Стуктура мадэлі метадыста, падыходы да вызначэння. Кампетэнтнасны падыход. Кампетэнтнасць. Кампетэнцыя і кампетэнтнасць: падыходы да вызначэння. Кампаненты прафесійнай кампетэнтнасці: метадычная, псіхолаг-педагагічнай, сацыяльная, камунікатыўная, творчая і інш. Прафесіяграма метадыста: характарыстыка яе структурных кампанентаў “ведаць – умець – мець (быць)”. Ключавыя кампетэнцыія метадыста: уменне прымаць рашэнні, класіфіцыраваць, абагульнаць факты, рэфлексіраваць над уласнымі метадычнымі дзеяннямі. Прафесійная кампетэнцыя і асабістыя якасці метадыста. Іннавацыйная творчасць бібліятэкара-метадыста як аснова ўдасканалення прафесійных якасцей. Сучасная патрабаванні да метадыста.
Представления о личности методиста библиотеки в разные периоды развития отечественного библиотековедения опирались на достижения общей теории психологии и управления, в которых был обоснован ряд подходов. Коллекционный подход основан на представлении, что личность ч должна обладать определенным набором качеств, обеспечивающих ей успешную деятельность. Конкурентный подход предполагает наличие у личности особых свойств и уровня развития, отличающих ее от других людей. Парциальный подход предполагает коррекцию личностных способностей ориентации человека в среде, психокоррекцию системы отношений. Многочисленные исследования личности руководителя осуществлены на основе социально-психологического подхода (А. Л. Журавлев, д. П. Кайдалов, А. К. Ковалев, Б. Д. Парыгин, Л. И. Уманский, А. М. Омаров и др.). Развитие социально-психологического подхода к моделированию личности и ее деятельности способствовало возникновению ситуационно-комплексного, факторного, функционального и имиджевого подходов, внесших значительный вклад в построение модели личности руководителя (В. С. Агапов) (11).
Наиболее адекватным по содержанию и значимости при построении модели методиста библиотеки как специалиста-менеджера по функциональному управлению мы считаем структурный подход. В соответствии с ним личность методиста рассматривается как совокупность функционально взаимосвязанных подструктур: знать, уметь, иметь (быть).
В условиях новых форм собственности существенно изменились представления об основных видах компетентности специалистов. Отдается предпочтение экономической и юридической компетентности; к сожалению, снижается «вес» педагогических и нравственных качеств, общей культуры. В связи с этим важным для нас является построение модели методиста в соответствии со всеми ранее указанными подходами. Приоритетными среди них будут структурный и компетентностный.
Термин «личность» имеет несколько различных значений. В английском языке слово «person» означает «персона». В России личность, кроме того, рассматривалась как сочетание ярких и заметных характеристик индивидуальности, например «общительная личность», «робкая личность». Многообразие значений понятия «личность» в свое время нашло отражение во взглядах известных психологов: К. Роджерса, Г. Олпорта, Р. Кэттела, А. Бандура и других. Например, Раймонд Кэттел считал, что ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Его концепция, которую сегодня разделяют многие ученые, известна как «16-фактор-ный личностный опросник Кэттела». Среди выделяемых им качеств: замкнутый — общительный; консервативный — экспериментирующий; практичный — обладающий воображением; менее актуальный — более интеллектуальный и другие ключевые свойства личности. Ученые рассматривают личность в эволюционном развитии. В то же время личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке. Следует добавить, что те или иные определения личности не обязательно истинны или ложны. Они скорее более или менее полезны исследователям при объяснении закономерностей человеческого поведения, отношения с внутренней и внешней средой, а также при обсуждении результатов.
Сегодня деятельность методистов не может быть эффективной без овладения определенными знаниями, умениями и навыками, без умения использовать их на практике. Поэтому не случайно у методистов возрастает интерес к проблемам воздействия на библиотекарей, а у библиотекарей — к деятельности методистов. В целом можно сказать, что методист должен сочетать в себе качества специалиста и организатора, а это значит, что он обязан хорошо разбираться в деле, уметь устранять узкие места, видеть основные направления развития методической работы и всей деятельности библиотеки. Кроме того, он должен уметь оценивать деятельность библиотекарей, работать со специалистами из других структурных подразделений, формировать их желание, способности, наклонности к методической работе.
В функции методистов входит налаживание обратной связи: методист — библиотекарь — методист — дирекция. Он должен уметь на ходу корректировать принятое решение, перестраиваться, осуществлять живое, оперативное руководство деятельностью отделов, библиотек-филиалов и библиотек других ведомств.
Таким образом, требуются глубокое изучение методистов библиотек, поиск практических путей совершенствования их деятельности. Одним из научно-практических направлений в деле решения указанных проблем является создание модели специалиста, в частности методиста библиотечной системы.
Что же должна представлять собой модель специалиста? Исследователи и практики по-разному отвечают на данный вопрос. По мнению ряда ученых, «модель специалиста — это определенный свод требований, который предъявляет практика к выпускнику и которые должны найти соответствующее отражение в учебном процессе». Мы решили, что исходным моментом для построения модели методиста являются содержание их работы, понимание того, что методисты относятся к управленческому персоналу и на практике выполняют роль помощников директоров библиотек. Признание их как специалистов, выполняющих функциональные обязанности по вопросам планирования, отчетности, отвечающих за качество обслуживания населения и способствующих устойчивому развитию библиотек, внедряющих новые методы и формы работы, использующих современные технологии, стало отправной точкой при построении модели методиста. Из этого было важно исходить еще и потому, что иные авторы до сих пор ставят под сомнение целесообразность наличия данной группы кадров в штатах библиотек, значимость их труда и не связывают вклад методистов с общими результатами и достижениями в области библиотечного обслуживания пользователей, отводя им роль только технологов производства или организаторов; не видя в них передового отряда, способного не только оказывать практическую помощь, но и управлять приоритетными направлениями библиотечной работы, что, по сути, можно назвать «управлением изменениями, управлением нововведениями» (14, 15). Вместе с тем все вышеизложенное свидетельствует о неоднозначности и сложности данной проблемы, о противоречиях между значимостью в целом методической деятельности и уровнем ее осуществления на практике. Следовательно, нужен четкий отбор требований, основанный на специфике труда методистов.
В библиотековедении с конца 1970-х — середины 1980-х годов достаточно активно велись исследования по изучению профессиональных качеств, необходимых методисту областного звена. Эту проблему рассматривали В. А. Ермакова, 3. Русак и другие (38, 54). В обобщенном систематизированном виде квалификационные требования были раскрыты в работе Б. Н. Бачалдина и Л. М. Иньковой (16).
Анализ научных взглядов коллег позволил нам прийти к выводу, что общими требованиями к методистам являются: осознание ими общественной важности выполняемой работы, то есть высокое чувство ответственности за содержание и результаты ее самой и работы библиотеки; творческий поиск новых форм и методов работы и внедрение их в практику; определенная система профессиональных и общенаучных знаний.
Следующим исходным моментом в построении нашей модели явились результаты опросов директоров, библиотекарей и методистов библиотек Восточной Сибири в разные годы (1980-е, 1990-е, 2000-е), в ходе которых происходила корректировка полученных данных. Мнения респондентов мы не противопоставляем, а рассматриваем как грани единой оценки, тем более что по многим параметрам они совпадают.
Известно несколько моделей специалистов, исходными из которых являются две — модель деятельности и модель подготовки. Модель деятельности должна давать по возможности исчерпывающий ответ на вопрос, что требуется специалисту для его успешного функционирования, а модель подготовки включает прежде всего учебные планы и программы (скорректированные или созданные заново), различные мероприятия воспитательного характера, формы связи с производством и прочие средства, обеспечивающие нужную подготовку.
Мы попытались разработать модель деятельности методиста библиотеки, которая представляет собой особым образом построенный словесный портрет методиста, показывающий, каким он должен быть сегодня и каким может быть завтра.
При этом значительной проблемой при решении данного вопроса является компетентностный подход, ибо методист по сути своей — «это менеджер по управлению изменениями». У нас отсутствует профессиограмма методистов, которая отвечала бы современным стандартам и включала бы общие принципы, права, обязанности и правила поведения методистов всех уровней, специальные требования к ним.
Понимая, что целью компетентностного подхода должно быть профессиональное образование и оттачивание необходимых навыков для выполнения на рабочем месте должностных обязанностей, подразумевая наличие у методистов твердых знаний и определенных навыков, мы в то же время не идеализируем данный подход.
Определить компетентность методистов очень сложно. Наряду с общепринятыми квалификационными требованиями (образование, стаж работы) необходимо учитывать специфику труда методистов на рабочем месте. Определить ключевые роли методистов невозможно без учета взаимосвязанных навыков и способностей, проявляемых ими в конкретных ситуациях. Методисты стали выполнять новые обязанности и виды работы, поэтому нужно сформировать новый блок навыков и умений наряду с теми, которые мы смоделировали в соответствии с общепринятыми подходами, который мы рассматриваем как самостоятельный «блок компетентности методистов». Моделированию подвергаются самые разные элементы, но чаще всего знания, умения, навыки, трудовая деятельность специалистов в целом. Наша модель не является исключением. Более того, зная, что при построении модели используется широкий спектр методов — философский, логико-гносеологический, экспертный, графологический, эмпирический, программно-целевого конструирования, — мы остановились на экспертном методе. Экспертную оценку деятельности методистов дали руководители библиотек по специально построенному опроснику.
Основными структурными компонентами нашей модели методиста являются три блока: первый — «знать», второй — «уметь», третий — «иметь» (быть). Такое распределение позволяет упорядочить многочисленные перечни требований, предъявляемых к методисту. В модели каждый из блоков представлен путем раскрытия его содержания.
Первый блок — «знать». Знания методиста можно и нужно рассматривать с трех точек зрения: во-первых, как понимание политики государства в области библиотечного дела, а также владение общими теоретическими основами методического руководства и управления; во-вторых, как понимание методистом методического воздействия и умение организовать соподчиненность различных структурных звеньев библиотеки, обеспечить их связь с библиотеками других систем и ведомств, руководящими общественными организациями; в-третьих, как четкое представление о задачах, путях, способах развития библиотеки и методического обеспечения всех направлений библиотечной работы. Знания методиста — исходное условие организации эффективного методического руководства, принятия оптимальных решений.
Таким образом, методист должен знать:
законы РФ в области библиотечного дела и смежных сфер культуры, постановления правительства, акты других органов управления библиотечным делом, а также местного самоуправления по библиотечному делу;
руководящие материалы вышестоящих органов и методических центров по библиотечному делу;
теорию управления и методической работы;
теорию библиотековедения, библиографоведения, информатики;
библиотечное право и основы маркетинга, библиотечной рекламы;
основы социально-психологических, экономических, педагогических наук, культурологии;
основы научных исследований;
основы межкультурных коммуникаций, новые информационные технологии;
основные направления развития библиотечного дела в стране, области, регионе;
сеть библиотек, их ресурсы и состав кадров;
основные формы и методы методической и административной работы;
регламентирующие и нормативные документы, характеризующие и определяющие производственную деятельность библиотек;
основы библиотечной технологии и пути ее совершенствования;
методические рекомендации универсальных, отраслевых, специальных и других библиотек различных уровней, систем и ведомств;
литературу по теории, методике и технике библиотечной работы, практические пособия, учебники и учебные пособия по библиотековедению, библиографоведению;
государственные стандарты по библиотечному делу и библиографии, инструктивные материалы по их внедрению;
центральные научные и информационные издания, а также региональных служб по культуре и искусству;
местные издания о передовом библиотечном опыте;:
— зарубежные издания по теории и практике развития библиотек.
Вопрос о знаниях методистов, то есть по всему перечню, содержащемуся в первом блоке, возникает в основном тогда, когда нужно определять, как или чему учить библиотекарей. При этом нужно отличать знания конструктивные, то есть обеспечивающие успех деятельности методиста, и знания общественных истин, хотя и способствующие успеху деятельности, но не преобразующие ее качественно.
К знаниям конструктивного характера мы относим знание передового опыта коллег, методов оценки и критериев деятельности библиотекарей, их достоинств и недостатков и т. д. Конструктивные знания — это в то же время умения, трансформированные в те или иные методические или управленческие действия, обеспечивающие наибольшую эффективность какого-либо процесса.
Знание общественных истин, норм и правил поведения специалиста необходимо ему для быстрой адаптации и формирования у него определенного профессионального и общественного (социального) статуса.
К блоку «знать» мы добавим подблок «компетентность методистов» в XXI веке. Прежде всего это: «знание реальной ситуации, факторов риска при принятии методических решений», «знания по формированию новых структурных подразделений и определению их значимости», «наличие информационной осведомленности в области права, происходящих перемен в экономике, финансировании, образовании и других сферах», «знание международной и отечественной системы качества в области учета, отчетности и других видов деятельности библиотек», «развитие стратегического мышления» (см. Приложение 6).
Второй блок — «уметь». Включает перечень умений и навыков, необходимых методисту, с учетом мнений опрошенных методистов, библиотекарей, директоров и соответствующей их корректировки. Может быть разбит на следующие группы:
1) умения и навыки в области управления и методической работы;
умения и навыки в области новых технологий и разработки целевых программ и проектов;
умения и навыки в области инновационной деятельности, внедрения передового отечественного и зарубежного опыта.
Мы сочли необходимым прежде всего выделить умения и навыки методиста в области управления и методической работы. Профессия методиста требует тесных контактов с руководителями разного уровня и ранга, органами управления и общественными организациями. Задача методиста — создать целостную систему методического обеспечения по ведущим направлениям библиотечно-информационной деятельности и формированию профессиональных качеств библиотекарей.
Он должен уметь: продумывать систему своей работы и работы библио теки в целом; составлять должностные инструкции сотрудников и положения об отделах и филиалах; помогать директору в подборе кадров и расстановке их на рабочих местах; разрабатывать регламентирующие документы; собирать и обрабатывать информацию; осуществлять контроль за выполнением плановых показателей, соблюдением трудовой дисциплины, рациональным использованием рабочего времени, правильным учетом работы.
Приведем мнения респондентов об умениях методистов. Наивысшую оценку респондентов и самих методистов получили умения «самостоятельно принимать решения и осуществлять контроль за их выполнением».
Методисту необходимо прежде всего уметь оказывать методическую и практическую помощь библиотекам-филиалам. С этой целью он должен «уметь анализировать работу библиотек»; «делать конкретные замечания и предложения»; «намечать пути устранения недостатков и совершенствования работы»; «организовать методическую работу в отделах»; «правильно вести учет методической работы».
Главное в деятельности методиста — уметь «выявлять и обобщать передовой опыт библиотек», «организовывать его внедрение». Методист должен уметь «осуществлять методическое обеспечение процессов планирования, отчетности»; «составлять планы повышения квалификации библиотекарей»; «проводить семинары», «практикумы», «научно-практические конференции», «различные смотры-конкурсы»; «разрабатывать методические материалы краеведческого характера», «работать с техническими и другими средствами», «оформлять методический кабинет» и «вести методические картотеки». При этом он обязан уметь определять оптимальные формы и методы работы для решения конкретных методических задач. Не менее важными для методиста являются умения и навыки осуществления связей не только с библиотеками ЦБС, но и с другими библиотеками и учреждениями социальной сферы района (города). Таким образом, важнейшими являются умения и навыки: «анализировать работу библиотек», «выявлять передовой опыт и организовывать его внедрение».
На второе место респонденты поставили умения и навыки «оказания конкретной методической, практической помощи», на третье — «организации системы повышения квалификации библиотекарей».
Методист библиотеки — организатор библиотечной работы. Поэтому для него являются важными не только умения, навыки профессионального характера, но и умение «добиваться, чтобы каждый библиотекарь на своем рабочем месте работал добросовестно и с полной отдачей». В этих целях методист должен уметь «общаться с библиотекарями отделов», «находить нужный тон в зависимости от индивидуальных особенностей работника», «завоевывать их доверие», «направлять их действия», «убеждать, требовать и поощрять», «развивать у библиотекарей творчество, инициативу», «создавать нормальные взаимоотношения, оптимальный морально-психологический климат в коллективе».
Жизнь не стоит на месте. Сегодня наступило время новых технологий и инноваций, которые быстрыми темпами внедряются в нашу сферу. От методистов требуются новые умения и навыки, которые сформировали новый образ методиста, повлияли на его имидж. Теперь методисты должны
владеть персональным компьютером, знать современные обучающие программы, работать с разными носителями информации, что позволяет им быстро осваивать не только отечественный, но и зарубежный опыт. Передовые технологии внедряются в труд методистов и делают его более привлекательным и эффективным. Кроме того, одной из важнейших составляющих их труда являются умения: разрабатывать целевые программы, заниматься внедрением не только отраслевых законов, но и программ различного достоинства и уровня, помогать библиотекарю в оформлении заявок для участия в конкурсных грантах.
Данные умения радикально повлияли на престиж методистов и их авторитет. В условиях рыночных отношений методические услуги приобретают характер управленческого консультирования по самым актуальным вопросам.
Управленческое консультирование включает: советы, разъяснение проблем, экспертные оценки, анализы (диагностические, сравнительные, стратегические и пр.), экономические, маркетинговые, информационные обследования, проекты по совершенствованию конкретных видов деятельности (62).
Третий блок — «иметь» (быть) объединяет такие оценочные критерии деятельности методистов, как способности (личные качества), профессионализм (деловые качества), опыт.
Данный блок мы выделили потому, что часто умения и навыки путают с личностными и профессиональными качествами и способностями специалиста. В нашей модели мы не претендуем на полноту представления всех личностных и профессиональных качеств и не ставим цели определить какой-то особый их набор для методиста библиотеки. Речь идет о сочетании и взаимосвязи качеств, наиболее устойчивых параметров при построении квалификационной модели специалиста. Мы понимаем, что нельзя однозначно связывать эффективность деятельности методиста с теми или иными личностными качествами (или каким-то одним качеством). Более того, личностные качества нельзя рассматривать в отрыве от,профессиональных и от тех условий, в которых человек работает и развивается..
Не может быть универсальной модели идеального методиста библиотеки, имеющего ту или иную систему качеств. Нередки случаи, когда люди с «хорошим» набором качеств руководят посредственно и, наоборот, сильные методисты имеют «плохой» или «средний» набор качеств. Ясно, что столь парадоксальную ситуацию следует объяснять различием в способностях. У более интеллектуально развитого методиста может не быть соответствующего опыта, каких-то личных свойств. Но способный методист всегда сумеет компенсировать их отсутствие за счет других преимуществ, которых нет у более опытного. Например, недостаточный уровень профессиональных качеств может быть компенсирован за счет высокой работоспособности, умения отличать главное от второстепенного, наличия природных интеллектуальных способностей — логически мыслить, обобщать.
Сказанное нельзя понимать буквально: что методисту не нужен опыт и отсутствие каких-то личностных и профессиональных качеств можно не принимать всерьез. Дескать, жизнь всему научит... Профессиональные качества личности — это наиболее обобщенные и наиболее устойчивые ее параметры. Они так или иначе присутствуют во всех видах деятельности, в которые включен специалист, в частности методист библиотеки. Практика показывает, что не все специалисты успешно справляются со своими профессиональными обязанностями, даже если в свое время они успешно учились и проявляют в работе старание и прилежание. Причин, определяющих успешность профессиональной деятельности, много, но главная среди них одна — неравенство индивидуальностей, то есть способностей, личных характеристик. Поэтому при формировании модели специалисту наряду с изучением своей профессиональной деятельности необходимо исследование личных качеств.