Символы четырех Евангелий




Если св. пророк Иезекииль видел одно существо с четырьмя ликами, то в Новом Завете, в Откровении апостола Иоанна Богослова описаны четыре отдельных небесных существа - это апокалиптические животные. Они были истолкованы как символы четырех Евангелий, написанных евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном Богословом. "Бог открыл Иоанну Небесный мир, - рассказывает Людмила Щенникова, - и он увидел стоящий на Небе Престол, на котором возвышался Сидящий (Бог); Престол окружала радуга, и посреди Престола и вокруг Престола четыре животных, исполненные очей спереди и сзади. “И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет” (см. Откр. 4, 2-9)".

Подобно библейским Херувимам и Серафимам, они изображаются у Престола Вседержителя, окружая его с четырех сторон, что символизирует распространение Благой вести на четыре стороны света. В руках апокалиптических животных - Евангелия. Эти изображения получили большое распространение в купольных мозаиках и росписях, в миниатюрах Евангелий.

Первое изображение летящего ангела

Ангелы средней степени - Господства, Силы и Власти. Согласно Дионисию Ареопагиту, ангельский чин Господств назван так по своему свойству совершенно свободно и неудержимо стремиться к Богу, не прилепляясь ни к чему случайному. Силы - означают могущественное и непреоборимое мужество, отражающееся во всех их действиях. Власти - духовное владычество, не самовластное, но как само восходящее к Богу, так и других приводящее к Нему. Но описаний этих ангелов в Библии нет, поэтому художники их и не изображали, объясняет Людмила Щенникова.

В низшую степень входят Начала, Архангелы и Ангелы. Начала, по книге Дионисия, это небесные силы, которые сообщают волю Божию Архангелам; Архангелы, в свою очередь, передают ее ангелам; а ангелы - людям. "Изображать архангелов и ангелов иконописцу проще всего, - говорит Людмила Щенникова, - потому что они являлись людям в самом понятном образе - как прекрасные видом светозарные юноши". Изображения Ангелов раннехристианского искусства представляли собою юношей, чаще всего без крыльев. По словам искусствоведа прот. Бориса Михайлова, уже во второй половине III-первой половине V века сформировался образ Ангела, с которым мы имеем дело и по сей день, - это образ юноши с крыльями в античном одеянии (катакомбы Присциллы, вторая половина III века; катакомбы под Вилла Массимо в Риме, середина IV века, и на Виа Латина, середина IV века). Самое древнее из сохранившихся изображений Ангелов христианского Востока - мраморный саркофаг конца IV века, найденный на территории современной Турции. Парящие фигуры держат в вытянутых руках монограмму Христа, образующую из греческих букв "йота" и "хи" монограммный "доконстантиновский" крест, обрамленный лавровым венком.

Среди Архангелов в книгах Священного Писания названы семь имен, но изображают более всех Гавриила, принесшего Марии Благую весть, и Михаила - старшего надо Архангелами. На илл.: архангел Гавриил. Фрагмент иконы Богородицы с Младенцем, XIII в., монастырь св. Екатерины на Синае.

 

Архангелы и Ангелы несут на Землю вести из Божественного мира, охраняют души от темных духов. Среди Архангелов в книгах Священного Писания названы семь имен: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, но изображают более всех Гавриила, принесшего Деве Марии Благую весть, и Михаила - старшего над Архангелами.

Обычно Ангелы изображаются в апостольском одеянии: хитоне (тунике) и гиматии (похожем на тогу плаще), часто с двумя орнаментированными нашивками (клавами), являющимися символами посланничества и царского величия. Волосы на их головах стягивает лента, напоминающая диадему. Развивающиеся у висков концы ленты назывались тороками, или слухами, они символизировали постоянное слушание Ангелами Бога.

Ангел - отсвет лица Божия

Очень часто на иконах, представляющих тот или иной библейский сюжет, где, согласно тексту, главным действующим лицом является безымянный ангел, есть надпись: "Архангел Михаил", и, наоборот, в композициях, где, как известно из Писания, действует именно архангел Михаил, написано просто: "Ангел Господень". В Ветхом Завете Ангел Господень - это образ Богоявления до воплощения Сына Божия (так, Иаков боролся с Богом, который предстал ему в образе Ангела (см. Быт. 32, 24-30)). "Вспомним, что, по Дионисию Ареопагиту, небесная иерархия есть как бы система отражающих зеркал, передающих друг другу свет от источника всех и вся - Бога, - говорит Людмила Щенникова. - Таким образом, все, что совершает ангел, в конечном счете совершает Бог. На иконе и архангел Михаил, и ангел Господень есть как бы собирательный образ всех согласно действующих ангельских сил; всякое деяние ангела, управляемого Михаилом, есть в какой-то степени и его деяние. В переводе с древнееврейского “Михаил” означат “Кто яко Бог” - это как бы и не имя, а отражение имени Бога. В христианской иконографии архангел Михаил часто изображается как прекрасный юноша в белоснежной тунике, символизирующей чистоту и бесстрастие. На других иконах мы видим Михаила облаченным в хитон сине-зеленых тонов и красный плащ. В руках он держит сферу-зерцало, в которой созерцает Божественные тайны и Божественный Свет. Наиболее характерным и распространенным является изображение архангела в образе военачальника, архистратига: в короткой тунике, доспехах, с мечом в руках. Как ангел, близкий к Престолу Небесного Царя, архангел Михаил изображался и в императорских одеждах, в длинной, украшенной драгоценными камнями тунике, которую на груди крестообразно перехватывает лор, обязательная деталь облачения византийского императора". Удивительно, что архистратиг Михаил, согласно Священному Преданию, - предводитель всего небесного воинства, хотя и находится в низшей степени ангельской иерархии. Это еще раз говорит о том, что всех тайн ангельской жизни мы здесь, на земле, знать не можем.

Что в руках у ангелов?

Икона "Архангел Михаил Воевода".

 

Жезл (мерило) - символ власти, очень важный атрибут всех ангелов. Он является также свидетельством святости, царского и владычественного достоинства ангелов.

Глобус, или зерцало, изображают прежде всего у архангелов Михаила и Гавриила. Впервые зерцало (с изображением креста) появилось в руках ангела на монетах императора Леонтия (484-488 годы). Его значение трактуется по-разному: небесная сфера, символизирующая мироздание, диск, щит, "печать Царя Небесного". На средневековых иконах глобус в большинстве случаев изображается светлым и прозрачным, как стеклянный шар или сфера; на нем начертана греческая буква "Хи" или греческая монограмма IC XC. На Руси существовало поверье, что через зерцало архангелы узнают волю Божию.

Икона "Архангел Гавриил".

 

Кадила и рипиды (опахала круглой или ромбовидной формы) ангелы держат в руках на иконах с изображением небесной Литургии. Рипиды символизируют Херувимов и Серафимов и поэтому украшаются их изображениями.

Лабарум со времен императора Константина и до XIII века был боевым штандартом императора и короля. Лабарум в руке Архангела (как на мозаике в церкви св. Аполлинария в Классе, Равенна, VI век) означает, что он наделен высшей властью. На полотнище лабарума, как правило, начертаны слова из славословия: "агиос" ("свят") или монограмма Христа.

Трубы - символы звука и ветра. Во время Страшного Суда ангелы, в том числе и архангел Михаил, трубят в трубы.

Орудия Страстей Господних - крест, копье, чаша и трость с губкой - держат, как правило, архангелы Михаил и Гавриил. Ангел с крестом в руках явился императору Константину в 312 году перед битвой с Максенцием. В древности нередко изображалось поклонение ангелов кресту и орудиям Страстей, как например, на обороте иконы Спаса Нерукотворного XII века из Новгорода.

Покровец - небольшой плат, заимствованный из придворного церемониала, которым ангелы прикрывают руки во время священнодействий.

Развернутые свитки в руках ангелов содержат слова приветствия (как на свитках архангелов Михаила и Гавриила, на иконах Богоматери), хвалебные гимны, поучения для входящих в храм и т. д.

 

Литература для тех, кто хотел бы ознакомиться с темой подробнее:

Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений с приложением толкований преп. Максима Исповедника. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006

Бенчев Иван. Иконы ангелов. Образы небесных посланников. - М., 2005

Щенникова Л. А. Творения преподобного Андрея Рублева и иконописцев великокняжеской Москвы. - М., 2007

Яковлева А. И. Храмовый образ "Архангела Михаила" с деяниями ангелов. Архангельский собор Московского Кремля. - М., 2002

 

Источник текста и иллюстраций: www.nsad.ru

Как изобразить непостижимое?

