Применение механизации погрузочно-разгрузочных работ сокращает время рейса автомобиля или трактора и ускоряет их оборачиваемость. Это особенно существенно для перевозок на короткие расстояния (например, от комбайна на ток.) На рисунке IV.4 показана диаграмма, характеризующая влияние механизированной погрузки-разгрузки на повышение производительности автомобилей в зависимости от расстояния перевозок. На коротких расстояниях производительность увеличивается более чем вдвое (ручная погрузка-разгрузка занимает времени намного больше, чем движение автомобиля), и лишь на дальних перевозках (свыше 60-100 км) выигрыш не столь большой.
Системой машин для комплексной механизации сельскохозяйственного производства предусмотрены 36 наименований погрузчиков основных, типов и 15 приспособлений к ним. Предусмотрен также ряд устройств для погрузки зерна в транспортные машины, разгрузки автомобилей, перелопачивания зерна на токах и складах, формирования бунтов и перегрузки зерна в колхозных и совхозных складах.
Разгрузка автомобилей и прицепов. Наиболее совершенным средством, обеспечивающим механизацию разгрузки, является использование самосвальных автомобилем и прицепов, которые все больше применяются в сельском хозяйстве. Однако в ряде случаев из-за отсутствия достаточного числа самосвалов промышленного изготовления, а также из-за того, что наличие самосвальной установки понижает полезную грузоподъемность автомобиля на 0,5-1,0 т, вследствие чего делает невыгодным применение автомобилей-самосвалов на дальних перевозках (относительное время простоев на разгрузке автомобиля невелико), применяют различные приспособления к стандартным бортовым автомобилям и прицепам, облегчающие их разгрузку (рис. 1).
Рис.1. Простейшие приспособления для разгрузки автомобилей и прицепов: а - наклонный пол; б –ступенька; в –двухщитовый автосброс; г - шарнирный борт, д - опрокидыватель автомобиля, е - бортовой автомобиль с самосвальным приспособлением, ж - самосвальное устройство на гибких оболочках.
Загрузка автомобилей, прицепов и хранилищ. Зернопогрузчики. При перевозке зерна от комбайнов механизация загрузки автомобилей и прицепов осуществляется устройствами, имеющимися на комбайне, — выгрузным шнеком или лотком.
Для механизации погрузки зерна в автомобили и прицепы из больших куч-бунтов на току применяют электрифицированные зернопогрузчики непрерывного действия передвижного типа ЗПС-60 или ЗМ-80, обеспечивающие загрузку автомобильных и тракторных поездов без дополнительных затрат ручного труда на расцепку и составление поездов, а также на разравнивание зерна в кузове машины. Используют также переносные шнековые погрузчики типа ПШП-4 или ПШП-10, а также универсальные тракторные погрузчики периодического действия.
Классификация дорог
Основная классификация дорог основывается на допустимой интенсивности движения и расчетной скорости транспортных средств. При этом под расчетной скоростью на автомобильных дорогах подразумевается предельная скорость, которую безопасно может развить одиночный легковой автомобиль, двигаясь по незагрязненному покрытию при хорошей видимости и отсутствии помех на дороге.
Автомобильные дороги подразделяются на пять категорий, основные характеристики которых приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные характеристики автомобильных дорог
Показатели | Категории дорог | ||||
I | II | III | IV | V | |
Интенсивность движения, шт/сут | >7000 | 3000-7000 | 1000-3000 | 200-1000 | <200 |
Число полос движения | 4 и более | ||||
Ширина полосы движения, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | - | |
Ширина проезжей части, м | 15 и более | 7,5 | 7,5 | 4,5 | |
Расчетные скорости движения, км/ч: на ровной местности на пересеченной местности в горной местности |
Для того чтобы дорога не разрушалась, установлены предельные нормы нагрузки на каждую ось транспортного средства и общего веса его при движении на различных дорогах. На дорогах I и II категорий запрещено движение двухосного автомобиля или прицепа, общий вес которого превышает 17,5 тс, трехосного - 25 тс, а автопоезда - 33 тс (при 4 осях) и 40 тс (при 5 и более осях). На всех других дорогах допускается наибольший вес двухосных автомобилей или прицепов 10,5 тс, трехосных - 15 тс, автопоездов соответственно 20 и 30 тс.
Не разрешается также движениеслишком длинных автопоездов, так как они представляют опасность при обгоне, разъезде и маневрировании. Длина автопоезда с одним прицепом (или тягача с полуприцепом) не должна превышать 20 м, а автопоезда с несколькими прицепами - 24 м. Автопоезд может иметь длину более 24 м только тогда, когда буксируются автомобили.
Предусмотрены и другие виды классификации дорог. В частности, по административному признаку различают дороги ), общегосударственные (общесоюзные)республиканские, краевые, областные, районные, сельские и ведомственные.
При нормировании тракторных транспортных работ дороги делят на три группы:
- к первой группе относят гравийные, щебенчатые, грунтовые, проселочные (в хорошем состоянии) и снежные укатанные дороги;
- ко второй группе - гравийные и щебенчатые разбитые, грунтовые и проселочные после дождя (мокрые), слегка оттаивающие после оттепелей, с рыхлым снежным покровом, стерню зерновых, поле после корнеклубнеплодов в сухую погоду;
- к третьей группе - разбитые с глубокой колеей, оттаявшие после длительных оттепелей, гребнистые, пашню нормальной влажности и замерзшую, переувлажненное поле после корнеклубнеплодов, бездорожье в весеннюю и осеннюю распутицу, снежную целину.