Качества, характеризующие профессиональную компетенцию методистов библиотек




 

 

Качества, связанные с определенными способностями, знаниями Место Качества, характеризующие отношение к труду, психологию методистов Место
       
Общенаучная и социальная компетентность   Любовь к своей профессии  
Профессиональная эрудиция   Высокое чувство ответственности  
Полное и точное знание условий производства, библиотечной технологии   Высокая сознательная дисциплина Единство слова и дела  
Умение внедрять передовой опыт   Умение направлять действия библиотекарей на новое, передовое  
Правильное распределение рабочего времени   Готовность оказывать методическую и практическую помощь  
Умение обобщать, анализировать и делать выводы   Готовность к совместной работе  
Умение объективно оценивать работу библиотекарей   Умение разбираться в психологии библиотекарей  
Умение контролировать   Умение быть организатором  
Самостоятельность в принятии решений   Умение быть педагогом  
Умение составлять планы и отчеты   Умение мыслить творчески  
Умение организовать работу методического совета   Стремление к систематическому повышению квалификации  
Участие в конкурсных грантах      
Умение составлять деловые бумаги      
Умение составлять и оформлять методические пособия      

 

 

Профессиональные (деловые) качества суть результат реализации способностей специалиста в процессе его управленческой и методиче­ской деятельности, что свидетельствует о тесном их взаимодействии и взаимосвязи. Личные качества специалиста и методиста в частности могут изменяться под влиянием условий работы, в результате накоплен­ного опыта.

Деятельность методиста библиотеки многогранна и динамична. По­этому мы выделили две группы профессиональных качеств, которые, на наш взгляд, присущи методистам ЦРБ*, отличают их от методистов уни­версальных научных библиотек, но в то же время подчеркивают связь между ними.

В первую группу качеств, характеризующих профессиональную компе­тентность методистов, включены качества, связанные с определенными способностями, знаниями; во вторую — характеризующие отношение к труду, профессиональную психологию. Экспертную оценку этих качеств дали директора библиотек (см. табл. 1).

В целом можно согласиться с приведенной оценкой качеств, которые нужны методистам при выполнении должностных обязанностей. Директо­ра правы в том, что методисты должны точно знать условия производства, библиотечную технологию. Без высокого чувства ответственности, созна­тельности они не смогут добиваться единства слова и дела. Без профессио­нальной эрудиции нельзя направлять действия библиотекарей на новое, реализовывать передовой опыт библиотек, оказывать методическую и практическую помощь.

Таким образом, все качества профессионального характера, отнесен­ные нами к первой и второй группам, взаимосвязаны и обусловлены со­держанием работы методистов библиотек.

Блок «иметь» мы рассматриваем и в значении «быть», то есть иметь определенные личные качества, которые помогают выполнять должност­ные обязанности. «Иметь» и «быть» — неразделимые понятия, которые характеризуют личные свойства, а именно: инициативность, дисциплини­рованность, целеустремленность, настойчивость, психологическую совместимость с коллегами по работе — библиотекарями. В итоге предло­женный блок формирует стиль методиста, позволяет решать вопросы целесообразности назначения на должность, служебного перемещения. Следует отметить, что методисту приходится иметь дело с работниками, имеющими разные образование, должности, характеры и т. п. Поэтому методист сам должен быть гармонически развитой личностью, в которое органически сочетаются высокая требовательность и ответственность за общее состояние работы в библиотеке с безусловной компетентностью и энергичностью в достижении поставленной цели.

Для осуществления профессиональных обязанностей методисту необ­ходимо иметь определенные личные качества, которые, по мнению опро­шенных директоров, распределились следующим образом: дар завоевы­вать доверие библиотекарей — первое место; практичность — второе; инициативность, настойчивость, любознательность — третье; собран­ность — пятое и т. д. Совокупность личных качеств методистов совпала в целом с данными В. А. Ермаковой и 3. Д. Русак по универсальным научным библиотекам. Мы считаем это закономерным явлением, ибо методисты не­зависимо от иерархии в общей структуре методических кадров выполняют одни и те же задачи. Более того, мы не могли пройти мимо точки зрения про­фессора А. В. Соколова, высказанной им в преддверии XXI века, что «про­фессиональной доминантой библиотекаря является интеллигентность», то есть профессионализм методиста не ограничивается технологическими умениями и навыками: он должен олицетворять интеллигентность «в перво­начальном смысле» и быть, а не казаться интеллигентным человеком (58).

Методисту необходимо иметь опыт. Опыт методистов — это сумма навыков, умений и привычек. Знания и опыт формируют методиста, помо­гают ему глубже осуществлять воздействие на библиотекарей, лучше понимать, видеть недостатки и пути их устранения. В то же время наличие опыта предусматривает обязательное повышение квалификации и продвижение по должности. Все составляющие вышеуказанных блоков — знания, умения, навыки, личностные, профессиональные качества и опыт — являются своеобразным дополнением к основному квалификаци­онному требованию — наличию специального высшего образования. Высшее образование позволяет мотивировать выбор и притязания специ­алиста на ту или иную должность.

В случае с назначением специалиста на должность методиста только совокупность вышеуказанных критериев может обеспечить легитимный характер решению руководителя. В Приложении 6 раскрываются основ­ные направления современной профессиональной деятельности методис­тов в условиях развития новых информационных технологий (НИТ); соот­ветствующие знания, умения, набор функциональных обязанностей, мера ответственности, критерии качества деятельности, которым они должны соответствовать, выполняя новые и традиционные виды работ. При этом деятельность методистов многократно усложняется, увеличивается объем их работы, повышается требовательность к ним. Новое поколение мето­дистов осваивает все новые, ранее далекие от них отрасли знания. Их про­фессиональные контакты выходят на новый виток, обусловленный быстро развивающимися межкультурными коммуникациями.

 

 

Компете́нция (от лат. competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также, в определенной широкой области. Частные употребления термина:

  • Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности;


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: