Техника «Анализ ранних детских воспоминаний» (авторская, Е. Милютина; модифицированная, С. Остапенко)




Техника «Песочная расстановка 5 элементов» (авторская, Е. Тарарина)

 

Цель: диагностика неэффективных стереотипов поведения.

Задачи:

✓ диагностика проблемной зоны клиента;

✓ налаживание внутреннего диалога со своим «Я»;

✓ коррекция стратегий поведения;

✓ развитие мелкой моторики, креативности и речевых процессов.

Инвентарь: песочница с песком, мелкие фигурки (игрушки величиной не больше 8 см) из разнообразных сфер жизни.

Время работы: 20–40 минут.

Возрастные рамки применения: клиенты от 14 лет и старше.

Алгоритм работы.

Клиенту предлагается сформулировать запрос.

Основная часть.

Инструкция к действию.

1. Выберите 5 фигур и в соответствии с Вашей проблемой наделите их соответствующим символическим значением:

– внутренняя сила;

– проблема;

– помощь;

– преграда;

– мудрость.

2. Поместите игрушки в пространство песочницы или острова.

3. Ответьте на вопросы:

– Что Вы создали?

– Каким значением Вы наделили каждую фигуру?

4. Обсуждение основных моментов созданной картины.

Интерпретация

При анализе песочного пространства необходимо ориентироваться на девять зон.

Зоны песочного пространства:

 

 

Местонахождение каждого элемента песочной картины интерпретируется по данным зонам.

Выводы. Использование данной техники позволяет терапевту выявить истинные причины эмоциональных состояний клиента, оценить его самочувствие и отношение к разным людям, ситуациям.

 


Техника «5 маяков»

 

Первый этап. Повторюсь, песочница – это идеальное место для работы с темой прощения. Идеальное. Одно из лучших направлений в мире, которое работает с темой прощения. Вы предлагаете клиенту выбрать ситуацию, человека или тему, в которой ему уже давно пора кого-то простить. Это вполне может быть ситуация прощения самого себя. Пусть он вспомнит какую-нибудь ситуацию, которую долго носит на сердце. О ней никому постороннему не нужно будет рассказывать, только себе.

Второй этап. На чистой песочнице, на чистом бумажном пространстве, с манкой или с песком, клиент создаёт песочную картину, которая будет называться «Моя жизнь до происшествия», «Моя жизнь до этого события». Можно использовать для создания песочной картины любые элементы.

Третий этап. Вносим в жизнь клиента после того как случилось это событие, это происшествие, его следы. Теперь важно руками, кисточкой, фольгой, чем угодно, отобразить, КАК именно это событие изменило жизнь клиента, «наследило» в ней. Создадим сейчас на его пространстве следы боли, несправедливости, с которой ему пришлось столкнуться, напряжение, возможные обиды.

Четвёртый этап. Называется «стирание следов». Прошло время, и после нехорошей ситуации, после всего неприятного, перенесённого Вами, день за днём, год за годом, десятилетие за десятилетием, век за веком Ваше песочное пространство восстанавливалось. Пожалуйста, сделайте картину, которая будет отражать стирание следов неприятного, как будто следы Вашей трагедии, Вашей потери, Вашей боли или Вашей обиды стали затираться временем. Многие люди знают об этом, или люди не знают об этом, но Вы так часто ходили туда, что события и их следы стали стираться.

Пятый этап. И вот начинается период восстановления. Пожалуйста, попробуйте сейчас на Вашей бумаге или в Вашей песочнице с помощью рук построить дорожку, путь к источнику ресурса. Проложить эту дорогу в Ваше внутреннее решение начать действовать. Ваше внутреннее решение – начало пути к источнику ресурса. Восстановление, путь к источнику ресурса. Используйте камни, пуговицы, музыкальные инструменты, всё что только есть. Пожалуйста, путь к источнику ресурса. Создайте этот путь. Действуйте сейчас из состояния «всё возможно!». Поверьте в то, что именно сейчас всё сложится наилучшим образом! И когда Вы выстроите путь, создайте какой-то знак, который будет обозначать «Старт», начало нового пути.

Шестой этап. И сейчас, пожалуйста, выберите для себя пять маяков, пять людей – это могут быть Ваши родные, близкие, друзья, Ваши учителя, Ваш Сердечный учитель. Они будут теми маяками, которые будут светить Вам, чтобы шли Вы по освещённому пути и не вернулись в ту ситуацию, где была боль, обида и неприятности. Выберите фигуры, которые будут ассоциироваться у Вас с пятью людьми, и разместите их в Вашем песочном пространстве.

Седьмой этап. Завершается эта практика тем, что мы создаём в песочном пространстве своё намерение «быть счастливым». Здесь нам помогут метафорические карты. Задайте, пожалуйста, себе вопрос: что мне наилучшим образом поможет реализовать в жизни своё намерение «быть счастливой»? И вытяните карту. Чтобы там ни было изображено, даже могильные камни – это про ресурс, в случае с камнями, например, это может говорить об устойчивости. Создаём в своё песочном пространстве что-нибудь такое, что будет символизировать Ваше намерение «быть счастливой». Задаём вопрос: «Что наилучшим образом может продвинуть меня в этом моём намерении?» Вытаскиваем вслепую, не глядя, любую метафорическую карту. После создания пространства в песке и выбора карты мы предлагаем клиенту поговорить о том, как он понимает для себя значение вытянутой карты.


 

Техника «Анализ ранних детских воспоминаний» (авторская, Е. Милютина; модифицированная, С. Остапенко)

 

Цель: осознать модель поведения в проблемной ситуации.

Задачи:

✓ выработка новой модели поведения;

✓ проверка новой модели поведения на эффективность.

Инвентарь: песочница, игрушки, бумага (А4), ручка.

Время работы: 45–60 минут.

Возрастные рамки применения: клиенты от 16 лет и старше.

Инструкция.

1. Сформулируйте психологическую цель «Я хочу узнать, почему я… (Содержание проблемы, которая сейчас волнует)».

2. Вспомните и воспроизведите в песочнице любой эпизод, произошедший с Вами в возрасте до 8 лет.

3. Дайте ответы на вопросы:

– Что я тогда чувствовал?

– Как ко мне относились другие люди?

– Что я хотел?

– Что от меня хотели другие?

– Чем я мог управлять, что контролировать?

– Что контролировали другие люди?

– К каким выводам я пришёл в результате этого события?

4. Если не удовлетворены результатом, то если бы Вы могли что-то изменить в той ситуации, то что бы Вы изменили? Какой стала бы ситуация и Ваше поведение в ней? К какому выводу Вы бы тогда пришли? Сформулируйте вывод, начиная с утверждения: «Я могу, если захочу…»

5. Если бы Вы посмотрели на теперешнюю ситуацию, которая Вас волнует с позиции «Я могу, если захочу…», то как бы изменилось Ваше поведение, отношение?

Выводы. Техника стимулирует развитие новой модели поведения, укрепляет уверенность в себе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: