Херувимы, Серафимы и Престолы




Высший ангельский чин, ближайший к Богу, -- это Херувимы, Серафимы
и Престолы. «Херувимы, согласно значению этого еврейского слова, --
“обилие познания”, имеют наибольшую способность познавать
Божественный Разум; они передают низшим ангельским чинам и людям
знание о Боге, -- объясняет Людмила Щенникова. -- Херувимы охраняют
тайны Божественной жизни и Божественного Разума. Когда Адам и Ева
нарушили Божественный закон, Бог судил их, изгнал из рая и поставил
огненного Херувима стражем у Райских врат, чтобы охранять путь к
Древу Жизни (Быт. 3, 24)».


Серафимы упоминаются в Библии только один раз. Они были явлены
пророку Исаии в образе живых шестикрылых существ, окружающих
Престол Бога. Различия между иконописными образами Серафимов и
Херувимов постепенно стрелись. Их общие черты - наличие крыльев и
предстояние у Божественного Престола - оказались для иконописцев
важнее


Первоначально огненные колеса на с глазами на ободьях являлись
частью изображения Херувима. Но постепенно в иконописи колеса стали
использоваться как самостоятельный образ третьего чина высшей
иерархии - Перстолов. Эти Небесные Силы служат подножием Богу,
через них Он осуществляет Свое верховное Правосудие. На илл: фрески
Феофана Критского, XVI в.

 

 

В видениях пророка Иезекииля Херувимы являлись в образе таких
удивительных живых существ, что сначала пророк не мог даже назвать
их. Иезекииль увидел, как с севера шло великое облако и клубящийся
огонь, и сияние вокруг него; из средины огня видно было подобие
четырех животных; облик их был как у человека, но у каждого четыре
лица (человека, льва, тельца и орла); прямые ноги, сверкающие, как
блестящая медь, со ступнями тельца, и человеческие руки под
крыльями. Животные эти быстро двигались туда и сюда, стремительно
поднимались над землей; огонь и молнии сверкали между ними; вид
животных был как горящие угли, а на земле перед каждым животным
было по одному колесу с ободьями, «полными глаз», и в этих
таинственных колесах был «дух животных», так как двигались они
вместе с колесами. Эти крылатые трудно описуемые словами небесные
создания являли собой как бы подобие колесницы, на которой
возвышался Божественный Престол (см. Иез. 1, 4-28). Во время
второго видения пророк Иезекииль узнал, что это были Херувимы; он
увидел также, что «все тело их и спина их, и руки их и крылья их, и
колеса кругом были полны очей» (Иез. 10, 12) Существует версия, что
здесь под частями тел понимаются части колеса: малоупотребительные
еврейские слова, их обозначающие, похожи по написанию на названия
частей тела, и переписчики или переводчики текста могли их
перепутать.

 

 
  В древности художники стремились как можно точнее следовать библейскому тексту, представляя Херувимов с четырьмя ликми. Такое изображение Херувиманазывают тетраморф ("четырехликий"). Херувим-тетраморф истолковывался как символ единого Евангелия - Слова Божия, записанного четырьмя евангелистами. Илл.: фрагмент фрески XVI в., Метеора, Греция


 

Изображения Херувимов существовали уже в ветхозаветные времена. В
книге Исход повествуется о том, как Бог повелел пророку Моисею
сделать ковчег, чтобы положить туда написанный на скрижалях Закон.
На золотой крышке ковчега Бог повелел сделать двух золотых
Херувимов чеканной работы с распростертыми вверх двумя крыльями и
обращенными друг к другу лицами (см. Исх. 25, 19-22).

 

Серафим в переводе с еврейского означает «пламенеющий, огненный».
Это имя показывает их «горячность и быстроту, пылкую и неуклонную
стремительность», а также их способность воспламенять Божественную
любовь в сердцах людей и прогонять всякое омрачение, пишет Дионисий
Ареопагит. Серафимы упоминаются в Библии только один раз. Они были
явлены пророку Исаии в образе живых шестикрылых небесных существ,
окружающих Престол Бога. Двумя крылами они закрывают лицо свое от
непереносимого даже ангелами сияния Божественного Света, двумя --
ноги свои, а двумя летают, непрестанно взывая друг ко другу:
«…Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его» (см.
Ис. 6, 1-7). Кстати, описание Серафимов и их песнь звучат на
Литургии, причем первое -- в евхаристической молитве, читаемой
священником.

 

Описание Серафимов в Книге пророка Исаии очень конкретно, поэтому
их часто и легко изображают. Как, например, в купольной росписи
церкви Преображения в Великом Новгороде, подписанной Феофаном
Греком в 1378 году. А вот туманные мистические свидетельства о
Херувимах пророка Иезекииля ставили художников в трудное положение.
Рассказывает Людмила Щенникова: «В древности художники стремились
как можно точнее следовать библейскому тексту, представляя Херувима
с четырьмя ликами и со всеми возможными подробностями. Такое
изображение Херувима называют тетраморф (“четырехликий”).
Херувим-тетраморф истолковывался как символ единого Евангелия --
Слова Божия, записанного четырьмя евангелистами. Но постепенно
различия между иконописными образами Серафимов и Херувимов
стерлись. Их общие черты -- наличие крыльев и предстояние у
Божественного Престола -- оказались для иконописцев важнее
различий. Так возникло “соединенное” изображение высшего небесного
существа с шестью или четырьмя крыльями, на которых часто
рисовались глаза, с руками и ногами; голова этого небесного
существа (окруженная нимбом или без нимба) либо выступала над
крыльями, либо была спрятана в середине крыльев, и видимым
оставался только лик; под ногами их иногда рисовали колеса.
Одновременно возникло еще более простое и обобщенное изображение --
без рук и ног, с четырьмя или шестью крыльями и человеческим лицом.
Эти изображения сопровождают надписи “Херувим” или “Серафим”,
которые нередко пишутся под совершенно одинаковыми по внешнему виду
образами. Данные наименования в большинстве случаев обозначают не
конкретного Серафима из видения пророка Исаии и не Херувима из
видения пророка Иезекииля, но лишь обобщенный образ высших Небесных
Сил, окружающих Божественный Престол».

 

В
христианском искусстве есть изображения и третьего чина высшей
ангельской иерархии -- Престолов. Наименование этих ангелов
означает, по словам Дионисия Ареопагита, что «они совершенно изъяты
от всякой низкой привязанности земной» и «всеми силами неподвижно и
твердо» служат Богу. Эти изображения называются также Тронами и
Офанимами (в переводе с еврейского -- «колеса»). «Первоначально
огненные колеса с глазами на ободьях являлись частью изображения
Херувима, -- поясняет Людмила Щенникова. -- Но постепенно в
иконописи колеса стали использоваться как самостоятельный образ
третьего чина высшей иерархии -- Престолов. Огненные языки пламени,
исходящие от херувимских колес, превратились в огненные крылья --
Офанимы-Престолы стали крылатыми. Эти Небесные Силы служат
подножием Богу, через них Он осуществляет Свое верховное
Правосудие». Престолы можно увидеть на русских иконах «Спас в
силах» XIV века.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: