Процесс работы над Таможенным кодексом занял более двух лет. В итоге мы получили кодекс бесспорно современный, отвечающий всем международным стандартам.
В Таможенном кодексе сосредоточены исключительно таможенные права. И если в базовых законах (Налоговый кодекс, Закон о валютном регулировании, Закон о внешней торговле, Административный кодекс), затрагивающих интересы гражданских правоотношений, не урегулированы какие-то моменты, то в Таможенном кодексе удалось их урегулировать. За таможенными органами оставлены все присущие им функции. Таможенные органы остаются органами налогового, валютного контроля, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Это правоохранительные военизированные органы, это орган защиты прав лиц, поскольку в кодексе предусмотрены защитные меры от неправедных реализаций карательных функций, важных для государства. Это было необходимо, поскольку исходя из того, что раз кодекс – либеральный, улучшил положение лиц, создает более благоприятную атмосферу свободы торговли – ведомство должно иметь такие функции. Легкие законы ведут к их выполнению. Администрирование становится цивилизованным, потому что Таможенный кодекс – закон прямого действия и правовые нормы читаются всеми участниками одинаково, в том числе и судом. Если идеализировать, то никакого маневра для злоупотреблений не остается, а права лиц защищены.
Несколько лет назад еще не было известно, что в Таможенный кодекс будут добавлены статьи прямого действия, регулирующие отношения физических лиц на государственной границе. В России еще с коммунистических времен считалось, что мы – обычные люди, все стерпим как живые существа. Все было нацелено на товары, на бизнес в чистом виде. А человеческие отношения регулировались инструкциями. И вот в Таможенном кодексе, возможно, впервые добиваемся прямой регуляции поведения власти и физических лиц на границе в самом законе.
Приняв новую редакцию Таможенного кодекса РФ Россия сделала еще один важный шаг по пути дебюрократизации властных отношений в сфере таможенного регулирования, снижения административного пресса на деловую среду, проявления воли государства на взаимообязывающие и уважительные отношения власти, бизнеса и граждан нашего общества. Подается еще один благоприятный знак потенциальным инвесторам и всем операторам внешнеторгового рынка в том, что стремление соответствовать международно-правовой и экономической системе во благо экономического роста и стимулирования открытых и прозрачных отношений в таможенной сфере – не слова, а реальная перспектива.
По результатам почти 2-х годичной работы можно с полным основанием сказать: в разработке Кодекса, кроме Правительства и депутатов участвовали деловые люди от государственных и негосударственных структур, в обсуждении активное участие принимали РСПП и ТПП, большинство отраслевых ассоциаций и просто заинтересованные граждане, так как проект документа был обнародован на специальном сайте в сети Интернет, а значит, получил общественную экспертизу. Это создало замечательную небывалую атмосферу диалога, в который невольно включилось и государство. В ходе работы было устранено более 20 концептуальных разногласий и согласовано около шести тысяч поправок.
Главный итог этой работы заключается в том, что с 1 января 2004 года бизнес стал дышать свободно, не тратя сил и средств на окольные пути обхода таможенных границ, а государственный таможенный контроль сосредоточится на важных задачах по защите и стимулированию отечественного рынка, повышению поступлений в федеральный бюджет и на реализацию существующих задач по борьбе с экономической преступностью, терроризмом, охране общества от посягательств на жизнь, здоровье и благополучие граждан России.
Новый Таможенный кодекс РФ является, несомненно, достижением в российской практике внешнеэкономической деятельности. Новый закон разработан с учетом международного опыта регулирования внешней торговли. Относительно имеющей место в средствах массовой информации некоторой критики Кодекса, хочу сказать, что основная слабость нового Кодекса состоит не в формулировках, в нем заложенных, а в общеэкономической и законодательной ситуации в России. Так, ни один, даже самый прогрессивный таможенный кодекс, не справится с завышенным уровнем налоговой нагрузки. В настоящее время средняя ставка таможенных пошлин в России в 2 с лишним раза превышает уровень, существующий в странах, входящих в ВТО. Уверена, что принятие нового Таможенного кодекса РФ является предпосылкой для более быстрого вступления во Всемирную торговую организацию.