Работа с одарёнными детьми




Основная цель, которую ставит общество в работе с одарёнными детьми: развитие интереса у школьников к приобретению знаний, выявление способных, одарённых и талантливых учащихся в различных областях знаний, а также развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка.

Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности и познавательным интересом, значит и, программы для них должны быть индивидуальными. Склонность к самостоятельности и углубленной работе этих детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.

При достаточном внимании к проявлениям интеллекта и познавательным потребностям ребенка, а также использовании взаимодополняющих методов диагностики можно выявить детей с незаурядными умственными возможностями. Тогда сразу же встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию.

Признаками одаренности в детстве принято считать любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, способность к концентрации внимании на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, фантазию.

Одарёнными можно считать детей если они:

• часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития;

• у них отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении;

• рано начинают классифицировать информацию;

• у них большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии;

• они очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований;

• способны длительное время концентрировать свое внимание на одном деле.
Перспективы таких детей определяются уровнем их достижений; общения и лидерства. Одаренными являются дети, которые в силу выдающихся способностей, по оценкам опытных специалистов, имеют потенциальные способности для овладения определенной деятельностью в одной или нескольких областях на высоком уровне достижении. Они нуждаются в специализированных учебных программах.

Задачи школы, в этом направлении следующие: 1) эффективное обучение одарённого ребёнка, не удаляя его из круга сверстников; 2) изменение содержания образования в сторону углубления; 3) подбор продуктивных форм и методов обучения при подготовке различного уровня соревнованиям.

В организации работы с одарёнными детьми всю деятельность школы можно разбить на 5 этапов:

  1. Диагностический - анализ наклонностей, интересов, результатов деятельности учащихся.
  2. Учебный - осуществление индивидуального и дифференцированного подхода на уроках, индивидуальные занятия и консультации для способных детей, групповые и факультативные занятия, кружки, курсы по выбору.
  3. Методический - создание планов подготовки к олимпиадам, планов групповых, факультативных и индивидуальных занятий, кружковых занятий, программ курсов по выбору, пособий для способных детей по предметам, для разновозрастных групп способных детей; подборка методической литературы для работы с этими детьми.
  4. Творческий - участие в предметных олимпиадах, конкурсах, внеклассных мероприятиях, соревнованиях.
  5. Профориентационный - профессиональное самоопределение учащихся.

На каждом из этих уровней используются методы по выявлению одарённости. Это – различные варианты наблюдения за детьми; специальные психодиагностические тренинги; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, педагогами дополнительного образования; проведение пробных уроков по специальным программам; включение детей в специальные игровые предметно-ориентированные задания; организация различных предметных и интеллектуальных олимпиад; оценивание продуктов творческой деятельности и др.

Практика развития творческого потенциала одарённых учащихся предполагает разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы обучения одарённых детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.

Важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.

Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи.

Принципы работы с одаренными детьми

• дифференциации и индивидуализации обучения;

• обеспечения выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;

• обеспечения выбора учащимися профессионального образования с учетом индивидуальных потребностей и способностей выпускников;

• усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

• возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ;

• создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя;

• профессиональной подготовке педагога и его готовности работать с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися:

• Участие школьников в академических олимпиадах.

• Реализация социальных проектов.

• Организации коллективных творческих дел.

• Реализация программ развития дополнительного образования.

• Участие школьников в неакадемических олимпиадах и конкурсах.

Учителя уделяют внимание развитию творческого мышления, процессам эффективного познавательного поиска, с использованием здоровьесберегающих технологий.

Останавливаясь на проблемах, следует отметить, что одна из основных - это проблема специальной подготовки учителя к работе с одаренным учеником. Вузовское образование студента – будущего учителя ориентировано, прежде всего, на раскрытие концептуальных и теоретических основ такой готовности, организовать же реальную работу с одаренными детьми возможно только с учетом реальных условий конкретного учреждения (его традиций, особенностей педагогического коллектива, контингента учащихся в целом и контингента одаренности в частности).

Общаясь с одаренными детьми, учитель должен в некоторых случаях преодолевать собственную природу, свою направленность на передачу опыта и знаний. Тем, кто никогда не работал с одаренными детьми, такой ребенок представляется чудом, которое нельзя не заметить, а сама работа с ним – праздничной и полной непрерывного удовольствия. Это далеко не так. Многие талантливые дети на первый взгляд ничем не выделяются, и нужен большой опыт, специальные знания, чтобы заметить их в большой массе. Еще больше особой психологической подготовки нужно, чтобы уметь работать с такими детьми, не оставлять их без внимания.

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Выявив одаренного ученика на начальном этапе обучения, стараемся установить сотрудничество учителя начальных классов и учителя – предметника, в котором проявляется одарённость. Учителями школы созданы индивидуальные траектории для учащихся, которые успешно реализуются в работе.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: