Лекционный курс (20 часов)




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

 

______________________________ факультет/институт

 

_________________________________ кафедра

 

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

_______________ Т.Ю.Стукен

«_____» ________________ 20__ г.

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

«История и теория литературы»

цикл ФГОС ВПО Б3 часть базовая

 

к следующим образовательным программам

по направлению подготовки бакалавра

 

Направление подготовки / специальность Код направления подготовки / специальности
БИД  
   

 

г. Омск – 2011г.

Приложение 10 (продолжение)

Программа дисциплины ««История и теория литературы»

разработана:

Л. Г. Ветелиной, канд. филол. н., доцентом кафедры современной русской литературы и журналистики,

Программа рассмотрена на заседании кафедры современной русской литературы и журналистики

(протокол № 8 от «8 июня» 2011 г.)

 

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ и согласована с факультетом, осуществляющим профессиональную подготовку по направлению подготовки 031300.62 «Издательское дело».

:

 

Декан факультета филологии и медиакоммуникаций Иссерс О.С.

 

 


Приложение 10 (продолжение)

1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «История и теория литературы» являются: ознакомление студентов с закономерностями развития литературного процесса рубежного периода и 20 века, а также современного литературного процесса.

В задачи дисциплины входит:

- дать представление о наиболее значительных событиях литературной жизни изучаемого периода;

- познакомить с содержанием основных художественных методов и направлений;

- вывить основные тенденции в развитии литературного процесса;

- дать развернутое представление о многообразии и целостности форм литературы указанного периода,

- рассмотреть этико-эстетические особенности творчества писателей, оказавших существенное влияние на формирование духовного облика определенной эпохи;

- ознакомить с важнейшими научными и критическими работами по рассматриваемым историко-литературным проблемам;

- углубить навыки самостоятельного анализа литературного произведения.

 

 

Место дисциплины в структуре ООП вуза

Общая трудоемкость модуля «История и теория литературы» 5 ЗЕ

Дисциплины «Теория и история литературы» изучается на 2 курсе, в 3 семестре.

Относится к базовой части профессионального цикла. Связана с такими курсами гуманитарного цикла, как «Философия», «Отечественная история», «Культурологические основы филологических дисциплин», «зарубежная литература» и др

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, сформированные в ходе изучения дисциплин базовой части профессионального цикла «Теория литературы»: «Древнерусская литература», «Литература VIII века», «Литература 19 века»; «введение в литературоведение»; «Культурологические основы филологических дисциплин».

Теоретические положения подкрепляются практической работой студентов, изучением первоисточников, персоналий писателей, умением связывать определенные моменты с историко-литературным контекстом изучаемой эпохи, активизируя учебный процесс. Студенты работают с библиографией, с художественными текстами, творчески осмысляя изучаемую дисциплину. В ходе самостоятельной работы получают возможность расширить свои представления о литературном процессе ХХ столетия, работая над определенными темами.

 

2. Тематический план (с распределением общего бюджета времени) 2курс, 3 семестр.

Общая трудоемкость дисциплины 5 зачетных единицы; 180 часов.

 

Курс Семестр Объем часов (по видам работы)
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего В том числе Всего В том числе
Лекции Практические занятия семинары Лабораторные занятия Другие виды занятий Курсовая работа (проект) реферат Индивидуальные задания Другие виды СРС Подготовка к экзамену
                         

 

Тематический план (с распределением общего бюджета времени в часах)

Курс 2, семестр 3

Раздел дисциплины, содержание Аудиторные занятия (часов) Методические указания студентам Внеаудиторная СРС  
Самостоятельная работа студента (темы для самостоятельного изучения, домашние задания по подготовке к практическим занятиям) Формы контроля (промежуточного, текущего, итогового)  
Лекции Семинарские (практические) занятия      
Раздел 1.Литература рубежа 19-20 вв.     Изучение научно-критической литературы по теме лекции.      
Тема 1.Символизм. Философские и эстетические основы.     1.Конспектирование литературных манифестов. 2. Заучивание стихотворений наизусть   текущий контроль. Проверка конспектов и знания текстов наизусть  
Тема 2. Акмеизм как поэтическая школа.     1.Конспектирование литературных манифестов. 2. Заучивание стихотворений наизусть   Проверка конспектов и знания текстов наизусть  
Тема 3. Футуризм – авангардное течение модернизма.       1.Конспектирование литературных манифестов. 2. Заучивание стихотворений   Проверка конспектов и знания текстов наизусть  
  Тема 4. Раннее творчество В. Маяковского     Заучивание стихотворений наизусть   Проверка знания текстов наизусть  
Тема 5. Творчество А. М. Горького       Изучение литературы по теме лекции; изучение литературы к практическому занятию № 5, подготовка докладов (рефератов)   Проверка знания текстов наизусть, проверка конспектов. Рефератов; Заслушивание докладов на семинаре собеседование  
Тема 6. Проза И. А. Бунина дооктябрьского периода.     Изучение научно-критической литературы по теме лекции; чтение художественных текстов, подготовка докладов (рефератов)   Проверка знания текстов наизусть, проверка конспектов. Рефератов; Заслушивание докладов на семинаре собеседование  
Раздел 2. Литература советского периода.                
Тема 7. Творчество А.Блока.            
Тема 8. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группы. Поэзия. Проза. Драматургия.     Изучение и конспектирование литературных манифестов и деклараций; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений наизусть   Проверка знания текстов наизусть, проверка конспектов. Рефератов; Заслушивание докладов на семинаре собеседование  
Тема 9. Творчество С.Есенина       Изучение литературы по теме; изучение литературы к практическому занятию № 9, заучивание стихотворений и отрывков из поэм   Проверка знания текстов наизусть, проверка конспектов. Рефератов; собеседование  
Тема 10. Творчество В. Маяковского       Изучение литературы по теме; изучение литературы к практическому занятию № 10, заучивание стихотворений и отрывков из поэм   Проверка знания текстов наизусть, проверка конспектов. Рефератов; собеседование  
Тема 11. Литература 30-х годов. Проза. Поэзия. Драматургия     Изучение научно-критической литературы по теме лекции. Чтение и анализ художественных текстов по программному списку. Заучивание стихотворений.   Контрольная работа. Проверка знания тем и текстов произведений и стихотворений наизусть.  
Тема 12. Творчество М. Булгакова.     Изучение научно-критической литературы по теме; чтение текстов произведений М.Булгакова (по тематическому списку). Подготовка сообщения на тему «своеобразие творческого метода М.Булгакова»     текущий контроль. Проверка конспектов и знания текстов наизусть; Заслушивание докладов на семинаре собеседование  
Тема 13. Творчество М.Шолохова.       Изучение научно-критической литературы по теме; чтение текстов произведений М.Шолохова (по тематическому списку). Подготовка к практическому занятию №12.     текущий контроль. Проверка конспектов и знания текстов; собеседование  
Тема 14. Творчество А.Платонова.     Изучение научно-критической литературы по теме; чтение текстов произведений М.Шолохова (по тематическому списку). Подготовка к практическому занятию   текущий контроль. Проверка конспектов и знания текстов; собеседование  
Тема 15. Литература периода Великой Отечественной войны. Публицистика. Поэзия. Проза.     Изучение литературы по теме лекции; изучение литературы к практическому занятию № 14, подготовка докладов (рефератов). Заучивание стихотворений наизусть   Контрольная работа. Проверка знания тем и текстов произведений и стихотворений наизусть.  
Тема 16. Литература 50-60-х годов. «Оттепельный» период. Проза. Поэзия. Драматургия.       Изучение литературы по теме лекции; чтение художественных текстов. Заучивание стихотворений   текущий контроль. Проверка конспектов и знания текстов; собеседование  
Тема 17. Литературный процесс 1970-80-х годов.       Изучение литературы по теме лекции; чтение художественных текстов. Заучивание стихотворений   текущий контроль. Проверка конспектов и знания текстов; собеседование  
  Тема 18. Драматургия 1970-80-х годов.       изучение научно-критической литературы к практическому занятию № 8; чтение текстов пьес (по программному списку); их анализ; подготовка сообщений к практическому занятию   текущий контроль. Проверка конспектов и знания текстов; собеседование  
Раздел 3.Постсоветский период (вторая половина 1980-х – 90-е годы)              
  Тема 19. «Возвращенная литература» и ее роль в общественном сознании «перестроечного» периода.       изучение научно-критической литературы по теме лекции; анализ 1-2 произведений (по выбору); конспектирование 2-3 полемических статей с оценкой данного произведения   Проверка конспектов и знания текстов; собеседование  
  Тема 20. Отечественный постмодернизм. Творчество В.Пелевина, Т.Толстой, В. Сорокина и др.         изучение научно-критической литературы по теме лекции; подготовка к практическому занятию №   Контрольная работа. Проверка знания темы и текстов произведений  
Итого:            
               

 

 

Формы промежуточного и итогового контроля: текущий контроль в форме индивидуальных консультаций (проверка чтения научно-исследовательской и художественной литературы; проверка конспектов с записью лекций, читательских дневников, знания тем, вынесенных на самостоятельное изучение; опрос в ходе практических занятий; проверка стихотворений для заучивания наизусть); проверка рефератов; оценка сообщений и докладов, сделанных на семинарских занятиях; итоговый контроль – экзамен.

 

Содержание разделов дисциплины

Лекционный курс (20 часов)

Лекция № 1. Символизм. Философские и эстетические основы. История возникновения, генеалогия. Западноевропейский символизм, его влияние на формирование русского символизма. Русский символизм и его неоднородность. «Старшие» и «младшие» символисты, различие эстетических установок и принципов. Споры о сути метода и предназначении символа. Программные статьи. Литературная теория и практика.

Лекция № 2. Акмеизм как поэтическая школа. Литературная программа. Манифесты. Полемика с символизмом. Поэтика акмеизма. Три круга акмеистов. Оценка критики. Поэзия Н.Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама.

Лекция № 3. Футуризм – авангардное течение модернизма. Направление, манифесты, поэтика. Отличие русского футуризма от итальянского. Футуристические группы. Кубофутуризм и эгофутуризм как наиболее яркие группы. Творческая самобытность В.Хлебникова, В.Маяковского, И.Северянина и др.

Лекция № 4. Проза И. А. Бунина дооктябрьского периода. Основные мотивы. Крестьянская тема, судьба России («Деревня», «Суходол»). Философия жизни и смерти в рассказах Бунина. Особенности языка и стиля прозы Бунина.

Лекция № 5. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группы. (РАПП, Серапионовы братья, Футуристы, Леф, имажинизм и пр.). Программные статьи и манифесты. Споры эстетического и идеологического толка.

Проза. Влияние модернизма. Поиски нового метода и стиля. Споры о романтизме и реализме. Ориентация на массовость, понятие «социального заказа». Проблемы личности и массы, их взаимодействия в новых политических условиях, гуманизма и нового его толкования.

Героико-революционная тема и тема гражданской войны – творчество А. Серафимовича, А.Фадеева, Д. Фурманова, М.Шолохова, И.Баббеля и др.

Орнаментальная проза – Л.Сейфуллина, Б.Пильняк, Л.Леонов. Проблемы жанра, языка, стиля. Обращение к проблеме «интеллигенция и революция» в творчестве Б. Лавренева, Я.Зазубрина. А. Толстого, И. Бабеля и др. Социально-психологическая проблематика прозы 20-х гг. Проблема человека и власти – Б.Пильняк, Ю. Олеша.

Сатира и антиутопия как острая реакция на негатив новой действительности. Своеобразие сатиры Творчество М.Зощенко, М. Булгакова, Е.Замятина, А.Платонова, И.Ильфа, Е. Петрова.

Лекция № 6. Литература 30-х годов. Особенности литературной жизни этого десятилетия. Постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». Первый съезд Союза советских писателей. Формирование монистической системы, нормативизма в искусстве. Социалистический реализм и его эстетические принципы.

Развитие прозы этого десятилетия. Очерковая проза. Новые жанровые формы, роль исторического романа, «производственного» романа, «романа-воспитания». Поиски нового героя, понятие «социального заказа» в литературе - В.Катаев, М. Шагинян, А. Макаренко, Н. Островский.

Творчество М. Шолохова, М.Горького, А.Толстого, обращение к монументально-эпической романной форме. Интерес к историческим жанрам в литературе этого десятилетия.

Поэзия. Публицистическая поэзия: творчество Н.Асеева, В. Луговского, И. Сельвинского, Н. Тихонова, А. Безыменского; основные мотивы и жанры. Ориентация на «эпическое» начало. Романтическая линия – Э.Багрицкий, Н. Тихонов. Увлеченность литературными переводами – Б. Пастернак, Н.Заболоцкий.

Творческая судьба П. Васильева. Д. Кедрина, А. Ахматовой, О. Мандельштама. Судьба «крестьянской» поэзии и ее представителей.

 

Лекция № 7. Литература периода Великой Отечественной войны. Проза военного времени. Публицистика и ее воздействие на художественную прозу. Творчество А.Толстого, М.Шолохова, И. Эренбурга, К. Симонова и др. Жанр очерка и статьи. Журнальная периодика. Жанр рассказа и новеллы в военные годы – А.Платонов, Л.Соболев, А. Толстой. Повести Л.Леонова – «Взятие Великошумска», «Б. Горбатова – «Непокоренные», А. Бека – «Волоколамское шоссе». Судьба романа – М. Шолохов «Они сражались за родину», А. Фадеев – «Молодая гвардия». Патриотизм и декларативность произведений военного периода, ориентация на классические образцы, фольклорные истоки, национальные идеалы. Действенность произведений этих лет; художественные просчеты и несовершенства.

 

. Лекция № 8. Литература 50-60-х годов. «Оттепельный» период. Политические перемены в советском обществе и их влияние на литературный процесс. Публицистика «оттепельного» периода - очерки В.Овечкина, В. Солоухина, Е. Дороша; статья В. Померанцева «Об искренности в литературе», И. Эренбурга – «О работе писателя». Новые направления и жанры: исповедальная проза, деревенская проза, лейтенантская проза. Творчество М.Шолохова - «Судьба человека», А.Солженицына – «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», М.Дудинцева – «Не хлебом единым». Молодые писатели и рефлектирующий герой их произведений. Проза В. Аксенова – «Коллеги», «Звездный билет». Фронтовая повесть в творчестве Ю.Бондарева, В.Быкова, В. Астафьева.

Поэзия «оттепельного периода». Лирический «бум», активизация поэзии. Возвращение к

традициям Маяковского. Поэты нового поколения – А.Вознесенский, Б.Ахмадулина, Е. Евтушенко, Р. Рождественский. «Эстрадная» поэзия, и ее основные мотивы. Максимализм, увлеченность эпохой НТР, оптимистическое звучание и пр. настроения. Исчерпанность этого направления к концу 60-х годов. «Тихая лирика», «Философская» лирика, связанная с именами Н.Рубцова, Н. Передреева, С. Куняева, А. Тарковского и др. Обращение к природному миру, к философским проблемам.

Лекция № 9. Литературный процесс 1970-80-х годов. Основные направления в литературе этого периода: деревенская» проза, мифопроза. литература о Великой Отечественной войне. Творчество Ю.Бондарева, В.Распутина, В.Крупина и др.

Споры о деревенской прозе в критике и литературоведении. Ху­дожественная актуализация и абсолютизация народной родовой и естественной природы человека в повестях В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матерой», Пожар»; В. Астафьева «Последний поклон»; рассказах В. Шукшина, «Ладе» В. Белова, романе С. Залы­гина «Комиссия».

Связь деревенской прозы с проблемой «человек и природа» (В. Астафьев «Царь-рыба», Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебе­дей», Ч. Айтматов «Белый пароход»). Обращение к трагическим событиям коллективизации в романах В. Белова «Кануны» и «Год великого перелома», Б. Можаева «Мужики и бабы» и «Изгой», С. Антонова «Овраги», М. Алексеева «Драчуны»..

Поколение «сорокалетних» в прозе этого периода; В. Маканин, А. Ким, Р. Киреев, В. Личутин, А. Курчаткин, С. Есин, В. Крупин. Социально-исторические истоки прозы «сорокалетних», проблемно-стилевые искания. Дискуссии в критике об этой литературной гене­рации, об «амбивалентном герое».

Проблематика и художественное своеобразие современной «фи­лософской» прозы (Ч. Айтматов «Буранный полустанок», «Плаха». А. Битов «Пушкинский дом», В. Орлов «Аптекарь»).

 

Лекция № 10. «Возвращенная литература» в литературном процессе конца 80-90-х годов. Изменения, связанные с «перестройкой». Период гласности. Поток литературы в во второй половине 80-х годов. Журнальный «бум». Возвращенная литература и ее роль в общественном сознаии современников. – «Дети Арбата» А. Рыбакова, произведения А.Солженицына – Архипелаг Гулаг». «Раковый корпус»; Ю.Домбровского – «Факультет ненужных вещей» и др.поток эмигрантской литературы – произведения В. Набокова. М.Цветаевой. В. Аксенова, В. Довлатова и др.

Лекция № 11. Отечественный постмодернизм в литературе 70-90-х годов. Рождение русского постмодернизма. Постмодернистская проза А. Битова, С. Соколова, Т. Толстой, В. Пьецуха, Вик. Ерофеева, Е. Пелевина, В. Сорокина. Три волны постмодернизма.

Эстетика постмодернизма, обращение к интертекстуальности, к цитатности, мир симулякров, понятие «смерти автора» и пр. признаки. Споры о сути постмодернизма в критике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: