В чем прежде всего состоит благоугождение и служение Богу? 10 глава




 

1272. Если открыты Царские врата, а священник находится в задней части храма (например, на литии), надо ли поворачиваться лицом к нему или стоять лицом к алтарю?

 

Вообще стоять задом к алтарю без нужды грешно. Об этом говорил в свое время свт. Григорий Богослов.

 

1273. Если священник не разрешил причаститься, не объяснив причины, можно ли обратиться с исповедью, только что сказанной, за благословением к другому священнику?

 

Лучше потерпеть, сокрушенно признав себя недостойным, чем обращаться к другому священнику.

 

1274. Как быть, если уже после разрешения грехов священником, прямо перед причащением вспомнил грех, а исповедоваться уже нет возможности? Надо ли отложить причастие?

 

Отлагать причастие не надо, а этот грех в ближайшее время надо сказать на исповеди.

 

1275. Слышал, что умершие на Светлой седмице сподобляются Царствия Небесного. Так ли это?

 

Это правильно, но не для всех. Те, кто носил крест, в Великом посту причащался, каялся, жил благочестиво, тот действительно сподобляется блаженной жизни. А кто этого не имел, тот ее не получит.

 

1276. Одни священники говорят, что в Рождественский и Петров пост можно есть рыбу все дни, кроме среды и пятницы, а другие разрешают только в субботу и воскресение.

 

Для этого есть устав, в котором ясно говорится, что в Петров и Рождественский пост рыба разрешается по субботам, воскресениям и праздникам.

 

1277. Как можно точно узнать, когда разрешается супружеское общение, а когда нет?

 

Это узнается по календарю, надо избегать супружеского общения в дни, когда не разрешается венчать: например, под среду, пятницу, воскресения и праздники.

 

1278. Слышал, что есть некоторые виды пищи, которые почитаются нечистыми и православными христианами не употребляются. Что это за виды пищи?

 

Все нечистое разрешается есть во время голода (нужды). А в обычное время не рекомендуется есть мясо не выпущенной крови (сдохла), конину, раков, крабов, рыб без чешуи; кровь жареную (птиц и зверей), зайцев, кроликов и т.п.

 

1279. Можно ли наказывать детей ремнем, не грех ли это?

 

Не должно подвергать детей ни выговорам, ни наказаниям в запальчивости с произношением грубых слов, чтобы такими приемами не привести детей к мысли, что они терпят наказание потому только, что родители их в неспокойном духе. Наказывать можно с целью исправления, а не с порывом гнева (страстью).

 

1280. Муж не разрешает мне ходить в церковь. Надо ли подчиниться для сохранения семьи?

 

Мужа (или жену) должно слушать во всем, в чем не нарушается воля Божия, а в чем нарушается, слушать нельзя. Сам Господь говорит в Евангелии: Кто любит отца или мать (или мужа, или жену, или детей) более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37). И в Деяниях апостольских говорится, что подобает подчиняться более Богу, нежели человекам.

 

1281. Если я живу во втором гражданском браке, но венчан только один раз (первый гражданский брак не был освящен венчанием в церкви), то каким все-таки по церковному уставу считается бракпервым или вторым?

 

Считается первым, а за тот «брак» надо каяться и исповедовать священнику, сколько лет в нем прожил.

 

1282. Может ли Церковь благословить брак, если родители категорически против и готовы заявить об этом?

 

Смотря в каком возрасте брачующиеся, и лучше взять на это благословение от архиерея.

 

1283. Обязательно ли целовать Чашу после причастия? Что это означает?

 

Святую Чашу целуют там, где мало причастников, так это задерживает службу. Целование Чаши означает целование ребра Спасителя (раны Его), из которого истекли кровь и вода.

 

1284. Во время причастия я, по невниманию, дотронулся до Чаши со Святыми Дарами руками. Мне сказали, что это смертный грех. Так ли это?

 

Грех не смертный, но покаяться надо. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что непосвященному руками священных сосудов касаться нельзя.

 

1285. В моей жизни был случай, когда от обычной фотографии иконы совершилось явное чудо. До этого фотография долго находилась в алтаре на Престоле. Могла ли благодатная сила сообщиться обычной фотографии?

 

В сказании об Иверской иконе Божией Матери описывается много случаев исцелений и мироточений от фотографий этой иконы.

