В чем прежде всего состоит благоугождение и служение Богу? 2 глава




 

Хвастовство делает безполезными даже добрые дела.

 

576. Чем определяется, что дело доброе?

 

Доброе дело, угодное Богу, есть, во-первых, то, которое внушается духом любви; во-вторых, то, которое одобряется Священным Писанием; в-третьих, дело, исполняемое с самоотвержением.

 

577. Недостойные священники препятствуют ли нам получать в таинствах благодать Божию?

 

Недостойные священники не препятствуют нам получать в таинствах благодать Божию.

 

578. Как использовать встречу с духовным человеком для душевной пользы?

 

Пользуйтесь руководством наставника и всякий раз, как находитесь с ним, наводите его на божественные предметы и, стараясь все "повытаскивать из него", усвойте себе его благочестивые советы и наставления.

 

579. Можно ли вверять тайны отцам, не испытавши их?

 

Не испытавши отцов, им тайны не вверяйте.

 

580. Можно ли выбирать священников?

 

Священников всех почитай, к добрым же прибегай. Цени пастырей мудрых, добрых и опытных в духовной жизни и держи их поближе к себе. Разрешить от грехов всякий священник может, а научить духовной жизни — один из многих.

 

581. Чем можно угодить Богу?

 

Угождается Бог нашим ласковым обхождением с людьми, успокоением рассерженного, заступлением обиженного, отвращением очей от дурных предметов, противостоянием дурным мыслям, понуждением себя на молитву.

 

582. Что значит "быть кротким"?

 

Быть кротким — значит в незлобии сердца переносить неправды относительно нас (ругательства и прочее) и молиться за врагов своих.

 

583. Как мы должны отзываться о тех, которые оскорбляют нас и укоряют?

 

Мы должны говорить о них хорошее и хвалить их.

 

584. Можно ли, не имея врагов, пройти в Царствие Небесное?

 

Без врагов никому не пройти в Царствие Небесное Божие. Мы должны благодарить безвинно оскорбляющих и поносящих нас, ибо они наши благодетели: они поношением своим способствуют нам заслужить венцы от Господа.

 

585. Можно ли при оскорблении от других огорчиться, обидеться?

 

При оскорблении от других не огорчайся, иначе на нас огорчается Дух Божий, а это — великая беда. Если ты на кого обиделся, то знай, что ты горд, любишь себя, кайся в этом и укоряй себя. Бесы боятся такого устроения, если ты скорбишь не о том, что оскорблен, но о том, что обиделся.

 

586. Научите, пожалуйста, с какой мыслью переносить обиду?

 

Когда обидят тебя, то вспомни о том, как Спасителя обижали и даже до смерти замучили, и, вися на кресте, Он говорил: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают".

 

587. Покажите пример, как обиды переносили святые?

 

Так, святой Тихон Задонский, когда услышит, что настоятель отзывается о нем нехорошо, скажет келейнику: возьми сахару, отнеси ему, или виноградного вина, или еще чего — может быть, у него нет.

 

588. Как победить гневные мысли?

 

Для того, чтобы победить гневные помыслы, надо не только прощать, но и молиться за оскорбителя: "Господи, святыми его молитвами даждь мне кротость и терпение".

 

589. С какой мыслью переносить должно, когда оскорбляют без вины?

 

В то время, когда без вины оскорбляют тебя, вспомни пред Господом свои грехи, которыми ты оскорбляешь Его, и через это сознание смирись и прими несправедливое поношение, как уже должное.

 

590. Если меня обидели, можно ли мне об этом кому рассказать?

 

Если кто тебя обидит не рассказывай никому, кроме духовного отца, и будешь мирна.

 

591. Что такое "нерадение"?

 

Нерадение есть, когда человек исполняет дела Божии, но нерадиво, без любви и усердия.

 

592. В чем заключается подвижничество?

 

Подвижничество заключается в том, чтобы во всем себя ограничивать.

 

593. Что такое "пост внутренний"?

 

Пост внутренний есть внимание к самому себе.

 

594. При всяком ли добром деле бывает искушение?

 

При всяком благоугодном деле бывает по действию врага искушение; а чем дело более спасительно, тем сильнее устремляется враг на человека, дабы разрушить доброе дело.

 

595. Что значит непрестанно молиться?

 

Молиться всегда и непрестанно не то значит, чтобы всегда читать псалмы или молитвы написанные — это дело невозможное, ибо всякому христианину надобно делать дело по званию своему, также тело утружденное требует успокоения сном и прочее. Но непрестанно молиться это значит, чтобы часто, во всяком начинаемом деле возводить ум и сердце и воздыхание к Богу и просить у Него милости, помощи и заступления.

 

596. Почему же нужно непрестанно молиться?

 

Потому что сатана во всякое время со своими злыми слугами наветует нам, также плоть всегда похотствует на дух, а этим врагам мы сами (своими силами) противиться не можем. Посему должны молитвой вооружаться, стоять и крепиться. Умом и духом можно молиться во всякое время и на всяком месте.

 

597. Как следует проводить день своего Ангела?

 

В день своего Ангела следует пойти в Церковь, поговеть, причаститься Святых Таин Христовых, подать записки о здравии и о упокоении своих сродников, отслужить молебен святому, имя которого носишь. День Ангела следует праздновать, хоть и работа не воспрещается, если святой наш не принадлежит к числу великих святых, празднуемых Церковью. Лучшим занятием в день Ангела считается чтение жития его и других святых книг, а также дела благочестия.

 

598. Везде ли можно угодить Богу?

 

Да, везде можно угодить Богу, если будем хранить заповеди Божии, а главное — любовь ковсем, смирение, состоящее в том, чтобы от всех терпеть за правду и переносить напрасные обиды, себя до конца жизни считать хуже и грешнее всех в мире, избегать излишнего угождения плоти, не изыскивать пищи, отдых иметь умеренный, во всем и всегда слушаться своей совести, которую поверять на исповеди духовному отцу.

 

599. Почему святые отцы так много значения придают жизни под руководством духовного отца?

 

Кто сам по себе живет, без духовного отца, тот безплодно живет. Пусть он и хорошо делает, но совесть в таком случае не может быть у него мирна (так как она умиротворяется от исповеди и откровения). У него должна быть постоянная нерешительность, смутность, а главное настроение своеволия остается то же.

 

600. Как мне приобрести страх Божий?

 

Страх Божий приобретается через памятование о смерти и через нахождение в близком общении с человеком, боящимся Бога.

 

601. Как смотреть на лечение?

 

Лечиться можно, но так, чтобы не было в этом случае ущерба вере в Господа, не было бы пристрастия к лечению.

 

602. Можно ли в неизлечимой болезни (например рак печени) решиться на предлагаемую операцию?

 

Кажется, не следует. Лучше бы верующему христианину в таких случаях примириться с болезнью и смотреть на нее, как на посылаемое Господом Богом очистительное испытание.

 

603. Что значит "приготовиться к исповеди"?

 

Испытать усердно свою совесть, вызвать в памяти и восчувствовать сердцем свои согрешения, решиться все их, без всякой утайки, поведать духовнику, в них покаяться и не только покаяться, но и впредь их избегать. А так как часто память нам изменяет, то хорошо делают те, которые на бумагу заносят воспомянутые грехи.

 

604. Что такое "сердечная распущенность"?

 

Некоторые из верующих умудряются иметь несколько духовников с таким расчетом, чтобы одному говорить одни грехи, а другому иные; есть и такие, которые не дорожат духовником, а стараются перебрать их как можно больше, оправдывая себя тем, что не попадут на хорошего. Все это — плод внутренней сердечной распущенности.

 

605. Что такое "благоразумие"?

 

Благоразумие состоит в способности избрать лучшие средства для достижения высших духовных целей. От благоразумия нужно отличать простую человеческую мудрость, направленную на достижение земных выгод.

 

606. Как смотреть на смену духовников?

 

Общее правило должно быть таково: без уважительной причины не следует менять духовника. А что можно назвать уважительной причиной? Перемену жительства пастыря и чрез это затруднительное с ним общение, неизлечимую болезнь пастыря.

 

607. Может ли на меня подействовать проклятие другого человека?

 

О, не бойся никакого проклятия: за всякое проклятие человек должен дать ответ Богу. Знай, что произнесенное на тебя незаслуженно проклятие возвращается на голову того человека, кто его дерзнул изречь. Если же ты из боязни проклятий пойдешь против совести, долга и справедливости, то этим, конечно, отступишь от Господа и дашь пищу злу, которое должно быть пресекаемо при всяком случае.

608. Как христианину смотреть на табакокурение?

 

Табакокурение навевается человеку-христианину духом злобы поднебесной; табаком враг старается выкуривать из нас благодать Божию, в нас, христианах, обитающую через Святые Таинства. Табакокурение есть вреднейшее дело, никуда негодное. Добрый христианин должен его изгонять, его презирать и ненавидеть.

 

609. Часто приходится слышать, что вот де "испортили на свадьбе", или говорят, что "такого-то сглазили". Возможна ли порча?

 

Влияние человека на человека, несомненно, существует. Ведь часто мы говорим: он повлиял на него, воздействовал... Если есть доброе влияние, то возможно и дурное, которое имеет разные степени. Если человек злой, если он сдружился со злым духом, то как ему не повлиять дурно на другого?.. Но можно ли нам бояться порчи, и если уже произведено дурное влияние, то как от него избавиться? Дурной силе нужно стараться противостоять собственной силой духовной, благодатной, которая у каждого христианина есть, нужно христианину всегда ограждаться крестным знамением, молитвой, чтением Слова Божия, святыней (святой водой, просфорой, освященным масло и др.), постояной исповедью, причащением Святых Таин, тогда не так легко и враг нас будет одолевать.

 

610. Что есть "простота сердца"?

 

Кто прост сердцем, тот хорошо чувствует равное со всеми людьми положение и из этого-то сознания выходит у человека доброе, обходительное, ласковое, незаносчивое, спокойное отношение к другим — это и есть простота сердца. Простой сердцем человек никогда не обидит, никому не станет поперек дороги, никого не осудит, никому не позавидует. Кто прост сердцем, тот далее способен на большие труды — самые низкие и тяжелые; тот невзыскателен к пище и одежде, тот не требует и не ищет каких-либо удобств жизни. И это понятно почему. Простота держит сердце человека в постоянном укорении и сознании своего недостоинства. Кто прост сердцем, тот сосрадателен к бедным.

 

611. Что значит быть "духовно нерадивым"?

 

Быть духовно нерадивым — это значит лениво молиться Богу, быть невнимательным к своему сердцу, не плакать о своих грехах, не иметь жара духовного, не противодействовать дурным помыслам и чувствам, не заботиться и о внешнем богоугождении — словом, иметь, так называемое, духовное нечувствие, духовное расслабление.

 

612. Чем можно уподобиться человеколюбивейшему Господу?

 

Если будешь услуживать, делать добро детям врагов (и живых, и умерших): детям живых врагов, чтобы сим способом примирить с собою отцов их, а детям умерших, чтобы привлечь на себя великое благоволение Господа. Сие поможет тебе на Страшном суде: хотя бы и во многом прегрешил ты, освободишься от всякой вины, оказывая самое великое милосердие и человеколюбие ко врагам и сим уподобляясь человеколюбивейшему Господу.

 

613. Будет ли мне польза, если стану плакать и проливать слезы о грехах?

 

Весьма великая польза, человек; такая, что невозможно изобразить ее словом, ибо на мирском суде, сколько ни плачь, не избежишь наказания после приговора. А здесь, если только начнешь печалиться о грехопадениях — приговор отменен и дано тебе прощение. Посему в храме Божием будем не смеяться и предаваться рассеянию, но воздыхать, чтобы, воздыхая, наследовать Небесное Царствие.

 

614. Что означают в Евангелии слова: аще же око твое десное соблажняет тя, изми е... (Мф. 5; 29)?

 

Они означают: Аще... жена твоя, яже на лоне твоем, или друг твой, равен души твоей, захотят когда-нибудь отвлекать тебя от Господа Бога, не щади их, не милуй и не прикрывай (Втор. 13: 6-8).

 

615. Можно ли переплетать мирские книжки?

 

В подвижниках благочестия читаем, что отец Зосима, переплетая духовные книги, светских книг никаких не брал переплетать.

 

616. Как показать сектантам, что их вера не спасительная?

 

Спросите сектантов: где их святые угодники, чудотворцы, преподобные? Их нет у них и быть не может: сектанты не признают их и тем самым доказывают, что их вера не есть святая, если не являет святых угодников, не освящает людей; не чудотворная, если не имеет своих чудотворцев; не спасительная, так как никого не свершила преподобным; не Христова, потому что не на кресте Христовом основана. Все эти сектантские веры появились от противления Церкви Христовой, от гордости ума: люди в заблуждении своем воображают, что понимают и объясняют Евангелие Христово правильнее и лучше, чем сама Церковь Христова.

 

617. Всегда ли можно сообщать свою мысль ближнему?

 

Если мысль ваша во славу Божию — скажите ее, пусть и другие славят Бога. Если она в пользу или во утешение ближнему — скажите ее, пусть будет польза и утешение. Но если вы получили немирную мысль и против ближнего, принесите в ней покаяние Богу; при помощи Его изгоните ее из своего сердца.

 

618. Против какого человека злые духи безсильны в своих искушениях?

 

Злые духи ни на минуту не перестают чем-нибудь смущать человека. Но они безсильны перед человеком, который имеет смирение и сокрушается о грехах своих.

 

619. Скажите, пожалуйста, как мне избавиться от главного борющего меня греха?

 

Каждый день, утром и вечером, проси Спасителя, Божию Матерь и всех святых об избавлении себя от борющего греха и непрестанно сокрушайся о том, что он есть в тебе; изнуряй плоть свою постом, имей смирение и терпение, чаще беседуй с людьми духовной жизни и в точности выполняй их советы — и, Бог даст, успеешь достигнуть желаемого.

 

620. Как приобрести слезы о. грехах?

 

Проси себе у Бога слез. Слезы соединяют душу с Богом, разлученную с Ним через грех; слезы успокаивают дух, возмущаемый угрызениями совести.

 

621. Как приблизиться к Богу и утвердиться в богомыслии?

 

Если хочешь приблизиться к Богу, не бывай в обществе людей, преданных миру, а чтобы утвердиться в богомыслии, почаще пребывай в уединении.

 

622. Как ослабить силу греха?

 

Сила греха будет слабеть через частое раскаяние с сокрушением перед духовным отцом; злые духи в покаянии и исповедании поражаются небесной силой.

 

623. Какое влияние имеют добрые или плохие мысли на страсть в человеке?

 

Страсть, пребывающая в человеке, богопротивными мыслями оживляется и тиранствует над ним; напротив, от божественных мыслей она подавляется и затихает, потому во всякое время надо думать о богоугодных делах.

 

624. Действует ли злой дух на человека в сновидениях?

 

Да, злой дух действует на человека и в сновидениях; об этом, не медля, надо сказать духовному отцу.

 

625. Определите названиями любящего деньги и славу человеческую и преданного страстям плотским?

 

Христианин, любящий деньги,— идолопоклонник; любящий славу человеческую — воин диавола; преданный страстям плотским — раб греха и диавола.

 

626. Можно ли думать, что угоден Богу человек, совершающий чудеса?

 

Если кто и мертвеца воскрешает и иные чудеса творит, но не живет по заветам святых отцов, то он в прелести, и отвергай его — смотри на его дела.

 

627. Что такое "гортанобесие"?

 

Если кто приятную пищу долго удерживает во рту, наслаждаясь вкусом, не решаясь проглотить ее, — это и есть гортанобесие.

 

628. Можно ли говорить в смущении, то есть когда не спокоен?

 

Со смущением ничего не говори, потому что зло добра не рождает.

 

629. Какие качества старцы считают главными для спасения души?

 

Прежде всего смирение, терпение, молитва, а основными обязанностями духовных детей к своему старцу считается исповедание помыслов и полное послушание. Исповедание помыслов старцу должно быть непринужденное, полное, чистое, искреннее. Откровение чрезвычайно сильно поражает духа гордости и дает человеку несказанный мир душевный... Послушание должно быть совершенно добровольным, полным, безпрекословным и обязательным; не должно ни в чем противоречить старцу. Сила послушания так велика, что необыкновенно быстро поднимает ученика на степень духовного возрастания. Святое послушание награждает послушника истинным счастьем, глубоким душевным миром. Оно дает человеку основную христианскую добродетель — смирение. Диавол особенно яростно нападает на послушника, возбуждает в его душе чувство недовольства старцем. Он старается показать действительные или вымышленные недостатки и пороки старца с целью унизить его в глазах послушника.

 

630. Можно ли сокращать свое молитвенное домашнее правило?

 

Можно, только по нужде. По мысли свт. Феофана Затворника только одним духовно окрепшим людям позволительно сокращение правила молитвы, а не всякому хотящему поскорее отвязаться от молитвы.

 

631. Как смотреть на новые духовные писания?

 

Хотя они и духовные, но они только ум питают, а в сердце остается холодная пустота.

 

632. Нужно ли служить панихиды по младенцу?

 

По младенцу не нужно служить панихид, а довольно поминать на проскомидии; панихиды служатся о прощении грехов, а на проскомидии приносится жертва; и о святых вынимаются частицы; погребение младенческое поется; прося не о прощении грехов, но "об упокоении младенца".

 

633. Когда бывает торжество духа, утешение в скорби, успокоение совести, умиление, и восторженная радость?

 

Торжество духа бывает при победе над страстью и по совершении подвига воздержания, утешение в скорби — после усердной молитвы, восторженная радость — в Светлое воскресенье. Это опыты духовные.

 

634. Что такое "смиренномудрие"?

 

Смиренномудрие есть скромное мнение о себе, по которому христианин чаще замечает свои недостатки, свои грехи, чем добродетели и совершенства. Первые старается при помощи Божией исправить, а последними не надмеваться, рассуждая, что он ничего доброго не может сделать без благодати Божией.

 

635. Что такое "любоначалие"?

 

Любоначалие есть необузданная жажда власти над людьми, власти, которой люди ищут без достаточных способностей, без намерения приносить пользу, а с одной безрассудной целью — удовлетворить своей гордости, тщеславию, корыстолюбию.

 

636. Что такое "уныние"?

 

Уныние есть чрезмерная скорбь об утратах и неудачах житейских, скорбь до отчаяния в милосердии Божием. Такая скорбь совсем не прилична православным: им ли печалиться о мирских житейских утратах и неудачах, когда они знают, что все с ними делается по воле Всеблагого Бога. Им ли отчаиваться в Божием милосердии, когда они знают, что щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив; у христиан должна быть одна печаль — это печаль по Бозе, то есть о том, что они не точно служат Богу, несовершенно исполняют Его волю. Такая печаль весьма спасительна.

 

637. Что такое "праздность"?

 

Праздность есть пагубная привычка к бездействию, леность к совершению добрых дел, нерадение о спасении.

 

638. Какая должна быть мера в употреблении кушаний и пития?

 

Наилучшая мера в употреблении яств и питий есть потребность тела.

 

639. Можно ли при жизни человека называть его блаженным?

Прежде смерти никого не называй блаженным, потому что род человеческий поползновен: весьма легко из состояния праведного впадает в беззаконие.

 

640. Подпадает ли человек осуждению, если он пожелал худого?

 

Как вожделевший жены уже любодействовал в сердце своем (Мф. 5: 28), так и вожделевший чего-либо худого.

 

641. Научите, пожалуйста, как жить благочестиво?

 

Главное средство к тому, чтобы жить благочестиво и свято, состоит в страхе Божием и страхе будущего суда и вечных мук; только при содействии этого страха, с помощью Божией бывает соблюдение заповедей: Блажен муж: бояйся Господа, в заповедях Его восхощет зело. Так же не обленимся каяться, смиряться, терпеть посылаемые скорби и болезни, внимая Евангельскому слову Господа: ...в терпении вашем стяжите душы вашя.

 

642. Какие грехи называются смертными

 

Обыкновенно разумеют великие грехи: гордость, блуд, зависть, лихоимство, чревоугождение, злопамятность и уныние. Смертный грех лишает человека Божией благодати и убивает душу. Но таковым является, хотя и в меньшей степени, всякий грех. Святой апостол Иаков говорит: содеянный грех рождает смерть, значит, грех к смерти — есть всякий неочищенный грех, особенно, когда он часто повторяется.

 

643. Как охранять зрение в храме?

 

Молясь, смотри на иконы или несколько вниз, не рассматривая молящихся, внимая только совершаемому в храме. Некоторые благочестивые иноки молились с закрытыми глазами, открывая их тогда, когда нападал сон.

 

644. Как спастись?

 

Это самый важный и самый существенный вопрос, а посему, отвечая на него, обратимся к афонским старцам.

Старец на вопрос, как спастись, отвечал: "Имеете учение Христово и святых отцов, исполняйте делом — и спасетесь. Для спасения прежде всего надо истинное покаяние и исполнение заповедей. Надо искать, стучать, плакать — и отверзется благодать".

Иеросхимонах К. говорил: "Самое главное для спасения — воздержание, внимание к себе, молчание. Хуже всего — суета, рассеянность, разговоры".

Иеросхимонах Ф. говорил: "Без примера в жизни и без чтения аскетических книг нельзя знать духовной жизни. Наш ум не бывает праздным: или занят богомыслием, или зломыслием. Сохрани три сия: зрение, слух и язык и, по возможности, чрево — и увидишь грехи свои, познаешь Бога, научишься памяти смертной, а без этого все тщетно. Стремление прославиться на земле и человекоугодие все доброе отнимают. Путь спасения — путь креста, а не льготной жизни".

Пустынник М. говорил: "Для спасения надо стяжать чистоту и избегать излишней дружбы со всеми".

Пустынник В. говорил: "Самолюбие и угождение плоти — враги нашего спасения: они удаляют нас от Бога".

Пустынник С. говорил: "Для спасения необходимо внимание с молитвою, кротость и терпение. При благоразумии можно и из соблазнительного извлечь себе пользу".

 

645. Одинаковая ли будет награда посещающим храм Божий: приходящим издалека и тем, кто живет близко, а посему проходит небольшое расстояние?

 

Некоторый старец пребывал в пустыне, имея расстояние от вод два километра. Однажды, подошедши почерпнуть воды, впал в уныние и сказал: "Какая польза в труде сем? Пойду поселюсь ближе к воде". Сказав это, он обратился назад и видит кого-то, идущего за ним и считающего шаги его. Старец спросил его: "Кто ты?" — "Я Ангел Господень, — отвечал тот. — Я послан исчислить шаги твои и воздать тебе награду". Услышав это, старец воодушевился и ободрился и отнес келью свою еще далее — на пять километров от воды... Вот почему в старину ходили пешком в Киев и в другие святые места.

 

646. Что значит "принимать пищу по прихоти" и что — "по требованию естества"?

 

По прихоти — значит хотеть принимать; не по потребности тела, а для угождения чреву. Любить какую-либо пищу, особенно и похотливо желать ее, это есть прихоть — служительница чревоугодия. Если желаешь узнать, одержим ли ты страстью чревоугодия, вот как узнаешь: если пища обладает помыслом твоим (так, что ты не можешь противиться ему), — ты чревоугодник. Если же такого обладания нет и ты свободно принимаешь всякую пищу, в меру потребности тела, то у тебя нет чревоугодия. Другой еще признак чревоугодия — хотеть есть прежде времени, чего никогда не должно делать, разве будет какая уважительная причина.

 

647. Если страсть чревоугодия прежде не берет меня, а появляется в самое время принятия пищи, что мне тогда делать: оставить ли пищу или нет?

 

Когда с другими принимаешь пищу, то не оставляй, но, призвав на помощь имя Божие, отгони похотение и принимай в малости, приводя себе на память, что пища эта скоро превратится в зловоние. Когда же ты один и голоден, — ешь хлеб и другую пищу, к которой не чувствуешь брани.

 

648. В чем состоит смирение?

 

Смирение в том состоит, чтобы в чувстве сердца иметь сознание своей греховности и неисправности, укорять себя внутренне и с сокрушением из глубины взывать: "Боже, милостив буди мне грешному"; а если мы, смиряясь на словах, будем думать, что имеем смирение, то это не смирение, а тонкая духовная гордость.

 

649. Спасительна ли милостыня без исправления сердца?

 

Милостыня хороша и спасительна тогда, когда соединяется с исправлением сердца от гордости, злобы, зависти, праздности, лености, чревоугодия, блуда, лжи и обмана, и от прочих грехов. А если человек не заботится об исправлении сердца своего, надеясь на свою милостыню, то он мало получит пользы от нее, ибо что одной рукой созидает, то другой разрушает.

 

650. Чем заслужить милость Божию к себе?

 

Чтобы заслужить милость Божию, надо всячески миловать других.

 

651. Чем особенно обнаруживается в человеке самолюбие и гордость?

 

Самолюбие и гордость обнаруживаются особенно в нетерпении и раздражительности, когда кто-нибудь из нас не терпит малейшей неприятности, причиненной нам другими намеренно или даже ненамеренно.

 

652. Когда мы сделаемся страшны для демонов?

 

Мы сделаемся страшны для демонов, когда вооружим свой язык беседами о духовных предметах. Ибо кто слушает или читает Слово Божие и любит такие беседы, тот доставляет душе великие и спасительные блага. Заботой о сем можем мы угодить Богу, и уста наши, когда упражняем их духовными беседами, не оскверняются укоризнами, осуждением, срамословием и ругательством.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: