Сроки развития клеща Acotiyledon absoloni при разной температуре




Занятие 1

Тема: Адаптации организмов к абиотическим факторам

Задания:

1. Ознакомиться со строением прибора для определения термопреферендума (рис. 1) и ответить на вопросы.

2. Выяснить влияние температуры на развитие пойкилотермных жи­вотных на примере клещей (табл. 1). Выводы записать.

3. Проанализировать сезонные изменения содержания воды в теле и устойчивости к охлаждению у личинок ксилофильного жука (табл. 2). Выводы записать.

4. Сравнить сезонные изменения массы оперения и теплопроводно­сти шкурок оседлых и перелетных мелких воробьиных птиц (табл. 3). По средним данным для двух групп мелких воробьиных птиц (оседлые и перелетные) построить графики изменения массы оперения и теплопроводности шкурок. Выводы записать.

5. Выделить экологические выгоды пойкилотермии и гомойотермии и основные пути адаптации организмов (Общая экология, с. 61).

Оборудование: демонстрационные таблицы.

Литература

Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. М.: Просвеще­ние, 1986.

Чернова Н.М., Былова A.M. Общая экология, М.: Дрофа, 2004.

Шилов И.А. Физиологическая экология животных. М.: Высшая школа, 1985. (главы 3 и 5).

Экологические очерки о природе и человеке. /Ред. Б. Гржимек. М.: Прогресс, 1988.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

 

Термопреферендум – избираемые видом температуры. Его выявляют с помощью прибора термоградиента.

 

Рис. 1. Кольцевой температурный аппарат – термоградиент:

1– охлаждение, 2– нагревание, 3– термометры для измерения температуры

донышка прибора.

Термоградиент - прибор, представляющий собой длинную узкую клетку – прямоугольную или круглую: пол ее устроен в виде металличе­ского рельса или поддона, один конец которого нагревается, а другой – охлаждается. Температура на отдельных участках этого поддона изме­ряется при помощи термометров, вмонтированных в него через опре­деленные интервалы. Животные, помещенные в эту клетку, могут сами выбирать наиболее подходящую для них температуру.

Чтобы, по возможности, исключить влияния понижения влажности воздуха, приходится, увлажняя поддон, поддерживать в приборе рав­номерную и сравнительно высокую влажность.

Результаты, полученные при помощи термоградиента, далеко пре­восходят по точности данные, полученные при наблюдении в природе,

Таким образом, при помощи этого прибора можно изучать, как реагиру­ют животные на температуру.

Вопросы:

1. На чем основано действие прибора?

2. Термопреферендум вида постоянен или динамичен? Какое это имеет значение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица 1

Сроки развития клеща Acotiyledon absoloni при разной температуре

(по Черновой Н. М., 1986)

Температура Яйцо Личинка Протонимфа Телеонимфа Общие сроки
17–220С 2,9 2,6 1,8 1,1 8,4
270С 1,7 1,1 1,1 1,0 4,8
Изменение сроков          

 

Подсчитать во сколько раз сократились сроки развития общие и отдельных стадий.

Вопрос: Какое значение имеет разное сокращение сроков развития отельных стадий?

Выводы: ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

Таблица 2

Сезонные изменения содержания воды в теле и устойчивости к охлаждению у личинок жука Synchroa punctata, живущих в древесине дуба (по Шилову И.А., 1985)

 

Показатели VII VIII IX X XI XII I II III IV V VI
Температура переохлаждения, ºС –2,0 –3,5 –3,8 –7,8 –8,8 –12,0 –17,0 –22,0 –14,2 –9,8 –8,2 –2,8
Содержание воды в теле, %            

Вопросы: Чем отличается переохлаждение от замерзания соков тела?

Какая существует зависимость между содержанием воды в теле и температурой переохлаждения?

Выводы: ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

 

Таблица 3

Сезонные изменения массы оперения и теплопроводности шкурок [Дж(см2/°С)] мелких воробьиных птиц

(из Шилова И.А., 1985)

Виды Лето Зима Зимние данные в % к летним
Масса оперения Теплопроводность Масса оперения Теплопроводность Масса Теплопроводность
г % к массе тела г % к массе тела
Оседлые:                
Снегирь Поползень 2,60 1,85 8,9 8,3 0,55 0,56 4,22 2,58 13,4 11,2 0,41 0,40 151,5 135,0 74,6 71,4
Большая синица 1,25 7,5 0,58 1,87 11,0 0,41 146,9 70,7
Буроголовая га­ичка 0,85 8,6 0,66 1,27 13,5 0,45 157,0 68,2
Среднее: Перелетные:   8,3 0,59   12,3 0,42 148,5 71,2
Зеленушка 2,45 8,7 0,57 2,60 8,9 0,47 102,3 82,5
Славка-черноголовка 1,20 6,6 0,60 1,50 7,3 0,45 111,1 75,0
Зарянка 0,98 7,0 0,54 1,58 9,1 0,41 129,9 76,0
Среднее:   7,4 0,57   8,4 0,44 111,4 77,8

Вопросы: К какой группе по типу теплообмена относятся птицы?

К каким механизмам регуляции теплообмена относятся масса оперения и теплопроводность шкурок?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Проанализировать средние данные изменения массы оперения и теплопроводности шкурок от лета к зиме и построить графики (рис. 2,3).

               
 
   
 
 
     
 


Рис. 2. Изменение массы оперения птиц Рис. 3. Изменении теплопроводности шкурок птиц

 

Условные обозначения: оседлые птицы,

перелетные птицы

Выводы: _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

Занятие 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: