ОПРОСНИК ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ТЕСТА ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ Я. ЙИРАСЕКА




Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы

Программа профессиональной переподготовки

Практическая психология с дополнительной специализацией в области применения психотерапевтических технологий (1840)

Дисциплина: Педагогическая психология

Практическое задание 3, Модуль 3. Психология обучения и воспитания

 

Выполнил:

Слушатель Чурилов Артем Юрьевич

Преподаватель:

Гершман Елена Дугласовна

Г. Волгоград – 2018

Практическое задание 3

Задание проверяется преподавателем. Для получения оценки загрузите свою работу в систему. Максимальный балл за задание 25 баллов.

Выберите и проведите исследование познавательной и мотивационной сферы обучающихся различных возрастных групп (какое-нибудь одно по выбору Слушателя- Исследование 1, 2 или 3).

Используйте книгу Е.И. Рогова «Настольная книга практического психолога» из раздела «Библиотека»

Достаточно 1 испытуемого, обследованного с помощью 2 методик.

В качестве испытуемого по плану Исследования 3 можете быть Вы сами.

В отчете по каждой из 2 методик должны быть представлены:

• Полное описание методики.

• Протокол обследования.

• Ответные листы или рисунки испытуемого.

• Описание поведения испытуемого в процессе выполнения методики (понимание инструкции, следование инструкции, интерес к заданию, темп выполнения, особенности внимания, взаимодействие с экспериментатором и т.д.).

• Обработка результатов исследования (количественная и качественная).

• Вывод (должен соответствовать цели исследования).

Протокол обследования оформляется следующим образом:

ФИ испытуемого (закодировать по первым буквам, например Иванов Иван - И.И.): ______

Возраст испытуемого: _______________

Пол испытуемого: _________________

Состояние испытуемого (например, болезнь, утомление, тревожность, беспокойство, спокойное состояние, собран, сосредоточен и т.д.): ________________________________

Дата:____________________________

Время: __________________________

Цель исследования (как правило, совпадает с целью проводимой методики): ____________

Методика (название и автор(ы)): _________________________________________________

Процедура проведения (краткое описание): __________________________________________________________

Инструкция (приводится полная инструкция):______________________________________

Оборудование (например, лист бумаги, бланк с вопросами, ручка, карандаш, карточки с изображением и т.д.): ____________________________

Экспериментатор: _______________________________

Исследование 1

1. Подберите методики и проведите исследование, направленное на диагностику учебной мотивации и готовности детей к школьному обучению.

 

Рекомендуемые методики:

Мотивация учебной деятельности:

1) методика изучения мотивационной сферы учащихся М.В. Матюхиной;

2) методика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой;

3) методики «Направленность на отметку» и «Направленность на приобретение знаний», разработанные Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой;

4) методика для диагностики учебной мотивации школьников (модифицированный вариант методики М.В. Матюхиной);

5) методика школьной мотивации М.Р. Гинзбурга.

Готовность к школьному обучению:

1) диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению (Н.И.Гуткина);

2) Тест Г.Вицлака "Способность к обучению в школе";

3) Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения (Семаго Н., Семаго М.);

4) Ориентировочный тест школьной зрелости А. Керна-Я. Йирасека

 

Исследование 2

Подберите методики и проведите исследование, направленное на диагностику учебной мотивации и познавательного развития подростка

 

• Рекомендуемые методики

1.Методики изучения восприятия:

• методика «Компасы» (восприятие пространственных признаков);

• методика «Часы» (восприятие пространственных признаков);

• методика изучения восприятия времени.

2. Методики изучения внимания:

• методика «корректурная проба»;

• красно-черные таблицы;

• методика Мюнстенберга;

• методика «расстановка чисел»;

• методика «отыскание чисел»;

• методика «отыскание чисел с переключением».

3. Методики изучения памяти:

• метод опосредованного запоминания (по Л.С.Выготскому);

• метод пиктограмм (по А.Р.Лурия);

• методика «запоминания цифр»;

• методика «запоминания образов»;

• метод попарного воспроизведения.

4. Методики изучения мышления:

• методика Векслера (детский вариант);

• ШТУР (школьный тест умственного развития);

• методика «сложные ассоциации»;

• методика «Матрицы Равена»;

• методика «анализ отношения понятий»;

• методика «выявление общих понятий»;

• методика «количественные отношения»;

• методика «интеллектуальная лабильность»;

• Необходимо также знать особенности речевого развития подростка.

5. Методики изучения речевого развития:

• методика оценки продуктивности вербального воспроизведения; толкование пословиц;

6. Методики изучения мотивации учебной деятельности:

• методика изучения мотивации обучения; мотивация одобрения -- шкала Марлоу-Крауна.

 

Исследование 3

Подберите методики и проведите исследование, направленное на диагностику учебной мотивации и профессиональных интересов старшеклассников и студентов

 

Рекомендуемые методики

 

1. Модификация теста-опросника АМехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД) (М.Ш.Магомед-Эминов).

2. Тест юмористических фраз (ТЮФ), предложенный А.Г.Шмелевым и В.С.Бабиной

3. Тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) С.Р.Пантелеева и В.В.Столина

4. Изучение профессиональных намерений старшеклассников и их готовность к выбору профессии (Л.М.Фридман, Т.А.Пушкина, И.Я.Каплунович, 1988).

5. Определение интересов, способностей личности (А.Е. Голомшток, 1968; Е.А.Климов и соавт., 1969; О.П. Мешковская и соавт., 1984).

6. Определение личностной направленности - ориентационная анкета (Б.Бас, 1967 г.)

7. Методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А.РЕАН И В.А.ЯКУНИН, МОДИФИКАЦИЯ Н.Ц.БАДМАЕВОЙ).

 

 

Исследование 1

ФИ испытуемого: __Щ.М.____

Возраст испытуемого: ___8____________

Пол испытуемого: ___мужской______________

Состояние испытуемого: собран, сосредоточен

Дата: ___4.12.2018_________________________

Время: _____13.00_____________________

Цель исследования: ___ определение школьной мотивации. _________

Методика: _ Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г.Лускановой____________

Процедура проведения (краткое описание): Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

  1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
  2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.

Инструкция (для индивидуальной формы проведения): _ «Сначала послушай вопрос и три варианта ответа на этот вопрос, а затем выбери один из трёх ответов, который выражает твоё мнение» _____________________________________

Оборудование: __________ лист бумаги, бланк с вопросами, ручка __________________

Экспериментатор: ___А.Ю. Чурилов____________________________

 

 

Ход исследования.

1.Тебе нравится в школе?

-не очень
-нравится
-не нравится

 

2.Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

-чаще хочется остаться дома
-бывает по-разному
-иду с радостью

 

3.Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты бы пошел бы в школу или остался бы дома?

-не знаю
-остался бы дома
-пошел бы в школу

 

4.Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

-не нравится
-бывает по-разному
-нравится

 

5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

-хотел бы
-не хотел бы
-не знаю

 

6.Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

-не знаю
-не хотел бы
-хотел бы

 

7.Ты часто рассказываешь о школе родителям?

-часто
-редко
-не рассказываю

 

8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

-точно не знаю
-хотел бы
-не хотел бы

 

9.У тебя в классе много друзей?

-мало
-много
-нет друзей

 

10.Тебе нравятся твои одноклассники?

-да
-не очень
-нет

 

Ключ

№ вопроса

Оценка за 1 ответ

Оценка за 2 ответ

Оценка за 3 ответ

 

 

Интерпретация результатов

 

Различия между группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

1. 25-30 баллов (очень высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

2. 20-24 балла – (высокий уровень) хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 – 19 баллов – (средний уровень) положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

4. 10 – 14 баллов – (низкий уровень) низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

5. Ниже 10 баллов – (очень низкий уровень) негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5 – 6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивность, отказываться выполнить те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно – психического здоровья.

 

Интерпретация результатов. На основании ответов испытуемого и подсчета баллов получаем сумму 18, что соответствует среднему уровню мотивации. положительное отношение к школе но школа привлекает больше вне учебными сторонами.

Исследование 2

ФИ испытуемого: ___Щ.М.___

Возраст испытуемого: _____8__________

Пол испытуемого: ________мужской_________

Состояние испытуемого: ________собран сосредоточен________________________

Дата: ______04.12.18______________________

Время: ______14:00____________________

Цель исследования: ____Проверка готовности ребенка к школьному обучению________

Методика: ______ Тест ориентировочной школьной зрелости Керна – Йирасека______

Процедура проведения: Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. На развернутой стороне (на левой половине листа) вверху заранее напишите короткое предложение письменными (НЕ печатными!) буквами: “Он ел суп”. Внизу вы рисуете группу точек так, как показано у меня на образце бланка. У меня посредине отмечена линия сгиба для большей наглядности (естественно, вам ее рисовать не нужно). Правая половина листа – для ребенка, который будет выполнять задание по срисовыванию.

Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете первое задание и ждете, когда он их выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т. д.

Источник: https://www.stranamam.ru/post/775891/

 

Инструкция: ___ 1. Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину (далее я поясню, отчего это может быть). Тогда делаем следующее задание.

2. Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т. е. мы предлагаем ему скопировать фразу. Если ваш ребенок уже умеет читать письменный текст, напишите любую фразу на другом, неизвестном ему, языке, например, на английском: “He eats soup”.

3. Затем он переходит к группе точек. Вы говорите: “Посмотри, здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же.” Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.

 

Оборудование: лист бумаги, бланк с вопросами, ручка, ____________________________

Экспериментатор: ______А.Ю. Чурилов_________________________

 

 

Ход исследования:

 

По результатам первого задания: 1 балл – фигура мужчины имеет голову, шею, туловище, конечности. Голова не должна быть больше туловища. На голове есть волосы (или они закрыты шапкой или кепкой), уши; на лице – глаза, нос, рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги как бы “растут из туловища”, а не прикреплены к нему и внизу отогнуты. Фигура одета в мужскую одежду. Вся фигура нарисована синтетическим, другими словами, контурным способом, т. е. как единое целое, а не составляется из отдельных законченных частей и ее можно обвести, не отрывая карандаш от бумаги.

Источник: https://www.stranamam.ru/post/775891/

 

По результатам второго задания: 1 балл – хорошо и полностью разборчиво скопирован написанный образец. Буквы превышают размер букв образца не более чем в 2 раза. Первая буква по высоте явно соответствует прописной букве. Буквы четко связаны в три слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной не более чем на 30 градусов.
Источник: https://www.stranamam.ru/post/775891/

 

По результатам 3 гадания: 1 балл – почти совершенное копирование группы точек. Допускается небольшое отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца разрешается, а увеличение – не более чем в 2 раза. Рисунок должен быть параллелен образцу.
Источник: https://www.stranamam.ru/post/775891/

 

ОПРОСНИК ОРИЕНТИРОВОЧНОГО ТЕСТА ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ Я. ЙИРАСЕКА

1. Какое животное больше — лошадь или собака? Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = — 5 баллов.
Лошадь
2. Утром вы завтракаете, а днем...
Обедаем. Мы едим суп, мясо = 0 баллов. Ужинаем, спим и другие ошибочные ответы = — 3 балла.
ужинаем
3. Днем светло, а ночью...
Темно = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
Темно
4. Небо голубое, а трава...
Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = — 4 балла.
Зеленая
5. Черешни, груши, сливы, яблоки — это...? Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = — 1 балл.
Продукты или овощи
6. Почему раньше, чем пройдет поезд вдоль пути, опускается шлагбаум? Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем. Чтобы никто не попал под поезд (и т. д.) = 0 баллов, неправильный ответ = — 1 балл.
Чтобы не врезаться
7. Что такое Москва, Ростов, Киев? Города = 1 балл. Станции = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.
Не знаю
8. Который час показывают часы (показать на часах)? Хорошо показано = 4 балла. Показаны только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3 балла. Не знает часов = 0 баллов.
Не знает часов
9. Маленькая корова — это теленок, маленькая собака — это..., маленькая овечка — это...? Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = 0 баллов. Неправильный ответ = — 1 балл.
Щенок, козленок
10. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что у них одинакового? На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов. На кошку (без приведения знаков подобия) = — 1 балл. На курицу = — 3 балла.
На кошку потому что у них есть хвосты и четыре лапы, и у кошки нет рогов как у собаки
11. Почему во всех автомобилях тормоза? Две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл. 1 причина = 0 баллов.

Неправильный ответ (например, он не ехал бы без тормозов) = — 1 балл.
Чтобы не задавить замеченного человека нужен тормоз
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? Два общих признака = 3 балла (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, можно ими забивать гвозди, с задней стороны они плоские). 1 подобие = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
У них одинаковая деревянная ручка
13. Чем похожи друг на друга белка и кошка? Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла. Одно подобие 2 балла.

Неправильный ответ = 0 баллов.
у них четыре лапы
14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой? У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) т 3 балла. Винт завинчивается, а гвоздь забивается, или у винта — гайка = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
У винта закрученная, а у гвоздя не закрученная и его забивают
15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это...? Спорт, физкультура = 3 балла. Игры (упражнения), гимнастика, состязания = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
Не знает
16. Какие ты знаешь транспортные средства? Три наземных транспортных средства, самолет или корабль = 4 балла.

Только три наземных транспортных средства или полный перечень, с самолетом или с кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства — это то, на чем можно куда-нибудь передвигаться = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
Грузовики, машины обычные, автобусы, большие грузовики
17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница?

Три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины,

уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит,

чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4 балла.

1 или 2 различия = 2 балла.

Неправильный ответ (у него палка, он курит и т. д.) = О

баллов.
У старого человека белые волосы а у молодого человека желтые красные разного цвета, у старого человека наклоняется спина, а у молодого не наклоняется спина, у старого человека плохое зрение а у молодого хорошее, старый человек медленно ходит а молодой человек быстро, у старого человека все болит спина ноги шея может быть и руки а у молодого может что то болеть отдельно что то одно
18. Почему люди занимаются спортом? Две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы держались прямо, чтобы не были толстыми, они хотят добиться рекорда и т. д.) = 4 балла.

Одна причина = 2 балла. Неправильный ответ (чтобы что-нибудь уметь) = 0 баллов.
Для того чтобы они были сильными и для того что бы у них ничего не болело
19. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы? Остальные должны на него работать (или другое выражение того, что вследствие этого несет ущерб кто-нибудь другой). Он ленивый. Мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
Например если человек работает в магазине и у него что-то болит то магазин закрыт.
20. Почему на конверт нужно приклеивать марку? Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2 балла. Неправильный ответ = 0 баллов.
Чтобы узнать из какого места это было письмо.

Ответы испытуемого отмечены красным.

После проведения опроса подсчитываются результаты по количеству баллов, достигнутых по отдельным вопросам. Количественные результаты данного задания распределяются по пяти группам:

1 группа — плюс 24 и более;

2 группа — плюс 14 до 23;

3 группа — от 0 до 13;

4 группа — от минус 1 до минус 10;

5 группа — менее минус 11.

 

По классификации положительными считаются первые три группы. Дети, набравшие число баллов от плюс 24 до плюс 13, считаются готовыми к школьному обучению.

Общая оценка результатов тестирования

Готовыми к школьному обучению считаются дети, получившие по первым трем субтестам от 3 до 6 баллов. Группа детей, получивших 7—9 баллов, представляет собой средний уровень развития готовности к школьному обучению. Дети, получившие 9—11 баллов, требуют дополнительного исследования для получения более надежных данных. Особое внимание следует обратить на группу детей (обычно это отдельные ребята), набравших 12—15 баллов, что составляет развитие ниже нормы. Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном исследовании интеллектуального развития, развития личностных, мотивационных качеств.

Источник: https://www.stranamam.ru/post/775891/

По результатам первых трех субстестов мы получили 3 бала что соответствует высокому показателю развития испытуемого и готовности к школьному обучению.

По результатам ответов на опросник получили 12 балов что соответствует третьей группе готовности к школьному обучению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: