Введение
таможенный законодательство внешнеэкономический
Актуальность темы исследования определяется тем, что анализируя практику ведения таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности, необходимо взвесить и сопоставить положительные и отрицательные эффекты, которые могут возникнуть в результате применения таможенных процедур. При этом, эффективность как соотношение положительных и отрицательных эффектов оценивается по-разному с позиций государства и с позиций предпринимательского сообщества - предприятий.
Цель данной работы - анализ применения таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности предприятии и выявление проблем возникающих в ходе их применения.
В соответствии с выбранной целью поставлены и решены следующие задачи:
анализ системы таможенных процедур применяемых во внешнеэкономической деятельности предприятии;
оценка проблем применения таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности предприятия.
Объектом исследования является система таможенных процедур применяемых во внешнеэкономической деятельности.
Предметом исследования является совокупность проблем применения таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности предприятия.
Теоретической и методологической основой исследования стали современные работы в области теории и практики применения таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности.
Анализ системы таможенных процедур применяемых во внешнеэкономической деятельности предприятии
В 2010 году вступил в силу главный нормативный документ Таможенного Союза - Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) [1].
|
С вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза понятийный аппарат в сфере применения таможенных процедур претерпел ряд изменений:
Во-первых, понятие таможенного режима было заменено понятием таможенная процедура.
Под таможенной процедурой понимается совокупность норм, определяющих условия пользования товарами на таможенной территории Таможенного союза или за его пределами.
Во-вторых, изменилось содержание отдельных таможенных процедур. Например, под экспортом понимается таможенная процедура, в соответствии с которой товары Таможенного союза вывозятся за территорию Таможенного союза. Таким образом, изменился не только статус вывозимых товаров, но и название территории, с которой вывозится товар.
В-третьих, появилась возможность помещения товаров под две таможенные процедуры одновременно: экспорт и таможенный транзит.
В-четвертых, срок таможенного контроля за товарами, выпущенными для внутреннего потребления, увеличен с одного года до трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Кроме того, законодательством государства-члена Таможенного союза этот срок может быть увеличен до 5 лет.
В целях таможенного регулирования Таможенным кодексом Таможенного союза в отношении товаров установлены 17 видов таможенных процедур. В отличие от российского таможенного законодательства, в котором таможенные режимы были сгруппированы в четыре группы, в ТК ТС таможенные процедуры не сгруппированы. По-нашему мнению, три из четырех существовавших групп целесообразно было бы сохранить: основные таможенные процедуры, экономические и специальные таможенные процедуры.
|
Выпуск для внутреннего потребления, экспорт и таможенный транзит следовало бы также как и раньше отнести к основным таможенным процедурам, поскольку эти процедуры наиболее часто используются. По статистике около 80% всего товарооборота России приходится на экспорт и импорт (выпуск для внутреннего потребления) товаров. Благоприятное воздействие на отечественную экономику косвенно оказывает транзит товаров по территории Российской Федерации, так как он стимулирует развитие инфраструктуры, связанной с осуществлением транзитных перевозок товаров.
При помещении под процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, в отношении которых имеются льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, такие товары подлежат условному выпуску в соответствии со статьей 200 ТК ТС и сохраняют статус иностранных товаров. В отношении этих товаров ограничиваются права по пользованию и (или) распоряжению товарами.
ТК ТС установил ряд упрощений для таможенной процедуры экспорта товаров [1]:
. В соответствии со ст. 183 ТК ТС сокращен и установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых экспортерами для помещения товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, под таможенную процедуру экспорта.
. Статья 196 ТК ТС предусматривает сокращение предельных сроков выдачи разрешения на вывоз (выпуск) товаров до четырех часов в случае выпуска товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.
. В случае если к товарам не применяются вывозные таможенные пошлины в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №254 «О таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров», то таможенным органам можно не предоставлять сведения о стоимости товаров. Исключение составляет статистическая стоимость, сведения о которой предоставляются в обязательном порядке.
|
. Определен перечень товаров для применения упрощенных административных процедур при их экспорте. Не облагаются вывозными таможенными пошлинами товары групп 84-90 по ЕТН ВЭД ТС, т.е. сложнотехнические товары, к которым относятся машины, оборудование и механизмы, транспортные средства, приборы и инструменты. Группы 84 и 85 составляют более 20% всей номенклатуры и включают различные изделия от подшипников до бульдозеров от кремниевых чипов до суперкомпьтеров. Таким образом, посредством применения упрощенных административных процедур реализуется программа государственной поддержки экспорта. Основной целью использования процедуры переработки на таможенной территории является возможность отечественным производителям реализовывать свою продукцию и услуги на международном рынке на конкурентоспособных условиях. Это в свою очередь способствует развитию производства на нашей территории, загрузке производственных мощностей и созданию дополнительных рабочих мест.
Важное изменение в отношении процедур переработки, по-нашему мнению, связано со сроками переработки товаров. Так срок переработки товаров на таможенной территории увеличен с двух до трех лет. Такой временной период позволил производить техническое обслуживание и комплексный ремонт морских и речных судов на российских верфях, которые располагают всем необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом. Основное экономическое значение таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления состоит в повышении конкурентоспособности отечественной промышленности за счет перемещения производственной деятельности на российскую территорию.
Экономическое значение процедуры переработки вне таможенной территории состоит в предоставлении отечественным производителям возможности сократить издержки на гарантийное обслуживание, ремонт и модернизацию техники иностранного производства и как следствие предлагать свою продукцию на внутреннем рынке по более низким ценам.
Таможенные процедуры таможенного склада и свободного склада являются промежуточными процедурами. На обоих типах складов товары могут храниться определенное время, а на свободном складе товары могут также использоваться. Например, для проведения операций по переработке товаров, в результате проведения которых они теряют свои индивидуальные характеристики, для изготовления и ремонта товаров [6, c. 42].
Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения является невозможность восстановления товаров в первоначальное состояние экономически выгодным способом. В этом случае не допускается ситуация, при которой товар специально деформируется, демонтируется, чтобы затем при минимальных финансовых затратах быть восстановленным в товарном виде. Товары могут помещаться под процедуру уничтожения уже после того, как оказались уничтожены вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Также процедура применяется при ввозе зараженной сельскохозяйственной продукции или, например, в выставочном деле, поскольку стоимость обратной транспортировки может оказаться выше стоимости стендов, рекламного оборудования и некоторых экспонатов [4, c. 178].
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 г. №329 «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру» по сравнению с ТК ТС расширены перечни товаров, не подлежащих и запрещенных к помещению под эту таможенную процедуру.