Конспект 2
На рубеже XVIII – XIX веков в искусстве Франции господствовал стиль классицизм. Первым его представителем в эту эпоху был художник
Жак-Луи Давид (1748-1825) самый последовательный представитель неоклассицизма в живописи и чуткий летописец своего бурного времени.
Родился в Париже в зажиточной буржуазной семье. В 1766 г. поступил в Королевскую академию живописи и скульптуры. Характерной чертой французской культуры тех лет было всеобщее увлечение античностью. Учитель Давида Жозеф Мари Вьен, создавал композиции на античные темы, сохранявшие игривость и прелесть рококо. Однако Давид видел в античности не изысканную красивость, а примеры суровой гражданской доблести, бескорыстное служение общему делу.
Он тяготился учёбой в Академии, мечтал посетить Италию. Наконец, его мечты сбылись: в Италии он провел 4 года.
В 1781 г. Давид принят в число членов Королевской академии и получил право участвовать в её выставках – луврских Салонах (с 1791 г. право участия в выставках луврского Салона получили получали любые авторы независимо от их членства в академиях, на основе разработанной правительственной программы, поощрялось создание больших картин, «призванных оживлять добродетели и патриотические чувства»).
Для своей первой картины –
- «Клятва Горациев»
Давид избрал сюжет из древнеримской истории: во время войны римлян с городом Альба-Лонга братья Горации одолели в бою трех лучших воинов противника (тоже братьев – Куриациев), что принесло римлянам быструю и почти бескровную победу. Двое Горациев погибли в бою.
Сюжет картины: Художник изобразил сцену, где братья клянутся отцу не отступать в битве.
Композиция классицизма:
- Трехплановая композиция. Фигуры – на первом плане; второй план – женские фигуры, сестра, жена и мать с внуками; третий план – внутренний двор римского дома, в глубину уходящая аркада.
- Центр композиции: под средней аркой – отец, протягивающий сыновьям мечи, кисть его руки с мечами находится в геометрическом центре картины.
- Главные фигуры – слева – братья Горации, три молодых воина, олицетворяющих силу, мужество, волю к победе (высокая точка композиции.
- Справа, низкая точка в композиции – женские фигуры, в их облике преобладает скорбная печаль, задумчивая отстраненность, женственность.
- Троекратное повторение в картине: три арки, три меча, три руки усиливает настроение бодрости, утраивает силу.
- Выразительны повороты фигур – раскрывают настроение и характеры героев.
- Скульптурность, анатомическая точность изображения тела человека.
- Выразительная светотеневая моделировка фигур.
- Передача пространства в картине точным построением его в линейной перспективе.
Давид работал над картиной в Риме. Когда полотно было закончено и художник выставил его для публики, началось паломничество римлян и иностранцев в его мастерскую. Римляне воспринимали её как прославление их могучего духа и воли к победе. О ней писали статьи, писали стихи, к ней приносили букеты.
Во Франции «Клятва Горациев» со временем приобрела политическое звучание. Все были воодушевлены идеями Свободы, Равенства и Братства – дух идей революции.
2. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей»
Была создана Давидом по государственному заказу. Луций Юний Брут – сторонник республиканского строя в Риме, он приговорил к смерти собственных сыновей за участие в монархическом заговоре. Ликторы (палачи) после совершения казни принесли тела убитых в дом Брута.
Идея картины: разворачивается финальный акт исторической драмы: когда герой сделал свое дело и может уйти со сцены, суровая доблесть, чувства долга победили в нем отцовские чувства.
Давид нашел понимание у ваставших парижан. После революционного переворота он был избран депутатом в Конвент, высший законодательный и исполнительный орган республики. Он национализировал дворцы и собрания произведений искусства, ранее принадлежавших аристократам, организовывал революционные празднества, погибших революционеров объявил «мучениками свободы».
Один из вдохновителей революции Жан Поль Марат был убит в своей квартире молодой дворянкой Шарлоттой Корде, нанесла ему смертельный удар кинжалом в самое сердце. Марат издавал газету «Друг народа» и был сторонником революционного террора, призывая своих читателей к радикальным мерам.
- «Смерть Марата »
Картина была закончена менее чем за три месяца и размещена в зале заседания Конвента. Из-за кожной болезни он должен был находиться в ванной, так работать и принимать посетителей. Тело Марата было обезображено болезнью, но художник изобразил его прекрасным, подобно античному герою. Простота обстановки придает зрелищу особую трагичную торжественность. Пустое сумеречное пространство – вечность. Композиция построена чрезвычайно просто: голова Марата находится на середине холста по горизонтали, упавшая рука с пером – на середине по вертикали.
После политического переворота, Давид как член Конвента был арестован и заключен в тюрьму. Однако сумел доказать непричастность к массовым казням и был освобожден.
Скоро он работал над картиной
- «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянками»
Сюжет: изобразил женщин прекративших войну между римлянами (их мужьями) и сабинянами (их отцами и братьями), призыв к миру.
Однако перегруженная персонажами картина не имела у зрителей успеха.
Следующий этап жизни Давида связан с приходом к власти Наполеона Бонапарта. Он стал героем нового поколения французов, уставших от революции.
- «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар»
Сюжет: Наполеон изображен во время победоносного похода в Италию. Давид создал не документ, когда Наполеону из-за погодных условий пришлось пробираться по узкой тропе на мулле в Италию, поэтому чувствовал себя в праве изменить реальность.
Наполеон, провозглашенный императором, назначил Давида «первым живописцем».
- «Коронация Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.»
Давид создал очередной миф: блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем богатая обстановка жилища Марата.
После падения наполеона Давид эмигрировал в Швейцарию, вдали от отчизны от искусства прошли его последние годы жизни.