Как относиться к ближнему?




 

Представляйте всегда ближнего на своем месте, а себя — на месте ближнего.

 

32. Что важно в духовной жизни?

 

Постарайся во всю жизнь иметь духовного отца, открывать ему всякий грех и помысл, пользоваться его советами и наставлениями. "Спасение, — говорит Премудрый, — во мнозе совете, и муж безсоветный — сам себе враг".

 

33. Чем более всего благоугождается Бог?

 

Ничем так не благоугождается Бог, как злостраданиями или телесными ради Его лишениями; и ничем так не привлекается человеколюбие Его, как слезами.

 

34. Как бороться со страстями?

 

Христианин должен стараться делать противное страсти, как например: страсть понуждает на прекословие, а ты заставляешь себя молчать; страсть понуждает на объядение, а ты не даешь себе наедаться и т. п.

 

35. Какую должно иметь спасительную мысль?

 

Если человек не утвердит в помысле своем, что он три уже года, как умер и погребен, не может исправить добродетели.

 

36. Как смотреть на празднование праздников?

 

Господь говорит в Библии: "Праздников ваших ненавидит душа Моя", — то есть когда религиозные праздники празднуют в пьянстве, в гулянии, в объедении и пр. Вообще на праздниках (празднуемых не духовно) расточается то. что собрано во дни труда.

 

37. Как избежать соблазнов?

 

1. Не смотреть, что делают люди, какие бы они ни были, но слушать и внимать, чему Слово Божие учит.

2. Подражать жизни Спасителя и Его святых угодников.

3. Слух и глаза отворачивать от непотребных, ибо через них, как дверями, всякое зло в сердце входит.

4. Более держаться дома своего (у кого нет соблазнов) и уединения.

 

38. Как научить ребенка страху Божию?

 

1. Приучить дитя преклоняться на землю пред Святым Крестом и иконами, лобызать их.

2. Чаще приводить (или приносить) ребенка в храм Божий.

3. Его рукою ставить свечи перед образами, подавать поминание, подавать милостыню, опускать монету в кружку.

4. Часто причащать Святых Христовых Таин.

5. Давать просфору и святую воду прежде пищи.

6. Научать молитвам.

7. Приводить под благословение священника.

8. Приучать к домашнему пению и чтению.

9. В присутствии ребенка вести благочестивые разговоры о Боге и спасении души.

10. Приучить его делиться лакомствами, даже своим куском хлеба, с братьями, с сестрами и посторонними лицами.

 

39. Как умело наказывать детей?

 

Не должно подвергать детей ни выговорам, ни наказаниям в запальчивости с употреблением грубых слов, чтобы такими приемами не привести детей к мысли, что они терпят наказание потому только, что родители их в неспокойном духе.

 

40. Как детей учить божественному?

 

Детей должно учить Евангелию с ласкою, в виде рассказов, сея в сердцах их Слово Божие.

 

41. Чем отгоняется Дух Божий?

 

Знайте, что Дух Божий ничем так не отгоняется, как пустыми беседами.

 

42. Что важно в трудах?

 

Какая польза от наших трудов — поста, чтения Священного Писания и т. п. — если мы не научились смирять себя, прощать обиды, любить врагов, молиться за обидящих?!

 

43. Как употреблять время во спасение души?

 

Время — драгоценный дар Божий, за который потребуется на Страшном суде отчет. Спасительное употребление времени — это когда человек проводит время, во-первых, в молитве, в беседе с Богом; во-вторых, в чтении Слова Божия; в-третьих, в посещении храма Божия; в-четвертых, в благочестивых разговорах; в-пятых, в размышлениях о жизни Иисуса Христа, о смерти, о Страшном суде, о вечных муках и вечном блаженстве; в-шестых, в делании добрых дел и в трудах. Душепагубное провождение времени — в пустых разговорах и занятиях, в играх (картах, шашках, шахматах, лото) и других забавах, в пьянстве, в чтении пустых книг, в объядении, гулянках и греховных удовольствиях, особенно в зрелищах.

 

44. Как бороться с греховными мыслями?

 

Против всех греховных мыслей самое сильное оружие — молитва, особенно Иисусова молитва. Однако есть и другие приемы борьбы. Против мыслей тщеславия и самомнения — вспоминать о разложении своего тела; против гордости — приводить на память, что одна гордость все добрые дела съедает; против злопамятства — помолиться о враге; против осуждения — укорять себя в гордости, вспомнив свои грехи, помолиться, чтобы Господь исправил упавшего в грех и помиловал; против хульных мыслей — нее обращать внимания на хулу и относить ее к бесам, исповедовать (в общем) на исповеди, читать молитву тому, против кого хула; против суетных мыслей — читать Священное Писание и размышлять о Боге и божественном; против блудных мыслей — воспоминать о Страшном суде, муках вечных.

 

45. У каких старцев, духовных отцов спрашивать совета?

 

Великое спасительное дело — спрашивать совета у старцев, но в то же время святой Антоний Великий советовал удостовериться в правомыслии и в опытности старца, и тогда уже доверяться его слову и безпрекословно принимать его советы. Признак, по которому это можно распознать, есть согласие слова его со Словом Божиим, растолкованным святыми отцами.

 

46. Что значит "быть духовно нерадивым"?

 

Архиепископ Арсений на это отвечает: «Это значит лениво молиться, быть невнимательным к своему сердцу, не плакать о грехах, не противодействовать дурным мыслям и чувствам».

 

47. Что есть внимание, бодренность и трезвение?

 

Кто заключен в сердце, тот собран, а кто собран, тот — в сердце. Около сознания в сердце должно собираться всеми силами: и умом, и волею, и чувством. Собрание ума в сердце есть внимание, собрание воли — ободренность, собрание чувства — трезвение. Внимание, бодренность, трезвение — три внутренних делания, коими совершается самособрание и действует внутрь-пребывание. У кого есть они, и притом все, — тот внутри [себя] (свт. Феофан Затворник). Собранность дает возможность видеть в сердце мысли, желания, страсти, чувства.

 

48. Как разумно читать божественные книги?

 

Хорошо слушать и читать божественное, лучше — взаимное собеседование, а еще лучше — слово опытнейшего. Плодоноснее — Слово Божие, а за ним — отеческие писания и жития святых. Жития святых лучше для начинающих; писания отеческие — для средних; Слово Божие — для совершенных. Перед чтением упразднить душу от всего; обратиться молитвенно к Богу. Читаемое следить вниманием и складывать в сердце. Что не дошло до сердца, на том стой, пока дойдет. Читать должно весьма медленно. Прекратить чтение, когда душа не хочет уже чтением питаться — сыта, значит. Если поразит душу какое место, стой на нем и не читай далее. Лучшее время для Слова Божия — утро; житий святых — после обеда; святых отцов — незадолго перед сном. Есть такие тексты Священного Писания, которые возгревают дух, действуют на сердце и вызывают умиление и слезы. Посему такие места надо выписывать и хранить на случай нужды, для возбуждения духа.

 

49. Что выше: тратить деньги на храм или терпеть воровство?

 

Одинаково хорошо тратить свои средства на украшение церквей и терпеть убыток, благодаря (за все) Промыслителя спасения — Бога.

 

50. Какие слезы спасительны?

 

Одни слезы от огорчения, от обиды — эти не полезны, а о том, что ленюсь, оскорбляюсь, не имею настоящей любви к Богу — эти слезы полезны, и о них надо молиться, чтоб Господь дал.

 

51. Какие два порока особенно душевредны?

 

Всякие пороки злы есть и душевредны, но более люто и губительно есть самооправдание и любовь к спорам; посему диавол и понуждает противоречить в самооправдание, ибо знает, что если перетерпят и не будут оправдываться, то от Бога будут оправданы (архим. Феофан Новоезерский).

 

52. Что лучше всего для спокойствия души?

 

Многое испытав в жизни, я не нашел ничего лучшего для мира и спокойствия души моей, как умеренное принятие пищи, пребывание на одном месте и прилежное занятие Божиим Словом (иеросхим. Стефан).

 

53. Чем угождается Бог?

 

Бог угождается ласковым обхождением с людьми, успокоением рассерженного, заступлением обиженного, отвращением очей от дурных предметов, противостоянием дурным мыслям, понуждением себя на молитву (архим. Феофан Новоезерский).

 

54. Какие это "могильщики молодости"?

 

Семь могильщиков молодости: неверие в Бога, пьянство, распутство, гнев, непочитание родителей, дурное товарищество и праздность (безделие).

 

55. Когда молитва ставится во грех?

 

Нет большего греха, как молиться Богу без страха, внимания и благоговения; молиться языком, а умом с бесами вести беседу (свт. Феофан Затворник).

 

56. Как усилить любовь ко Христу?

 

Всего более укрепляет и усиливает любовь нашу ко Христу сердечное размышление о страданиях Христовых. Для сего хорошо всякий день поутру выбирать какое-либо одно из страданий Христовых, обстоятельно размышляя и чаще вспоминая о нем в продолжение дня. От сего всегда получим дар терпения, кротости и любви ко Христу.

 

57. Что от нас хотят люди мирские?

 

Люди, живущие по духу века развращенного и неверующие, домогаются того, чтобы мы вместо воли Божией отдавались их воле, и хотят отвлечь нас от Царствия Божия.

 

58. Как бороться с посторонними мыслями?

 

Во время молитвы и духовных рассуждений остерегайтесь принимать какие-либо посторонние мысли; с запрещением говорите мысли своей: "Именем Божиим, запрещаю тебе!" — и мысль непременно послушает. Иисусовой молитвой и крестным знамением удобно прогонится вся сила вражия (архим. Феофан Новоезерский).

 

59. Какие бывают препятствия в молитве?

 

В молитве много препятствий: сон, уныние, отяжеление тела, кружение мыслей, нетерпение, расслабление, восстание бесов.

 

60. Часто советуют больше кушать. Как относиться к таким советам?

 

Не слушай советов самоугодливых людей, которые сделали себя рабами чрева и плотских страстей. Вообще бойся злых советов больше, нежели врагов (преп. Ефрем Сирин).

 

61. Объясните действие Адамова естества.

 

Христианин должен противиться Адамову греховному естеству. Святой Ефрем Сирин в своем поучении говорит: "Адамово естество — учиться не хочу, а учить рад; подчиняться не хочу, а подчинять себе люблю; трудиться не хочу, а других утруждать охоч; не хочу оказывать чести, а чтимым быть желаю; упреков не терплю, а упрекать люблю; не хочу, чтобы уничижали меня, а уничижать люблю. Мудр я на то, чтобы давать советы, а не на то, чтобы исполнять их самому; что делать должно — то говорю, а чего не должно и говорить — то делаю. Если брат согрешит, с удовольствием обличаю его, а если грешу сам, не с приятностью принимаю обличение".

 

62. Почему надо избегать общения с мирскими людьми?

 

Не надо иметь обращения с небрегущими о страхе Божием, потому что ничего не говорят они полезного, ничего не делают для Господа, не говорят ни о добродетели, ни о благоговении, ни о чистоте. Речи их — сеть смертная; совет их — бездна адова; сообщество их — душевная пагуба (преп. Ефрем Сирин).

 

63. Как должно приветствовать людей?

 

Не будем ожидать, чтобы нас прежде приветствовали, и уже после этого отвечать на приветствие. Это — признак ума надменного и безрассудного. Напротив того, первые всегда будем приветствовать и друга, и врага.

 

64. На что должно в основном обращать внимание при подвижничестве?

 

Внимание свое меньше всего останавливайте на внешних подвигах (например: посте, поклонах, лежании на твердом и т.п.). Хотя они необходимы, но они суть подмоги. Здание строится посреди их, но они — не здание.

Здание в сердце. На сердечные делания и обратите внимания свое (то есть чтобы не раздражаться, не обижаться, не осуждать, прощать, отвергать худые мысли и греховные желания и т.п.).

 

65. Как быть, если руководителя нет?

 

Правду говорит Н., что ныне нет настоящих руководителей. Однако ж, с одним Писанием и отеческими уроками оставаться не следует. Необходимо вопрошение! Старец Паисий так решил: два или три единомысленных составят союз, и друг друга вопрошают, ведя жизнь во взаимном послушании, со страхом Божиим и молитвою (свт. Феофан Затворник).

 

66. Какая милостыня бывает?

 

Милостыню и помощь христианин может оказывать не только материально, но и своими знаниями, трудом, советом и другим (свт. Феофан Затворник).

 

67. Как лучше спрашивать старцев: одного или многих?

 

Никогда не следует об одном и том же деле вопрошать разных руководителей и не вопрошать опять того же самого, потому что самый первый ответ идет от Господа, а второй — от рассуждения человека в старце... Всякий вопрошающий принимает на себя знак смирения, и этим подражает Христу.

 

68. Что есть богомыслие?

 

Богомыслие есть в мысли держание какой-либо истины: воплощения, крестной смерти, воскресения, вездесущия и прочих — без всякого направления мысли (свт. Феофан Затворник).

 

69. Каких руководителей должно вопрошать?

 

Святой Петр Дамаскин говорит о себе: "Много я получил вреда от неопытных советников". Посему весьма хорошо о всем вопрошать, но опытных; а неопытных — опасно, потому что они не имеют рассуждения.

 

70. Как Бога представлять? На небе, в себе или еще как?

 

Никак. Приобрести навык стоять в убеждении, что Бог везде есть и, следовательно, в тебе, и видит все твои сокровенности; и в сем убеждении держи себя благоговейно пред невидимым Богом, без всяких Его воображений. Но молись, чтобы Бог Сам научил тебя сему (свт. Феофан Затворник).

 

71. Какая жертва Богу главная?

 

Главная жертва Богу — дух сокрушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

 

72. Что надо знать о беседах?

 

Разговоры требуют большого опасения: в каком духе и направлении имеешь говорить, в какое время и что именно, и с какой целью... Любящий говорить все это должен помнить, а молчаливый уже совершил и исполнил (свт. Димитрий Ростовский).

 

73. Что такое благочестие?

 

Под благочестием надо разуметь строгое православие, соединенное со строгой жизнью по заповедям Божиим.

 

74. Какие грехи считаются смертными?

 

Смертные грехи — это ересь, раскол, богохульство, отступничество, колдовство, отчаяние, самоубийство, блудный грех, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая безчеловечная обида. Смертный грех православного, не уврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке (свт. Игнатий Брянчанинов).

 

75. Что надо делать и чего не следует делать в воскресенье?

 

Святой Косьма учил христиан: по воскресным дням не торговать, не ходить на базар, не заниматься работами, а также не ходить за ягодами, грибами, охотиться, заниматься рыбной ловлей, но ходить в церковь и слушать там святую службу и Божие Слово.

 

76. Как должно толковать Священное Писание?

 

Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Святый Дух истолковал его через святых отцов... И бывает Слово Божие, слово спасения для дерзких толкователей его, волию в смерть, мечом обоюдоострым, которым они заколают сами себя в вечную погибель (свт. Игнатий Брянчанинов).

 

77. Какое самое сильное средство против греха?

 

Ни один подвиг так не изгоняет грех, с таким удобством и силою, как ежедневное исповедание старцу (свт. Игнатий Брянчанинов).

 

78. Что должно сохранять, чтобы уберечься от греха?

 

Ум — от худых, злых и пустых мыслей; взор — от мирских прелестей. Сердце — от злых желаний и возношения. Слух — от суетных и смехотворных бесед, а наиболее — от злословных на ближнего. Язык — от осуждения и ропота. Желудок — от сластолюбия и от излишнего винопития. Всего себя — от безделия.

 

79. Должно ли со всеми быть откровенным?

 

Нельзя пред всеми и во всем быть совершенно откровенными, нельзя обо всем говорить всякому, иное нужно и умолчать, скрыть.

 

80. Что такое великодушие?

 

Великодушие — это когда среди постигших нас несчастий не смущаемся, не падаем духом, переносим их без уныния, ропота, с преданностью воле Божией.

 

81. Что возбуждает страсти?

 

Мирская поэзия, музыка и пение возбуждают только страсти (еп. Петр).

 

82. Как приобрести добросердечие?

 

Если человек не будет замечать пороков ближнего, то с помощью Божиею рождается в нем добросердечие, которым благоугождается Бог (авва Дорофей).

 

83. Что такое "самоуглубление" (удаление внутрь себя)?

 

Самоуглубление — главная добродетель, необходимая для того, чтобы не развлекаться влиянием мира, преградить ему возможность возбуждать страсти — это есть отречение от мира (св. Исаак Сирин).

84. Что важно в работе?

 

Когда работаете, то смотрите на то, с каким духом работа делается (с ропотом или гневом, недовольством, празднословием, со скверными мыслями или с молитвой и богомыслием и т. п.).

 

85. Какое моление злому духу не нравится?

 

Диавол, видя, как через умное делание в совершенстве преуспевает кто в заповедях Христовых, употребляет все усилия, чтобы истребить все книги об Иисусовой молитве и через негодных людей прервать занятие умным деланием (свт. Феофан Затворник).

 

86. Как вести себя с ближними?

 

Приветствуй с приятностью, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалы самому себе, не вынуждай и других говорить о тебе, не принимай неприличного слова, сколько можно скрывай свои преимущества, а в грехах сам себя обвиняй и не жди обличения от других. Не будь тяжел в выговорах, обличай не скоро, и не со страстным движением, не осуждай за маловажное, как будто сам ты строгий праведник. Столько прилагай старания не быть прославляемым от людей, сколько другие стараются быть прославляемы (свт. Василий Великий).

 

87. Какое блаженство ожидает в будущей жизни благочестивых людей?

 

Если кто объимет словом и соединит в одно все счастье людей со времени их существования, то найдет, что это не равняется и малейшей части благ будущей жизни (свт. Василий Великий).

88. Как послужить душе другого?

 

Не телу, но и душе другого послужи: вразуми, совет подай, книжку хорошую укажи, утешь, подкрепи (свт. Феофан Затворник).

 

89. Что главное есть для христианина?

 

Это забота о спасении других. Спасению христианин содействует молитвой о спасении, созиданием спасения: и словом, и взором, и делами, чтобы не соблазнить, наставить, вразумить, укрепить, особенно распространением Божественных Писаний (свт. Феофан Затворник).

 

90. Какие невыгоды супружества христианина с неверующим?

 

Древний учитель Тертуллиан, исчисляя невыгоды супружества христианского лица с языческим, говорил: "Где память о Боге? Где призывание Христа? Где питание веры чтением Писания? Где упоение духа? Где прославление Бога?"

 

91. Чего не следует иметь в доме?

 

Подвизающемуся много помогает ничего не иметь в комнате такого, что вызывает богопротивные мысли и чувства, ибо тогда он вне опасности двойной брани: внутренней и внешней (преп. Нил Синайский).

 

92. В случае нужды можно ли сократить молитвенное свое правило?

 

В случае великой нужды можешь сократить твое правило, именно: чтобы ради Бога ближнему послужить (старец Назарий Валаамский).

93. Что важнее: богоугождение или учение в школе, институте?

Главное у нас дело есть богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни. И потому не должно, чтобы она занимала все внимание и поглощала всю заботу. Нет ничего ядовитее и гибельнее для духа христианской жизни, как эта научность и исключительная о ней забота (свт. Феофан Затворник).

 

94. Отчего мы не боимся будущих мук?

 

Оттого не боимся мы вечного геенского мучения, что не размышляем о нем, не углубляемся умом в сущность его, не стараемся сего достигнуть трудом, хотя часто слышим и читаем о вечном мучении.

 

95. Как мы крадем у себя время?

 

Не крадите сами у себя времени, данного вам для спасения души. Крадем мы время ничего неделанием, пустословием, любопытством, бездельным мечтанием, многим сном. Сообразите, сколько бы мы добра сделали, если бы не проводили время безполезно.

 

96. В чем заключается единение духовного отца с его чадом?

 

Все, что происходит между старцем и его духовными чадами, должно быть тайною, равной исповеди, иначе враг расстроит их духовное единение о Господе.

 

97. Что такое "мир"?

 

Слово "мир" означает людей, враждебно настроенных против всего божественного и религиозного; отсюда под словом "мир", "мирское" разумеется все греховное, всеваемое нам врагом спасения: грехи, пороки, страсти.

 

98. Служебные деласуетные или нет?

 

Дела службы не суетность — это Божии дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг... Исполнять его не есть суетность. Только совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете. Суетность — дела по удовлетворению страстей, а также ненужные и безполезные (свт. Феофан Затворник).

 

99. Как действует встреча на человека?

 

Даже короткое сближение с другим человеком оставляет отпечаток, то есть или получишь пользу, или вред для души.

 

100. Что нас сближает с Богом?

 

Нас сближает с Богом скорбь, теснота, болезнь, труды, если разумно переносим их. Не ропщи на них и не бойся их.

 

101. Почему надо непрестанно молиться?

 

Должно непрестанно молиться, чтобы иной какой помысл не вошел в ум наш и, занявши его чем-нибудь, не отлучил нас от Бога (авва Филимон).

 

102. Покажите пример держания греховных мыслей?

 

Преп. Феодор говорил монаху Амаису: "Для чего ты представляешь иногда в сердце твоем блудниц и мысленно обнимаешь их, а иногда воображаешь, что ты спишь с законной женой? Сими мыслями ты оскверняешь все тело свое. Для чего ты мечтаешь, что будто сражаешься, что в сражении делаешься победителем и получаешь от начальников золото? Вообще, для чего ты занимаешься мыслями, противными христианина?" (Монах тот был изгнан и в него вошел бес.)

 

103. Как можно без разума сокрушаться о грехах и поститься?

 

Язнаю многих, которые плачут о своих грехах, но ничего доброго не делают. Они постятся, а между тем так жадны к деньгам, как ростовщики; предаются гневу, как свирепые звери, и любят о ближнем говорить более зла, нежели другие добра. Это не покаяние. Если мы постимся и вместе с тем питаем в себе гордость, зло, если клеветою съедаем ближнего, то мы не только не получаем пользы, а напротив, делаем себе вред (свт. Иоанн Златоуст).

 

104. Какой вред бывает для души от слушания музыки и песен?

 

От мирских песен бывает много вреда, развращения и других зол, ибо все то, что есть в них худого и безнравственного, проникая в душу, расслабляет ее и развращает. Где поются срамные песни, туда стекаются демоны; напротив, где возглашаются духовные песнопения, туда нисходит благодать Святого Духа, которая освящает и уста, и души поющих (свт. Иоанн Златоуст).

 

105. В чем вынаруживается любовь к Богу?

 

Любовь к Богу вынаруживается в молитве, в посещении храма, в частом (с приготовлением) причащении Святых Таин Тела и Крови Христовых, охотой к чтению или слышанию Слова Божия и добродетельной христианской жизнью.

 

106. Всегда ли должно исполнять желания ближних?

 

Из любви к ближним не должно делать того, чего требуют их прихоти, их незаконные страсти, их безпорядочные привычки. Так же и начальники под предлогом любви не должны подчиненным оказывать неуместную нежность, излишнее снисхождение и потворство (en. Иаков Нижегородский).

 

107. Как надо сокрушаться о грехах?

 

И сокрушаться о грехах своих нужно с разумом. Есть и греховное сокрушение о своих грехах. Когда ты занят более своими грехами, нежели Богом, — тогда ты грешишь (en. Иаков Нижегородский).

 

108. Каков закон должен быть к религиозным книгам?

 

Закон к религиозным книгам таков: всякое писание и наставление в подвиге, не имеющее ссылок на святых отцов не признавать, как бы красно ни были они написаны.

 

109. Что требует Бог от человека?

 

Бог требует, чтобы человек всегда исповедовал грехи свои, имел бы от того самоуничижение, смиренное мудрование и не презирал других; чтобы каялся каждодневно во всех грехах: волею или неволею, ведением или неведением; чтобы просил у Бога духовную силу распознавать козни диавола (преп. Симеон Новый Богослов).

110. Какой вред приносит душе выход из дома?

 

Сколько лиц встречу, когда приду к тебе! Сколько увижу, пока не возвращусь в свое место! Сколько причин к помыслам приимет душа моя при встрече с людьми? Сколько смущения потерпит от пробудившихся в ней страстей, от которых успокоился несколько (св. Исаак Сирин).

 

111. Как наша Церковь относится к католикам?

 

Наша Православная Церковь считает католиков еретиками (преп. Макарий Оптинский).

 

112. Откуда много вер в мире?

 

Враг нашего спасения диавол породил и порождает безчисленные ложные учения, ереси, секты и расколы, через которые разлучает навеки людей от Бога (прав. Иоанн Кронштадтский).

 

113. Не слишком ли мы ценим светских писателей и воспитателей и не в ущерб ли благочестию своему, вере и преданности Богу и Церкви?

 

Да, действительно так, ибо мы видим, каковы плоды мирского воспитания детей наших, воспитания, основанного на изучении мирских писателей и на отчуждении от Священного Писания и от Церкви. Что из них выходит! Неуважение к Церкви, неохота к богослужению и молитве, непочтение к родителям, начальникам, пристрастие к внешности, забвение о цели существования своего на земле или извращение этой цели, неверие в Бога, вообще безцельность жизни и безотчетность в ней, вольномыслие, попрание совести, богохульство, страсть к зрелищам и прочим светским развлечениям (прав. Иоанн Кронштадтский).

 

114. Какие у христианина есть обязанности к другим?

 

Обязанности христианина суть следующие: во-первых, всех о Господе любить; во-вторых, всякого себе предпочитать; в-третьих, неисправности и немощи их терпеливо сносить; в-четвертых, никого ничем не оскорблять; в-пятых, духовными беседами друг другу приносить пользу; в-шестых, взаимно друг о друге молиться.

 

115. Можно ли искать священства или монашества?

 

Священства добиваться грех, а к монашеству стремиться похвально — и святые отцы искали монашества, а от священства даже уклонялись (старец Варнава Иверский).

 

116. Как примириться в ссоре?

 

Надежнейшее средство при происшедшей ссоре к достижению примирения — смирение и к Богу усердная молитва, коею отгоняется от враждующих дух злобы. Сила молитвы и смирения столь велика, что ей как бы невольно покоряется враждующий и примиряется с ближним; даже самые злобные враги сим побеждаются.

 

117. Можно ли кушать рыбу по средам и пятницам?

 

В среды и пятницы правилами святых отцов запрещено есть рыбу, а в посты — и с постным маслом. Все ли это соблюдают? За все таковое неисправление, какой дадим ответ Богу? Только одно покаяние и смирение подает надежду получить милость Божию (преп. Макарий Оптинский).

 

118. Можно ли заочно (по письму) разрешить грехи?

 

Заочно на исповеди я не могу разрешать грехов: на это есть правила церковные (преп. Макарий Оптинский).

 

119. Можно ли часто собороваться?

 

Частое соборование я не одобряю: для чего? А ты это очень часто повторяешь без разума... другое дело — таинство исповеди и причащения, это нужно и часто повторять, а то — часто не нужно (преп. Макарий Оптинский).

 

120. Должно ли класть земные поклоны по субботам и воскресеньям?

 

В субботу и воскресенье не велено преклонять колен, кроме причащения Святых Таин, когда к ним подходят (преп. Макарий Оптинский).

 

121. Какая должна быть истинная простота?

 

Надобно, чтобы простота была не без мудрости.

 

122. На каких людях нам надо останавливать свои мысли?

 

Святые отцы учат нас не останавливать мыслей наших на тех людях, которые занимают лучшее нас положение (лучше живут), а на тех, которые находятся в более неприятном положении, нежели мы. Первое ведет к ропоту или зависти, а последнее располагает быть довольным нашим положением.

 

123. Как относиться к колдунам, гадателям и тем, кто прибегает к ним?

 

Единственные люди, к которым прозорливый старец о. Алексей Б. относился с большой строгостью, были колдуны и ворожеи; он даже не впускал к себе и приказывал передать им, что примет их только тогда, когда они покаются перед Богом и бросят свое бесовское занятие. Порицал он не только самих колдунов, но и всех, кто обращается к их волхвованиям ("Подвижники благочестия XVIII-XIX веков").

 

124. Бывает желание, что хочется помолиться с поклонами?

 

Когда придет желание помолиться среди правила (или вообще) особенной молитвой и с поклонами, тогда не надо мешать такому настроению (пpen. Амвросий Оптинский).

 

125. Почему советуется иметь прохладное помещение?

 

Потому, что оно помогает бороться с расслаблением, ленью и сном.

 

126. Какой признак пришествия антихриста?

 

Святой Афанасий Великий говорит, что одним из признаков приблизившегося пришествия антихриста будет переход церковного управления из рук архипастырей в Руки светских сановников.

 

127. Можно ли думать, что добрые неверующие или магометане спасутся?

 

Ошибочно думать и говорить, что добрые люди между магометанами и неверующими спасутся, то есть вступят в общение с Богом. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения — Искупитель, Спаситель (свт. Игнатий Брянчанинов).

 

128. Как смотреть на славолюбие и чинопочитание?

 

А нынешний порядок: стать справа, слева, в середине, выше и ниже, идти впереди или рядом — произвел у нас много напрасных замешательств, многих низринул в пропасть и поставил на стороне козлищ, многих не только из низших, но даже из пастырей, которые, быв учителями, сих не вразумили (свт. Григорий Богослов).

 

129. Всякий ли мир угоден Богу?

 

"Не заключим мира во вред учению истины", — говорит свт. Григорий Богослов. И в Евангелии от Луки (23: 12) читаем, как стали друзьями Ирод же и Пилат после поругания Иисуса Христа, ибо прежде имели между собою вражду.

 

130. Как мирским людям узнать истинную веру (ибо православные знают по благодати Духа Святого)?

 

Всякая вера на земле, во имя человека называется: магометане — от Магомета, паписты (католики) — от папы, лютеране — от Лютера, пашковцы — от Пашкова названы; и прочие веры, которые от имен людей и их ради называются, — не есть Божии и нет Бога в них. Ибо если Божии веры, то почему именами людей именуются и почитаются. Единственная и истинная вера есть православная, ибо носит название от Самого Бога — Христа: христианская (свт. Феофан Затворник).

131. Полезно ли частое общение с различными людьми?

 

Не должно иметь сношений без разбора, дабы не потерпеть вреда от различных бесед опасных (свт. Феофан Затворник). Равно омрачает душу и мысленное собеседование помыслов.

 

132. Чем должно заниматься вечером перед сном?

 

Вечером надо душу вычищать (через покаяние, сокрушение) от всего и упразднять, чтобы она осталась свободною, с одним Господом. И так отходить ко сну. Без того же не отходить, а потрудиться над собою (свт. Феофан Затворник).

 

133. Как оживить в себе страх Божий?

 

Потрудитесь поставить себя в состояние умирающего сейчас и сейчас имеющего предстать на суд и вместе с тем возбудить соответственные тому чувства. Ничто так не оживляет страха Божия, как поставление себя в сие состояние и восчувствование того.

 

134. Что есть грех к смерти и не к смерти?

 

Грех смертный — который душу убивает, лишая благодати. А грех не к смерти такой есть, который не убивает, а засоряет душу. В жизни так надо: как скоро совесть обличает, кайся скорее (то есть иди и скажи на исповеди, не обязательно причащаться) — и сила греха разрушительная сим пресечется.

 

135. Как обратить худые мысли во спасение души?

 

Помыслы худые — это спасение для нас, если будете сознавать, что они худы, и бороться с ними, и не приводить их в исполнение (преп. Нектарий Оптинский).

 

136. Только ли одна дружба со злыми вредит христианину?

 

Не только дружба со злыми, но и развращенные грязные книги, картины, песни и разговоры страшно вредят человеку.

 

137. Зачем надобно узнавать Православное вероучение?

 

Недостаточно только жить благочестиво и добродетельно, надобно еще заботиться о сознательном усвоении Православного учения о христианской жизни, именно надобно узнать: в чем состоят добрые дела, как должно творить их, при каком условии они могут быть богоугодны. Не знающий ничего подобного может делать добрые дела, но совсем недобрые — или по невежеству или без смирения, или с пренебрежением других нравственных обязанностей, — так что не получит никакой пользы для души от делания добрых дел (Наставление и утешение святой веры христианской за 1890 г.).

 

138. Что еще необходимо знать христианину?

 

Кроме нравственных истин христианин обязан упражняться в познании догматов веры. Незнание их может вести к грубейшим заблуждениям, к ереси, суемудрию, к суеверию, и потому не менее пагубно, чем нехристианская жизнь или ложнохристианская жизнь.

 

139. О чем христианин должен мыслить?

 

Что мы делаем при помощи головы? Обдумываем, рассуждаем, мыслим. Грешник обдумывает, как бы ему лучше устроить жизнь земную, как бы ему греховные желания удовлетворить, а вы думайте о другом: как бы доброе на пользу душе своей сотворить. У грешника думы и мысли скверные, нечистые, а вы больше — о Боге, о вечности, о милостях Божиих, об ответе на Страшном суде Христовом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: