Основные изменения в понятийном аппарате Таможенного кодекса РФ




 

Основные понятия, используемые в ТК РФ и определяющие содержание многих его положений, а также их применение на практике, приведены в ст. 11. В целом в ука­занную статью включены те же понятия, которые содержались в ст. 18 ТК РФ 1993 го­да, однако фактическое наполнение многих из них изменилось коренным образом.

Новый ТК РФ сохраняет традиционное для таможенного законодательства деле­ние имущества, перемещаемого через таможенную границу, на товары и транс­портные средства, что имеет важное практическое значение, поскольку их статус для таможенных целей различен. Транспортное средство выступает объектом ком­мерческой деятельности, непосредственно связанной с международной перевозкой товаров. Перемещение транспортных средств через таможенную границу осуществ­ляется в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза, что отвечает нормам международного законодательства. При этом не ис­ключается возможность помещения транспортных средств под другие таможенные режимы, например выпуска для внутреннего потребления, переработки на таможен­ной территории, вне таможенной территории, однако транспортное средство в этом случае выступает уже в ином качестве — в качестве товара, что влечет его таможен­ное оформление в общем порядке. Штатные запасные части, принадлежности и оборудование транспортных средств, перевозимые вместе с транспортным средст­вом, рассматриваются как неотъемлемая часть транспортного средства.

Другой подход демонстрирует законодатель при определении статуса российских товаров. К их числу комментируемая статья относит три категории товаров: произ­веденные в РФ, выпущенные на ее территории для свободного обращения, а также изготовленные из первых двух. При этом перечисленные товары утрачивают статус российских в момент их вывоза с таможенной территории РФ.

Принципиальные изменения претерпело понятие перемещения товаров через таможенную границу. Если раньше под перемещением товаров и транспортных средств при ввозе понималось фактическое пересечение ими таможенной границы, то по новому ТК РФ перемещение при ввозе "растянуто" во времени и представляет собой не только фактическое пересечение таможенной границы, но и все последующие действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами. Содержание понятия перемещения при вывозе в целом не изменилось, законодатель только конкретизировал перечень действий, непосредственно направ­ленных на вывоз товаров и транспортных средств с таможенной территории РФ.

Существенно расширяется объем понятия незаконного перемещения через та­моженную границу, которое включает совершение действий по ввозу на, таможенную территорию РФ или вывозу с этой территории товаров или транспортных средств с любым нарушением порядка, установленного ТК РФ, в том числе носящим про­цедурный характер.

Кардинально меняется подход к определению статуса декларанта и таможен­ного брокера. Прежний ТК РФ закреплял за таможенным брокером статус декла­ранта, что предполагало совершение операций по таможенному оформлению и вы­полнение иных посреднических функций в области таможенного дела от собственно­го имени. В соответствии с новым Кодексом таможенный брокер выступает в роли представителя и совершает таможенные операции от имени представляемого им лица (декларанта или иного заинтересованного лица). Такое изменение статуса та­моженного брокера обусловлено попыткой исключить практику таможенного офор­мления товаров так называемыми "черными брокерами", которые оказывали услуги по1 заполнению таможенной декларации и других таможенных документов, однако действовали за печатью лиц, перемещающих товары, в связи с чем не несли ответст­венности за достоверность заявляемых сведений, а также за уплату таможенных платежей, в отличие от таможенного брокера, совершавшего таможенные операции от собственного имени. Оговорка Кодекса о том, что таможенный брокер действует от имени представляемого лица, не должна рассматриваться как исключающая его ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей перед таможен­ным органом, поскольку означает, что к декларанту переходят права и обязанности, возникающие в результате таможенного оформления товаров (право пользования товаром в соответствии с заявленным таможенным режимом, обязанность по его завершению определенным способом, обязанность по уплате периодических тамо­женных платежей и др.), но не в процессе его осуществления (например, обязан­ность заявлять достоверные сведения).

Всоответствии со ст. 18, 172 прежнего Кодекса в качестве декларанта могли вы­ступать как лицо, перемещающее товары через таможенную границу, так и таможен­ный брокер. При этом считалось,, что таможенный брокер вправе, а лицо, переме­щающее товары, обязано оформить товары в таможенном отношении. В связи с изменением понятия перемещения законодатель отказался от понятия лиц, переме­щающих товары, поскольку фактическое наполнение последнего не соответствовало бы его содержанию (хотя в некоторых статьях указание на таких лиц все же сдела­но). Для обозначения лиц, на которых лежит обязанность по таможенному оформ­лению товаров/ ТК РФ вводит понятие лиц, ответственных за совершение таможен­ных операций для выпуска товаров (ст. 16). Указанные лица, а также иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством распоряжаться това­рами на таможенной территории РФ (с учетом ограничений, установленных п. 2 ст. 126 ТК РФ), признаются декларантами и вправе декларировать товары от собст­венного имени.

В соответствии со ст. 18 ТК РФ 1993 года под таможенным оформлением понима­лась процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный та­моженный режим и завершения действия этого режима. При этом Кодекс различал основное таможенное оформление (подача таможенной декларации) и предвари­тельные операции, предшествующие основному таможенному оформлению и поме­щению товаров под определенный таможенный режим (уведомление таможенных органов о пересечении таможенной границы, доставка товаров в определенное та­моженным органом место, представление товаров в месте доставки, подача краткой декларации, помещение товаров на склад временного хранения). Новый ТК РФ не раскрывает понятие таможенного оформления, однако анализ его положений позво­ляет сделать вывод о том, что под таможенным оформлением в Кодексе понима­ется совокупность всех таможенных операций и процедур, проводимых в отношении товаров в период нахождения их под таможенным контролем до момента приобре­тения ими неизменного статуса для таможенных целей. Анализ положений ст. 60 и 360 ТК РФ позволяет прийти к выводу о том, что время, в течение которого в отно­шении товаров производится таможенное оформление, фактически совпадает со временем нахождения товаров под таможенным контролем. Кроме того, термин "таможенное оформление" используется также для обозначения действий по оформ­лению таможенных и иных документов, необходимых для таможенных целей. Поня­тия таможенных операций и таможенных процедур также приведены в ст. 11 ТК РФ и являются новыми для таможенного законодательства.

Изменено и само понятие таможенного режима: таможенный режим представ­ляет собой таможенную процедуру, определяющую совокупность требований и усло­вий, включающих:

—порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможен­ных пошлин, налогов;

—порядок применения в отношении них запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

—статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости
от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ или за ее пределами, то есть наличие или отсутствие запретов и
ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средства­
ми, установленных ТК РФ.

Большое значение для нового ТК РФ имеет понятие выпуска для свободного обращения. В Таможенном кодексе 1993 года под выпуском товаров для свободно­го обращения понимался таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию РФ товары оставались постоянно на этой территории без обязательства об их обратном вывозе. Теперь выпуск для свободного обращения обозначает статус товаров, допускающий их свободный оборот на таможенной территории РФ без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством. Такой оборот возможен, в частности, при заявлении таможенного режима выпуска для свободного обращения (после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюде­ния всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о го­сударственном регулировании внешнеторговой деятельности), отказе в пользу госу­дарства (после передачи товаров, от которых лицо отказалось, таможенным орга­нам), реимпорте (ст. 164, 234, 250).

Ряд статей ТК РФ содержит указание на транспортные, коммерческие, таможенные документы. Для целей единообразного понимания указанных статей их понятия также даны в ст. 11.

В понятийный аппарат нового Кодекса не вошло понятие мер экономической по­литики, которое было определено ст. 18 ТК РФ 1993 года как ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств, установленные исходя из сооб­ражений экономической политики РФ и могущие включать в себя квотирование, лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другие меры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством. Таможенный кодекс РФ использует формулу "запреты и ограничения, установ­ленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулиро­вании внешнеторговой деятельности". При этом различаются запреты и ограниче­ния экономического характера, а также запреты и ограничения, не носящие эконо­мического характера. Последние согласно ст. 158 ТК РФ должны применяться неза­висимо от заявленного таможенного режима (одни на этапе помещения товаров под процедуру внутреннего таможенного транзита, другие — на этапе выпуска товаров). Экономические запреты и ограничения действуют только в рамках таможенных ре­жимов выпуска для свободного обращения, экспорта, переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления.

Вместе с тем, придавая запретам и ограничениям экономического и неэкономиче­ского характера различное значение и наделяя их различными функциями, Кодекс не дает даже общего представления о том, каковы критерии их разграничения: нормы ТК РФ в этой части являются бланкетными и отсылают правоприменителя к спе­циальному законодательству. Нет такого четкого деления и в Федеральном законе от 13 октября 1995 года № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (в ред. на 10 февраля 1999 года), который содержит лишь общий перечень целей, исходя из которых могут быть установлены меры нетарифного регу­лирования. Представляется, что до внесения соответствующих изменений в законо­дательство РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности при отнесении конкретных запретов или ограничений к числу экономических или неэко­номических необходимо учитывать цель их установления. Так, целью установления запретов экономического характера могут служить, например, защита внутреннего рынка, отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, защита внешнего финан­сового положения и поддержание платежного баланса РФ, а неэкономического — обеспечение безопасности и обороноспособности государства, охрана жизни и здо­ровья людей и окружающей среды, защита прав потребителей и т. п. К запретам и ограничениям неэкономического характера могут быть отнесены так называемые технические барьеры: подтверждение соответствия различным стандартам (техниче­ским, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологи­ческим), опробирование, клеймение и другие меры подобного характера.

 

Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

В настоящем Кодексе основные понятия используются в следующих значе­ниях:

1)товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижи­мым вещам транспортные средства. Транспортные средства, указанные в подпункте 5 настоящего пункта, к товарам не относятся;

2)российские товары - товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации то­вары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произве­денных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации;

3)иностранные товары - товары, не являющиеся российскими товарами в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

4)товары, находящиеся под таможенным контролем, - иностранные товары,
ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, до их выпуска для
свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при
вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы;

5)транспортные средства - любые морское (речное) судно (включая самоход­ные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), суд­
но на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая
прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица
железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных
перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные ча­сти, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче­
смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными
средствами;

6)статус товаров и транспортных средств для таможенных целей наличие или
отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и
транспортными средствами, установленных настоящим Кодексом;

7)перемещение через таможенную границу товаров и (или) транспортных
средств - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской
Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств
любым способом;

8)ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации - фактическое пересечение товарами и (или) транспортными
средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные настоя­щим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до их вы­
пуска таможенными органами;

9)вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации - подача таможенной декларации или совершение указанных
в абзаце втором настоящего подпункта действий, непосредственно направленных
на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предус­мотренные настоящим Кодексом действия с товарами и (или) транспортными
средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транс­портных средств с таможенной территории Российской Федерации, относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможен­ной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям това­ров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, дейст­вия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможен­ной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест;

10)незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу - совершение действий по ввозу на таможенную территорию Рос­сийской Федерации или вывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушением порядка, установленного настоящим Кодексом;

11)таможенные органы - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации, за исключением случаев, когда в настоящем Кодексе упо­минаются таможенные органы иностранных государств;

12)лица - юридические и физические лица, если иное не вытекает из настояще­го Кодекса;

13)российские лица - юридические лица с местонахождением в Российской
Федерации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также физические лица, постоянно проживающие в Российской Федера­ции, в том числе зарегистрированные на территории Российской Федерации в ка­честве индивидуальных предпринимателей;

14)иностранные лица - лица, не указанные в подпункте 13 настоящего пункта;

15)декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

16)перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную
границу и (или) перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации или являющееся ответственным за ис­пользование транспортных средств;

17)таможенный брокер (представитель) - посредник, совершающий таможен­ные операции от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого
возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии с настоящим Кодексом;

18)заинтересованные лица - лица, интересы которых затрагиваются решения­
ми, действиями (бездействием) таможенных органов в отношении товаров и (или)
транспортных средств непосредственно и индивидуально, если из настоящего Кодекса не вытекает иное;

19)таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными
органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

20)таможенные операции - отдельные действия в отношении товаров и транс­
портных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии
с настоящим Кодексом при таможенном оформлении товаров и транспортных
средств;

21)таможенная процедура - совокупность положений, предусматривающих по­
рядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транс­
портных средств для таможенных целей;

22) таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность
требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и
транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений,
установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров
и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами;

23)выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом;

24)свободное обращение - оборот товаров на таможенной территории Россий­ской Федерации без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации;

25)налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые таможен­ными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу в
соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом;

26)внутренние налоги - налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые
при обороте товаров на территории Российской Федерации;

27)таможенная декларация - документ по установленной форме, в котором
указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган в соответствии с настоящим Кодексом;

28)транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или
иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки то­
варов и сопровождающие товары и транспортные средства при международных
перевозках;

29)коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковоч­ные листы и иные документы, которые используются в соответствии с междуна­родными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Фе­дерации или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев дело­вого оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с
перемещением товаров через таможенную границу, если из настоящего Кодекса не
вытекает иное;

30)таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей;

31)таможенный сбор – платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров.
(пп. 31 введен Федеральным законом от 11.11.2004 №139-ФЗ)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: