Поэма А. Блока «Двенадцать в контексте литературных споров.




 

Задание:

1. Законспектировать отдельные высказывания современников А.Блока о его поэме.

2. Выучить наизусть отрывок из поэмы (по выбору) – 1 главу.

 

План:

1. История создания поэмы. Отношение к поэме А. Блока и его современников.

2. Споры в критике по поводу замысла поэмы и ее художественных образов. Как менялся взгляд на поэму Блока в критике разных лет?

3. Соотношение эпического и лирического в поэме. Своеобразие сюжета. Приемы контраста и полистилистики.

4. «Балаганно-карнавальное» начало в поэме.

5. Мотивы «двойничества», мифологема пути, отношение автора к своим героям.

6. Прочтение поэмы А.Блока современной критикой.

 

 

Литература.

Основная:

1. Минц З.Г. Поэтика Александра Блока. СПб., 1999.

2. Гаспаров Б.М. Тема святочного карнавала в поэме А. Блока «Двенадцать» //в кн. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе ХХ века. М..1993. С. 4-27.

3. Долгополов Л.К. Поэма Александра Блока «Двенадцать». Л., 1979.

4. Иванова Е.В. Об эволюции Блока после Октября и поэме Блока «Двенадцать» //Литература в школе. 1993, № 3.

5. Лотман Ю.М. Блок и народная культура города //Наследие А.Блока и актуальные проблемы поэтики: Блоковский сборник IV. Уч. Зап. Тартуского ун-та. Вып. 535. Тарту, 1981.

6. Орлов В.Н. Гамаюн: Жизнь Александра Блока. Л., 1980.

7. Орлов В.Н. Поэма А.Блока «Двенадцать». М., 1962.

8. Пьяных М.Ф. Слушайте революцию Поэзия А. Блока советской эпохи. М.,1980.

9. Роднянская И. Б. Трагическая муза Блока // Роднянская И.Б. Художник в поисках истины. М., 1980.

10.Смола О.П. «Черный вечер, Белый снег…». Творческая история и судьба поэмы Александра Блока «Двенадцать». М. 1993.

Рекомендуемая:

1.Александр Блок в воспоминаниях современников. М., 1980. Т.1-2.

2.Александр Блок. Новые материалы и исследования. Кн. 3. Литературное наследство. Т. 92. М..1982.

3.Блок А. Записные книжки. 1901-1920. М.,1965.

Практическое занятие № 8 (4часа)

Поэзия 1920-х годов

Задание:

1. Выучить стихотворения наизусть (по программному списку)

 

План:

1. Основные направления в поэзии этого десятилетия.

2. Пролеткульт и его представители (А. Гастев, В.Кирилов и др.).

3. Основные мотивы поэзии пролеткульта; влияние символизма на их поэтику.

4. «Крестьянская» поэзия и ее место в литературной жизни десятилетия:

- творческие искания Н.Клюева, С.Есенина. П.Орешина;

- советская крестьянская поэтическая группа – М. Искаковский, А. Твардовский, Н. Рыленков, А. Покофьев и др. Отличие их поэтического настроения от своих предшественников.

5. Поэты-«комсомольцы» и их творческие искания – А.Жаров, М.Светлов, А. Безыменксий, И.Уткин и др. Оценка критики.

Литература.

Основная:

1. Любарева Е. М. Советская романтическая поэзия (Н. Тихонов, М. Светлов, Э. Багрицкий). М. 1973.

2.Русская советская поэзия. Традиции и новаторство. 1917-1945./ Под ред. П. С. Выходцева и А. А. Смородина. Л. 1972. 1947-1975. Л. 1978.

3.Кулинич А.В. Русская советская поэзия. Очерк истории. М.. 1963.

4. История русской советской поэзии. 1917-1941. Л., 1983.

5. Иванова Н. Пастернак и другие. М.. 2003.

6. Скоропанова И. С. Борис Пастернак: Краткий очерк жизни и творчества. Минск, 2002.

7. Лекманов О. А. Осип Мандельштам. М., 2004.

8. Солнцева Н. Николай Клюев. М..1998.

9. Азадовский К.м. Жизнь Клюева. СПб., 2002.

10. Избранные имена. Русские поэты ХХ века. М..2006.

Практическое занятие № 9 (2 часа)

Поэмы С. Есенина («Анна Снегина», «Черный человек») как итоговое завершение художественных поисков поэта.

Задание:

1. Выучить наизусть отрывки из поэм (по выбору).

2. Проанализировать поэмы, сделав записи в рабочей тетради с выдержками из текста.

План:

1. Своеобразие жанра «Анны Снегина». Соединение эпического и лирического планов. Исповедальная и эпистолярная формы.

2. Исторические события, оценка их поэтом.

3. Крестьянская Русь в представлении Есенина.

4. Конфликт внешний и внутренний в поэме. Судьба героев. Катастрофическое начало в поэме – с чем оно связано?

5. Поэма «Черный человек» как итоговое завершение творческих поисков С. Есенина.

6. Мотив «двойничества» и исповедальная форма в поэме. Судьба Поэта и ее трагическое начало.

7. Художественная исповедь поэта и его диалог с прескверным гостем.

8. Образ Черного человека в контексте творческих исканий автора. Аналог этого образа в мировой литературе, в фольклорных источниках.

 

 

Литература.

Художественные тексты:

1. С. Есенин. Собр. Соч. в 6 т. Т.3. М., 1978 (или другое издание).

 

Основная:

1. Кирьянов С. Поэма «Черный человек» в контексте творчества С.А. Есенина и национальной культуры. Тверь, 1999.4.

2. Шубникова–Гусева Н. И. Поэмы Есенина. От «Пророка» до «Черного человека». М., 2001.

3. Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин. М., 1986.

4. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М.,1972.

 

Дополнительная:

1. В мире Есенина. Сборник статей. М., 1986.

2. Гусляров Е.Н., Карпухин. Есенин в жизни: Систематизированный свод воспоминаний современников. Калининград. 2000. или

3. Есенин в воспоминаниях современников. В 2 т. М.,1986.

4. Русское зарубежье о Есенине: воспоминания, эссе, очерки, рецензии. Статьи. В 2 т. М.. 1993.

 

 

Практическое занятие № 10 (2часа)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: