Изучение проблемы общения детей и взрослых.




Данный вопрос не может быть в полной мере успешно решен без творческого использования того, что было накоплено передовой педагогической мыслью и практикой в ходе его исторического развития.

Первые наблюдения над социальным поведением людей проявлялись еще в античности, в произведениях Платона и Аристотеля. «...Никакой пользы не принесут самые полезные законы...если граждане не будут воспитаны... в духе демократии:...Ведь если не дисциплинирован один, не дисциплинировано все государство».

Я.А.Коменский рассматривал в своих произведениях проблему общения, тесно связывая ее с развитием речи детей. В частности, в своем сочинении «Материнская школа», автор советовал воспитывать в детях стремление к деятельности и общению. Я.А.Коменский предлагает в материнской школе давать детям не только знания, но и учить их «действовать и говорить». Наряду с выработкой у детей умения правильно говорить на родном языке, материнская школа должна положить начало развитию у детей навыков общения. В главе «Каким образом нужно упражнять детей в нравственности и добродетелях» Я.А.Коменский изложил требования к жестам, движениям, обращениям (например, как дети должны просить, если им что-либо нужно, как благодарить, когда им дают, как приветствовать, если кого-либо встречают и т.п.).

В произведении «Великая дидактика» Я.А. Коменский подчеркивал мысль, согласно которой урок рассматривается как коммуникативная система, где деятельность обучающего и обучающих взаимосвязана. Развитие культуры общения происходит «... если учителя будут приветливы и ласковы, если не будут отталкивать от себя детей своим суровым обращением...».

Я.А.Коменский считал, что самой важной из добродетелей является умение общаться через слово и поступки: «...готовность всегда сделать доброе и полезное, одновременно внушая детям необходимость доброго отношения друг к другу и к взрослым людям, стремление оказать поддержку и помощь другим, особенно тем, которые особо нуждаются в посторонней помощи, и строго взыскивая за всякое оскорбительное отношение к другому человеку ».

Швейцарский педагог И.Г. Песталоцци считал центром всего воспитания является формирование нравственного облика человека. Основой нравственных отношений, по мнению автора, является общение.

В своем произведении «Лингард и Гертруда» И.Г.Песталоцци раскрывает проблему общения через отношение учителя к ученику, через отношение второго к процессу учебной деятельности. Ядром гармонического воспитания, по мнению автора, является воспитание нравственное. Источник развития нравственных чувств (в том числе уважительное обращение к окружающим людям) И.Г.Песталоцци видел в семье, во взаимоотношениях ее членов. Основным методом для развития общения автор выдвигает упражнения в нравственных поступках, посильных ребенку.

Роберт Оуэн высоко ценил умение учителей и воспитателей сердечно обращаться с детьми. В своей работе «Книга о новом нравственном мире» он подчеркивает влияние изучения Библии на развитие дружеских взаимоотношений между людьми (почтительное отношение к старшим, вежливое обращение с окружающими и т. п.).

Ф.В.Фребель широко использовал игру как одно из средств формирования у детей правил и норм нравственного поведения, развитие умения общаться между собой. «В игре ребенок выражает свой внутренний мир через общение с внешним миром», - писал Фребель. В детском саду следует воспитывать детей, вовлекая их в различную деятельность, путем общения друг с другом. Эту же мысль поддерживал бельгийский педагог О.Декроли, считая, что игры следует применять как средство формирования норм и правил культуры поведения.

Итальянский педагог, теоретик дошкольного воспитания М.Монтессори в своем произведении «Дом ребенка. Метод научной педагогики» неоднократно подчеркивала необходимость предоставления детям свободы выбора, которая наиболее соответствует «внутренним потребностям ребенка». Монтессори призывала к предоставлению детям свободы выбора сверстника для общения, свободы для «самовоспитания» и «самообучения».

Развивая эту мысль, П.Кергомар большое место отводила детским играм, подчеркивая, что «...играющий ребенок - работает, играя, он развивается умственно и нравственно. Он становится общительным, общительность в широком смысле слова и есть нравственность».

Таким образом, многие зарубежные педагоги обращали внимание на процесс формирования общения в дошкольном возрасте, тесно связывая его с нравственным развитием ребенка.

Проблема межчеловеческого общения была сформулирована в ряде зарубежных концепций («личностной философии», философии христианского «экзистенциализма» и др.). Они понимали развитие личности как становление жизненного опыта, взаимного сопереживания и общения (коммуникации) людей. «Личность,- пишет Е.Мунье,- одна из всех существующих Вселенной способна к коммуникации, устремлена к другому, в мир другого».

«Изначальный опыт личности, - это опыт второй личности», «ты», а в нем «мы», предшествуют «я» или, по меньшей мере, сопровождают «я» на протяжении всего жизненного пути: личность по природе своей -- общительна. Человек с первых шагов движется в направлении к другому. Встреча «ты» и «я» создает особый персональный опыт, коммуникацию дуги. Таким образом, проанализировав некоторые зарубежные теории по вопросам формирования навыков общения (у дошкольников и у взрослых) можно сделать вывод, что данная проблема находилась в поле зрения многих педагогов.

Так, великий русский педагог К.Д. Ушинский особое внимание в своей теории уделял вопросам нравственного воспитания детей с раннего возраста. Он подчеркивал, что развитие общения у детей тесно связано с развитием речи и мышления. К.Д. Ушинский указывал, что «дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей посредством языка». «Язык, - писал он, -- не есть что-либо отрешенное от мысли, а напротив -- органическое ее создание, в ней коренящееся и беспрестанно из нее вырастающее». Основными средствами развития культуры общения К.Д. Ушинский выделял устное народное творчество и пример взрослых. Он отмечал, что волшебные и бытовые сказки дают детям большой и ценный познавательный материал для развития нравственных представлений и понятий.

В.Г.Белинский связывал культуру общения с гуманностью. По его представлению, «гуманность есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием». Вполне гуманным он считал человека, который делает другому «не по расчету, не из хвастовства, а по желанию делать добро, по сознанию и убеждению...». Гуманность предполагает и любовь к человеку только за то, что он человек «без всяких отношений к его национальности, вере или званию, даже личному его достоинству или недостатку».

Подобную точку зрения поддерживал А.И.Герцен. Он настаивал на необходимости воспитания у детей чувства дружбы и товарищества, взаимоуважения и взаимопомощи.

А.С.Макаренко считал, что главным принципом, которым надо руководствоваться в деловом официальном общении, должно выступать положение: как можно больше требовательности к человеку и одновременно как можно больше уважения к нему...

А.С.Макаренко широко рассматривал процесс общения в трудовой деятельности. Он считал, что не сам труд, а отношения, в которые вступают ребята в процессе труда, позволяют формировать личность и детский коллектив. Это очень важно для дошкольников, так как задачу формирования у них готовности к труду можно решить только в том случае, если у детей есть коммуникативные способности, умение быть добрым, доброжелательным.

А.С.Макаренко писал о роли примера взрослых на формирование у детей культуры общения: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и врагами, как вы смеетесь, читаете газеты - все это для ребенка имеет огромное значение».

В.А.Сухомлинский отмечал важную особенность деятельности (трудовой, учебной, игровой) -- ее коммуникативный характер. Основным инструментом общения, по его мнению, является слово, побуждающее мысль и чувства детей и отражающее душевно-духовный мир ребенка. В.А.Сухомлинский считал, что движущими силами общения должны быть обе стороны: и взрослые и дети («творцы и творимые»), предъявлял определенные требования к воспитателю, подчеркивая, что общение воспитателя должно характеризовать «большую чуткость, тактичность по отношению к детям...». «Надо встречаться с ребенком, - писал автор, - как с другом, единомышленником, пережить вместе с ним радость победы и горечь утраты». Понимая значение развития направленности на других людей, необходимое для нормального общения в нашем обществе, он отмечал: «...умей чувствовать рядом с собой человека, умей понять его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир».

Большое влияние на развитие просветительских идей оказали татарские педагоги. Видный просветитель педагогической мысли второй половины XIX века Каюм Насыри в «Книге об этике» говорит о воспитании чувства дружбы, товарищества у детей. Становление гуманного характера, формирование культуры поведения, овладение ремеслами - все это, по мнению просветителя, являются составными частями воспитания человека. В статье «Воспитание» Каюм Насыри предъявлял определенные требования к речи учителя, к его поведению. Он, как и А.С.Макаренко, считал основным средством формирование культуры общения пример взрослого.

Его последователь Фатих Амирхан считал, что при правильной организации воспитания дети выполняют правила поведения, сознательно видя необходимость этой дисциплины. Он подчеркивал, что необходимо для развития общения использовать примеры великих людей не только своего народа, но и представителей более широкой и мировой культуры. Ф.Амирхан считал, что для нравственного убеждения нужно использовать художественные рассказы (формировать культуру общения можно только путем убеждения).

В психологии при анализе общения выделяются его разные аспекты:

· «коммуникация» (обмен информацией между людьми),

· «социальная перцепция» (восприятие и понимание человека человеком),

· «интеракция» (взаимодействие).

Практически общение выступает как совокупность этих компонентов.У человека существует самостоятельная потребность в общении, не сводимая к другим нуждам (в пище, тепле, безопасности и др.) потребность к познанию самого себя и других людей, то есть к оценке и самооценке. К 2,5 месяцам у детей можно констатировать оформление потребности в общении.

Общение ребенка и взрослого в большинстве случаев составляет лишь часть их более широкого взаимодействия, побуждаемого и другими потребностями.

Развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, к которым относятся потребность в новых впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. На этом основании выделяются три основные категории мотивов общения:

· - познавательные,

· - деловые,

· - личностные.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: