ПР9. Моделирование фрагментов уроков географии. Нетрадиционные уроки географии. Творческий урок.




Цели: содействовать формированию общепрофессиональной компетентности будущих учителей географии в освоении опыта моделирования нетрадиционных уроков и творческого урока по географии.

Задачи:

- научить студентов методике проведения творческих уроков.

- определить признаки нестандартного урока географии и научиться разрабатывать варианты таких уроков;

- научить студентов методике проведения нетрадиционных уроков;

- закрепить знания о особенностях фронтальной, индивидуальной и групповой (коллективной) организации учебной деятельности учащихся на уроке;

- разработать фрагмент нестандартного урока.

Актуализация знаний о инновационных формах обучения.

Урок воплощает структурные элементы образовательной программы: смысл, цели, задачи, фундаментальные образовательные объекты и проблемы, виды деятельности учеников, предполагаемые результаты, формы рефлексии и оценки результатов.

Планирование инновационного урока включает в себя следующие этапы.

План творческого урока — это инструмент реализации учителем своей образовательной программы.

1. Поэтому планирование урока начинается с планирования серии занятий по одной теме (разделу).

Учитель продумывает несколько связанных между собой уроков, осуществляет их примерную разбивку по целям, темам, доминирующим видам деятельности, предполагаемым результатам.

Формулируются главные образовательные результаты учеников, которые выделены в общей программе занятий по предмету и реальны для достижения в рамках изучаемого раздела.

2. Актуализация творческого потенциала учащихся в сознании учителя. Припоминаются особенности учеников того класса, в котором будет проводиться урок. Анализируются наиболее удачные элементы предыдущих уроков. Учитель предвосхищает действия учеников в отношении к теме и проблеме предстоящего урока, корректирует при необходимости планируемое содержание и средства обучения.

3. Учитель вырабатывает собственное личностное отношение к проблематике темы.

С этой целью происходит знакомство с учебниками, пособиями, книгами и иными материалами по теме урока.

Отыскиваются проблемы, которые интересны самому учителю (тогда есть вероятность, что эти же проблемы будут интересны и ученикам). Необходимо найти и зафиксировать многообразие или хотя бы две противоположные точки зрения специалистов (ученых) на изучаемую проблему.

Предварительное знание учителя о разных пониманиях проблемы поможет ему увидеть в суждениях детей на уроке их индивидуальные подходы, не пройти мимо оригинальных направлений мысли учеников.

4. Определение смысла урока, соотнесение этого смысла с главными целями по изучаемому курсу.

Важно учесть, что смысл урока и изучаемой темы в сознании разных учеников может быть различен. Полезно иметь представление о направленности индивидуальных образовательных программ учеников, об их интересах в изучаемой области.

5. Разрабатывается идея урока, которая обусловливается выбранным типом урока, а также предполагаемым творческим результатом. Формулируется одно или несколько открытых заданий для учащихся, которые не имеют однозначного варианта их выполнения и позволяют каждому ученику реализовать свою индивидуальность.

6. Отбираются такой материал и такие средства, методы и формы деятельности, которые обеспечат «рождение» учениками своего содержания образования. Предлагаемый ученикам материал имеет форму среды, в которой те будут действовать.

7. Соотнесение возможных творческих результатов учеников с образовательными стандартами. К планируемым творческим продуктам учеников заранее подбираются культурно-исторические аналоги.

8. Уточнение и письменное формулирование целей урока различного ранга по отношению к разным субъектам обучения.

9. Разработка одного или нескольких вариантов структуры урока.

Одно из требований занятия — «дыхание урока», т.е. смена контрастных видов деятельности учеников при сохранении образовательной доминанты.

Например, в начале урока 10 минут происходит обсуждение проблемы («громкая» коллективная работа);

затем формулируется задание, и в течение 15 минут каждый ученик решает названную проблему («тихая» индивидуальная работа);

далее ученики в течение 10 минут выступают друг перед другом или в группах со своими результатами («громкая» индивидуально-групповая деятельность);

в завершающие 5 минут происходит письменная рефлексия — каждый ученик пишет в тетради, что он понял и чему научился («тихая» индивидуальная деятельность).

Вопросы к обсуждению:

1. На школьном педсовете обсуждается такое дидактическое новшество, как методы и формы эвристического обучения («мозговой штурм», гиперболизация и др.). Учителя-консерваторы называют факторы, препятствующие этому нововведению. Приведите свои контраргументы.

2. Зайдите на один из образовательных форумов в сети Интернет (форумы для педагогов и школьников имеются по адресу: https://www.eidos.ru/ about/forum/index.htm). Зарегистрируйтесь в форуме и примите участие в обсуждениях об использовании творческих уроков. Определите свою позицию и позицию учителей по результатам этого обсуждения.


 

Задания

Задание 1. Составить классификацию нестандартных уроков для каждого из курсов школьной географии. Результат выразить в таблице с графами: класс, раздел, тема урока, форма его организации.

Задание 2. Составить классификацию творческих форм организации обучения, дополняющих урок.

Задание 3. Привести примеры уроков применительно к каждому курсу (6-10 классов) с использованием фронтальной, групповой и индивидуальной формы организации деятельности учащихся

Задание 4. Разработать фрагмент интегрированного (межпредметного) урока географии по одной из тем любого курса.

Задание 5. Разработайте интерактивный урок по одному из курсов школьной географии с использованием электронного учебника.

Литература

Основная

Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. - С. 366-384.

Дополнительная

1. Елисеев А.В. Творческая работа в VIII классе «Природные достопримечательности России» // География в школе, 2001: - №1. – с.64- 72.

2. Тин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Откры-тость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999.

3. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика про-дуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

4. Щенев В. А. Классификация уроков географии нетрадиционной формы // География в школе. — 1999. — № 2.

Интернет – источники

1.Большая перемена".www.newseducation.ru

2. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет www.katalog.iot.ru

3. Каталог Российских общеобразовательных порталов и сайтов. www.alleng.ru

4. Сетевой образовательный журнал для учителей. www.journal.edusite.ru

5. Форумы для педагогов и школьников: https://www.eidos.ru/ about/forum/index.htm

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: