Глава 1. Ознакомление с теоретическими аспектами влияния плавания на организм человека.




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

 

ПЛАВАНИЕ – ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТА РЭУ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА

 

 

Москва – 2018

Плавание – его влияние на физическое и психологическое состояние студента РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Swimming – its effect on physical and psychological state of students of Plekhanov Russian University of Economics.

Д.В. Грачева, преподаватель кафедры физического воспитания

РЭУ им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

D.V. Gracheva, Lecturer at the Department of Physical Education

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

В.А.Бочанцева, ФЭТТ, группа 35.17

А.И.Туманова, ФЭП, группа 9101

Ю.К.Барнаева, ФМЭСИ, группа 410

Е.И.Балдина, ФЭП, группа 9190

И.В.Штефан, ФЭП, группа 9102

Студенты РЭУ им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

V.A.Bochanceva,TECS, group 35.17

A.I.Tumanova, ELF, group 9101

Y.K.Barnaeva, FMESI, group 410

E.I.Baldina, ELF, group 9190

I.V.Shtefan, ELF, group 9102

Students Plekhanov Russian University of Economics

Moscow, Russia

Аннотация: в данной статье рассмотрено влияние плавания на студентов, его принципиальные отличия от других видов спорта. Изучены все особенности данного вида физической нагрузки (теоретически и экспериментально), на основе которых составлены рекомендации для занятий в бассейне РЭУ им. Г. В. Плеханова. Составлена мотивационная часть, обращающая внимание студентов на наличие возможности для занятий в РЭУ им Г. В. Плеханова, а также разъясняющая пользу от плавания.

Ключевые слова: физическое воспитание, спорт, плавание, бассейн, студенты.

Annotation: in this article was observed the effect of swimming on students, its principal differences from other kinds of sport. The features of this kind of physical education were studied (theoretically and experimentally), the recommendations for exercises in swimming pool of Plekhanov Russian University of Economics, based on this features, were composed. The motivation part was made up to attract students’ attention on an opportunity of swimming in Plekhanov Russian University of Economics and to explain all the benefits of swimming. Key words: physical education, sport, swimming, swimming pool, students.

 

 

 

Введение

У современной молодежи, а в частности у студентов, наблюдается малоподвижный, сидячий образ жизни. Вследствие этого наблюдаются различные проблемы со здоровьем, повышается психоэмоциональная напряженность, истощаются адаптационные резервы нервной, иммунной систем, развивается сколиоз, хрупкость суставов, в следствие этого кривая осанка, а также в процессе обучения все испытывают стресс, из-за этого низкая работоспособность. В рамках учебных занятий в вузе у многих студентов появляется уникальная возможность бесплатного посещения бассейна. Плавание по многим своим показаниям подходит большему количеству людей, чем другой альтернативный вид спорта. Занятия по плаванию со студентами проводятся в соответствии с основными принципами физического воспитания: обучение и развитие профессиональной̆ направленности. Занятия плаванием способствуют укреплению тонуса и повышению силы дыхательных мышц, благотворно влияют на кровообращение и усиливают вентиляцию легких.

Цель нашего исследования заинтересовать как можно больше студентов к посещению бассейна, а также дать нужную и полезную информацию по данному виду спорта.

Задачи исследования - изучение состояния вопроса, «Как плавание влияет на здоровье человека?». Проведение опроса студентов РЭУ и эксперимента. Эксперимент будет состоять в том, что мы будем наблюдать за здоровьем 4 разных студентов РЭУ, которые будут посещать занятия в бассейне. Анализ полученных результатов.

Объект исследования - Процесс физического и психического оздоровления студентов РЭУ

Предмет исследования – состояние здоровья студента.

Методы исследования -

1. Ознакомление с теоретическими аспектам влияния плавания на организм человека.

2. Применение теории на практике:

а) проведение анкетирования посещаемости бассейна в РЭУ

б) создание контрольной группы по уровню физической подготовки

в) анализ изменения их физических и эмоциональных показателей.

Научная новизна данной работы:

1. Теоретическое и экспериментальное обоснование роли плавания для оздоровления студентов РЭУ. им. Г.В. Плеханова.

2. Новая мотивационной программы по развитию плавания в РЭУ им. Г. В. Плеханова, которая позволяет эффективно выработать у студентов стимул заниматься в бассейне. В отличие от существующих мотивационных программ данная стратегия направлена непосредственно на студентов, в особенности - учащихся в РЭУ им. Г. В. Плеханова. Такой подход позволяет установить со студентами связь (через привычные им средства общения), которая обеспечит более эффективное действие программы.

Роль плавания в оздоровительном процессе широко рассматривается специалистами. Существует разнообразная литература, в том числе учебная по данному вопросу: Переверзева И. В., Арбузова О. В. «Оздоровительное плавание в вузе: теория и практика», Булгакова Н.Ж. «Отбор и подготовка юных пловцов», Карпман В.Л. «Спортивная медицина», Макаренко Л.Т. «Плавание», Чертов Н. В. «Плавание». Однако данная научная работа делает упор на определенную возрастную группу (студенты), исследуя ее особенности, которые не были широко освещены в предыдущих исследованиях. Также новизну работы составляет мотивационная часть, которая поможет студентам по-новому взглянуть на плавание.

Глава 1. Ознакомление с теоретическими аспектами влияния плавания на организм человека.

В настоящее время достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у студентов потребности в здоровом образе жизни. Не оспаривая комплексность и вариативность решения данной проблемы, по нашему мнению, все-таки приоритеты должны быть за средствами физической культуры и спорта. И в связи с этим, не смотря на изученность, вопросы, связанные с обучением двигательным умениям и навыкам, по-прежнему актуальны.
Среди других массовых видов спорта на наш взгляд, только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность, важное прикладное значение, эмоциональную притягательность водной среды. Плавание - один из самых популярных видов спорта. Плавание является неотъемлемой частью подготовки спортсмена в водном поло, подводном спорте, синхронном плавании, прыжках в воду, современном пятиборье, гребле, парусном спорте, парашютном и ряде других.
Для понимания воздействия физических упражнений в воде на человеческий организм и правильного их применения необходимо знать специфические особенности плавания.
Первая из них заключается в том, что человек находится и производит движения в необычной для себя среде - воде, свойства которой во многом определяют характер воздействия на организм. Так, простое погружение в воду вызывает изменение терморегуляторных процессов, что способствует закаливанию организма. Вследствие активизируется обмен веществ в организме, расходуется в несколько раз больше энергии (в зависимости от температуры воды и скорости плавания). В целом это способствует достижению оптимального веса тела, оптимального соотношения в нем активной (мышечной) и пассивной (жировой) тканей. Раздражая весь комплекс рецептов тела, вода оказывает стимулирующее, управляющее воздействие на центральную нервную систему. Стимулирует развитие дыхательных мышц, подвижность грудной клетки, увеличение ее размеров и жизненной емкости легких.

Второй характерной особенностью плавания является то, что тело в воде не имеет твердой опоры. Такое положение значительно увеличивает его двигательные возможности и содействует их развитию. Например, у квалифицированных пловцов отмечается высокий уровень подвижности основных сочленений туловища и конечностей. Показатель суммарной подвижности суставов у пловцов значительно выше, чем у спортсменов других специализаций. Действие мышц при отсутствии твердой опоры способствует к продолжению роста тела пловца в целом.
Занятия плаванием гармонически развивают основные качества - силу, быстроту, ловкость, выносливость. Третей особенностью, определяющей характер влияния плавания на организм, является горизонтальное положение тела при выполнении плавательных движений. Такое положение тела, циклические движения, связанные с чередующимся сокращением мышц, давление воды на подкожное венозное русло, глубокое диафрагмальное дыхание и взвешенное состояние тела - все это способствует притоку крови к сердцу и в целом существенно облегчает его работу. Поэтому плавательные упражнения при соответствующей дозировке допустимы для лиц с ослабленным сердцем и могут использоваться как одно из средств укрепления и развития сердечно-сосудистой системы.
Суммарное влияние условий водной среды и уровня физической нагрузки, по наблюдению проведенным в 1985 году, показывают существенное влияние на величину энергозатрат, выражающуюся в различном диапазоне снижения веса до 1 кг в учебном процессе со студентами факультета физической культуры. В тоже время у пловцов высокой квалификации, по данным Кошкина (1986 г.) происходит более значительное потеря веса от 2-х до 4-х кг, и поэтому это изменение может использоваться в виде объективного критерия для оперативной оценки воздействия физической нагрузки при плавании.
Указанные выше особенности способствуют глубокой положительной морфологической и функциональной перестройке всех систем организма, что возможно при использовании плавания как вида спорта, имеющего также оздоровительно-гигиеническое и лечебное значение (Парфенов В.А., 1981 г.).

2. Влияние занятий в бассейне на человека.

· Плавание оказывает благотворное воздействие на человека во многих аспектах. Одним из наиболее часто волнующих студентов вопросов является возможность похудеть. Плавание действительно может в этом помочь. Во-первых, это аэробная тренировка, которая активно сжигает калории. Во-вторых, задействуется множество групп мышц, в особенности при комбинировании различных стилей. Однако следует пользоваться определенными рекомендациями, без которых эффект может быть незаметен или даже негативен.

1) Необходимо плавать активно.

2) Чередовать стили. В каждом случае задействуются различные мышцы, меняется интенсивность, что позволяет держать мышцы в жиросжигающем режиме. Самый интенсивный стиль – баттерфляй. Для непрофессионалов стоит использовать его 5-6 минут, чтобы участился пульс до 130-140 ударов в минуту и затем переходить на другой вид. Кроль наиболее оптимален по энергозатратам и технике движения. Рекомендуется плавать этим стилем 20-30 минут за тренировку.

3) Выбрать температуру. Распространено мнение о том, что на холоде мы худеем, так как сжигаются жировые запасы и тратятся на обогрев организма. Однако не стоит с этим перебарщивать. Врачи отмечают, что когда мы замерзаем, организм стремится запасти жир, что приводит к обратному эффекту. Наиболее оптимальна в температура в 26-28 градусов, а температура меньше 24 считается холодной.

4) Диета. Необходимо отметить, что нагрузка при плавании столь высока, что сильно развивается аппетит. Если не соблюдать определенный режим питания, то существует риск набрать те калории, что вы потеряли в воде.

Таким образом, плавание помогает достичь снижения веса. Однако польза для нашей фигуры этим не ограничивается. Благодаря сочетанию стилей, работе различных мышц, усилению их подвижности в воде мы формируем красивое тело. Нагрузка распределяется равномерно, что помогает нам сбалансированно развивать все части тела. Более того, возможность различных движений в воде, в том числе различных положений тела (вертикального и горизонтального), способствует более полному использованию некоторых мышц. Конечно, существует возможность набрать излишнюю мышечную массу, особенно в плечах. Однако для этого необходимо заниматься профессионально и регулярно.

· Плавание помогает нам не только физически, но и эмоционально. Известен тот факт, что занятия спортом и плаванием в частности способствуют выработке эндорфина – гормона радости.

· Плавание также снижает уровень кортизола – гормона стресса.

· Также снижается давление, кровь легче циркулирует по организму, доходя до самых мелких сосудов.

· Известен и массажный эффект воды: она стимулирует нервные окончания, что расслабляет. Приятно и ощущение невесомости, которое мы испытываем из-за иной плотности водной среды.

· Одно из наиболее ощутимых влияний оказывается на сердечно-сосудистую систему. Сердце – это мышца, а значит, ему необходимы тренировки. Существует три основных фактора, на него воздействующих:

1. давление воды на тело,

2. горизонтальное положение организма,

3. динамическая работа мышц.

Вода улучшает отток крови от периферии к сердцу по венам и обратно по артериям, нет необходимости преодолевать тяжесть своего тела, затрачивая на это дополнительные усилия, усиленная работа дыхательных мышц стимулирует сердце, тренирует его. Благодаря этому снижается частота сердечных сокращений, увеличивается объем крови, выталкиваемый за одно сердечное сокращение. Увеличивается и эластичность сосудов. Все это способствует снижению риска сердечно-сосудистых заболеваний и лечению уже имеющихся.

· Плавание улучшает память

Плавание способствует появлению новых нейронов в гиппокампе, что способствует лучшей памяти. Таким образом, повреждение головного мозга в результате стресса также может быть нейтрализовано плаванием через нейрогенез гиппокампы и замены утраченных нейронов. В том же исследовании 2007 года, исследователи обнаружили у грызунов, что число нейронов в гиппокампе, в области головного мозга, участвующем в процессах обучения и памяти, резко увеличилось у депрессивных крыс. Предыдущие исследования уже приходили к выводу, что у людей страдающих депрессией гиппокамп сужается, что может объяснить проблемы связанные с психическим здоровьем и депрессией.

· Плавание улучшает обучение

Плавание улучшает примитивные визуальные моторные навыки и приводит к улучшению обучения. Это связано с тем, что двусторонние накрест используемые движения в плавании помогают развивать нервные волокна в мозолистом теле, которое соединяет правое и левое полушария головного мозга и улучшают связи между ними. Плавание одновременно активирует два полушария, четыре доли головного мозга, что может привести к улучшенным познавательным и обучающим навыкам.

Исследование, проведенное в 2012 году, показало, что дети, которые учатся плавать в раннем возрасте, гораздо раньше достигают больших успехов в своем развитии, чем те, кто не занимается плаванием. Эти этапы подразумевали координацию и зрительно-моторные навыки, проявляемые при резке бумаги, раскрашивании и рисовании линий и форм, а также при решении множества задач, связанных с математикой.

· Нормализация артериального давления и улучшение кровообращения.

Занятия плаванием дают возможность усовершенствовать здоровье людям любой физической формы. Напряжение на организм переносится гораздо легче, потому что сила гравитации в воде меньше, чем в воздухе. Позитивно влияют плавательные упражнения на сердечную систему: улучшается кровообращение, нормализуется сердечный ритм, опускается кровяное давление. Купание в бассейне влияет на ЦНС: человек становится более спокойным, внимательным, прекращаются проблемы со сном. Плавание является одним из лучших методов для профилактики вирусных заболеваний, поскольку нахождение в воде адаптирует человеческий организм к негативному влиянию перепадов температуры.

В воде отсутствует вертикальное напряжение на спинной хребет, с которым сталкивается человек во время хождения. Тело, находясь в воде, задействует автохтонные мышцы, которые ежедневно почти не функционируют. Это приводит к выравниванию осанки и укреплению спины, позвоночник стает более гибким, растягиваются мышцы. Когда человек плавает, его вдох становится равномерным и длинным, задействуется не только грудная клетка, но и диафрагма. Это способствует расширению тканей легких и их укреплению. Поднимается функциональная деятельность легких, кровь обогащается кислородом и наполняет им каждую клетку тела. Это предотвращает гипоксию (кислородное голодание).

Поскольку во время плавания активизируются не только мышцы рук, но и ног и пресса, именно этот вид спорта способствует улучшению кровообращения. Более того, во время плавания нагрузка распределяется и на те части тела, о которых мы обычно забываем в спортзале, а именно голени, запястья, а также пальцы ног и рук. Что касается стоп, то для них плавание также очень помогает, потому что у большинства людей проблемы с циркуляцией крови в этих местах. (Кроме того, во время занятия плаванием вы находитесь в горизонтальном положении, поэтому не только активизируете все группы мышц, но и простимулируете приток крови ко всем органам.)(можно это заменить на то, что было написано в первом абзаце)

Регулярные тренировки в бассейне несут большую пользу для организма при заболеваниях сердца и сосудов.

1. Особое положение тела в воде (горизонтальное) способствует легкому протоку крови через артерии к органам человека.

2. Благодаря повышенной плотности воды давление на организм распределяется практически при условиях гравитации, таким образом, приток крови к сердцу становится более легким, что благотворно воздействует на сердечно-сосудистую систему в целом.

3. При занятиях плаванием происходит ритмичное сокращение мышц, нормализуется дыхание (оно становится более глубокими равномерным), что также облегчает процесс кровотока, улучшает работу важного органа (вывод продуктов обмена налаживается, риск застоя лимфы и крови снижается).

4. Правильное дыхание в воде способствует внутреннему массажу и тренировке сердца (на вдохе легкие заметно увеличиваются в размерах, и неинтенсивно надавливают на сердечную мышцу).

5. Функция сосудов и сердца улучшается в отсутствии напряжения мышц в воде в статике.

В процессе плавания происходит чередование работы разных мышц, одни напрягаются – другие расслабляются, это увеличивает их работоспособность, развивает и способствует увеличению силы. Плавность и размеренность движений способствует растягиванию мышц и их удлинению, тем самым они становятся крепче, сильнее без увеличения в объеме. В воде снижается статическое напряжение, разгружается позвоночник, это способствует формированию правильной осанки. Отсутствие опоры для ног и постоянное активное движение позволяет укрепить стопы и является отличной профилактикой против плоскостопия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: