Качества, связанные с определенными способностями, знаниями | Место | Качества, характеризующие отношение к труду, психологию методистов | Место |
Общенаучная и социальная компетентность | Любовь к своей профессии | ||
Профессиональная эрудиция | Высокое чувство ответственности | ||
Полное и точное знание условий производства, библиотечной технологии | Высокая сознательная дисциплина Единство слова и дела | ||
Умение внедрять передовой опыт | Умение направлять действия библиотекарей на новое, передовое | ||
Правильное распределение рабочего времени | Готовность оказывать методическую и практическую помощь | ||
Умение обобщать, анализировать и делать выводы | Готовность к совместной работе | ||
Умение объективно оценивать работу библиотекарей | Умение разбираться в психологии библиотекарей | ||
Умение контролировать | Умение быть организатором | ||
Самостоятельность в принятии решений | Умение быть педагогом | ||
Умение составлять планы и отчеты | Умение мыслить творчески | ||
Умение организовать работу методического совета | Стремление к систематическому повышению квалификации | ||
Участие в конкурсных грантах | |||
Умение составлять деловые бумаги | |||
Умение составлять и оформлять методические пособия |
Профессиональные (деловые) качества суть результат реализации способностей специалиста в процессе его управленческой и методической деятельности, что свидетельствует о тесном их взаимодействии и взаимосвязи. Личные качества специалиста и методиста в частности могут изменяться под влиянием условий работы, в результате накопленного опыта.
Деятельность методиста библиотеки многогранна и динамична. Поэтому мы выделили две группы профессиональных качеств, которые, на наш взгляд, присущи методистам ЦРБ*, отличают их от методистов универсальных научных библиотек, но в то же время подчеркивают связь между ними.
В первую группу качеств, характеризующих профессиональную компетентность методистов, включены качества, связанные с определенными способностями, знаниями; во вторую — характеризующие отношение к труду, профессиональную психологию. Экспертную оценку этих качеств дали директора библиотек (см. табл. 1).
В целом можно согласиться с приведенной оценкой качеств, которые нужны методистам при выполнении должностных обязанностей. Директора правы в том, что методисты должны точно знать условия производства, библиотечную технологию. Без высокого чувства ответственности, сознательности они не смогут добиваться единства слова и дела. Без профессиональной эрудиции нельзя направлять действия библиотекарей на новое, реализовывать передовой опыт библиотек, оказывать методическую и практическую помощь.
Таким образом, все качества профессионального характера, отнесенные нами к первой и второй группам, взаимосвязаны и обусловлены содержанием работы методистов библиотек.
Блок «иметь» мы рассматриваем и в значении «быть», то есть иметь определенные личные качества, которые помогают выполнять должностные обязанности. «Иметь» и «быть» — неразделимые понятия, которые характеризуют личные свойства, а именно: инициативность, дисциплинированность, целеустремленность, настойчивость, психологическую совместимость с коллегами по работе — библиотекарями. В итоге предложенный блок формирует стиль методиста, позволяет решать вопросы целесообразности назначения на должность, служебного перемещения. Следует отметить, что методисту приходится иметь дело с работниками, имеющими разные образование, должности, характеры и т. п. Поэтому методист сам должен быть гармонически развитой личностью, в которое органически сочетаются высокая требовательность и ответственность за общее состояние работы в библиотеке с безусловной компетентностью и энергичностью в достижении поставленной цели.
Для осуществления профессиональных обязанностей методисту необходимо иметь определенные личные качества, которые, по мнению опрошенных директоров, распределились следующим образом: дар завоевывать доверие библиотекарей — первое место; практичность — второе; инициативность, настойчивость, любознательность — третье; собранность — пятое и т. д. Совокупность личных качеств методистов совпала в целом с данными В. А. Ермаковой и 3. Д. Русак по универсальным научным библиотекам. Мы считаем это закономерным явлением, ибо методисты независимо от иерархии в общей структуре методических кадров выполняют одни и те же задачи. Более того, мы не могли пройти мимо точки зрения профессора А. В. Соколова, высказанной им в преддверии XXI века, что «профессиональной доминантой библиотекаря является интеллигентность», то есть профессионализм методиста не ограничивается технологическими умениями и навыками: он должен олицетворять интеллигентность «в первоначальном смысле» и быть, а не казаться интеллигентным человеком (58).
Методисту необходимо иметь опыт. Опыт методистов — это сумма навыков, умений и привычек. Знания и опыт формируют методиста, помогают ему глубже осуществлять воздействие на библиотекарей, лучше понимать, видеть недостатки и пути их устранения. В то же время наличие опыта предусматривает обязательное повышение квалификации и продвижение по должности. Все составляющие вышеуказанных блоков — знания, умения, навыки, личностные, профессиональные качества и опыт — являются своеобразным дополнением к основному квалификационному требованию — наличию специального высшего образования. Высшее образование позволяет мотивировать выбор и притязания специалиста на ту или иную должность.
В случае с назначением специалиста на должность методиста только совокупность вышеуказанных критериев может обеспечить легитимный характер решению руководителя. В Приложении 6 раскрываются основные направления современной профессиональной деятельности методистов в условиях развития новых информационных технологий (НИТ); соответствующие знания, умения, набор функциональных обязанностей, мера ответственности, критерии качества деятельности, которым они должны соответствовать, выполняя новые и традиционные виды работ. При этом деятельность методистов многократно усложняется, увеличивается объем их работы, повышается требовательность к ним. Новое поколение методистов осваивает все новые, ранее далекие от них отрасли знания. Их профессиональные контакты выходят на новый виток, обусловленный быстро развивающимися межкультурными коммуникациями.
Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области. Частные употребления термина:
- Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности;