Цель: штудирование техник вступления в контакт, активного слушания и регуляции эмоционального напряжения.
Дополнительные цели тренера: развитие творческой атмосферы в группе.
Инструкция. Мы долго тренировались в том, как правильно задавать вопросы, как слушать партнера и регулировать эмоциональное напряжение в беседе. Сейчас мы покажем все наоборот. Нужно будет все, абсолютно все делать неправильно! Первая команда продемонстрирует нам ситуацию, когда кандидат пришел на собеседование для поступления на работу в фирму. Интервью будет вести менеджер по персоналу. Кандидат будет вести себя неправильно. Вторая команда подготовит диалог продавца и покупателя. Продавец будет вести себя совершенно неправильно. Третья команда подготовит диалог консультанта и клиента. Консультант продемонстрирует нам образец неправильного поведения.
Победит та команда, которая допустит больше ошибок.
Однако это только первая победа. После этих сценок каждая команда должна будет продемонстрировать другую сценку, в которой все должно быть сделано максимально правильно. Победит та команда, на чьей стороне будет большинство голосов.
Есть ли какие-нибудь вопросы?
На подготовку сценок командам дается 15 минут.
ПРИМЕР _____ Игра «Сделай это неправильно», вариант «Консультант и клиент»
Факультет психологии СПбГУ, декабрь 2000
«Консультант» входит в комнату, где его уже дожидается «клиентка».
К о н с у л ь т а н т. Ну привет, привет! (Не дождавшись ответа, сразу же.) Там дождь идет? Не намокли волосы? (Подходит к «клиентке» и щупает ее волосы.) Волосы сухие. Ну ладно, сяду к тебе поближе, чтобы в глаза смотреть.
«Консультант» ставит стул и садится прямо напротив «клиентки», кладет руки на подлокотники ее кресла.
|
К о н с у л ь т а н т. Ну давай, давай, Анюта, рассказывай о проблеме.
К л и е н т к а. Ну я такая... вообще... одинокая...
К о н с у л ь т а н т (перебивая). Парня, что ли, у тебя нет?
К л и е н т к а. Я думаю... мне не стоит жить.
К о н с у л ь т а н т. Ну, не знаю, смотри, конечно.
Всеобщий хохот. Каждое слово, каждое движение — все неправильно.
ПРИМЕР ____ Игра «Сделай это правильно», вариант «Консультант и клиент»
Та же группа.
«Консультант» находится в своем кабинете. «Клиентка» робко стучится в дверь. Консультант громко отвечает: «Войдите, пожалуйста!» — встает и идет навстречу клиентке.
К о н с у л ь т а н т. Здравствуйте, Анна Георгиевна! Меня зовут Ольга. Присаживайтесь, пожалуйста!
Консультант показывает на стул и слегка пододвигает его в сторону клиентки. Она садится. Консультант садится на другой стул, тщательно выбирая расстояние (около 80 см), угол поворота (около 90 градусов), угол наклона (вперед, в сторону клиентки).
К о н с у л ь т а н т. Анна Георгиевна, вам удобнее, чтобы я называла вас по имени и отчеству?
К л и е н т к а. Нет-нет, лучше просто по имени — Аня.
К о н с у л ь т а н т. Аня, если хотите, я расскажу, как все происходит на приеме у психотерапевта, чтобы вы были в курсе.
К л и е н т к а ('с облегчением) О да, расскажите, пожалуйста!
К о н с у л ь т а н т. Первая наша встреча — это беседа. Вы сможете рассказать мне о том, что вас беспокоит. Мы вместе подумаем, что лучше предпринять. Возможно, решим, что вы присоединитесь к групповым занятиям, или, может быть, предпочтем индивидуальные встречи со мной или с другим специалистом. А может быть, и одной встречи будет достаточно, чтобы обсудить интересующие вас вопросы.
|
К л и е н т к а. Да, хорошо... А то я боялась, будут тесты...
К о н с у л ь т а н т. (мягко) Нет-нет, никаких тестов. Это будет просто разговор... Если вы готовы что-то мне рассказать, то мы можем начать...
К л и е н т к а. В последнее время мне очень тяжело. Я не хочу жить.
К о н с у л ь т а н т. Вы сказали, что это происходит в последнее время...
К л и е н т к а. Да...
К о н с у л ь т а н т. (мягко). А что вы имели в виду, когда сказали «в последнее время»?
К л и е н т к а. Это началось недели две тому назад...
После каждой «неправильной» сценки тренер должен спросить: «Что было неправильно?» После каждой правильной: «Согласны ли мы, что это было сделано правильно?» Если игра проводится ближе к концу тренинга, то фактически это репетиция целостного действия, поэтому очень важно, чтобы участники оказались максимально эффективными в «правильных» действиях. Тренеру следует помочь участникам, возможно, кое-где подсказать правильные слова и действия, «суфлировать» им. Можно прервать сценку, объявив: «Дубль два» и начать заново, чтобы добиться правильных действий со стороны участников.
«Сухой остаток» игры. Неправильно поступать легко и весело. Правильные действия требуют постоянного контроля, но этому можно научиться!