть дней до Пасхи, прежде чем наступит Пасха будущего века, доколе живешь в этом мире, сотворенном в шесть дней. Под ногами Христовыми можно разуметь: Апостол и Евангелие, и вообще заповеди, ибо ими Он ходит в нас. Итак, к этим заповедям присоедини миро – расположение, составленное из различных добродетелей, из которых высшая – вера, горячая, как нард. Ибо, если не покажешь горячего, усердного и добродетельного расположения к сим заповедям и не отрешь их умерщвленными членами, как бы волосами, и не восприемлешь в себя, не сможешь облагоухать дом свой. Под ногами Господа можно разуметь и меньших братий, в лице которых Христос приходит к дверям каждого и просит нужного: помажь их миром милостыни. Многие подают милостыню напоказ, посему и не получают себе пользы, ибо здесь получают награду (Мф 6:1-2). А ты отри волосами головы и восприми пользу для души, собери плод милостыни в господственной части. И если имеешь что-нибудь мертвое и бездушное, наподобие волос, – надуши этим благим помазанием. Ибо сказано: грехи твоя милостынями искупи (Дан 4:24).
Ин 12:4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
Как же другой евангелист (Мф 26:8-9) говорит, что все ученики сказали это? На это нужно сказать, что хотя все так сказали, но прочие говорили не с такой мыслью, с какой Иуда.
|
Ин 12:5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
Иуда, будучи любостяжателен, не одобряет такой образ попечения. Почему, – как бы говорит он, – принесла ты не деньги, из коих мне бы можно было украсть, а миро?
Ин 12:6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел: при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
Если же Иуда был любостяжателен и тать, то почему Господь возложил на него распоряжение деньгами? По тому самому, что он был тать, чтобы отнять у него всякое извинение. Ибо он не мог сказать, что предал Его (Исуса) по любви к деньгам. Денежный ящик утешал его, но, и нося ящик, он не был верен. Ибо он уносил, то есть крал то, что туда опускали, и был святотатец, присвояя себе подаяния на дело святое.
Пусть слышат святотатцы, какова их участь. Верх зла в том, что Иуда впоследствии предал Исуса и Господа. Видишь ли, до чего доводит любостяжание? До предательства. Итак, апостол Павел прилично назвал сребролюбие корнем всех зол (1Тим 6:10), потому что оно предало Господа и всегда так делает. Некоторые же говорят, что Иуде было вверено хранение денег, как меньшему прочих. Ибо служить около денег меньше, чем учить, как и в Деяниях (Деян 6:2) апостолы говорят: Нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах.
Ин 12:7 Исус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
Ин 12:8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
Господь не обличает Иуду, хотя знает, что он сказал это с намерением татя. Ибо не хотел посрамить его, научая и нас долго терпеть таковых людей. Впрочем, прикровенно Господь упрекает Иуду в предательстве и в том, что он предаст Его на смерть по любостяжанию.
Посему упоминает и о погребении, поражая неразумное его сердце, чтобы он исправился, и прибавление имеет такой смысл: Нищих, – говорит, – всегда имеете с собою, а Меня не всегда; еще немного, и Я отойду, так как ты приготовил Мне смерть. Посему, если Я неприятен тебе и честь, Мне делаемая, тягостна для тебя, ты потерпи немного, и избавишься от Меня; и тогда обнаружится, из-за нищих ли ты заботишься о продаже мира.
Ин 12:9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Исуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
Те, кои пришли к Господу, были благонамереннее прочих, бессознательных и неистовых; ибо пришли не для одного только Исуса, но и для того, чтобы увидеть Лазаря. Так как совершилось поистине величайшее чудо, то многие желали быть зрителями воскресшего, может быть, в надежде узнать от Лазаря что-либо о находящихся в аде.
Ин 12:10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,
Ин 12:11 Потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Исуса.
Фарисеи же так бесчеловечны, что хотят убить не только Исуса, но и Лазаря, потому что он для многих послужил поводом ко спасению чрез чудо, над ним совершенное, людей бесхитростных приводя к вере. Так и благодеяние Исуса для них стало преступлением. Особенно они досадовали на то, что, по случаю наступления праздника, все идут в Вифанию, узнают о чуде и своими глазами видят воскресшего.
Ин 12:12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Исус идет в Иерусалим,
Господь, на малое время удалившись в пустыню для того, чтобы утишить ярость кровожадных, опять явно входит в Иудею и пред всеми показывается. Наступило, наконец, время пострадать, и Ему следовало не укрываться, но предать Самого Себя за спасение мира.
Смотри же, какова была последовательность страдания. Господь воскресил Лазаря, сохранив к концу это чудо, важнейшее всех прочих; вследствие сего многие стекались к Нему и уверовали. Оттого, что многие уверовали, увеличилась зависть врагов. За сим последовали козни против Него и Крест.
Ин 12:13 Взяли пальмовые ветви,
Пальмы, может быть, означали то, что Он, воскресив Лазаря, стал победителем смерти; ибо пальма давалась на боях победителям. Может быть, ими выражалось и то, что прославляемый есть Существо небесное и свыше пришедшее. Ибо пальма из прочих дерев одна только достигает, так сказать, самого неба, на высоте пускает листья, в листе имеет белые ядра, в стволе же и середине, до верха, шероховата и неудобна для того, чтобы взлезть на нее, так как на ветвях имеет колючки. Так и тот, кто стремится к познанию Сына и Слова Божия, найдет оное не легким, а трудным, восходя трудами добродетели, но, достигнув высоты познания, озарится ярким светом богопознания и откровением неизреченных тайн, как бы белейшими ядрами пальмы.
вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне,
Народ, услышав, что идет Исус, встретил Его со славой, без сомнения, ради чуда над Лазарем, воздавая Ему честь большую, нежели какая приличествовала простому человеку. Ибо принимали Его уже не за пророка, потому что кому из пророков отцы их воздавали такую честь?
Посему-то и восклицали: Осанна! благословен грядущий во имя Господне! Из этого восклицания мы уразумеваем, во-первых, что Он Бог; ибо осанна значит спаси. Так это слово по-гречески перевели и LXX толковников в 117 псалме (Пс 117:25). Ибо на еврейском языке читается осанна, на греческом же – о, Господи, спаси! Спасать – свойственно одному только Богу, и к Нему сказано: Спаси нас, Господи Боже наш!
Из всех мест Писания всякий узнает, что спасение приписывается Писанием только одному Богу. Итак, восклицавшие Христу словами Давида этим показывают, во-первых, то, что Он Бог; потом, что Он – Бог в собственном смысле. Ибо говорят грядущий, а не ведомый. Последнее нечто рабское, а идти – самовластное.
Словами во имя Господне выражают то же самое, что Он есть истинный Бог. Ибо не говорят, что Он идет во имя раба, но во имя Господа. Еще и то представляют, что Он не противник Богу, но пришел во имя Отца, как и Сам Господь говорит: Я пришел во имя Отца Моего, а иной придет во имя свое (Ин 5:43).
Царь Израилев!
Называют Его и Царем Израилевым, может быть, в мечтах о чувственном царстве; ибо ожидали, что восстанет какой-то царь природы высшей, чем человеческая, и избавит их от владычества римлян.
Ин 12:14 Исус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
Прочие евангелисты говорят, что Господь сказал ученикам: Отвязав, приведите ко Мне (Мф 21:1-2; Мр 11:2; Лк 19:30). А здесь Иоанн ни о чем этом не упоминает, а просто говорит: Исус, нашел молодого осла. Впрочем, разногласия между евангелистами нет. Прочие сказали пространнее, а Иоанн короче сказал: Исус же, найдя молодого осла». Когда ученики отвязали и привели, Исус нашел его и сел на него.
Ин 12:15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
В этом обстоятельстве Он исполнял и пророчество Захарии, который сказал: Не бойся, дочь Сионова! вот царь твой идет к тебе, сидя на молодом осле (Зах 9:9). Так как цари иерусалимские, по большей части, были несправедливые и корыстолюбивые, то пророк говорит: Не бойся, дочь Сиона! Царь, о котором я предсказываю тебе, не таков, но кроток и смиренномудр, и нисколько не горд. Это видно и из того, что Он пришел, сидя на осле. Ибо Он вошел не в сопровождении войска, но приехал на одном осле.
Восседание Господа на осле было и образом будущего. Животное это, по закону нечистое, было образом нечистого народа из язычников, на котором Исус, Слово Божие, восседает, подчиняя Себе этот непокорный и грубый, наподобие осла, новый народ, который Он и возводит в истинный Иерусалим после того, как он стал ручным и покорным Ему. Ибо ужели Господь не совозвел на небо тех язычников, которые стали Его народом и покорились проповеди евангельской?
Ин 12:16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Исус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
Прошу тебя, подивись евангелисту, как он не стыдится, а открыто говорит о прежнем незнании апостолов. Ученики, – говорит, – сперва не поняли сего, но поняли тогда, как Исус прославился. Под славой разумеет вознесение, последовавшее за страданиями и смертью. Тогда-то, без сомнения, по сошествии Святаго Духа, они познали, что это о Нем было написано. Что было это написано, они, может быть, и знали, но что написанное относилось к Исусу, это от них было сокрыто, и не без пользы. Иначе они соблазнились бы распятием Его, когда так страдает Тот, Кого Писание называет Царем.
Ин 12:17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
Народ, видевший чудо над Лазарем, свидетельствовал и проповедовал о силе Исуса.
Ин 12:18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Посему и встретили Его со славой те, которые слышали о совершении этого чуда, то есть уверовали; если бы не уверовали, не переменились бы так скоро.