«Вести Дагестан», «Время Новостей».
Информационную функцию можно по праву назвать важнейшей в средствах массовой коммуникации двадцать первого века. Как отмечает В.Л. Цвик «в России около 90 % жителей узнают о событиях в стране и мире именно из выпусков телевизионных новостей» [Цвик, Назарова 2002: 105].
Новость одним предложением сообщает, кто, что, где и когда сделал, совершил. Причинно-следственные связи действия остаются «за кадром».
Жанр – категория историческая. Системы жанров – относится именно к журналистике – могут служить своеобразным индикатором эпохи. Так, замечено, что во время ограничения информационных свобод преобладают жанры аналитические, оценочные,назидательные.Инапротив,информационная насыщенность, репортаж демонстрирует пору свободы слова.
Следует отметить,что жанр определяется не по какому-то одному из признаков, а по всей их совокупности, т.е. жанровая принадлежность сообщения, зависит от наличия всех четырех признаков. [Цвик, Назарова 2002:125].
В современных учебниках, по которым будущие тележурналисты осваивают профессиональное мастерство говорится, что к жанрам информационной публицистики относят информационное сообщение (заметку), отчет, выступление, интервью, репортаж. И все информационные службы ТВ опираются на данные жанры. Хотя в выпусках новостей можно встретить и зарисовку, небольшие очерки, которые относятся к художественно-публицистическим жанрам, а также комментарий и фрагменты из пресс – конференций из аналитических жанров.
Мы считаем,что руководители и творческие люди должны заниматься подготовкой в эфир качественного продукта.
Информационные выпуски - это «лицо» канала и одно из эффективных средств, влияния на зрителя.
|
Информационная программа будет интереснее, если сюжеты решены в разных жанрах. В процессе практической подготовки информационных материалов журналисты редко задаются вопросом: к какой жанровой разновидности относится то или иное оперативное сообщение. Как правило, жанр выбирается на уровне подсознания, интуитивно (за исключением случаев, когда он определен редакционным заданием: сделай отчет,сними репортаж, возьми интервью; а чаще всего звучит обобщённое определение любых информационных материалов «сюжет»). Но для того чтобы этот выбор был осознанным, эффективным, единственно возможным, необходимо знать и систему жанров, и потенциальные возможности каждого из них [Васильева 2002:25].
Сегодня журналисты – практики уже достаточно основательно обжились на высотах новостной журналистики. Редакционные коллективы вдумчиво, системно, планомерно создают свой единственный, неповторимый информационный продукт, используя для этого решительно все: и новое, и хорошо забытое старое [Борецкий 2002:25].
В целом это относится к дагестанской новостной тележурналистики. В нашей республике и на РГВК «Дагестан», и на ГТРК «Дагестан» журналисты стремятся искать новые формы подачи новостей, играть с информацией, красиво и грамотно ее упаковывать, заставлять ее заблестеть всеми гранями события. Однако, выезжая на место съемки, они порой не задумываются в каком жанре, будут снимать сюжет. В итоге, когда материалы уже собраны и смонтированы, оказывается, что многие решены в одном жанре. Чаще всего, главным ведущим жанром становится официальная заметка и отчет в информационных выпусках «Вести Дагестан» и «Время новостей». Ответственность на это ложится на шеф-редактора. Именно он, на наш взгляд, должен определить в каком жанре будет подана та или иная информация. А в практике ТВ используется фраза: «снять сюжет, а какую жанровую форму примет сюжет не известно.
|
Заметка – наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент выпусков новостей.
Заметка — это небольшое журналистское произведение, отличающееся лаконичностью и предельной информативностью. Это простейшая форма оперативного, написанного, как правило, в «телеграфном стиле» сообщения, в основе которого лежит злободневный, общественно значимый факт, отражающий важнейшие социальные отношения. Заметка по праву считается основным информационным жанром для сообщения новостной информации.
Главное для заметки – именно краткое изложение результата изучения, «сигнализирование» о существовании (или отсутствии), основных чертах какого-то явления, события, человека, проблемы. Причем эти события, явления, проблемы, стороны личности человека должны выступать для аудитории как «новость», т.е. потенциальная информация, превышающая то, что уже известно зрителям. Чем больше будет это «превышение» (естественно, в рамках доступного осознанию), тем значимее будет новость.
Заметка в вербальной (словесной) форме или устное сообщение передается без видеоряда. Обстоятельство, оправдывающее ее использование, состоит в особой оперативности, когда новость представляет безусловный и всеобщий интерес, а съемки по той или иной причине невозможны, либо видеоматериалы еще не получены. Вот пример такого сообщения в программе «Вести Дагестан» на ГТРК «Дагестан»: «Безоговорочное осуждение, именно так отреагировали жители республики на вопиющий поступок дагестанского спортсмена, оскорбивший религиозные чувства буддистов в столице Калмыкии. Управление пресс-службы и информации, администрация правительства выступила с официальным заявлением» [Вести Дагестан 2016: 21марта].В выпусках РГВК «Дагестан» огромное количество вербальных и официальных заметок, которые озвучивают ведущие. Журналисты не умеют делать логические паузы. Порой вербальные заметки не вяжутся с классическим стилем программ.
|
Например, «В Национальной библиотеке имени Расула Гамзатова прошла презентация книги «Народный доктор Дагестана». Этот труд повествует о жизни видного деятеля здравоохранения Ибрагима Ибрагимова. На презентацию книги о заслуженном враче республики, народном враче Дагестана, заслуженном враче Российской федерации пришли его друзья и коллеги. Ибрагим Ибрагимов недавно отметил свой юбилей – 80-летие со дня рождения. Его труд отмечен многими государственными наградами - орденом «Знак Почета», орденом «Гиппократа». Ибрагим Ибрагимов - Почетный член правления Российской Ассоциации организаторов здравоохранения. Член редакционного Совета всероссийских журналов: «Здравоохранения Российской Федерации», «Южно-Российский медицинский журнал». Поздравления от главы республики озвучил первый вице-премьер Анатолий Карибов» [Время новостей 2016:31 мая].
Еще один пример официальной заметки на РГВК «Дагестан». «Рамазан Алиев поручил кабинету министров в срок до 1 июля внести предложения по разработке госпрограммы республики по обеспечению эпизоотического благополучия на территории республики, а также внести предложения по улучшению материально-технического, финансового, и кадрового обеспечения комитета по ветеринарии республики. Он отметил необходимость усиления контроля поголовьем скота и продукции животного происхождения, а также за соблюдением санитарно-гигиенических правил на продовольственных рынках и других объектах торговли республики скота» [Время новостей 2016:31мая].
Чаще всего официальные заметки посвящены всевозможным совещаниям и заседаниям, проводимым главой РД. Приведем пример вербальной заметки на ГТРК «Дагестан». «В Дагестане создана Северо–Кавказская ассоциация торговли. Уже прошло ее первое заседание. Участие в нем приняли больше 60 руководителей торговых предприятий и представители 75 компаний производителей Дагестана и Северной Осетии. Руководитель организации Бахтияр Ахмедов отметил, что деятельность ассоциации будет направлена на консолидацию усилий для динамичного развития бизнеса в регионе. Он уверен что благодаря этому у членов организации будет возможность получать продукцию от заводов на прямую что в итоге позволят сделать цены более доступным [Вести Дагестан 2016:7апреля].
Пример официальной заметки на РГВК «Дагестан». «Министр образования и науки Шахабас Шахов встретился с жителями Сергокалинского района. В здании администрации он провел прием граждан. Было подано 6 заявок для обращения по личным вопросам. Практически все вопросы сергокалинцев касались сферы образования. В районе 5 школ в аварийном состоянии. В процессе обсуждения проблемы с жителями и руководством Сергокалинского района Шахабас Шахов предложил использовать возможности государственного и частного партнерства.
После приема граждан министр встретился с директорами школ. Основные темы встречи - прозрачное проведение единого государственного экзамена и нехватка педагогических кадров по иностранным языкам. Шахабас Шахов отметил, что уже ведутся переговоры с высшими учебными заведениями по целевой подготовке кадров, для школ, испытывающих нехватку учителей по иностранным языкам» [Время новостей2016:31мая]. Сегодня в дагестанских информационных программах практически вся «паркетная» официальная информация решается в жанре официальной заметки. Это позволяет сделать выпуски информационно насыщенными. Заметки так не утомляют зрителей как подробные отчеты об этих мероприятиях. Недостатком подобных заметок является их незавершенность. Чаще всего они обрываются на фрагменте речи выступающего: не законченном и не ясным для аудитории. А порой в программах «Время новостей» и «Вести Дагестан» хронометраж заметок увеличивается за счет нескольких фрагментов из выступлений. Все это нарушает чистоту жанра.
Вторую разновидность заметки можно назвать сценарной, или авторской. Здесь более ощутимо участие журналиста во всем творческо-производственном процессе и его влияние на качество информации. Автор подбирает достойный экрана факт, заранее продумывает характер съемки и монтажа. Такой видеосюжет представляет собой, по сути дела, мини-репортаж. Автор-журналист обязательно присутствует на съемке, на него возлагается организация работы, решение любых производственных и творческих вопросов, возникающих на съемочной площадке.
Выпуск новостей на РГВК «Дагестан» начинается с авторской заметки «В Дагестане будут производить семена риса высших репродукций. Агрофирма «Сириус» получила статус семеноводческого хозяйства. За сезон предприятие сможет производить до 2 тысяч тонн элитных семян. Это полностью покрывает потребность республики. Продавать планируют и другим регионам. На сегодняшний день дагестанские сельхозпроизводители обеспечены семенами зерновых культур на 60 процентов, а элитные сорта и вовсе полностью завозятся из соседних регионов. Сириус будет вторым семеноводческим предприятием республики [Время новостей 2016:30марта]. Следует отметить, что корреспондент мало внимания уделял визуальному ряду в данной заметке. А авторскую заметку отличает тщательное продумывание средств выразительности. Но на РГВК «Дагестан» это было не так, видеоряд повторялся в течение всей заметки.
Рассмотрим сценарную заметку на ГТРК «Дагестан». «Подразделение МЧС России по Дагестану заключил с компанией Метан ТВ занимающимся установкой и обслуживанием ЛСД экранов городских автобусов, соглашение о сотрудничестве в области оповещения и информирования населения об угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [Вести Дагестан 2016:3марта]. Журналист творчески подошел к построению видеоряда, здесь использовались кадры и самого автобуса, были и синхроны представителей МЧС, и компании Метан ТВ. Еще один жанр отчет сегодня в информационных выпусках программ «Вести Дагестан» и «Время новостей» стал использоваться значительно реже. Но тем не менее он присутствует.
Тематическая основа отчета, как правило, официальное событие значительного социального, нередко государственного значения. Сценарный план отчета обычно не пишется заранее, однако целесообразно, чтобы журналист присутствовал на съемке: это поможет ему при написании текста, которым сопровождается показ отснятого материала.
Отчет может выйти в эфир и без журналистских комментариев. Так поступают в тех случаях, когда необходимо продемонстрировать непредвзятость в освещении события. Скажем, то или иное мероприятие полностью записывают на видеомагнитофон, затем показывают его в удобное для зрителей время в сокращенном виде. Сокращения, как правило, согласовывают с официально выделенными для этого представителями участников встречи (так поступают при подготовке отчетов с заседаний парламентов суверенных государств, сессий местных органов власти и т.п.) [Зверева 2004:165]. Подобного рода отчеты встречаются в исследуемых нами программах. Связаны они с освещением совещаний у главы республики. Однако при минимальном закадровом комментарии они перенасыщены фрагментами из речи Р. Абдулатипова.
К сожалению, корреспонденты не РГВК «Дагестан» и ГТРК «Дагестан» не снимают интересных отчетов. Журналисты делают свои отчеты в основном благодаря кадрам с совещаний.
К сожалению, в официальных отчетах, в программах «Вести Дагестан» и «Время новостей», мы сталкиваемся с проблемой,что не всегда бывает интересно и мало когда понятно, потому что на совещании принято говорить особым, официальным языком,разговор идет среди людей,которые хорошо знают эти темы, а вот для зрителя она мало понятна. Например, отчет от 12 августа 2015 года на РГВК «Дагестан» «Как выполняются майские указания Президента страны Владимира Путина? В Правительстве республики отчитались, об их исполнении. Был проведен специальный мониторинг целевых показателей, определенных данными указами от седьмого мая 2012 года. Вступив в должность Президента еще в мае 2012 года, Владимир Путин опубликовал ряд поручений правительству. Речь шла об увеличении зарплаты врачам и учителям, предоставлении квартир нуждающимся, привлечение зарубежных компаний к строительству дорог. Поручения касались всех сфер жизни российского общества. Государственное задание, которое необходимо реализовать и выполнить неукоснительно уже на местах. На повестке дня обсуждение реализации указов в области здравоохранения, образования и науки. Мониторинг заработной платы показал положительную динамику в этих сфера. Средняя зарплата бюджетников составила 18 тысяч рублей. Однако глава Дагестана указал на ряд недостатков проведенного мониторинга. Нет наполняемости в некоторых только что открытых школах и детсадах республики. Нужно провести оптимизацию образовательных учреждений. Данную проблему решить к 1 сентября. Он также отметил, что повышение заработной платы бюджетников возможно еще и за счет введения платных услуг. К примеру, заключение вузов с предприятиями, так называемых хоздоговоров. 601 указ – обеспечение населения государственными и муниципальными услугами, как, оказалось, выполняется в срок. К концу 2015 года должно быть создано 55 МФЦ в каждом городском округе и муниципальном районе. В настоящее время функционирует уже 30. Глава Дагестана положительно оценил работу Минкомсвязи. Но необходимо работать дальше. Использовать как можно шире возможности МФЦ. И в завершении встречи Глава Дагестана дал ряд указаний Правительству. Еще раз провести более серьезный анализ исполнения майских указов в республике» [Время новостей 2015:12 августа].
Следует отметить, что журналисты ГТРК «Дагестан» и РГВК «Дагестан» прекрасно понимают, как надо сегодня снимать телеотчеты. Но не всегда их попытки разнообразить визуальный ряд завершаются успено. Так материал Н.Черных о научно-практическом семинаре по гинекологии начался с кадров из операционного зала, где дается мастер-класс. Смотреть на разрезанное тело на весь экран - зрелище не для слабонервных. И далее фрагменты из выступлений генерального директора медицинского центра ГамидаАскерханова, профессора Лауры Каппушевой монтировались с кадрами операции. Возможно, медикам данный подробный отчет и был интересен. Но остальным зрителям не доставил эстетического удовольствия [Вести Дагестан 2016:2июня].
Не очень удачным на наш взгляд был отчет о прошедшем в Национальной библиотеке вечера памяти министра МВД РД А.Магомедтагирова. Сюжет начался с синхрона с руководителем Дагестанского регионального фонда «Гуниб» А.Хархачаева. Визуальный ряд не вышел за пределы библиотеки. Камера оставалась на стендах, посвященных А. Магомедтагирову. Когда можно было бы использовать архивные материалы канала. Далее камера скользнула по залу и журналист дал фрагмент речи министра МВД по РД А.Магомедова. Никакого творческого подхода к раскрытию темы не наблюдалось[Время новостей 2016:2июня].
«Заседаловки», совещания и пресс-конференции часто посвящены весьма острым темам и проблемам, которые имеют право на существование и даже необходимы в выпуске новостей [Зверева 2004:215]. Но если снимать подобного рода материалы, журналистам следует тщательно продумывать сценарный план и использовать все новаторства в данной сфере.
Выпуски программ «Вести Дагестан» и «Время новостей» во многом украшают репортажи корреспондентов каналов ГТРК и РГВК. Без репортажей не может быть полноценной информационной программы. Конечно, успех будет зависеть от качества репортажа, от профессионализма журналиста, снявшего материал. Телевизионный репортаж самый динамичный и быстро развивающийся на ТВ.
В сущности, вся история журналистики – история становления и совершенствования репортажа, характеризуемого максимальной приближенностью к естественной жизни, способного представлять явления реальной действительности в их естественном развитии [Телевизионная журналистика 2002:144].
От других информационных жанров репортаж прежде всего отличается ярко выраженным авторским началом: как это ни парадоксально, в центре любого репортажа фигура репортера. Это отнюдь не значит, что репортер интересует факты по – своему усмотрению. Тем более что он может каким – либо образом исказить события, о котором рассказывает. Но означает, что аудитория «видит» события глазами данного конкретного репортера. И что репортер решает, какую часть события показать зрителю. Это значит, что репортер решает, кому из героев дать слова на экране. Телевизионный репортаж – это,используя известное выражение уже не переносном, а в прямом смысле слова – «жизнь в формах самой жизни». Наблюдая процессы реальной действительности в их возникновении, становлении и развитии, репортер создает особое состояние сопричастности, психологического и эмоционального сочувствия аудитории. Это состояние называется «эффектом присутствия», и его так же следует считать одним из основных признаков жанра. «Эффект присутствия» возникает у аудитории не только вследствие восприятия зрительного образа настоящего, но и в результате усилий журналиста, ведущего репортаж. За исключением трансляций, телерепортаж несет на себя печать активного отношения журналиста к происходящему [Цвик,Назарова2002:188].
Репортаж – это событие, показанное во время самого события через репортера, который становится главным и часто единственным героем репортажа. Сегодня в информационных службах ТВ используются следующие виды репортажа: событийный, проблемный, тематический.
Событийный телерепортаж в программах «Вести Дагестан» и «Время новостей» - это может быть репортаж о какой-то торжественной церемонии, военной операции, о последнем звонке, о первом экзамене, о праздновании дня защиты детей. Главное - в таком репортаже определяющим становится какое-то новое событие, последовательность его развития. Событие всегда неприкосновенно. Оно протекает в реальном времени и пространстве независимо от репортера, подчиняясь только своей логике. На него можно смотреть, в него можно сколько угодно вглядываться, обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю, нельзя. Поэтому слово репортера не организует, не ведет событие, а следует за ним[Кузнецов 2014: 224].
Приведем пример событийного репортажа на канале ГТРК «Дагестан». В селении Акуша, Акушинского района прошел Республиканский фестиваль традиционной культуры и фольклора «Песни и танцы моего народа», посвященный памяти Загидат Магомедовой. Заслуженный работник культуры РСФСР, заведующая отделом культуры Акушинского района Загидат Магомедова известна как основательница сводного фольклорного ансамбля, настоящий энтузиаст фольклорного движения. Фестиваль организовали Министерство культуры РД, Республиканский Дом народного творчества министерства культуры РД, Администрация и управление культуры Акушинского района в рамках государственной программы «Развитие культуры в Республике Дагестан на 2015-2020 годы» и Года гор [Вести Дагестан2016:15мая]. На наш взгляд, репортаж Нурлана Алиева вполне интересный, хронометраж сюжета три с половиной минуты, Но, к сожалению, стендапа корреспондента не хватало в материале. Тем не менее, картинка получилась разнообразной и красочной. Понятно, что не каждый репортаж требует такого элемента как стендап. И корреспонденты ГТРК и РГВК достаточно серьезно относятся к записи стендапа, если он необходим их материале. В репортаже Х.Нисредовой, посвященный последнему звонку корреспондент произнесла свой монолог в кадре в толпе выпусников[Вести Дагестан 2016:2июня]. А.Ф.Назаралиева в репортаже о проведение первого ЕГЭ стендап сняла на фоне здания школы [Вести Дагестан 2016:27мая]. Подобного роды стендапы показывают зрителям, что они находятся на месте события, по интереснее всегда стендапы в движении, или когда журналист нам что то показывает. Так, в репортаже Раимы Абдуллаевой, посвящено сбору черешни в республике, корреспондент в кадре сама собирала и пробовала этот фрукт [Время новостей 2016:2июня].
Следует отметить, что информационная служба ГТРК «Дагестан» активно использует репортажи своих коллег с канала «Россия 1». В одном из июньских выпусков в «Вестях Дагестана» прошел событийный репортаж Саркара Магомедова о нападении на чемпиона России по тайскому боксу Ш. Шамхалаева. Репортер активно использует кадры с видеокамер наблюдения дает синхрон – свидетельские показания с начальником отдела информации МВД РФ по РД Ф.Убайдатовой, эмоциональный синхрон со старшим тренером клуба «Горец» С. Магомедовым. Репортаж лаконичный и динамичный, снят по всем законам телерепортажа.
Следует и другим корреспондентам ГТРК и РГВК придерживаться съемки репортажа.
Золотые правила подготовки репортажа:
1.Найдите сюжетный ход. Если вы определите под каким углом зрения собираетесь подать материал,это поможет вам отделить существенные элементы от несущественных. Определите главную тему вашего репортажа.
2. Сформулируйте содержание репортажа. Весьма полезно написать очень короткое в одно-два предложения, описание репортажа(синопсис – обоснование сценария,предсценарий).
3. Определите структуру репортажа - напишите список основных элементов репортажа и подумайте, в каком порядке их лучше распределить. Имеет ли ваш сюжет яркое начало и интересное концовку?
4.Расскажите историю – напишите черновой сценарий, чтобы определить каким образом зрители получат информацию, нужно для понимания того, о чем ваш репортаж. Набросайте текст для стендапа, а если хватит времени, то конспективно изложите информацию, который надо включить в закадровый текст [Как делать телевидение2000:33].
К сожалению, корреспонденты региональных каналов на сегодняшний день не всегда придерживаются правил подготовки репортажа.
Сегодня информационные службы ГТРК и РГВК активно используют проблемный репортаж.
А в событийном репортаже Анастасии Ермаковой о праздничных мероприятиях ко дню защиты детей, к сожалению, стендапа не было. Хотя в целом репортаж получился коротким, динамичным, умело наложенным интершумом. Возможно, в нем не хватало и таких элементов как лайф, люфт и был перевес синхронов – свидетельских показаний, но настроение праздника репортер передала [Время новостей 2016:1июня].
Пример событийного репортажа в программы «Время новостей». Масштабные народные гулянья развернулись и на улицах столицы. Песни, танцы и различные конкурсы. Сегодня по всей Махачкале отмечают День защиты детей. Разного рода мероприятия организованы на восьми площадках города. Традиционно основным местом празднования стали проспект Расула Гамзатова и площадка перед Русским театром. Юные махачкалинцы показывали свои таланты - и на асфальте, и на бумаге. Глава города Муса Мусаев оценил работы детей.Возле Русского театра - концерт с музыкальными номерами, а в это же время возле Аварского театра - тоже концертная программа, но уже со спортивной эстафетой. Флэшмобы, веселые соревнования, настольный теннис, шахматы – ребятам скучать не приходилось. В спортивно-развлекательной программе «Веселые площадки» приняли участие не только учащиеся ВУЗов и СУЗов, но и малыши со своими мамами. Кроме того праздник посетили и Олимпийские чемпионы и звезды дагестанской эстрады [Время новостей 2016:1 июня]. На наш взгляд, в репортаже нахватало стендапа журналиста, синхронов детей было мало, точнее один. В репортаже можно было использовать лайф или люфт. На наш взгляд репортаж оказался скучным.
Проблемный репортаж можно считать разновидностью тематического. Данный вид репортажа ориентирован не только на описание события, но и на выяснение его причин и вариантов развития. Они объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис - аргумент - вывод.
Приведем пример проблемного репортажа программы «Время новостей». На улице Гамидова долгое время растекалась канализация по всему двору одного из домов. Жители домов обращались в различные инстанции, но это не дало никаких результатов. За дело взялся Алибек Алиев. А. Алиев выслушал множество различных жалоб от жильцов дома близлежащих домов на бездействие коммунальных служб. Некоторые из них удалось решить там же, на месте. К примеру вопрос с огромными ямами и постоянными лужами – жильцам обещали уже в ближайшее время постелить асфальт в их дворе.
Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в проблемном репортаже возможны временные и пространственные смещения.
Динамика повествования достигается за счет представления суждений и версий, показа внутренних движущих сил проблемы. В качестве примера мы можем привести проблемный репортаж Дмитрия Асельдерова на РГВК «Дагестан» о Махачкалинском машиностроительном заводе». Хронометраж этого репортажа максимальный – около 9 минут. Основные герои – специалисты машиностроительного предприятия ЗАО «Сепаратор». Квалифицированного специалиста по поводу простоя крупного промышленного производства в самой безобидной форме характеризует сложившуюся сегодня обстановку на одном из самых перспективных предприятий машиностроительного комплекса республики. Десятки рабочих закрытого акционерного общества «Сепаратор» вынуждены в стенах родного цеха коротать время за игрой в нарды. Несмотря на обилие станочного парка предприятия, ни один из металлообрабатывающих агрегатов не работает. Всему виной властное и ничем необоснованное решение генерального директора соседнего открытого акционерного общества «Махачкалинский машиностроительный завод сепараторов» [Время новостей 2016:18 февраля].
Автор этого репортажа дает ответы на все вопросы, которые могут появиться у зрителя: почему завод оказался в таком состоянии? Почему отключили электричество? куда смотрит руководство? Даются кадры генерального директора завода, который отказывается давать интервью корреспонденту. Какие-либо внятные разъяснения по поводу сложившейся ситуации он нам так и не предоставил. Автор никого ни к чему не призывает.
А на ГТРК «Дагестан» проблемные репортажи подаются несколько иначе, например репортаж Раисат Магомедовой «строители против озеленителей». В Махачкале идет война между местными жителями и застройщиками. Причиной этого стала парковая зона. Жильцы близ лежащих домов пытаются всячески сохранить зеленый оазис. Недобросовестные предприниматели идея на пролом поставленной цели они снесли железное ограждение вокруг зеленой аллеи. Вмешаться в дело пришлось специальной комиссии [Вести Дагестан 2016:3марта].
На наш взгляд, корреспондент Раисат Магомедова не дала ответа на вопрос, почему возникла эта проблема. Синхронны получились эмоциональными.
Порой в программах «Вести Дагестан» и «Время новостей» идут идентичные проблемные репортажи 1 июня в выпусках были сюжеты об обращении жителей дома по улице Гагарина к уполномоченному главы республики А.Алиеву по проблеме растекающейся по всему двору канализации, В обоих репортажей использовался один и тот же визуальный ряд, захватывающий лайф и эмоциональные синхроны жителей дома. При этом на канале ГТРК репортаж озвучил Д. Салимов [Вести Дагестан 2016:1 июня], а на РГВК М. Лугуев [Время новостей 2016:1июня]. На наш взгляд, это был самый удачный проблемный репортаж за исследованный период. Но кто его автор? Приходится лишь догадываться: на месте съемок в кадр попал Д.Салимов.
Иногда говорят, что журналист готовит свой материал. В течение некоторого промежутка времени репортер собирает факты, о каком-то явлении, выстраивает причинно-следственную цепочку. Именно интересная цепочка фактов, из которой следует неожиданный вывод об интересующем зрителя явлении, является поводом для создания тематического репортажа. Он чаще связан с показом интересного для зрителей регулярно происходящего действия, а не единичного события, как репортаж событийный. Упор в таком репортаже делается на подготовку материала заранее, на подробный сбор информации, на кропотливую и продолжительную работу над материалом, а не на умение быстро сориентироваться в ситуации и оперативно изложить основные факты, как в событийном репортаже.
Например, репортаж Илоны Агасиевой на ГТРК «Дагестан» посвящен встрече международного женского дня 8 марта. «Это не рассказ о том, как ровно сто лет назад в России на одном из митингов прекрасная половина общества отстояла свои права, а вместе с тем и собственный праздник. Это скорее три разных истории об одной красивой женской мечте. О желтых тюльпанах, о красных гвоздиках, о мгновениях счастья, что на самом деле не столь мимолетны, об открытках, подписанных с любовью, и даже о долгожданных комплиментах. Их ждут,- и в двадцать, и в пятьдесят и восемьдесят, без скидок на возраст» [Вести Дагестан 2016:8марта]. Хронометраж сюжета около четырех минут, видиоряд продуман корреспондентом, одна история женской судьбы переходит в другую. Синхронов не мало в сюжете, но они получились короткими и информационно насыщенными».
К тематическим репортажам на РГВК «Дагестан» можно отнести материал о «Бабушке Гулейбат. Так ее прозвали дербентцы. Ведь она давно уже стало своеобразным символом старинного города. Когда весь город спит глубоким сном, она уже на боевом посту. По-русски она говорит с трудом. Окончила всего несколько классов в школе. Улочки старинного Дербента ей давно уже стали родными. И пусть ГулейбатРаджабова не знает их историю. Но сорок лет своей жизни она посвятила именно им. Ее рабочий день заканчивается тогда, когда у других он только начинается. И, несмотря на погоду, настроение, житейские проблемы, бабушка Гулейбат каждое утро встречает жителей Дербента с улыбкой на лице» [Время новостей 2016:30апреля].
На наш взгляд видеоряд повторялся в сюжете. Недостаточно было сихронов, если бы был стендап корреспондента, как мы считаем, репортаж был бы полноценее.
Приведем пример еще одного тематического репортажа на РГВК «Дагестан». «В их семье родился 11 ребенок. Подарок, а это единовременная выплата, многодетной маме вручили сотрудники Минтруда Дагестана. Цветы, наилучшие пожелания и единовременная выплата. В республике многодетных мам стараются поддерживать. Указ о дополнительных мерах по социальной поддержке был подписан еще в 2009 году. С тех пор после рождения 10 и последующего ребенка семьи получают по 300 тысяч рублей.
Самой старшей будет пятнадцать, а самой младшей - всего два месяца. Одних надо покормить вовремя, других - в школу отправить. Мама Люба успевает делать все. В этом деле, говорит она, тяжело только вначале, а потом смотреть за младшими помогают старшие дети.В большой семье большие расходы. Потому многодетная мама в общую семейную копилку старается внести свой вклад. В сезон со своего огорода поставляет на рынок цветы. Правда, раскрутить бизнес, как хотелось бы, не получается. Для этого необходим, участок побольше.
Пока дети маленькие, места в доме хватает всем. Но время идет так быстро, что уже сейчас надо думать о расширении. Любовь Мустафаева в администрации города встала в очередь на получение земельного участка» [Время новостей 2016:26апреля]. На наш взгляд репортаж получился интересным.
Весьма удачным на этом канале были и тематические репортажи, прошедшие в первых числах июня, о целях приезда в республику ведущих передач «Пойдем поедим!» Джона Уоррена и «Охота на рыбалку» Вилли Хаапауса. Оба репортажа весьма профессионально сняла ПатиматБурзиева.
Таким образом, проанализировав информационные программы «Время новостей» и «Вести Дагестан», мы можем отметить, что в программах присутствуют такие информационные жанры как: заметка, отчет, репортаж. При верстке информационных выпусков предпочтение отдается заметкам, которые сегодня заняли ведущее положение в программах. Вербальные заметки используются в экстренных ситуациях, когда необходимо срочно донести аудитории информацию. Лидируют в выпусках официальные заметки о различных совещаниях и заседаниях. Они позволяют сделать выпуски информационно насыщенными, но хронометраж их порой затянут и логически они не завершены. Но более яркими и смотрибельными делают выпуски репортажи: событийные, тематические и проблемные.
Заключение
Телевидение и сегодня продолжает оставаться наиболее популярным источником получения информации. В любое время дня телезритель может включить выпуск новостей на одном из каналов. На сегодняшний день весьма значительная конкуренция на ТВ в этой некогда монополизированной государством сфере. Во многих районах происходит смена приоритетов в области телеинформации в пользу местных программ. В Дагестане данный процесс идет крайне медленно. Сегодня две телекомпании Дагестана ГТРК и РГВК выпускают новостные программы «Вести Дагестан» и «Время новостей». Информационная служба ГТРК является старейшей в республике, а в апреле 2004 года в эфир вышла информационная программа «Время новостей» на канале РГВК. Обе телекомпании являются государственными, соответственно особых различий в информационной политике у них нет. Серьезной конкуренции между государственными телекомпаниями по сути своей, быть не может, скажем, больше обе телекомпании дружат между собой, часто в информационной программе появляются сюжеты снятые корреспондентами ГТРК «Дагестан». Вместе с тем конкуренция существует на уровне качества подачи информации. Именно это заставляет дагестанских журналистов творчески и оперативно подходить к подаче одних и тех же материалов. Отличие информационных выпусков ГТРК «Дагестан» от «Время новостей» в том, что первые, имея статус филиала ВГТРК работают в жестких условиях единого информационного поля. А это значит, что руководители и сотрудники ГТРК, придерживаются четких правил структуры общероссийского информационного вещания. Руководство же РГВК «Дагестан» самостоятельно решает свои технические вопросы, ориентированно на современные цифровые технологии. А географические рамки РГВК «Дагестан» выходит за рамки РФ, и в республике нет населенного пункта, где не принимается ее спутниковый сигнал, так как РГВК «Дагестан» является спутниковой.
Однако федеральным компаниям ГТРК и РГВК по-прежнему проигрывают в оперативности. Несмотря на, то что программа «Время новостей» выходит в эфир шесть раз в день: в 7:00., 12:30.,16:30.,19:30.,22:30.,00:30. А «Вести Дагестан» выходят в эфир 8:36,11:35,14:30,17:30,19:35.