«Ангелы, строго говоря, неизобразимы,
-- говорит искусствовед протоиерей Борис Михайлов. -- Язык
христианской культуры -- это язык символов. Мы с вами рационально
устроенные люди и пытаемся с помощью современных понятий уразуметь
язык древних символов, но это почти невозможно». Тем не менее
ангелов на иконах изображают. Одних -- как прекрасных юношей,
других -- как крылатые, но совсем не человекоподобные существа.
Почему иконописцы решили, что ангелы выглядят именно так, вместе с
церковными искусствоведами разбиралась Екатерина СТЕПАНОВА.
Небесная иерархия

церковными искусствоведами разбиралась Екатерина СТЕПАНОВА.
Небесная иерархия

 
  Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. Его церковное именование "архистратиг" означает старший воин, вождь. На иконах архангела Михаила изображают с огненным мечом в руке или копьем низвергающим диавола


«В начале сотворил Бог небо и землю» -- этими словами начинается
Библия. «Под небом в Библии, согласно одному из толкований,
разумеется не наше земное небо, а Небо высшее, -- поясняет Людмила
Щенникова, искусствовед, ведущий научный сотрудник музея
“Московский Кремль”. -- Это невидимое Небо представляет собою мир
бесплотных существ, называемых Небесными Силами, или ангелами.
Ангелы имеют ум, несоизмеримо превосходящий ум человека; они,
подобно человеку, личности и наделены свободной волей. Ангелы, не
имея земного материального тела, не подчинены земным законам
времени и пространства. Бог дал им бессмертие. Цель и смысл их
существования -- любить Бога, вечно петь славу Творцу, а также
нести в наш земной мир волю Всевышнего -- быть вестниками Бога на
земле (ангел с греческого так и переводится – “вестник”)».


 
  Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил


Пророк Даниил (Дан. 7, 10) говорит о тысячах тысяч, о
миллионах, и о тьмах тем, т. е. миллиардах ангелов. Но комментируя
эти числа свт. Кирилл Иерусалимский в «Огласительных беседах»
говорит, что это не значит, что именно таково число ангелов, просто
большего числа пророк не мог изречь.

 

Первым, кто предпринял попытку систематически описать ангельскую
иерархию, был ученый богослов и философ, живший в V или VI веке,
который подписывал свои труды именем св. Дионисия Ареопагита,
епископа-мученика I века (по поводу личности этого богослова ученые
спорят, но во избежание путаницы его все-таки продолжают называть
Дионисием, иногда добавляя приставку «псевдо»). В VII веке его
прокомментировал прп. Максим Исповедник, и с тех пор именно на
учение Дионисия об ангелах опирались литургические тексты и вся
иконография ангелов (иконы святых ангелов упомянуты в тексте
догмата иконопочитания, утвержденного на Седьмом Вселенском соборе
в Никее в 787 году). В своей книге «О небесной иерархии» Дионисий
истолковывает те образы, какими ангелы описаны в Ветхом и Новом
Завете. А образы эти весьма различны и ставили в тупик древнего
читателя точно так же, как и современного. В самом деле:
исполненные очей колеса, огненные престолы, существа с
человеческими руками и ногами тельца, как в видении пророка
Иезекииля, -- что означают эти попытки «наглядно» описать существа
из духовного мира?

 

Ареопагит отвечает на этот вопрос сразу же: неправильно, «подобно
грубым невеждам», воображать, будто на небе находятся «огневидные
колесницы, вещественные троны, нужные для восседания на них
Божества, многоцветные кони, военачальники, вооруженные копьями, и
многое тому подобное». «Все эти оттенки ангельских имен, так
сказать, грубы», -- говорит Ареопагит и даже предлагает особый
термин: несходные (то есть непохожие) подобия. Все это -- священные
поэтические изображения, через которые богословский разум пытается
приблизиться к тайне неописуемой слабыми человеческими словами
небесной жизни. Дионисий видит тут возвышенный парадокс: мы, может
быть, и не стали бы вдумываться в этот предмет, «если бы
несообразность изображений, замечаемая в описании Ангелов, не
поражала нас» и не побуждала «отвергать все материальные свойства и
через видимое благоговейно возноситься к невидимому».

Однако те или иные образы применяются для описания ангелов не
случайно. Основываясь на Священном Писании, Дионисий говорит о том,
что Небесные Силы образуют стройную иерархию, вся цель которой --
«возможное уподобление Богу и соединение с Ним», где высшие
передают отраженную в них, как в зеркале, Божественную красоту и
истину низшим и все постоянно стремятся к Богу «сильною и
неуклонною любовию». Именно этот свет ангелы несут и людям.

 

«Сколько чинов небесных Существ, какие они и каким образом у них
совершаются тайны священноначалия -- в точности знает один Бог. А
нам можно сказать об этом столько, сколько Бог открыл нам через них
же самих», -- пишет Дионисий и поясняет, что в Писании для ясности
все небесные существа обозначаются девятью именами. Они разделены
на три чина, или степени: первую (высшую), среднюю и последнюю (то
есть низшую).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: