Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Ульяновский государственный педагогический университет
Имени И.Н. Ульянова»
Факультет дополнительного образования
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В СМЕШАННЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ
Борисов Борис Александрович
Слушатель дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки по теории и методике физического воспитания и спорта
Руководитель работы
Кандидат педагогических наук, доцент
Илькин Алексей Николаевич
__________________________
(подпись, дата)
Ульяновск, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ЕДИНОБОРЦЕВ.. 7
1.1. Роль и место технико-тактической подготовки в системе подготовки единоборцев 7
1.2. Особенности средств и методов в технико-тактической подготовке спортсменов-единоборцев. 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫИ ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 24
2.1. Методы исследования. 24
2.2. Организация исследования. 26
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕННОЙ МЕТОДИКИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕРКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ 28
3.1. Описание и организация педагогического эксперимента. 28
3.2. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение. 32
ВЫВОДЫ.. 37
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 39
ЛИТЕРАТУРА.. 41
ВВЕДЕНИЕ
За последние 25-30 лет наблюдается популяризация спортивных единоборств, что введёт к развитию новых видов единоборств и модификации уже существующих. В России и в других странах «смешанные» единоборства. стали популярны, в особенности среди юношей подростков. Такое название среди любителей единоборств они получили потому, что в отличие от классических единоборств в них используется смешанных технический арсенал как ударных (удары руками и ногами из бокса, кик-боксинга, тайского бокса, каратэ, тхэквондо), так и борцовских технических действий (всевозможные броски и болевые приемы из самбо, дзюдо, греко-римской и вольной борьбы).
Специалисты в области спортивных единоборств так и не пришли к единому названию таких видов единоборств. Так, например, некоторые специалисты делят такие виды единоборств на «ударные», «бросковые», «ударно-бросковые», «бросково-ударные» и «ударно-силовые дожимания и перетягивания». Однако, арсенал техники различных видов борьбы («бросковые») включает в себя не только броски, но и болевые приемы, удержания, удушения и другие действия, не являющиеся бросками. А «ударно-бросковые» единоборства включают в себя не только удары и броски, но и комбинации этих действий, переходы от ударных действий к борцовским, а также соединяют в себе различные методики в физической, психической и теоретической подготовке.
Анализируя ситуацию, сложившуюся в системе подготовки спортсменов в смешанных единоборствах на сегодняшний день, можно отметить следующее: 1) происходит существенное увеличение количества спортивных секций, военно-патриотических и спортивных клубов, культивирующих различные виды смешанных единоборств; 2) смешанные единоборства приобрели большую популярность, но многие аспекты и проблемы управления тренировочным процессом изучены недостаточно, особенно это можно отнести к процессу подготовки детей и юношей; 3) отсутствие учебно-методических пособий, справочной литературы, учебных фильмов по правильной организации и планированию учебно-тренировочного процесса заставляет тренеров разрабатывать программы подготовки и тематические планы, основываясь только на личном опыте, накопленном зачастую в других видах единоборств; 4) в смешанных единоборствах на сегодняшний день нет единой терминологии, существуют противоречия в названиях технических действий и приемов.
Нередко это является причиной ошибок при распределении нагрузки по этапам подготовки занимающихся, в планировании последовательности изучаемых тем, в определении минимального возраста зачисления в группы по этапам подготовки, в подборе упражнений для занимающихся определенного возраста и т.д. Все это в лучшем случае приводит к замедленному прогрессу либо вообще к его отсутствию в тренировках занимающихся, а иногда и к нарушениям их физического развития.
К примеру методика подготовки взрослых спортсменов не подходит для детей и юношей по двум причинам:
- дети и юноши имеют свои возрастные особенности, которые необходимо учитывать при занятиях спортом;
зачастую взрослые спортсмены приходят в рукопашный бой уже сложившимися спортсменами. Занятия же с детьми и подростками приходится начинать практически с нуля, что, несомненно, накладывает свой отпечаток на методику и программу подготовки.
Схожая ситуация и в других видах смешанных единоборств. Многие специалисты в процессе подготовки спортсменов используют научно- методическую базу классических видов единоборств, элементы которых составляют основу смешанных единоборств. Однако методическая основа каждого вида смешанных единоборств в отдельности требует тщательной разработки.
В связи с вышеизложенным, возникает ряд вопросов, с которыми в своей практике сталкивается фактически каждый тренер в любом из видов смешанных единоборств:
1) какие технические действия из арсенала различных видов спортивных единоборств следует включать в программу подготовки спортсменов каждого вида, учитывая особенности проведения соревновательных поединков;
2) каким должно быть соотношение ударных и бросковых действий в процессе технико-тактической подготовки в каждом из видов смешанных единоборств;
3) как наиболее эффективно, целесообразно и последовательно выстроить методику обучения различным технико-тактическим действиям смешанных единоборств;
4) совершенствовании борцовской и ударной техники одновременное развитие физических качеств приводит к их отрицательному переносу, который характеризуется тем, что развитие одного качества или не способствует, или угнетает рост другого.
Таким образом, актуальность нашего исследования обуславливается:
1) отсутствием учебных программ по различным видам смешанных единоборств для детей и юношей;
2) необходимостью обобщения и систематизации передового отечественного опыта и улучшения качества подготовки спортсменов единоборцев, в частности детей и юношей;
3) необходимостью всемерного развития детско-юношеского спорта, научно обоснованного совершенствования содержания и методов обучения спортсменов смешанным единоборствам в детско-юношеских спортивных школах и военно-патриотических клубах.
Цель работы: разработать и научно обосновать методику технико-тактической подготовки юношей 14-15 лет занимающихся смешанными единоборствами.
Объект исследования: тренировочный процесс юношей 14-15 лет занимающихся смешанными единоборствами.
Предмет исследования: методика технико-тактической подготовки спортсменов в смешанных единоборствах.
Гипотеза исследования: предполагалось, что разработанная методика повысит технико-тактическую подготовку юношей 14-15 лет занимающихся смешанными единоборствами.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Разработать методику технико-тактической подготовки юношей 14-15 лет занимающихся смешанными единоборствами.
3. Определить эффективность предложенной методики тренировочного процесса.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ЕДИНОБОРЦЕВ