1. Основные положения административной школы управления
Этап развития: 1920-1950гг
Представители: Анри Файоль – родоначальник, Гаррингтон Эмерсон, Линделл Урвик, Макс Веббер.
Анри Файоль (29.071841-19.11.1925) – французский горный инженер, основатель административной (классической) школы управления. Основной труд – «Общее и промышленное управление» (1916), в котором обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента. Он соединил идеи функционального администрирования и старый принцип единоначалия. В результате чего получил схему управления, которая легла в основу современной теории организации. Подход А.Файоля:
Управлять – значит вести организацию к её цели, извлекая максимальный возможности из всех имеющихся в её распоряжении ресурсов. Понятие «управление» объединяет в себе 6 основных функций:
· Техническая – производственный процесс
· Коммерческая – закупка и сбыт
· Финансовая – денежные средства
· Бухгалтерская – баланс, инвентаризация
· Административная – воздействие на работников
· Защитная или страховая – жизнь, личность и собственность людей
Впервые рассматривал управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. До формулирования подхода Файоля единственной функцией у предпринимателя являлась инвестиция капитала. Тейлором были введены функции планирования и контроля, но он не ставил их в основное число функций. А.Файоль выделил 5 функций, из которых складываются функции администрации:
· Прогнозирование
· Планирование
· Организация
· Координирование
· Контроль
Функции – обязательные элементы управленческого процесса. Выпадение одной из них ведёт к нарушению технологии управления. Принципы отражают субъективный опыт руководителя, поэтому могут выполняться и дополняться.
|
Принципы:
· Структурные
· Процессуальные
· Результативные
Принципы управления А.Файоля:
· Разделение труда. Определяется структурой организации. Каждое должностное лицо в иерархии должно специализироваться на выполнение определённого круга обязанностей. Если нет разделения обязанностей, нет смысла разрабатывать структуру организации.
· Власть или полномочия и ответственность. Наибольшими правами наделены руководители высшего звена, т.к. они обладают самым большим объёмом знаний и компетенций.
· Дисциплина. Необходимо соблюдать правила, установленные внутри организации
· Единоначалие. Должен подчиняться одному человеку.
· Единство направления деятельности. Группа работников должна работать по одному плану, направленному на достижение цели организации.
· Подчинение индивидуальных интересов общим. Интересы работников не должны ставиться выше интересов организации.
· Вознаграждение персонала. Наличие справедливых методов стимулирования.
· Централизация. Естественный порядок в организации, имеющий управляющий центр.
· Скалярная цепь. Иерархия, которая не должна нарушаться, но которую по возможности необходимо сократить во избежание вреда.
· Порядок. Подразумевал материальный и социальный порядок. Наличие «места для всякой вещи и всякой вещи на своём месте», «места для каждого лица и каждого лица на своём месте»
· Равенство и справедливость. Ко всем работникам надо относится, как к равны.
|
· Стабильность персонала. Текучесть кадров ослабляет организацию и является следствие плохого менеджмента.
· Инициатива. Предоставление возможности проявление личной инициативы работника.
· Корпоративный дух. Создание и поддержание определённой гармонии в организации, создание сплочённости в коллективе.
2. Развитие классической школы в направлениях рационализации производства и исследования общих проблем управления
Линделл Урвик был директором международного института управления в Женеве, а в последствии вице-президентом британского института управления. Он считал, что менеджмент является социальной наукой, которой не хватает строгости и точности естествознания. Известный труд – «Элементы администрации», в которой он объединил в единое целое идеи Тейлора и Файоля.
Лютер Гьюлик – осуществлял практическую реализацию «науки» об управлении на государственном уровне.
Синтетический подход. Систематизировали подходы Тейлора, Файоля и Веббера. Их подход состоял в расширении числа управленческих принципов и функций. Они добавили функцию руководства, функцию отчётности, и функцию составления бюджета.
Принцип эффективной администрации:
· Принцип порядка
· Принцип единоначалия
· Принцип департаментализации:
1) Выделить цель
2) Определить процесс или тип деятельности
3) Установить лицо или объект, с которым имеют дело
4) Определить место
· Принцип разделения власти
· Принцип «диапазона контроля» - при физической работе число подчинённых равняется 30, а при умственной – 8
|
· Принцип делегирования полномочий
· Принцип соответствия – власть и ответственность должна совпадать и быть равной
Достижения административной школы управления:
· Представители исследовали организацию в целом и процессы управления как таковые
· Рассмотрели непрерывность управления через последовательно реализующиеся функции управления
3. Бюрократическая теория М.Вебера
Современные концепции управления персоналом
Современная теория и практика управления персоналом основана на 4 основных концепциях:
– Концепция использования трудового ресурса (экономическая).
– Концепция управления персоналом (организационно-административная).
– Концепция управления человеческими ресурсами (организационно-социальная).
– Концепция управления человеком (гуманистическая).
Концепция использования трудового ресурса
Цель – максимальное использование трудового потенциала работников.
Теоретическая основа – теория научного управления Ф. Тейлора.
Парадигма управления – экономическая ("человек – строка в ведомости на получение зарплаты").
Роль человека – фактор производства.
Место человека – элемент процесса труда.
Требования к "качеству" сотрудника – техническая подготовленность, исполнительность, дисциплинированность, подчинение личных интересов общему делу.
Типичный стиль управления – авторитарный.
Основная задача управления: Отбор способных работников, стимулирование, нормирование.
Условия эффективности: Четкие задачи для использования. Внутрипроизводственные факторы для успеха предприятия важнее, чем факторы внешней среды.
Особые затруднения: Сложность адап тации к меняющимся условиям, использование ограниченных возможностей персонала.
Сфера применения: Предприятия с серийным массовым производством при низкоквалифицированном труде.
Таким образом, основным содержанием управления персоналом является организация труда и заработной платы, стимулирование эффективной работы осуществляется методом оплаты рабочего времени.
Концепция управления персоналом
Цель – использование трудового и личностного потенциала человека.
Теоретическая основа – теория бюрократической организации А. Файоля.
Парадигма управления – организационно-административная "человек – позиция в штатном расписании".
Роль человека в системе управления – ресурс организации.
Место человека в системе управления – элемент формальной организационной структуры.
Требования к "качеству" сотрудника – профессионально-квалификационные и личностные качества, соответствующие должности.
Основная задача управления: Отбор работников с профессиональными и личностными качествами, соответствующими должности. Изучение специфики потребностей и разработка программ их удовлетворения.
Условия эффективности: Выделение различных подсистем управления персоналом.
Особые затруднения: Превращение людей в ресурс, который нужно развивать в ущерб праву личности на выбор.
Сфера применения: Предприятия с четкой организационной структурой обычных отраслей.
Таким образом, основным содержанием управления персоналом является управление системой полномочий и ответственности на всех фазах и стадиях "жизненного цикла" человека в его трудовой деятельности в организации.
Концепция управления человеческими ресурсами
Цель – максимальное использование потенциала человека путем создания оптимальной окружающей среды.
Теоретическая основа – теория "человеческих отношений" Элтона Мэйо и постбюрократическая теория организации.
Парадигма управления – организационно-социальная "человек – невозобновляемый организационный ресурс, элемент социальной организации".
Роль человека в системе управления – ресурс организации. Место человека в системе управления – элемент социальной организации.
Требования к "качеству сотрудника" – профессионально-квалификационные и личностные качества, соответствующие должности, и соответствие психологическому климату, корпоративной культуре организации.
Основная задача управления: Отбор работников c профессиональными и личностными качествами, соответствующими должности и корпоративной культуре организации. Обучение персонала, углубление как специализации, так и универсализации.
Условия эффективности: Повышение внимания к "экологии" внутри и межорганизационных взаимодействий.
Особые затруднения: Ответственность может перекладываться на внешние причины вместо изменения курса.
Сфера применения: Средние и крупные предприятия высоко-технологических отраслей в условиях конкуренции.
Таким образом, управление распространяется как на формальную (выполнение должностных обязанностей), так и неформальную (социальные отношения внутри организации, физическое и психологическое состояние работников и т.д.) организацию.
Концепция управления человеком
Цель – создание условий для самореализации человека.
Теоретическая основа – философия японского менеджмента.
Парадигма управления – гуманистическая "не человек для организации, а организация для человека".
Роль человека в системе управления – главный субъект организации.
Место человека в системе управления – член организационной системы.
Требования к "качеству" сотрудника не предъявляются, внутриорганизационные отношения зависят от желаний и способностей сотрудников.
Основная задача управления: Адаптация развития культуры организации.
Условия эффективности: Понимание того, что эффективное организационное развитие – это не только изменение структур, технологий, навыков, но и изменение ценностей.
Особых затруднений нет.
Сфера применения: Малое предпринимательство, сфера искусства.
Таким образом, основным содержанием управления является самоуправление, стимулирование эффективной работы осуществляется повышением качества трудовой жизни.