Тэма 3. Мадэль бібліятэкара-метадыста




 

Стуктура мадэлі метадыста, падыходы да вызначэння. Кампетэнтнасны падыход. Кампетэнтнасць. Кампетэнцыя і кампетэнтнасць: падыходы да вызначэння. Кампаненты прафесійнай кампетэнтнасці: метадычная, псіхолаг-педагагічнай, сацыяльная, камунікатыўная, творчая і інш. Прафесіяграма метадыста: характарыстыка яе структурных кампанентаў “ведаць – умець – мець (быць)”. Ключавыя кампетэнцыія метадыста: уменне прымаць рашэнні, класіфіцыраваць, абагульнаць факты, рэфлексіраваць над уласнымі метадычнымі дзеяннямі. Прафесійная кампетэнцыя і асабістыя якасці метадыста. Іннавацыйная творчасць бібліятэкара-метадыста як аснова ўдасканалення прафесійных якасцей. Сучасная патрабаванні да метадыста.

 

Представления о личности методиста библиотеки в разные периоды развития отечественного библиотековедения опирались на достижения общей теории психологии и управления, в которых был обоснован ряд подходов. Коллекционный подход основан на представлении, что личность ч должна обладать определенным набором качеств, обеспечивающих ей успешную деятельность. Конкурентный подход предполагает наличие у личности особых свойств и уровня развития, отличающих ее от других людей. Парциальный подход предполагает коррекцию личностных спо­собностей ориентации человека в среде, психокоррекцию системы отно­шений. Многочисленные исследования личности руководителя осуществ­лены на основе социально-психологического подхода (А. Л. Журавлев, д. П. Кайдалов, А. К. Ковалев, Б. Д. Парыгин, Л. И. Уманский, А. М. Омаров и др.). Развитие социально-психологического подхода к моделированию личности и ее деятельности способствовало возникновению ситуационно-комплексного, факторного, функционального и имиджевого подходов, внесших значительный вклад в построение модели личности руководителя (В. С. Агапов) (11).

Наиболее адекватным по содержанию и значимости при построении модели методиста библиотеки как специалиста-менеджера по функцио­нальному управлению мы считаем структурный подход. В соответствии с ним личность методиста рассматривается как совокупность функциональ­но взаимосвязанных подструктур: знать, уметь, иметь (быть).

В условиях новых форм собственности существенно изменились представления об основных видах компетентности специалистов. Отдает­ся предпочтение экономической и юридической компетентности; к сожа­лению, снижается «вес» педагогических и нравственных качеств, общей культуры. В связи с этим важным для нас является построение модели методиста в соответствии со всеми ранее указанными подходами. При­оритетными среди них будут структурный и компетентностный.

Термин «личность» имеет несколько различных значений. В английском языке слово «person» означает «персона». В России личность, кроме того, рассматривалась как сочетание ярких и заметных характеристик индиви­дуальности, например «общительная личность», «робкая личность». Мно­гообразие значений понятия «личность» в свое время нашло отражение во взглядах известных психологов: К. Роджерса, Г. Олпорта, Р. Кэттела, А. Бандура и других. Например, Раймонд Кэттел считал, что ядро личност­ной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами. Его концеп­ция, которую сегодня разделяют многие ученые, известна как «16-фактор-ный личностный опросник Кэттела». Среди выделяемых им качеств: замк­нутый — общительный; консервативный — экспериментирующий; практичный — обладающий воображением; менее актуальный — более ин­теллектуальный и другие ключевые свойства личности. Ученые рассмат­ривают личность в эволюционном развитии. В то же время личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окру­жающей обстановке. Следует добавить, что те или иные определения личности не обязательно истинны или ложны. Они скорее более или менее полезны исследователям при объяснении закономерностей человеческо­го поведения, отношения с внутренней и внешней средой, а также при обсуждении результатов.

Сегодня деятельность методистов не может быть эффективной без овладения определенными знаниями, умениями и навыками, без умения использовать их на практике. Поэтому не случайно у методистов возраста­ет интерес к проблемам воздействия на библиотекарей, а у библиотека­рей — к деятельности методистов. В целом можно сказать, что методист должен сочетать в себе качества специалиста и организатора, а это зна­чит, что он обязан хорошо разбираться в деле, уметь устранять узкие мес­та, видеть основные направления развития методической работы и всей деятельности библиотеки. Кроме того, он должен уметь оценивать дея­тельность библиотекарей, работать со специалистами из других структур­ных подразделений, формировать их желание, способности, наклонности к методической работе.

В функции методистов входит налаживание обратной связи: мето­дист — библиотекарь — методист — дирекция. Он должен уметь на ходу корректировать принятое решение, перестраиваться, осуществлять живое, оперативное руководство деятельностью отделов, библиотек-филиалов и библиотек других ведомств.

Таким образом, требуются глубокое изучение методистов библиотек, поиск практических путей совершенствования их деятельности. Одним из научно-практических направлений в деле решения указанных проблем является создание модели специалиста, в частности методиста библио­течной системы.

Что же должна представлять собой модель специалиста? Исследовате­ли и практики по-разному отвечают на данный вопрос. По мнению ряда ученых, «модель специалиста — это определенный свод требований, кото­рый предъявляет практика к выпускнику и которые должны найти соответ­ствующее отражение в учебном процессе». Мы решили, что исходным моментом для построения модели методиста являются содержание их работы, понимание того, что методисты относятся к управленческому пер­соналу и на практике выполняют роль помощников директоров библиотек. Признание их как специалистов, выполняющих функциональные обязан­ности по вопросам планирования, отчетности, отвечающих за качество обслуживания населения и способствующих устойчивому развитию биб­лиотек, внедряющих новые методы и формы работы, использующих со­временные технологии, стало отправной точкой при построении модели методиста. Из этого было важно исходить еще и потому, что иные авторы до сих пор ставят под сомнение целесообразность наличия данной группы кадров в штатах библиотек, значимость их труда и не связывают вклад методистов с общими результатами и достижениями в области библио­течного обслуживания пользователей, отводя им роль только технологов производства или организаторов; не видя в них передового отряда, спо­собного не только оказывать практическую помощь, но и управлять прио­ритетными направлениями библиотечной работы, что, по сути, можно наз­вать «управлением изменениями, управлением нововведениями» (14, 15). Вместе с тем все вышеизложенное свидетельствует о неоднозначности и сложности данной проблемы, о противоречиях между значимостью в це­лом методической деятельности и уровнем ее осуществления на практике. Следовательно, нужен четкий отбор требований, основанный на специ­фике труда методистов.

В библиотековедении с конца 1970-х — середины 1980-х годов доста­точно активно велись исследования по изучению профессиональных качеств, необходимых методисту областного звена. Эту проблему рас­сматривали В. А. Ермакова, 3. Русак и другие (38, 54). В обобщенном систематизированном виде квалификационные требования были раскры­ты в работе Б. Н. Бачалдина и Л. М. Иньковой (16).

Анализ научных взглядов коллег позволил нам прийти к выводу, что общими требованиями к методистам являются: осознание ими общест­венной важности выполняемой работы, то есть высокое чувство ответ­ственности за содержание и результаты ее самой и работы библиотеки; творческий поиск новых форм и методов работы и внедрение их в практи­ку; определенная система профессиональных и общенаучных знаний.

Следующим исходным моментом в построении нашей модели явились результаты опросов директоров, библиотекарей и методистов библиотек Восточной Сибири в разные годы (1980-е, 1990-е, 2000-е), в ходе которых происходила корректировка полученных данных. Мнения респондентов мы не противопоставляем, а рассматриваем как грани единой оценки, тем более что по многим параметрам они совпадают.

Известно несколько моделей специалистов, исходными из которых являются две — модель деятельности и модель подготовки. Модель деятельности должна давать по возможности исчерпывающий ответ на вопрос, что требуется специалисту для его успешного функционирования, а модель подготовки включает прежде всего учебные планы и программы (скорректированные или созданные заново), различные мероприятия воспитательного характера, формы связи с производством и прочие средства, обеспечивающие нужную подготовку.

Мы попытались разработать модель деятельности методиста библио­теки, которая представляет собой особым образом построенный словес­ный портрет методиста, показывающий, каким он должен быть сегодня и каким может быть завтра.

При этом значительной проблемой при решении данного вопроса явля­ется компетентностный подход, ибо методист по сути своей — «это менед­жер по управлению изменениями». У нас отсутствует профессиограмма методистов, которая отвечала бы современным стандартам и включала бы общие принципы, права, обязанности и правила поведения методистов всех уровней, специальные требования к ним.

Понимая, что целью компетентностного подхода должно быть профес­сиональное образование и оттачивание необходимых навыков для выпол­нения на рабочем месте должностных обязанностей, подразумевая нали­чие у методистов твердых знаний и определенных навыков, мы в то же время не идеализируем данный подход.

Определить компетентность методистов очень сложно. Наряду с об­щепринятыми квалификационными требованиями (образование, стаж ра­боты) необходимо учитывать специфику труда методистов на рабочем месте. Определить ключевые роли методистов невозможно без учета вза­имосвязанных навыков и способностей, проявляемых ими в конкретных ситуациях. Методисты стали выполнять новые обязанности и виды работы, поэтому нужно сформировать новый блок навыков и умений наряду с теми, которые мы смоделировали в соответствии с общепринятыми подходами, который мы рассматриваем как самостоятельный «блок компетентности методистов». Моделированию подвергаются самые разные элементы, но чаще всего знания, умения, навыки, трудовая деятельность специалистов в целом. Наша модель не является исключением. Более того, зная, что при построении модели используется широкий спектр методов — философ­ский, логико-гносеологический, экспертный, графологический, эмпири­ческий, программно-целевого конструирования, — мы остановились на экспертном методе. Экспертную оценку деятельности методистов дали руководители библиотек по специально построенному опроснику.

Основными структурными компонентами нашей модели методиста яв­ляются три блока: первый — «знать», второй — «уметь», третий — «иметь» (быть). Такое распределение позволяет упорядочить многочисленные перечни требований, предъявляемых к методисту. В модели каждый из блоков представлен путем раскрытия его содержания.

Первый блок — «знать». Знания методиста можно и нужно рассматри­вать с трех точек зрения: во-первых, как понимание политики государства в области библиотечного дела, а также владение общими теоретическими основами методического руководства и управления; во-вторых, как пони­мание методистом методического воздействия и умение организовать соподчиненность различных структурных звеньев библиотеки, обеспечить их связь с библиотеками других систем и ведомств, руководящими общест­венными организациями; в-третьих, как четкое представление о задачах, путях, способах развития библиотеки и методического обеспечения всех направлений библиотечной работы. Знания методиста — исходное усло­вие организации эффективного методического руководства, принятия оптимальных решений.

Таким образом, методист должен знать:

законы РФ в области библиотечного дела и смежных сфер культуры, постановления правительства, акты других органов управления биб­лиотечным делом, а также местного самоуправления по библиотеч­ному делу;

руководящие материалы вышестоящих органов и методических центров по библиотечному делу;

теорию управления и методической работы;

теорию библиотековедения, библиографоведения, информатики;

библиотечное право и основы маркетинга, библиотечной рекламы;

основы социально-психологических, экономических, педагоги­ческих наук, культурологии;

основы научных исследований;

основы межкультурных коммуникаций, новые информационные технологии;

основные направления развития библиотечного дела в стране, области, регионе;

сеть библиотек, их ресурсы и состав кадров;

основные формы и методы методической и административной работы;

регламентирующие и нормативные документы, характеризующие и определяющие производственную деятельность библиотек;

основы библиотечной технологии и пути ее совершенствования;

методические рекомендации универсальных, отраслевых, специаль­ных и других библиотек различных уровней, систем и ведомств;

литературу по теории, методике и технике библиотечной работы, практические пособия, учебники и учебные пособия по библиотеко­ведению, библиографоведению;

государственные стандарты по библиотечному делу и библиогра­фии, инструктивные материалы по их внедрению;

центральные научные и информационные издания, а также регио­нальных служб по культуре и искусству;

местные издания о передовом библиотечном опыте;:

— зарубежные издания по теории и практике развития библиотек.

Вопрос о знаниях методистов, то есть по всему перечню, содержаще­муся в первом блоке, возникает в основном тогда, когда нужно опреде­лять, как или чему учить библиотекарей. При этом нужно отличать знания конструктивные, то есть обеспечивающие успех деятельности методиста, и знания общественных истин, хотя и способствующие успеху деятель­ности, но не преобразующие ее качественно.

К знаниям конструктивного характера мы относим знание передового опыта коллег, методов оценки и критериев деятельности библиотекарей, их достоинств и недостатков и т. д. Конструктивные знания — это в то же время умения, трансформированные в те или иные методические или управленческие действия, обеспечивающие наибольшую эффективность какого-либо процесса.

Знание общественных истин, норм и правил поведения специалиста необходимо ему для быстрой адаптации и формирования у него опреде­ленного профессионального и общественного (социального) статуса.

К блоку «знать» мы добавим подблок «компетентность методистов» в XXI веке. Прежде всего это: «знание реальной ситуации, факторов риска при принятии методических решений», «знания по формированию новых структурных подразделений и определению их значимости», «наличие ин­формационной осведомленности в области права, происходящих перемен в экономике, финансировании, образовании и других сферах», «знание международной и отечественной системы качества в области учета, отчет­ности и других видов деятельности библиотек», «развитие стратегическо­го мышления» (см. Приложение 6).

Второй блок — «уметь». Включает перечень умений и навыков, необ­ходимых методисту, с учетом мнений опрошенных методистов, библиоте­карей, директоров и соответствующей их корректировки. Может быть раз­бит на следующие группы:

1) умения и навыки в области управления и методической работы;

умения и навыки в области новых технологий и разработки целевых программ и проектов;

умения и навыки в области инновационной деятельности, внедрения передового отечественного и зарубежного опыта.

Мы сочли необходимым прежде всего выделить умения и навыки мето­диста в области управления и методической работы. Профессия методис­та требует тесных контактов с руководителями разного уровня и ранга, органами управления и общественными организациями. Задача мето­диста — создать целостную систему методического обеспечения по веду­щим направлениям библиотечно-информационной деятельности и форми­рованию профессиональных качеств библиотекарей.

Он должен уметь: продумывать систему своей работы и работы библио теки в целом; составлять должностные инструкции сотрудников и положе­ния об отделах и филиалах; помогать директору в подборе кадров и рас­становке их на рабочих местах; разрабатывать регламентирующие доку­менты; собирать и обрабатывать информацию; осуществлять контроль за выполнением плановых показателей, соблюдением трудовой дисциплины, рациональным использованием рабочего времени, правильным учетом работы.

Приведем мнения респондентов об умениях методистов. Наивысшую оценку респондентов и самих методистов получили умения «самостоя­тельно принимать решения и осуществлять контроль за их выполнением».

Методисту необходимо прежде всего уметь оказывать методическую и практическую помощь библиотекам-филиалам. С этой целью он должен «уметь анализировать работу библиотек»; «делать конкретные замечания и предложения»; «намечать пути устранения недостатков и совершенство­вания работы»; «организовать методическую работу в отделах»; «правиль­но вести учет методической работы».

Главное в деятельности методиста — уметь «выявлять и обобщать передовой опыт библиотек», «организовывать его внедрение». Методист должен уметь «осуществлять методическое обеспечение процессов пла­нирования, отчетности»; «составлять планы повышения квалификации библиотекарей»; «проводить семинары», «практикумы», «научно-практи­ческие конференции», «различные смотры-конкурсы»; «разрабатывать методические материалы краеведческого характера», «работать с техни­ческими и другими средствами», «оформлять методический кабинет» и «вести методические картотеки». При этом он обязан уметь определять оптимальные формы и методы работы для решения конкретных методи­ческих задач. Не менее важными для методиста являются умения и навы­ки осуществления связей не только с библиотеками ЦБС, но и с другими библиотеками и учреждениями социальной сферы района (города). Таким образом, важнейшими являются умения и навыки: «анализировать работу библиотек», «выявлять передовой опыт и организовывать его внедрение».

На второе место респонденты поставили умения и навыки «оказания конкретной методической, практической помощи», на третье — «организа­ции системы повышения квалификации библиотекарей».

Методист библиотеки — организатор библиотечной работы. Поэтому для него являются важными не только умения, навыки профессионального характера, но и умение «добиваться, чтобы каждый библиотекарь на своем рабочем месте работал добросовестно и с полной отдачей». В этих целях методист должен уметь «общаться с библиотекарями отделов», «находить нужный тон в зависимости от индивидуальных особенностей работника», «завоевывать их доверие», «направлять их действия», «убеждать, требо­вать и поощрять», «развивать у библиотекарей творчество, инициативу», «создавать нормальные взаимоотношения, оптимальный морально-психологический климат в коллективе».

Жизнь не стоит на месте. Сегодня наступило время новых технологий и инноваций, которые быстрыми темпами внедряются в нашу сферу. От ме­тодистов требуются новые умения и навыки, которые сформировали новый образ методиста, повлияли на его имидж. Теперь методисты должны

владеть персональным компьютером, знать современные обучающие программы, работать с разными носителями информации, что позволяет им быстро осваивать не только отечественный, но и зарубежный опыт. Передовые технологии внедряются в труд методистов и делают его более привлекательным и эффективным. Кроме того, одной из важнейших со­ставляющих их труда являются умения: разрабатывать целевые програм­мы, заниматься внедрением не только отраслевых законов, но и программ различного достоинства и уровня, помогать библиотекарю в оформлении заявок для участия в конкурсных грантах.

Данные умения радикально повлияли на престиж методистов и их авто­ритет. В условиях рыночных отношений методические услуги приобретают характер управленческого консультирования по самым актуальным вопро­сам.

Управленческое консультирование включает: советы, разъяснение проблем, экспертные оценки, анализы (диагностические, сравнительные, стратегические и пр.), экономические, маркетинговые, информационные обследования, проекты по совершенствованию конкретных видов дея­тельности (62).

Третий блок — «иметь» (быть) объединяет такие оценочные критерии деятельности методистов, как способности (личные качества), профес­сионализм (деловые качества), опыт.

Данный блок мы выделили потому, что часто умения и навыки путают с личностными и профессиональными качествами и способностями специа­листа. В нашей модели мы не претендуем на полноту представления всех личностных и профессиональных качеств и не ставим цели определить какой-то особый их набор для методиста библиотеки. Речь идет о сочета­нии и взаимосвязи качеств, наиболее устойчивых параметров при постро­ении квалификационной модели специалиста. Мы понимаем, что нельзя однозначно связывать эффективность деятельности методиста с теми или иными личностными качествами (или каким-то одним качеством). Более того, личностные качества нельзя рассматривать в отрыве от,профессио­нальных и от тех условий, в которых человек работает и развивается..

Не может быть универсальной модели идеального методиста библио­теки, имеющего ту или иную систему качеств. Нередки случаи, когда люди с «хорошим» набором качеств руководят посредственно и, наоборот, силь­ные методисты имеют «плохой» или «средний» набор качеств. Ясно, что столь парадоксальную ситуацию следует объяснять различием в способ­ностях. У более интеллектуально развитого методиста может не быть соот­ветствующего опыта, каких-то личных свойств. Но способный методист всегда сумеет компенсировать их отсутствие за счет других преимуществ, которых нет у более опытного. Например, недостаточный уровень профес­сиональных качеств может быть компенсирован за счет высокой работо­способности, умения отличать главное от второстепенного, наличия при­родных интеллектуальных способностей — логически мыслить, обобщать.

Сказанное нельзя понимать буквально: что методисту не нужен опыт и отсутствие каких-то личностных и профессиональных качеств можно не принимать всерьез. Дескать, жизнь всему научит... Профессиональные ка­чества личности — это наиболее обобщенные и наиболее устойчивые ее параметры. Они так или иначе присутствуют во всех видах деятельности, в которые включен специалист, в частности методист библиотеки. Практика показывает, что не все специалисты успешно справляются со своими про­фессиональными обязанностями, даже если в свое время они успешно учились и проявляют в работе старание и прилежание. Причин, определя­ющих успешность профессиональной деятельности, много, но главная среди них одна — неравенство индивидуальностей, то есть способностей, личных характеристик. Поэтому при формировании модели специалисту наряду с изучением своей профессиональной деятельности необходимо исследование личных качеств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: