Ролевая игра «Сделай это неправильно»




Цель: штудирование техник вступления в контакт, активного слу­шания и регуляции эмоционального напряжения.

Дополнительные цели тренера: развитие творческой атмосферы в группе.

 

Инструкция. Мы долго тренировались в том, как правильно задавать вопросы, как слушать партнера и регулировать эмоциональное напряжение в беседе. Сейчас мы покажем все наоборот. Нужно будет все, абсолютно все делать неправильно! Первая команда продемонстри­рует нам ситуацию, когда кандидат пришел на собеседование для поступ­ления на работу в фирму. Интервью будет вести менеджер по персоналу. Кандидат будет вести себя неправильно. Вторая команда подготовит диалог продавца и покупателя. Продавец будет вести себя совершенно неправильно. Третья команда подготовит диалог консультанта и клиента. Консультант продемонстрирует нам образец неправильного поведения.

Победит та команда, которая допустит больше ошибок.

Однако это только первая победа. После этих сценок каждая ко­манда должна будет продемонстрировать другую сценку, в которой все должно быть сделано максимально правильно. Победит та команда, на чьей стороне будет большинство голосов.

Есть ли какие-нибудь вопросы?

На подготовку сценок командам дается 15 минут.

ПРИМЕР _____ Игра «Сделай это неправильно», вариант «Консультант и клиент»

Факультет психологии СПбГУ, декабрь 2000

«Консультант» входит в комнату, где его уже дожидается «клиентка».

К о н с у л ь т а н т. Ну привет, привет! (Не дождавшись ответа, сразу же.) Там дождь идет? Не намокли волосы? (Подходит к «клиентке» и щупает ее волосы.) Волосы сухие. Ну ладно, сяду к тебе поближе, чтобы в глаза смотреть.

«Консультант» ставит стул и садится прямо напротив «клиентки», кла­дет руки на подлокотники ее кресла.

К о н с у л ь т а н т. Ну давай, давай, Анюта, рассказывай о проблеме.

К л и е н т к а. Ну я такая... вообще... одинокая...

К о н с у л ь т а н т (перебивая). Парня, что ли, у тебя нет?

К л и е н т к а. Я думаю... мне не стоит жить.

К о н с у л ь т а н т. Ну, не знаю, смотри, конечно.

Всеобщий хохот. Каждое слово, каждое движениевсе неправильно.

 

ПРИМЕР ____ Игра «Сделай это правильно», вариант «Консультант и клиент»

Та же группа.

«Консультант» находится в своем кабинете. «Клиентка» робко стучит­ся в дверь. Консультант громко отвечает: «Войдите, пожалуйста!» — встает и идет навстречу клиентке.

К о н с у л ь т а н т. Здравствуйте, Анна Георгиевна! Меня зовут Ольга. Присаживайтесь, пожалуйста!

Консультант показывает на стул и слегка пододвигает его в сторону клиентки. Она садится. Консультант садится на другой стул, тщательно выбирая расстояние (около 80 см), угол поворота (около 90 градусов), угол наклона (вперед, в сторону клиентки).

К о н с у л ь т а н т. Анна Георгиевна, вам удобнее, чтобы я называла вас по имени и отчеству?

К л и е н т к а. Нет-нет, лучше просто по имени — Аня.

К о н с у л ь т а н т. Аня, если хотите, я расскажу, как все происходит на приеме у психотерапевта, чтобы вы были в курсе.

К л и е н т к а ('с облегчением) О да, расскажите, пожалуйста!

К о н с у л ь т а н т. Первая наша встреча — это беседа. Вы сможете расска­зать мне о том, что вас беспокоит. Мы вместе подумаем, что лучше пред­принять. Возможно, решим, что вы присоединитесь к групповым занятиям, или, может быть, предпочтем индивидуальные встречи со мной или с дру­гим специалистом. А может быть, и одной встречи будет достаточно, что­бы обсудить интересующие вас вопросы.

К л и е н т к а. Да, хорошо... А то я боялась, будут тесты...

К о н с у л ь т а н т. (мягко) Нет-нет, никаких тестов. Это будет просто разговор... Если вы готовы что-то мне рассказать, то мы можем начать...

К л и е н т к а. В последнее время мне очень тяжело. Я не хочу жить.

К о н с у л ь т а н т. Вы сказали, что это происходит в последнее время...

К л и е н т к а. Да...

К о н с у л ь т а н т. (мягко). А что вы имели в виду, когда сказали «в последнее время»?

К л и е н т к а. Это началось недели две тому назад...

 

После каждой «неправильной» сценки тренер должен спросить: «Что было неправильно?» После каждой правильной: «Согласны ли мы, что это было сделано правильно?» Если игра проводится ближе к концу тре­нинга, то фактически это репетиция целостного действия, поэтому очень важно, чтобы участники оказались максимально эффективными в «пра­вильных» действиях. Тренеру следует помочь участникам, возможно, кое-где подсказать правильные слова и действия, «суфлировать» им. Можно прервать сценку, объявив: «Дубль два» и начать заново, чтобы добиться правильных действий со стороны участников.

«Сухой остаток» игры. Неправильно поступать легко и весело. Правильные действия требуют постоянного контроля, но это­му можно научиться!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: