Ход урока
I. Вступительное слово учителя. (4 минуты)
Учитель: Мы выяснили, что католическая церковь, став сильной и могущественной, жестоко расправлялась с теми, кто пытался поставить под сомнение ее деятельность.
В ноябре 1095 года папа Урбан II на большом соборе в Клермоне обратился к народам Запада с призывом предпринять поход в город Иерусалим. В средневековье этот город играл роль центра, был священным местом. Но еще VI веке эта страна была отобрана у Византии Арабами. Участникам похода папа обещал прощение грехов. Походовбудет организовано несколько. Они войдут в историю под названием «Крестовых», потому что участники нашивали себе на одежды кресты из красной материи. Но чтобы массы людей оставили свои дома, семьи, хозяйство и отправились в далекое и опасное путешествие, нужны были веские причины.
Итак, в начале урока нам предстоит выяснить, каковы были причины крестовых походов?
Учитель: Для того чтобы нам определить причины Крестовых походов послушаем участников событий, которые расскажут вам, почему они отправились в поход. Состав участников первого крестового похода был разнообразен: церковь, крупные феодалы, мелкие феодалы (рыцари), крестьяне.
На основе рассказов участников событий, мы будем составлять таблицу: заполним первый столбец, слушая рассказы, вы будете заполнять второй. Затем мы проверим, что у вас получилось
Участники походов | Их цели |
Церковь | |
Крупные феодалы | |
Рыцари | |
Крестьяне |
Учитель: Итак, перенесемся в 1095 год на большой собор в Клермон, где папа Урбан II обратился ко всем собравшимся с речью…
II. Выявление причин Крестовых походов. Выступления учеников. (6 минут)
Речь папы Урбана II в Клермоне. Да побудет души ваши к мужеству деяния ваших предков, доблесть и слава короля Карла Великого и других государей, которые разрушили царство язычников и раздвинули пределы святой церкви. Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господен, которым ныне владеют нечестивые, и святые места, и святые места, которые ими подло оскверняются…Иерусалим – это пуп земли, край плодороднейший…это словно второй рай…Он стремится и жаждет освобождения, не прекращает молиться о том, чтобы вы пришли ему на выручку.
Выступление крупного феодала: Поход к Иерусалиму – это прекрасный шанс заполучить новые владения и подданных, и обогатиться за счет городов на Востоке.
Выступление рыцаря. У моего отца, рыцаря по происхождению, 10 детей. Я, младший. По нашим законам, мне достался только конь. Поэтому выступить в поход за освобождение Гроба Господня - это очень хороший шанс заполучить поместье и прекратить бродяжническую жизнь.
Выступление крестьянина: Вот уже около 30 лет наше положение очень плохое. Неурожайные годы вызывают голод. В 1086 году голод был очень сильный: приходилось, есть умерших животных, а вместо хлеба виноградные листья. В 1093 году была великая засуха, а в 1094 - пшеница так и не вызрела. И никто не освобождает нас от феодальных повинностей. Мы должны выступить в поход, может на чужбине, мы найдем счастье.
Примерный вариант ответов учащихся:
Участники походов | Их цели |
Церковь | Освобождение гроба Господня от неверных Дописываем: увеличение доходов, расширение влияния римского папы на Восток |
Крупные феодалы | Захват новых владений и подданных; Увеличение богатств |
Рыцари | Получение земельных владений; Прощение грехов |
Крестьяне | Избавление от тяжелых условий жизни |
Учитель: А теперь возьмите красный и синий карандаш. Красным отметьте личные причины, а синим религиозные.
Проверка задания: главным итогом данного задания должен стать вывод учащихся о том, что каждый участник похода шел по личной инициативе – с целью обогащения. Значит и церковь преследовала такие цели - далее следует в таблице, в графе церковь следует дописать: увеличение доходов, расширение влияния римского папы на Восток
III. Рассмотрение событий первого Крестового похода: поход бедняков. (8 минут)
Учитель: (по ходу рассказа необходимо показывать путь движения крестоносцев по карте, при этом можно использовать прием «оживления карты»). После призыва папы Урбана II освободить гроб Господень к Иерусалиму двинулись крестьяне. Весной 1096 года вверх по течению Рейна, а потом вниз по Дунаю потянулись нестройные ряды бедняков. Они соединялись в 5-6 отрядов, насчитывающих 60-70 тысяч человек.
Записываем в тетрадь: 1096 год – поход бедняков к Иерусалиму.
С каким настроением люди шли в бой? Об этом нам расскажет участник событий…
Выступление бедняка 1: Здесь были люди всех возрастов: старики, юноши и даже мальчики. Во главе каждого отряда был проповедник. Несмотря на то, что мы ничего не понимали в том, как вести бой. Мы подковали быков, запрягли их в тележки и, взяли с собой всю свою семью и отправились в путь…
Ответ на вопрос.
Учитель: Беднякам предстояло преодолеть огромное расстояние. Впереди некоторых отрядов шли гусь или коза, ибо считалось, что Господь проявляет свою волю через неразумных животных и приведет верующих туда, куда им надо. Подходя к каждому городу, паломники спрашивали: "Не Иерусалим ли это?"
Давайте, посмотрим на средневековую миниатюру «Беднота следует к Иерусалиму»? Как было вооружено войско?
Работа с миниатюрой «беднота следует к Иерусалиму». Учащиеся делают вывод о плохом вооружении бедняков.
Учитель: Как преодолевали этот путь толпы бедняков? Узнаем из воспоминаний одного из участников данных событий.
Выступление бедняка 2: У нас не было продовольствия, мы питались за счет населения, которое грабили. Я слышал, что в Венгерском королевстве, был уничтожен целый отряд. Но мы должны были идти… И вот мы добрались до Константинополя голодные и уставшие. Таких богатств мы еще не видели, поэтому многие принялись грабить и поджигать дома. Затем нас поспешили переправить через пролив и там…в первом же бою, мы были разбиты турками. Погибло очень много человек, если бы сложить в одну кучу, все тела погибших, то образовалась нечто вроде высокой горы.
Обсуждение: ответ на поставленные вопросы
Учитель: Итак, поход бедноты закончился неудачей. Лишь немногим удалось спасти. Почему поход бедняков имел такой результат? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрим на миниатюру «Разгром бедноты турками в Малой Азии»? Что изображено на данной миниатюре? Сравните вооружение.
Учащиеся делают вывод не только о плохом вооружении отрядов бедняков, но и отсутствии навыков и знаний ведения боя.
Вспоминая цели, которые ставили перед собой бедняки, определите, достигли ли они их?
Обсуждение. Запись в тетради: поход бедняков закончился неудачно.
IV. Рассмотрение событий первого Крестового похода: поход феодалов. (20 минут)
Учитель: Осенью 1095 года вслед за бедняками отправляются феодалы.
Задание: Определите по карте на странице 136-137 учебника, из каких стран отправляются отряды крестоносцев?
Ответ учащихся.
Посмотрим, как выглядели участники похода? Определите, какие доспехи были распространены в эпоху крестовых походов?
Работа с учебной картиной: Анализ вооружения рыцарей и феодалов.
1. Определите, какие доспехи были распространены в эпоху крестовых походов?
2. Какой вид оружия имеется у крестоносцев?
Учитель: По пути крестоносцы захватывали города, грабили и убивали местных жителей. В конце мая 1097 года крестоносцы достигли Антиохии. В октябре 1097 года крестоносцы осадили ее, но взять Антиохию удалось лишь в июне. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к изображению города.
Работа с иллюстрацией. Вывод учеников: Антиохия - хорошо укрепленный город.
Познакомимся с событиями лета 1098 года, прочитав документ.
Работа с документом: Приложение 1.
Обсуждение вопросов.
Учитель: Итак, Антиохия была взята, но главная цель не достигнута. Пересекая Азию в разгар лета, воины шли к Иерусалиму…
Запись в тетради: лето 1098 год – взятие Антиохии
Выступление рыцаря: Изнемогая от усталости, жары и жажды мы шли…к своей цели – к городу Иерусалиму. На нас постоянно нападали турки не щадя никого: ни женщин, ни детей, которых мы взяли с собой. Но все же главным нашим врагом стал недостаток воды. В один день умерли в муках жажды около 500 человек обоего пола. Погибали животные… Мужчины, ослабевшие от жажды, бродили с открытым ртом, чтобы вдыхать воздух… Но мы дошли до Иерусалима, был вторник 12 июля 1098 года…
Учитель: Какие трудности во время похода испытывали крестоносцы?
Перед нами картина «Страдание от жажды». В каких красках передает нам автор картины события 1098 года? Какие чувства вызывает у вас данная картина?
Работа с художественной картиной: описание картины «Страдание от жажды».
Учитель: Итак, в июне 1098 года крестоносцы подошли к стенам Иерусалима, который находился во власти египетского халифа. Город был снабжен всем необходимым, чтобы выдержать осаду, его охрана была поручена сильному гарнизону.
I вариант: Как же дальше развивались события, узнаем, посмотрев фильм.
Просмотр отрывка из фильма BBC «Крестоносцы. Часть 2».
Обсуждение событий, происходивших в Иерусалиме:
Вопросы:
1.С какими трудностями пришлось столкнуться крестоносцам, подойдя к стенам Иерусалима?
2.Каким образом крестоносцем удалось взять Иерусалим?
3. Как вели себя крестоносцы в захваченном городе?
II вариант: работа с документом «Взятие Иерусалима». Приложение 2.
Учитель: Крестоносцы не пощадили ни женщин, ни малюток. Разбредаясь по домам горожан, захватывали все, что в них находилось, подчинили Иерусалим.