Лекция №1: «Этапы управленческой мысли»
Базой истории управления персоналом является классический менеджмент, основы управления трудом. Мы будет рассматривать, как происходит развитие управленческой мысли в разных эпохах.
Первая управленческая революция.
Управление, как практическая деятельность зародилась, как только далёкий предок почувствовал себя социальным человеком, что было естественной реакцией на потребность координировать людей для достижения совместных целей связанных пережди всего с жизни обеспечением.
Первый этап управленческой революции называется религиозно – коммерческий (3000г. до н.э.) – связывается с Шумерской и Египетской цивилизацией, когда каста жрецов превратилась в касту религиозных функционеров – менеджеров. На этапе развития Шумерской цивилизации появился новый тип деловых людей, ещё не коммерческий делец, но уже не религиозный деятель. Постепенно церковь, которая была не делима от государства стала, контролировать огромное имущество, что потребовало системного осуществления следующих функций:
· Учёт
· Контроль
· Распределение
· Обмен
Вторая управленческая революция.
Связывается с деятельностью Вавилонского правителя Хаммурапи (1792 -1750 гг. до н.э.). Он издал свод законов управления государством. Кодекс законов Хаммурапи рассматривал проступки исключительно с точки зрения материального вреда для личности или опасности для государства и общества. Он регулировал отношения между различными социальными группами населения. Кодекс Хаммурапи содержал 285 законов.
Хаммурапи использовал в управлении государства:
· Планирование труда
· Контроль производства
|
· Составлял ведомость заработной платы и отработанным временем
На основе законов был внедрён светский стиль управления. Усилен контроль и ответственность за выполнение работы.
Третья управленческая революция.
Была связана с именем Навуходоносором 2 (605 -562 гг. до н.э.). Она известна как производственно-строительная и была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за качество продукции.
Древний Рим
Территориальное управление Диоклетиана (243 – 316 гг. до н.э.). Значительное количество управленческих нововведений можно обнаружить в древнем Риме. Диоклетиан провёл реформы назначив себе соправителей, разделил империю на 4 части, а их на 12 диоцезев, усилил армию, упорядочил налогообложение.
Административная иерархия римской католической церкви использовала принципы функционализма. Её и сейчас считают совершенной формальной организацией. Её вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента как, управление персоналом, система власти и авторитета.
Четвёртая управленческая революция.
По времени совпала с промышленной революцией 17-19 в. и связана с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации. Администрирование и менеджмент выделяются в самостоятельный вид деятельности, а управляющий становятся важнейшими участниками хозяйственно – экономических процессов. Добавляются функции – планирование, делопроизводства, сбыт и закупки. Таким образом, каждый производственный процесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Закрепление за каждой функцией отдела или подразделения явилось прообразом современных отделов.
|
Пятая управленческая революция.
Временной интервал 20 столетие. Сущность качественного изменения состоит в том, что менеджеры, заняв ключевые позиции в управлении производством, принципиальным образом потеснили собственников в выполнении контрольных функций.
Лекция №2: «Школа научного управления»
Этап развития: 1885 -1920гг.
Представители:
Фредерик Тейлор – американский инженер, изобретатель. Тейлор предлагал повышать производительность труда в организации. Для чего нужно было разработать рациональные методы рабочего времени, то есть необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд его организацию и управление, совершенствовать систему оплаты труда.
Принципы научного управления по Тейлору:
· Выявление наиболее рациональных приёмов выполнения работы
· Установление нормативов, определяющих требования к рабочим результатам
· Обучение работников рациональным приёмам работы
· Отбор наиболее подходящих работников
Тейлоров были выявлены определённые принципы:
· Усовершенствование орудий труда
· Создание наилучших условий труда
· Чёткая и понятная связь размера оплаты и результатов труда
· Система учёта количества выполненной работы
Достижения Тейлора:
· Разработал методологические основы нормирования труда
· Стандартизировал рабочие операции
· Внедрил в практику научные подходы подбора и расстановки кадров
· Разработал методы стимулирования труда рабочих
|
· Добился признание того, что работа и ответственность делится между рабочими и менеджерами поровну
Фрэнк (1868-1924) и Лилиан (1878-1972) Гилберт. Супруги занимались вопросами изучения физической работы в производственных процессах, исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счёт уменьшения усилий, затраченных на их производство. Гилберт задавался вопросом, можно ли исключить ненужное движение тем самым уменьшив усилие и время необходимой укладки кирпича? После проведения многочисленных экспериментов, он смог уменьшить число движений, необходимых при кладке наружных кирпичей с 18 до 4, и при кладке внутренних – с 18 до 2. Он разработал регулированный стенд с целью исключить необходимость наклоняться, чтобы сразу брать кирпич. Аналогичным образом он научил работников использовать раствор определённой консистенции, и смог увеличить число кирпичей, которые мог уложить работник в смену со 120 до 350.
Суть подхода Гилберт. Гилберт сгруппировал факторы, влияющие на производительность рабочего по 3м категориям:
· Переменные факторы рабочего – телосложение, образ жизни, квалификация
· Переменные факторы обстановки, оборудования и инструментов – отопление, освещение, материалы
· Переменный фактор движения – скорость, количество выполняемой работы
Достижения Гилберт:
· В поведении промышленных исследований впервые использовали кинокамеру в сочетании с микрохронометром.
· С помощью стоп кадров Гилберты смогли выявить и описать 17 основных движений кисти руки.
· Разработали циклографическую методику.
Метод использования фотографий трудовых движений разделён на 3 фазы:
· Определение наилучших приёмов
· Обобщение их в виде правил
· Применение этих правил для нормализации условий работы с целью повышения производительности труда
Гилберт изучал организацию рабочего места в целом и пришёл к следующим выводам:
· Рабочий должен делать свою работу
· Рабочий должен обучить последователя
· Рабочий должен приобретать новые навыки
· Рабочий должен готовить себя к более сложной работе
Генри Лоуренс Гантт (1861-1919) – американский инженер-механик, консультант по управлению производством. Сделал многое для улучшение механизма функционирования предприятия по средствам совершенствования систем постановки задач и мотивации к их использованию.
Суть подхода:
· Оптимизировал способы планирования и распределения задач
· Оптимизировал способы поощрения рабочих
Предложил диаграмму, состоящую из отрезков и точек, графически представляющую календарный план проекта в виде набора параллельных и последовательных задач, выполняемых с привлечением различных ресурсов – исполнителей, материалов, инструментов.
Принципы управления, выделенные в рамках школы НОТ:
· Диспетчирование (отчётливо поставленные цели – это исходный пункт управления)
· Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов (здравый смысл, предлагающий признание сделанных ошибок и поиск их причин)
· Нормализация условий труда (компетентная консультация профессионалов и совершенствование процессов управления на основе их рекомендаций)
· Нормирование операций (дисциплина, обеспеченная чёткой регламентацией деятельности людей, контролем за её исполнением, своевременным поощрением)
· Письменные стандартные инструкции (справедливое отношение к персоналу)
· Вознаграждение за производительность (быстрый, надёжный, точный, полный и постоянный учёт)