 

1286. После причастия дома вычитывала благодарственные молитвы, вдруг зашла соседка, завязался разговор, и я ей сказала, что только что была в церкви, причащалась,
а теперь читаю благодарственные молитвы, и тотчас после ее ухода на душе сделалось неприятно, как бы благодать отошла от меня. Почему это могло случиться?

 

Это оттого случилось, что надо было свое доброе дело, молитву сохранить в тайне, а ты открыла его, и тем уничтожила. Потому как бы отошла благодать и заступило скорбное, неприятное чувство.

 

1287. Если ко мне во время молитвы неожиданно пришли знакомые, надо ли оставить молитвы или по просить их подождать, пока домолюсь?

 

Надо оставить молитву (ибо любовь выше молитвы), принять знакомых, а отпустив их, докончить свою молитву.

 

1288. Можно ли по пути в церковь (до литургии) заходить в магазин? Говорят, что это неблагочестиво?

 

Грешно по пути заходить в магазин. В этом надо каяться и исправляться. Враг спасения часто внушает из храма зайти к кому-либо или подсылает человека с пустыми разговорами, чтобы отнять благодать у души после посещения храма и особенно, когда человек причастится.

 

1289. Почему до тех пор, пока я вел безбожную жизнь, у меня дела шли нормально, с родными и друзьями отношения были хорошие, и неприятности редко случались. А после Крещения, регулярной исповеди и стремления оставить дурные привычки сразу стали случаться
неприятности и отношения со многими испортились?

 

Не скорби, что некоторые из родных и близких холодны к тебе. Святитель Тихон Задонский написал из своего опыта, что когда человек посвятил себя Богу, тогда знакомые и ближние его становятся вдали от него, и чем он будет более приближаться к Богу, тем они будут более отдаляться. Бог терпел — и нам велел.

 

1290. Как мне принести труды покаяния, если я немощен и подвигов понести не могу?

 

Если кто телом немощен, а соделал многие согрешения, тот да шествует путем смирения.

 

1291. Можно ли на исповеди пожаловаться священнику на соседку, попросить вразумить мужа и вообще рассказать о своих житейских неприятностях?

 

Ввиду очень «сжатого времени» надо говорить на исповеди священнику только грехи.

 

1292. Часто слышу, что люди жалуются священникам и своим знакомым церковникам на колдунов, что жить спокойно не дают, и просят чем-нибудь помочь. Правильно ли то, что причину своих неприятностей они ищут в колдунах и злых людях? Неужели они имеют такую силу?

 

Это вражеские внушения. Без воли Божией, — говорит Св. Евангелие, — и волос не упадет. Надо себя винить, что за грехи попущены искушения, во очищение их, а неразумные люди других винят. Можно сказать, страдают, а награды за свои страдания не получат, подобно тому, как если бы носить воду в дырявую бочку.

 

1293. Читал, что некоторые инаковерующие (мусульмане, буддисты и пр.) обладали даром предсказывать различные события. Не значит ли это, что и их вера правильная?

 

Враг отчасти знает будущие события, так как подслушивает предсказания святых людей, но сроки исполнения событий не знает. Правильна только Православная вера, потому что она от Самого Господа Иисуса Христа, а другие веры имеют начало человеческое. Только в Православной Церкви пребывает Дух Святой, чему мы имеем множество доказательств.

 

1294. Сейчас очень большое количество православной литературы. Какую лучше литературу читать, чтобы избежать ошибок и заблуждений (богословскую, со временную, святоотеческую и пр.), или вообще лучше ограничиться только чтением Священного Писания?

 

Священное Писание написано Святым Духом через пророков и апостолов, и Тот же Святой Дух через святых отцов разъяснил нам, как правильно понимать его. Все еретические веры произошли от неправильного понимания Священного Писания. Только одни святые отцы правильно разъясняют нам Священное Писание.

 

1295. Как должно толковать Священное Писание?

 

«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Святой Дух истолковал его через святых отцов... И бывает Слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его, волею в смерть, мечом обоюдоострым, которым они заколают сами себя в вечную погибель», — говорит нам свт. Игнатий Брянчанинов. Священное Писание могут понять правильно только чистые сердцем, они разумеют волю и намерение Божие в Писании, а людям с не очищенным от страстей сердцем оно послужит камнем преткновения. Посему нам надо читать творения святых отцов, в которых они изъясняют смысл Священного Писания.

 

1296. Что, в частности, можно посоветовать почитать новоначальным православным?

 

Закон Божий, Толкование Святого Евангелия, наставления о духовной жизни.

 

1297. Надо ли православному христианину ставить перед собой задачу и стремиться к тому, чтобы получить дар прозорливости и чудотворений, чтобы потом помогать людям?

 

Это мысль вражеская. Цель христианина - — победить свои худые привычки и угодить Богу через исполнение Его заповедей и делание добра с помощью Бога.

 

1298. Хорошо ли, если молитвенное правило будет побольше: кроме обычных утренних и вечерних молитвакафисты, каноны?

 

Самое главное в исполнении молитвенного правила — постоянное ежедневное исполнение его. При нужде оно сокращается. Надо иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы совесть не укоряла за леность.

 

1299. Можно ли воду малого освящения пить в течение дня или только натощак?

 

Воду малого освящения разрешается пить в течение дня, перед кушанием лучше, чем после него. Нельзя святую воду употреблять с пищей. Ею можно окроплять пищу и питие. Крещенскую же воду и святую просфору вкушать только натощак, хотя при нужде и ее можно принять.

 

1300. Какие спиртные напитки не разрешается употреблять и какие можно?

 

До 20° можно в малом количестве принимать.

 

1301. Я знаю, что один из знакомых мне священников ведет недостойный образ жизни. Стоит ли причащаться, когда он служит литургию, или лучше отложить? То же касается освящения воды и других священнодействий.

 

Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что благодать действует и через недостойных священников.

 

1302. Можно ли воображать на молитве Господа, святых? Можно ли возбуждать в себе желание увидеть Ангелов или ощутить страдания Иисуса Христа?

 

Воображать Господа запрещают многие святые отцы, в частности, преп. Симеон Новый Богослов и свт. Феофан Затворник. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит о трех образах молитвы, и молитва с воображением не разрешается как молитва прелести.

 

1303. Что такое «прелесть»?

 

Каждый человек при своей немощной, греховной природе в большей или меньшей степени подвержен прелести. Ты подумал, что хорошо сказал, хорошо сделал, — вот уже и прелесть. Размечтался о своих дарованиях, способностях, — опять прелесть. Принял похвалу, усладился ею — и это прелесть.

Святые отцы различают два рода духовной прелести в ее крайнем развитии. Первый вид — это когда человек начинает воображать, что он видит Господа, Матерь Божию, Ангелов, духов и считает себя достойным таких видений.

Второй род прелести — это когда человек возомнит о себе, что он высокой духовной жизни, что он необычайный постник, прозорливец, чудотворец, что он способен нести большие подвиги, что он призван учить и руководить людьми. Этот род прелести называется мнением. Всякий род духовной прелести есть, однако же, пагубнейшее состояние нашего духа. Оно основывается на духовной гордости человека, то есть на том самом грехе, коим пал первый ангел. Вот почему сатана так стремится вовлечь в духовную гордость всех рабов Божиих.

Да, желающим проходить духовную жизнь крайне нужно остерегаться прелести. Следует при этом помнить, что прелесть начинается часто незаметно для себя самого, не дай Бог возомнить о себе что либо высокое, что ты, например, отличаешься от других, что на твои подвиги удивляются, что ты влияешь на людей и т. п. Чтобы избежать духовной прелести, надо твердо помнить, что только покаянное чувство, смирение, соединенное со страхом Божиим, создает в нас здравое, духовное настроение, а также постоянное общение с духовным отцом по поводу духовной жизни спасает нас.

Еще старцы говорят: прелесть всегда встречается первоначально некоторым сомнением сердца, не сомневаются в ней только те, которыми она решительно возобладала. Никогда прелесть не наставляет на покаяние, не умаляет человека пред самим собою; напротив того, приводит в движение кровь, приносит человеку какое-то безвкусное ядовитое наслаждение, тонко льстит ему, внушает самомнение, устанавливает в душе идол собственного «я».

1304. Является ли для православного христианина грехом, если он застраховывает свою жизнь и имущество?

 

О страховании жизни не могу дать совета, — пишет преп. Амвросий Оптинский, — нигде о сем не читал в Священных книгах. Это дело не моего ума, а только здесь проявляется неверие в Промысл Божий и наше умствование искусственным образом обезпечивать себя или семейство. Я не могу воспрещать, но не могу и совета давать, а паче благословения. У нас есть лучшее средство к обезпечению — заповедь Божия: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам.

 

1305. Как относиться к сбору пожертвований на восстановление храмов и монастырей в метро, в общественных местах не религиозного назначения?

 

Средне.

 

1306. Что делать в случае, если не хочется кому-либо подавать милостыню (отталкивающая внешность, настроение плохое, то есть причина, не уважительная для отказа)?

 

Подать, но немного, чтобы не было скупости.

 

1307. По какой причине иногда бывают хульные мысли против Бога, Божией Матери, святых икон, Святых Таин?

 

«Перестанем судить и осуждать ближнего — и мы не будем бояться хульных помыслов», — отвечает нам св. Иоанн Лествичник. Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах, если он с ними не соглашается, должно относить их к бесам. Старайся не обращать на них никакого внимания.

 

1308. Но иногда от нашествия хульных помыслов не можешь взглянуть на икону! Как же тогда молиться?

 

Чтобы помыслы меньше стужали тебе, можешь изредка только взглядывать на иконы, — говорит преп. Амвросий Оптинский, — но должно знать, что иконы — только для глаз внешних, и потому, стоя на молитве, мы должны помнить, что предстоим пред Богом. Икону же воображать в уме ни в каком случае не следует.

 

1309. Можно ли, когда идешь в храм, брать какие-либо предметы из дома (бутылки для святой воды, продукты на канун и т.п.) из рук женщины (жены), которая в нечистоте? Можно ли вообще перед службой прикасаться к человеку, если он в нечистоте, особенно, если собираешься причащаться? Читал, что даже тело усопшего женщина в нечистоте омывать не должна, т.к. эта нечистота якобы передастся церковным предметам и осквернит их. Так ли это? Слышал, что у ветхозаветных евреев даже было положено в этот период удаляться от общества?

Мелочами слишком не надо заниматься, это есть щепетильность. Надо больше внимания обращать на внутреннее, чтобы худых мыслей и ощущений греховных не было и пр.

 

1310. Можно ли молиться при ходьбе или лежа в постели? Обязательно ли стоять при чтении Евангелия, когда молишься дома, и можно ли читать Евангелие в общественном транспорте?

 

Когда совершаешь не молитвенное правило, тогда молиться можно в любом положении, а когда совершаешь правило, то и опереться грешно, и сидеть без нужды. Если можешь, то лучше стоя читать Святое Евангелие, а если устал или немощь, то сидя, с благоговением. В общественном транспорте лучше читать Псалтирь (хорошо, переписанную в тетрадь).

 

1311. Святой небесный покровитель и Ангел хранитель одно и то же духовное лицо или разные?

 

Два лица: святой покровитель — это тот святой, имя которого ты носишь, а Ангел хранитель дается каждому Господом при Крещении.

 

1312. Может ли взрослый человек при нужде, за отсутствием священника, сам окрестить себя троекратным погружением в воду и произнесением слов: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь»?

 

Это допускалось ранее при великой нужде, а в большинстве случаев кто-либо крестил. Потом совершение Таинства дополнял священник: читал положенные молитвы и миропомазал.

 

1313. Если Крещение совершалось священником, но за неимением необходимости, обливанием или даже окроплением, можно ли перекрещиваться, когда такая возможность появилась? Имеет ли Церковь канон, запрещающий крещеных обливанием рукополагать в священный сан?

 

Крещение через обливание уже совершено, поэтому второй раз креститься нельзя, хотя оно и неправильное. Раньше было такое правило, что запрещалось рукополагать крещеных через обливание, а потом было разрешено за неимением священников.

 

1314. Можно ли для лечения употреблять в питие собственную мочу (так называемая «уринотерапия»)?

 

Сего надо избегать. Лечиться надо святыней, а не мочой.

 

1315. Следует ли менять место постоянного жительства без крайней нужды, по прихоти?

Говорили старцы: древние отцы не скоро переселялись с места жительства своего; если же переселялись, то по следующим трем причинам: 1) если кто гневался на них напрасно, и они не могли примириться с ним при всем стремлении к примирению; 2) если их многие прославляли; 3) если случалось кому из них несчастье впасть в блуд. По этим трем причинам они оставляли место своего жительства. (Можно изменить место жительства по благочестивой цели.)

 

1316. Как правильно относиться к невольному греху, особенно, если грех тяжкий (нечаянное убийство или неумышленное причинение ущерба)?

Невольный грех легче прощается, нежели вольный. Есть особые правила, за какой грех сколько лет нести епитимию. Надо стараться его заглаживать добрыми делами, подвигами и сокрушением умеренным о нем.

 

1317. Почему человек считается виноватым, если совершил грех по незнанию? Надо ли этот грех исповедовать и какова мера ответственности за него?

 

Потому что человек обязан был знать. Обо всем знают и всем интересуются, а о том, зачем живут, какова цель жизни на земле, о вечности, о Боге, о вере, не хотят знать. Посему в Евангелии читаем, что и раб, который не знал, будет бит (наказан), хотя и меньше того, кто знал. И, конечно, в грехах, совершенных по незнанию, тоже надо каяться. Один батюшка рассказывал мне, что он спросил у одной пожилой женщины, знает ли она какие молитвы? Она ответила:

— Не знаю.

— А песни?

— О! Много знаю.

— Так почему же мирские песни ты знаешь и выучила наизусть, а молитвы — нет?

 

1318. Как правильно обращаться к диакону: так же как к священнику, то есть «отец Василий», или «отец диакон», «диакон Василий»?

 

Это большой роли не играет. Лишь бы искать в разговоре с ним, как лучше спасти свою душу и победить свои злые, греховные привычки, чтобы спрашивать духовное, полезное для души, а то может случится так, как говорил Оптинский старец Антоний: «Неполезное спросишь — неполезное и услышишь».

 

1319. Говорят, имена Инна, Риммамужские. Если женщину крестили с мужским именем, надо ли его менять?

 

Действительно, это мужские имена. Лучше изменить их. Например, Инна на Иунию. Имя меняют во время исповеди и с таким же (новым) именем причащают. Так говорит св. митрополит Филарет Московский.

 

1320. Что такое грех «совопросничество»?

 

Это когда человек интересуется тем, что выше его ума и чего Бог от него не требует. Например, где находится ад (а не как избавиться от него)? Как действует благодать через иконы? Кто такой был Мелхиседек? Как вино и хлеб при Пресуществлении делаются Телом и Кровью Христовой и т.п.

 

1321. Можно ли в святом углу держать фотографии известных православных подвижников благочестия или только иконы святых угодников, Божией Матери и Господа?

 

Можно держать, но в некотором отдалении от икон.

 

1322. Советуют ли духовно умудренные люди заниматься самочинно Иисусовой молитвой, и если да, то в какой степени?

 

Иисусовой молитвой весьма полезно и спасительно заниматься устно, обыкновенно, но умно-сердечной можно заниматься только при руководстве опытных старцев и со святыми книгами об Иисусовой молитве, а главное — ничего через нее не искать, кроме помилования.

 

1323. Но какая может быть от Иисусовой молитвы польза, если я произношу ее только устами, сам не по нимая, что говорю, ум все бегает в сторону?

 

Ты не понимаешь, — говорил Оптинский старец Макарий, — зато бесы понимают и трепещут. Успокойся, и по силе продолжай молитву.

 

1324. Может ли священник, за неимением поблизости храма и невозможностью перевозки, совершать отпевание на дому или обязательно в храме?

 

Конечно, может, но в храм для того приносят усопшего, чтобы о нем помолились на литургии.

 

1325. Почему бывает так, что прочитать положенное молитвенное правило, кажется, совсем нет сил, а начнешь читать — будто и силы откуда-то появились?

 

Не верь плоти своей, угрожающей тебе несостоятельностью во время молитвы: лжет. Станешь молиться — увидишь, что плоть сделается покорной твоей рабой. Молитва и ее оживит. Помни всегда, что плоть лжива (прав. Иоанн Кронштадтский).

 

1326. Слышал такое мнение, что если священник читал исповедь кающегося по записке, то он должен порвать ее. Так ли это, и большое ли это имеет значение?

 

Читать исповедь священнику по записке разрешается по нужде: то исповеднику стыдно сказать, то исповедников много и т.п. Конечно, полагается порвать ее или даже сжечь сразу же.

 

1327. Какие священные предметы обязательно должны быть у священника для совершения Таинства исповеди? Можно ли отпустить грехи по письму?

 

Для совершения исповеди на священнике должны быть епитрахиль и поручи, и Евангелие и Крест на аналое. При нужде блаженный Симеон позволяет разрешать кающегося полотенцем, или поясом, или даже шнурком, перекрестив его.

По письму отпускать можно небольшие грехи (откровение). Сейчас некоторые духовники разрешают на головах кающихся чужие грехи. Этого мы не видим у святых отцов. Это своего рода отсебятина. Тем более отпускать большие грехи без разрешительной молитвы священника, или по письму — это что-то новое. В журнале «Русский инок» прямо пишется, что простая передача грехов без самого Таинства не дает права на разрешение от грехов.

 

1328, Если умер духовник и не успел передать чадо другому духовнику, то как поступать?

 

Этот вопрос какой-то странный. Не духовник выбирает себе чад, а чада выбирают себе духовника. Самое главное в избрании себе духовника, чтобы он был опытен в духовной жизни, а сейчас почти все ищут прозорливых и святых.

 

1329. Какие духовные средства можно посоветовать человеку, желающему избавиться от пьянства?

 

Исповедь, чтение Евангелия и Иисусовой молитвы, ежедневно принятие святой воды, милостыню.

 

1330. Можно ли хранить святыню (артос, просфоры, святую воду), например, в кухонном шкафу, рядом с крупами, сахаром, травами и другими нескоромными продуктами (для удобства пользования)? Где не рекомендуется хранить святыню?

 

Лучше хранить святыню в отдельном месте в шкафу, или около икон.

 

1331. Какие книги можно рекомендовать начинающему христианину для более глубокого усвоения православного исповедания?

 

Книги: «Спутник христианина», «Духовный цветник», «Училище благочестия», «Духовные посевы», «Пролог» священника Гурьева.

 

1332. У некоторых есть мнение, что чтение духовных книг может заменить церковные службы. Так ли это?

 

Чтение Божьего Слова, что хлеб, а молитва, что вода живая для души. Может ли хлеб заменить воду или вода — хлеб? Нужно то и другое.

 

1333. Замечал, что некоторые приходят в храм в платках, на которых изображены игральные карты или сигаретная реклама, или еще что подобное. Не грех ли это? Также вижу очень часто в храмах людей с полиэтиленовыми пакетами, на которых богомерзкие изображения.
Надо ли обращать на это внимание, или это неважно?

 

Изображений, которые Вызывают греховные чувства и худые мысли, не должно быть у христианина, и это, несомненно, грех, соблазн для окружающих. А соблазнителям Господь говорит: «Горе вам...» Сумки с изображением святых, Спасителя и Матери Божией использовать под продукты и вообще земное, не менее грешно. Сейчас много таких греховных сетей. Недоумение вызывают духовные кассеты и пластинки с иконами, календари с иконами, вообще со священными изображениями — как можно молиться на календарь? Встречались даже замки с привеской на которой было изображение Святой Троицы.

 

1334. Как лучше молиться: одному или вдвоем, втроем?

 

Святой Иоанн Кронштадтский говорил: «Господь любит и слушает более молитвы, когда мы не в одиночку и не от себя лишь и не о себе одних молимся, а вместе, от всех и за всех».

 

1335. Многие говорят: не важно наружное благочестиеважно, что внутри, и не признают благочестивых правил Церкви, а некоторые считают, что для будущей
жизни важно лишь только, чтобы человек (по-мирски) был добрым и хорошим. Что можно сказать этим людям? Правы ли они?

 

Преподобный Иосиф Оптинский говорил, что без дерева и листьев — и плодов не будет. Святые отцы говорят, что сперва обязательно надо проходить внешние подвиги, а уже потом переходить к внутренним. А кто сразу ищет внутренних, тот попадает в искушения, подобные тому, что случилось с преп. Исаакием Затворником: он сразу захотел в затвор, хотя его уговаривали настоятель и братия не делать этого. И бесы поругались над ним.

 

1336. Можно ли православному человеку поигрывать от скуки в карты (без азарта)? Можно ли ходить на футбол или посещать другие массовые зрелища?

 

Святитель Иоанн Златоуст много говорил и писал против зрелищ, и даже грозил посещающим их отлучением. Верующему скучать некогда — у него много дел для спасения: молитва, чтение Слова Божия, храм Божий, полезный труд, Богомыслие. А за проведение праздно времени человек даст ответ Богу.

 

1337. Можно ли подходить прикладываться к святыне с сумкой в руках (если ее негде оставить)? Если можно, то чего при этом не должно быть в сумке?

 

Можно только в крайнем случае. Разумеется, не должно в сумке иметь вещей греховных, которые и в церковь носить запрещается.

 

1338. Позволительно ли православному встречать новый год первого января (нового стиля)? Как быть, если на этом настаивают родные?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: