В чем прежде всего состоит благоугождение и служение Богу? 4 глава




 

Переносить обиды есть добродетель высшая, нежели быть праведным. Помнить обиду — значит уже быть побежденному злом.

 

764. Почему так трудно просить прощения?

 

Просить прощения трудно тому, кто горд.

 

765. Какую силу имеет одно слово "прости"?

 

Одно слово "прости", произнесенное с сердечным сознанием, попаляет врагов и дарует мир.

 

766. Как разумно перенести обиду?

 

Переноси обиду без пересудов, без жалоб, не считай себя обиженным и не ожидай награды земной.

767. Как относиться к обидевшим?

 

Не забывай посылать дары обидевшим тебя и помолиться: "Спаси, Господи, и помилуй мя и их святыми молитвами даждь ми смирение и терпение".

 

768. Как смотреть на тех терпящих, которые терпят со скорбью на обидящих?

 

Терпящие со скорбью на обидящих пусть стараются оказать любовь свою тем, от которых получают огорчения, иначе — терпение, не сопровождаемое любовью, обратится в ожесточенную ненависть.

 

769. Какая Господу угодна молитва от нас?

 

Господу угодна молитва за обидящих нас, а потому нужно за них молиться.

 

770. Всегда ли мы обязаны иметь мир с ближними?

 

Обязательно иметь мир с ближними не требует того, чтобы мы соглашались с их злыми мыслями, намерениями и действиями. Такое согласие было бы великим грехом; напротив, не соглашаться со злыми мыслями и намерениями порочных людей есть непременный долг христианина.

 

771. Каким святым молиться за обижающих?

 

За обижающих надо служить молебен архидиакону Стефану и ставить свечи святому апостолу Иоанну Богослову, а преподобный Серафим велел ставить свечи за престол о здравии и спасении. Подвижник Георгий Затворник писал: "Прикажите поминать враждующих на вас по церквям за здравие; дело доброе сердца вашего прославит Бог пред всеми".

 

772. Должно ли пересказывать оскорбительные и обидные слова?

 

Не пересказывайте обидных и оскорбительных слов.

 

773. Как смирить себя?

 

Когда придет к вам порочная мысль или порочное чувство — отвергайте и укоряйте себя. Вы не должны думать о себе, что в вас какой-либо порок уменьшился. Говорите себе: "В такой грешнице, как я, и должны быть такие недостатки".

 

774. Свободны ли святые люди от греховных помыслов?

 

И самые святые люди, по-видимому, оградившие себя от греха совершенно, не были, однако, свободны от греховных помыслов. Не во власти человека избежать помыслов, да это и не нужно в целях духовной жизни. Но во власти человека бороться с помыслами, препятствовать им овладевать душою, принимать добрые помыслы и отвергать злые.

 

775. Что такое "тщеславие"?

 

Тщеславие — это искание славы человеческой, хвастовство, желание и искание земных почестей, любовь к красивым одеждам, экипажам, прислуге и келейным вещам, внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела, расположение к наукам и искусствам гибнущего сего века, искание утехи в них для приобретения временной земной славы, человекоугодие, безсовестность и другое. Все прочие страсти немедленно обличаются совестью; страсть тщеславия, напротив того, приносит как бы наслаждение. Тщеславие познается единственно по отсутствию в сердце блаженного умиления, блаженного упования и сокрушения о согрешениях. Тщеславие питается похвалою человеческой, богатством, знатностью рода, громкими именами.

 

776. Пожалуйста, скажите наставление о прелести.

 

Прелесть всегда первоначально встречается некоторым сомнением сердца, не сомневаются о ней те, которыми она решительно возобладала. Никогда прелесть не останавливает движений крови, не наставляет на покаяние, не умаляет человека пред самим собою; напротив того, приводит в движение кровь, приносит какое-то безвкусное ядовитое наслаждение, тонко льстит человеку, внушает ему самомнение, устанавливает в душе идол собственного "я".

 

777. Что служит приготовлением к молитве?

 

Приготовление к молитве: непресыщенное чрево, отсечение забот мечом веры, искренное, от сердца прощение, всех обид, благодарение Бога за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх перед Создателем.

778. Что значит "лгать словом"?

 

Лгать словом значит говорить одно, а думать другое.

 

779. Что на молитве хуже: рассеянность или мечтательность?

 

Рассеянность окрадывает молитву. Мечтательность в молитве вреднее рассеянности. Рассеянность делает молитву безплодной, а мечтательность служит причиной плодов ложных, самообольщения и бесовской прелести.

 

780. Как мыслится смирение?

 

Смирение мыслится, как добродетель: страх Божий, глубокое познание своего ничтожества, изменение взора на ближних (причем они, без всякого принуждения, таким образом смирившемуся кажутся, превосходнее его во всех отношениях); ненависть к похвале человеческой; постоянное обвинение и укорение себя, правота и прямота, безпристрастие; желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов (скромных по принуждению или умыслу и навыку притворяться); отвержение мудрости земной, как непотребной для неба; презрение всего, что в человеках высоко, но мерзость пред Богом; оставление словооправдания, молчание перед обижающим; отложение всех собственных умствований и отвержение собственного разума.

 

781. Какая задача жизни человека на земле?

 

Задача жизни человека на земле — борьба со страстями, чтобы, очистившись от них, войти в общение с Богом и стяжать драгоценные плоды этого общения.

 

782. Какая на земле самая важная истинная наука?

 

Одно богопознание — истинная и подлинная наука из наук, небесная наука, сообщенная человеку Богом.

 

783. Какой есть превосходнейший способ приготовления себя к смерти?

 

Одним из превосходнейших способов приготовления к смерти служит воспоминание и размышление о смерти. Постоянное памятование смерти есть благодать дивная. Необходимо принуждать себя к воспоминанию о смерти. Для такого обучения полезно уделять ежедневно известный час и посвящать его спасительному воспоминанию страшной, неминуемой смерти. Воспоминание о смерти, сопряженное с усердной молитвой и плачем о себе, может заменить все подвиги, объять всю жизнь человека, доставить ему чистоту сердца, привлечь к нему благодать Святого Духа и тем даровать ему свободное вознесение на небо мимо воздушных властей.

 

784. К чему прикованы сердца человеческие?

 

Действием врага спасения, по попущению Божию, сердце человеческое приковано к земным занятиям: одни заняли себя приобретением дорогих и редких вещей и, пригвоздив к ним мысль, отчуждили ее от Бога; другие занялись изучением различных наук и художеств, годных только для земли, лишились существенно, нужного знания о Боге; третьи занялись стяжанием — разведением садов, огородов, пашен, лугов, скотоводством — и забыли о Боге; четвертые отвлеклись и отдалились от Бога, занявшись убранством жилища своего; иные обратили особенное внимание на пост и прочие телесные подвиги, придав важное значение сухарям, грибам, капусте, гороху, — и святые духовные подвиги превратили в плотские; иные прилепились исключительно к церковному обряду, затмив в последнем духовную сторону. Люди прилепились к земле, земным попечениям и вещественному развитию, занялись устройством земли, как будто она — вечное жилище их. Люди живут, как мертвые, не думая о неизреченных будущих благах и участи грешников, как будто они вечны на земле.

 

785. Весьма ли важно чтение святоотеческих книг?

 

Чтение отеческих писаний, по умалению духоносных наставников, соделалось главным руководителем для желающих спастись и достигнуть христианского совершенства... Усвой себе мысли и дух святых отцов из чтения их писаний. Святые отцы достигли цели — спасения. И ты достигнешь этой цели: по естественному ходу вещей, как единомысленный и единодушный святым отцам, ты спасешься.

 

786. Можно ли думать, что добрые люди из магометан и язычников спасутся?

 

Ошибочно думать и говорить, что добрые люди между магометанами и язычниками спасутся, то есть вступят в общение с Богом. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения — Искупитель.

 

787. Спасутся ли еретики, как например, католики, лютеране, протестанты?

 

Вселенская Православная Церковь признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, находясь в общении с диаволом и его погибелью... При недостаточном знании христианства можно принять мысль ложную, богохульную за истинную, усвоить ее себе, а вместе с ней усвоить и вечную погибель! А посему ныне, более чем когда-либо, настала крайняя нужда в изучении христианства.

 

788. Что делать, чтобы постоянно пребывать в умилении?

 

Желающему постоянно пребывать в умилении и духовном видении, нужно заботиться о постоянном пребывании в смирении, изгоняя из себя самооправдание и осуждение ближних, вводя смирение самоукорением и сознанием своей греховности пред Богом и людьми.

 

789. Что всего страшнее?

 

Всего страшнее — бояться чего-либо более, нежели Бога и по сей боязни — согрешить.

 

790. Для чего святые подвергаются страданиям?

 

Сие нужно или для очищения даже малой нечистоты, или для испытания в добродетели и для искуса в любомудрии; или для назидания более немощных, чтобы на примере их научились терпению и не унывали в страданиях.

 

791. Какие страдания великие?

 

Из всех наших злостраданий славнее те, которые терпим ради Бога.

 

792. Для чего бывают чудеса от икон?

 

Чудеса от икон бывают к утверждению иконопочитания и для прославления имени Божия или угодников Его. Иконы почитаемы не ради красок и письма, не ради древности или новости их, но ради Того, Кто на иконах написан. Кто иконы не почитает, тот не чтит Самого на них написанного.

 

793. Все ли прощать должно жене?

 

Когда Христос беседовал о браке и о жене... убеждал прощать жене всякое преступление, кроме одного — прелюбодеяния.

 

794. Какое различие между грехом и страстью?

 

Иное суть страсти и иное грехи. Страсти суть: раздражительность, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, совершая с телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним.

 

795. Что значит "противиться страсти"?

 

Искореняет страсть тот, кто противится ей. Противиться страсти — значит совершать противоположное тому, к чему призывает страсть. Однако уничтожается страсть только благодатию Божией.

 

796. Можно ли непрестанно духовным заниматься?

 

Нельзя все духовным заниматься: надо какое-либо нехлопотливое рукоделие иметь. Только браться за него надо, когда душа утомлена и ни читать, ни думать, ни Богу молиться не способна.

 

797. Можно ли мирянину по четкам молиться?

 

Можно. "О молитве по четкам, — пишет святой Феофан Затворник, — Я сам в первый раз услышал от мирянина, а не от монаха. И многие миряне и мирянки молятся сим образом. И вам пригодится сие".

 

798. Чем возжигается любовь к Богу?

 

Воспоминание милостей Божиих согревает сердце и возжигает любовь.

 

799. Как бороться со страстями?

 

Законом положите: ни помыслу, ни чувству, ни пожеланию страстному произвольно не поблажать, а гнать их полной ненавистью тотчас, как только заметите. Бесы безстыжи — как ни серчай на них, они все стоят со своим помыслом. Очевидно, что после рассерчания надо прибегнуть еще и к другому средству. Какому же это? Что делает подвергшийся нападению злого человека? Подавши его в грудь, кричит: "Караул!" — на зов его прибегает стража и избавляет его от беды. То же надо делать и в мысленной брани со страстями: рассерчавши на страстное, надо взывать о помощи: "Господи, помоги"; "Господи Иисусе Христе, помилуй мя". Умоляйте о помощи; от этого враг, как огнем палимый, убежит немедля.

 

800. Что делать, если проторжется страсть?

 

Нельзя равнодушно относиться к сим проторжениям страсти, а по прогнании их всякий раз надобно поболеть и покаяться пред Господом. До вечера не оставляйте не очищенными покаянием таких проторжений страстных, а тотчас очищайте.

 

801. Что принести в дар Богу?

 

Пусть приносят в дар: кто — богатство, а кто — нищету; кто — усердие к ближнему, а кто — охотное принятие предлагаемого усердия; кто — похвальное дело, а кто — глубокое наблюдение; кто — благовременное слово, а кто — благоразумное молчание; кто — непреткно-венное учение в жизнь, ему не противоречащую, а кто — благопослушный и благопокорный слух; кто — чистое девство, а кто — честный брак; кто — воздержание, а кто и употребление без похотливости; один — ничем не развлекаемое упражнение в молитвах и песнях духовных, другой — тщательное защищение требующих помощи. Все же да приносят слезы, очищающие от грехов, восхождение и усилие простираться вперед. Прекрасным будет плодоношением и простота, и уцеломудренный смех, и обузданный грех, и глаз, удерживаемый от безчиния, и ум, не допускаемый до рассеянности. И приемлет Он и две лепты вдовицы, и мытарево смирение, и Манассиину исповедь. Но всего прекраснее и человеколюбивее то, что Бог измеряет подаяние не достоинством подаваемого, но силами и расположением плодоносящего, всякий да плодоносит Богу, что у него есть и составляет его собственность: согрешающий — исправление, текущий подвигом добрым — неослабленность; юный — воздержание, седина — благоразумие, богатый — щедрость, бедный — благодарность, начальствующий — некичливость; судия — кротость.

 

802. Какое назначение подвигов?

 

Общее назначение подвигов — нее жертва Богу, а охранение нас самих от гордости, самости и уничижения ближних. Если наши благочестивые упражнения не имеют этой цели, то при благочестивой видимости они могут быть источниками гордости, прелести и усиливать греховное состояние человека.

 

803. Если бы случилось гонение, многие ли из верующих сделались бы мучениками?

 

Вот что пишет один святой отец о гонении в давнее время: "Ныне наставшее гонение... за исключением весьма немногих, все покорились обстоятельствам времени. Одни стали поборниками и покровителями нечестия, другие заняли второстепенные места и были поражены страхом или порабощены нуждой, или уловлены ласкательством, или вовлечены по неведению".

 

804. Какой должен быть плод от молитвы и чтения Слова Божия?

 

Плод молитвы и чтения есть слезы и покаянное сокрушение, смиренномудрие, а кто не стяживает этих плодов — нее по Богу делание его.

 

805. Как должно стоять в храме Божием?

 

Стой в храме со страхом и трепетом: руки держи сложенными, ногами стой прямо, неподвижно, глазами в землю.

 

806. Кто внушает самооправдание?

 

Самооправдание внушает диавол, а кто говорит "простите", тот опаляет демонов.

 

807. О чем душеполезно думать при своих делах?

 

Делаешь ли что, говоришь ли, идешь ли куда, думай: "Что если Господь сейчас позовет меня?" — и будь внимательна к совести своей.

 

808. Как только проснешься, какие должен мысли иметь?

 

Прямо спросонку бывает быстрый наплыв мыслей и дел и сочувствий. Надо это уничтожить и приобрести навык первомыслие свое Богу посвящать. Это производится богомыслием.

 

809. Почему старцы запрещают справлять именины и сходить посидеть к другому?

 

Потому запрещают, что начнут с хорошего разговора, а кончат — худым.

 

810. Почему попускается клевета?

 

Клевета и недоразумение попускается по воле Божией, чтобы дать тебе терпение, и ты не оправдывайся много, иначе лишишься своей награды — не очистятся прежние грехи.

 

811. Как избавиться от вечных мук?

 

Кто хочет избавиться вечных страшных мук, тому надобно с благодарностью претерпевать здешние скорби и тесноту и всякую болезнь и злострадание, какими бы Господь ни наказал по премудрости Своей ради нашего спасения.

 

812. О ком особенно ходатайствует Матерь Божия?

 

За того ходатайствует Матерь Божия особенно, кто всегда и во всем смиренно просит прощения.

813. Из чего познается усердие?

 

Когда понуждаем себя к добру, например к молитве (хотя и не хочется), — из сего познается усердие.

 

814. Чем можно облегчить тяготу свою душевную?

 

Откровение в искушениях облегчает тяготу душевную.

 

815. Легко ли проходить мытарства по смерти?

 

Явление старца Валаамского о мытарствах: Ночью пришел ко мне отец Никита, недавно умерший, а я его и спрашиваю: "А как вы, батюшка, проходили мытарства?" — "Ох, тяжело на мытарствах всем человекам, — отвечал старец. — Хорошо, кто добрый и милостивый, тогда и суд ему на мытарствах бывает снисходительный, а кто злой и жестокий, тому и судии поставляются лютые и злобные. Кто как на земле живет и проходит свою жизнь, так все там и спрашивают по его делам и жизни на земле".

816. Я себя считаю недостойной причащения Святых Таин и поэтому один только раз в год причащаюсь. Правильно ли я поступаю?

 

Достойны или недостойны мы приступать к причащению Святых Таин, Тела и Крови Христовой — об этом судить предоставлено священникам при таинстве покаяния. А сами себя почитающие недостойными и сами себя удаляющие от причащения подобны еретикам и язычникам.

 

817. Мне думается, что Господь не простит мне грехов. Прав ли я?

 

Если же кто поверит внушению бесов и примет мысли их такие, что он не спасется или что он будет осужден, или будет отвержен Богом, или предопределен к погибели, то душу такого человека (если он не покается) бесы увлекут к себе, потому что отчаянием своим отверг искупление и уничтожил милосердие Божие и подобно Каину счел свой грех превышающим милосердие Божие.

 

818. Какую силу имеют ночные поклоны?

 

Не забывайте никогда на ночь класть земные поклоны, а если занеможете, то хотя трижды поклонитесь. Сими ночными поклонами и молитвою человек побеждает диавола, и что согрешает днем — ими избавляется от греха.

 

819. Что надо для того, чтобы диавол в час смерти ни в чем не оклеветал?

 

Ежели человек хочет, чтобы враг — диавол — нее имел ни в чем оклеветать его в час смертный, то исповедь должен творить, ни самомалейшего движения плоти и духа, Богу противного, не скрывая пред отцом духовным.

 

820. Какую пользу приносит самоукорение?

 

Путь к совершенству — это самоукорение. Оно состоит в том, чтобы всегда, во всем и за все укорять, винить себя и не слагать вины на других. Самоукорение избавляет подвижника от греховной привычки осуждать, утверждает его душевный мир, ибо винящий во всем себя ни на кого не гневается, не оскорбляется.

 

821. Чего больше всего надо у Бога просить?

 

Со слезами нужно просить у Бога смирения, любви и рассуждения.

 

822. Что есть "милосердие"?

 

Милосердие есть снисхождение к немощам другого, желание помочь ему, не требующее от него ничего, прощение всех долгов (и духовных, и недуховных) во имя Господа Иисуса.

 

823. Что значит "хранить чувства от греха зрения"?

 

Это значит не смотреть с пристрастием на чужую красоту, на чужие наряды, богатые доходы, богатые убранства домов, на чужие сокровища и богатства; избегать собраний веселых и легкомысленных, где грех ни во что вменяется.

 

824. Что есть "мир"?

 

Старец отвечал: "Мир есть рассеянность греховная, мир есть работать через силу для прибытка и удовлетворения желаний тела, мир есть думать, что пребудешь навсегда в веке сем, мир есть заботиться о теле более души".

 

825. Каково должно быть истинное покаяние?

 

Покаяние требует, чтобы человек стал добрым примером для других.

 

826. Можно ли передать черные хулы или скверные слова своими устами?

 

Не повторяй (не передавай) своими устами черные хулы или скверные слова, чтобы не осквернить своей мысли и не сделаться участником в осуждении.

 

827. Грех ли предостеречь кого от худого человека?

 

Не есть грех, когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым,

 

828. Что такое "печаль по Богу" и "печаль мира"?

Печаль по Бозе, кто скорбит и плачет о том, что нарушена заповедь Божия им самим или другими; а печаль мира сего, когда кто скорбит или плачет, что его обидели, потерял богатство, умер родственник.

 

829. Должно ли вверяться всякому?

 

Не должно без осторожности доверяться всякому и перед всяким себя обнаруживать и открывать, ибо и Спаситель не всякому вверялся. Поэтому нужно с осторожностью вступать в беседы с посторонними.

 

830. Какой имеет вред излишество в пище и питии?

 

Всякое излишество в пище и питии сопровождается расслаблением души и нравственным упадком любви к ближнему.

 

831. Какие обличения приносят пользу?

 

Только спокойные и кроткие обличения вразумляют людей: жестокие более раздражают, нежели приносят пользу.

 

832. Кто благочестив?

 

Благочестив тот, кто никому не делает несправедливости.

 

833. Что такое "злоупотребление"?

 

Это расход сверх нужды.

 

834. Как надо делать добро в разуме?

 

Когда вы делаете добро, всегда приводите на память свои злые дела, для того чтобы душа никогда неосторожно не усладилась добрым делом, взирая на свою виновность.

 

835. Можно ли оставлять посещения храма Божия из-за неприятности со священником?

 

Иные уклоняются от храмов Господних, имея неприятность со священником или по другим подобным причинам, но ради сего оставлять православных храмов Божиих не должно, ибо в них истинное, преданное Апостолами Божественное учение и Божественные спасительные Таинства.

 

836. Когда угождаешь плоти в пище, питии, неге, излишнем отдыхе и сне, что от сего происходит?

 

По мере угождения телу делается оно прихотливее, требовательнее, изнеженнее, неспособнее к терпению, несноснее в лишениях и болезнях.

 

837. Как достигнуть того, чтобы из-за стола не выходить, пресытившись пищей?

 

Чтение внутренней молитвы во время кушания не допустит до переедания.

 

838. Со всеми ли должно советоваться?

 

Обо всем надо советоваться не со всеми, а к кому имеете доверие: со своим духовным отцом или с братом, имеющим духовный разум.

 

839. Может ли быть доброе дело недобрым?

 

И доброе дело злым бывает, если к добру худое примешаем: к молитве — леность; к посещению храма Божия — разговоры в нем; к посту — хвастовство или укоренив; к благочестивому разговору — осуждение ближнего; к милостыне — желание прославиться через нее.

 

840. Какой есть лучший способ умилостивления и благодарения Бога?

 

Добродетель человека ничтожна сравнительно с его грехами. Исповедание грехов — лучший способ умилостивления и благодарения Бога.

 

841. Как смиренномудрый охраняет свое зрение?

 

Смиренномудрый никогда не останавливается посмотреть на собрания, народное стечение, волнение, шум, разгул, хлопоты и наслаждения.

 

842. Какую особенную душевную пользу приносит чтение священных книг?

 

Священные книги обличают совесть каждого из нас, указывают и искореняют страсти, обнажают бесовские сети, научают добродетели, утверждают в терпении и скорбях, напоминают час смертный, возвещают пришествие Христа и радость Царствия Небесного, напоминают о муке вечной.

 

843. Живущие со мною запрещают мне заниматься делами благочестия. Что делать?

 

Исполнять дела благочестия — занятие богоугодное, особенно при запрещении живущих с тобою (кроме времени сонного, ночного); ни на кого и ни на что не смотреть, а делать их.

 

844. Где найти пример для исправления себя?

 

Для своего исправления ищи примеры из жизни святых.

 

845. Как себя охранить от греха при соблазнах?

 

При соблазнах напоминай себе почаще о смерти, Страшном суде и муке вечной.

 

846. Какую душевную пользу приносит терпение неприятностей?

 

Благоразумным терпением неприятностей очищаются грехи. Всякая неприятность, переносимая с благодарением Бога, — на пользу душе.

 

847. Не нахожу времени на чтение святых книг и молитвы?

 

Между делами надобно молиться и читать.

 

848. Кто благополучен?

 

Благополучен тот, кто обращает внимание на нужды ближнего.

 

849. Много сплю. Как уменьшить сон?

 

Ешь умеренно и хрустко — и спать будешь недолго.

 

850. Иногда приходят ко мне с пустыми разговорами. Как быть?

 

Когда приходят к тебе с пустыми разговорами, надо читать молитву Иисусову, устремив ум свой и сердце горе.

 

851. Как избавиться от страха вражия, иногда нападающего на меня?

 

Во время страхования читайте молитву "Да воскреснет Бог..." и псалом девяностый — "Живый в помощи Вышняго...".

 

852. Как смотреть на желания узнать дела, не касающиеся спасения души?

 

Надо стараться удерживать в себе порывы к любопытству и даже к любознательности, особенно в делах, или мало, или вовсе до нас не касающихся. Иногда узнаешь то, что может смутить твою душу; так одно слово, западши нередко в сердце, целый день иногда, как порох в глазу, мешает: и при молитве, и во всех занятиях духовных; иногда через это слово теряешь и мир сердечный.

 

853. Как давать советы неверующему сроднику?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: