Основные причины неопределенности (источники риска)




По источнику возникновения риск квалифицируется как хозяйственная деятельность, связанная с личностью человека и обусловленная природными факторами.

По причине возникновения риск выступает как следствие, он вызван неопределенностью будущего, непредсказуемостью поведения партнеров, недостатком информации.

Таким образом, основными причинами неопределенности и, следовательно, источниками риска являются:

I. Спонтанность природных процессов и явлений, стихийные бедствия (землетрясения, ураганы, наводнения, засуха, мороз, гололед).

II. Случайность. Когда в сходных условиях одно и то же событие происходит неодинаково в результате многих социально-экономических и технологических процессов, многовариантности материальных отношений, в которые вступают субъекты предпринимательской деятельности.

III. Наличие противоборствующих тенденций, столкновение противоречивых интересов. Это военные действия, межнациональные конфликты (запрет на экспорт и импорт, замораживание активов и т.д.), конкуренция, простое несовпадение интересов.

IV. Вероятностный характер НТП. Практически невозможно определить конкретные последствия тех или иных научных открытий, технических изобретений.

V. Неполнота, недостаточность информации об объекте, процессе, явлении. Эта причина приводит к ограниченности человека в сборе и переработке информации, с постоянной изменчивостью этой информации.

VI. Ограниченность, недостаточность материальных, финансовых, трудовых и др. ресурсов при принятии и реализации решений.

· невозможность однозначного познания объекта при сложившихся в данных условиях уровне и методах научного познания;

· относительная ограниченность сознательной деятельности человека, существующие различия в социально-психологических установках, идеалах, намерениях, оценках, стереотипах поведения.

 

 

2. Внешняя среда предпринимательства.

Совокупность условий и факторов, влияющих на развитие в стране предпринимательства, действующих независимо от воли самих предпринимателей.

Внешняя предпринимательская среда представляет собой сложную систему внешнего регулирования предпринимательской деятельности, поэтому для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц она носит объективный характер, поскольку они не могут непосредственно изменить ее (например, федеральные законы, природные факторы и т.д.), а должны учитывать при ведении собственного дела.

Включает:

~ потенциальные инвесторы;

~ покупатели, заказчики;

~ политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства;

~ правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики;

~ государственное регулирование и поддержка предпринимательства;

~ социальная обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей) и уровнем безработицы;

~ культурная среда, обусловленная уровнем образования населения, обеспечивающую возможность заниматься определенными видами предпринимательской деятельности;

~ научно-техническая и технологическая среда;

~ наличие природных факторов производства, необходимых для развития определенных видов деятельности;

~ физическая среда (климат), связанная с климатическими (погодными) условиями функционирования предпринимательских организаций, отсутствием проявления форс-мажорных природных катаклизмов;

~ институционально-организационная среда, свидетельствующая о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей и т.д.;

~ экономическая или финансовая среда (ЦБ РФ, Минфин и др.)

 

3. Внутренняя среда предпринимательства.

Предпринимательский успех зависит от многих факторов, среди которых важнейшим является внутренняя предпринимательская среда как определенная совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации. В значительной мере внутренняя предпринимательская среда носит субъективный характер: она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса. К внутренней предпринимательской среде следует отнести следующие подсистемы (факторы):

· наличие необходимого объема собственного капитала;

· правильный выбор организационно-правовой формы фирмы;

· выбор предмета деятельности;

· подбор команды партнеров;

· знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований;

· подбор кадров и управление персоналом, его мотивированное материальное стимулирование;

· механизм сохранения предпринимательской тайны и др.

Особое значение для успешной предпринимательской деятельности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчет последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка и внедрение обоснованной стратегии развития фирмы. К факторам внутренней среды следует также отнести четкое соблюдение предпринимателями и наемными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации.

Как уже указывалось, добиваться успеха будут только те предприниматели, которые постоянно повышают свои знания, хорошо знают правовой механизм организации и ведения бизнеса, умеют совершать сделки, заключать предпринимательские договоры и получать причитающиеся по ним дивиденды. Только те предприниматели могут добиваться успеха, имеют долгосрочную обоснованную цель, которую должны знать и поддерживать все работники, в фирмах которых налажена железная дисциплина, которые сами много и плодотворно трудятся, советуются с подчиненными, а затем принимают обоснованные решения, которые нацелены не на сиюминутный успех, а на долгосрочную перспективу.

 

4. Понятие предпринимательского риска. Функции риска. Факторы риска.

Риск это:

- вероятность наступления неблагоприятного события;

- угроза…(не оценена);

- причина, которая вызывает неблагоприятное событие (фактор риска);

- статистическая оценка ожидаемых потерь (суммарная величина);

- принятие решений, связ. с наступлением неблагоприятного события.

Функции:

~ аналитическая – для принятия решений нужно провести анализ;

~ регулятивная (воздействие на предпринимателей в процессе принятия решений на всех стадиях жизненного цикла фирмы, принятие превентивных мероприятий; исключает возможность реализовывать проекты с соотношением «риск/доходность» отличным от равновесного),

~ защитная – предприниматель пытается уйти от высоких рисков (историко-генетический аспект (поиск средств защиты) и социально-правовой (закрепление правомерности риска, разработка бизнес-плана, заключение с добросовестными договоров, выполнение обязательств));

~ стимулирующая функция может быть как конструктивной конструктивный (создание защищающих инструментов и устройств), так и деструктивной (разрушительной, авантюризм и необоснованный риск);

~ компенсирующая (доп. прибыль), социально-экономическая (выделение эффективных собственников), аналитическая (анализ факторов и условий осуществления деятельности: выбор одной из альтернатив),

~ инновационная (поиск нетрадиционных решений, внедрение нововведений, новые технологии, совершенствование планирования).

Факторы: субъективные (рассудительность, инициатива, характер, опыт), объективные (качество активных ресурсов (то, что требуется для обеспечения дела), качество ситуации (обстоятельства, где ведется дело)). Группы опасностей и угроз: объективные риски (природные, техногенные); политические и социально-политические изменения; рыночный риск (конъюнктура рынка, валютные курсы, инфляция и пр); ошибки и просчеты при разработке проектов; срывы планов работ; преступления.

 

5. Понятие риска. Общая классификация хозяйственного риска.

Риск это:

- вероятность наступления неблагоприятного события;

- угроза…(не оценена);

- причина, которая вызывает неблагоприятное событие (фактор риска);

- статистическая оценка ожидаемых потерь (суммарная величина);

- принятие решений, связ. с наступлением неблагоприятного события.

 

Классификационный признак Вид риска
Природа возникновения субъективный
объективный
По измерению размера потерь Финансовые
нефинансовые
По степени изменчивости Статистические
Динамические
По возможности диверсиификации систематический
специфический
Возможный результат Чистый
Спекулятивный
В зависимости от этапа решения проблемы на этапе принятия решения
на этапе реализации решения
По масштабам локальный
отраслевой
региональный
национальный
международный (межстрановой)
По сфере возникновения внешний
внутренний
По возможности страхования страхуемый
нестрахуемый
По видам предпринимательской деятельности финансовый
юридический
производственный
коммерческий
инвестиционный
страховой
инновационный

Причина возникновения: природно-естественные, экологические, страновые (социально-политические, макро- и микроэкономические), транспортные, коммерческие (имущественные, производственные, торговые, финансовые). Финансовые риски делятся на: связанные с покупательской способностью денег (инфляционные (при росте доходы обесцениваются с точки зрения покупательской способности быстрее, чем растут), дефляционные (падение уровня цен и ухудшение экономических условий, и снижение доходов) валютные, ликвидности (потери при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости)); связанные с вложением капитала (риск упущенной выгоды (побочный финансовый ущерб в результате неосуществления какого-либо мероприятия); снижения доходности (процентный (потери в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам) и кредитный (опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов)); прямых финансовых потерь (биржевые (потери от биржевых сделок), селективный (неправильный выбор видов вложения капиталов, ценных бумаг для инвестирования), банкротства)), проектный риск (риск, связанный с проектом, внутрифирменный, рыночный или портфельный риск (насколько хорошо укладывается проект в кредитный портфель)).

По роду опасности: техногенные, природные, смешанные. Длительность во времени: кратковременные и постоянные. Выделяют: допустимый (потери < прибыли), критический (1 степень = прибыль < потери < выручка; 2 степень = потери = выручке), катастрофический (потери = или > капитала).

 

6. Нормативно-правовое регулирование системы управления рисками в РФ

 

7. Нормативно-правовое регулирование системы управления рисками за рубежом

 

8. Система государственной поддержки предпринимательства в РФ

Малое и среднее предпринимательство играет немалую роль в жизни крупных городов, и работа Центров развития предпринимательства по всему миру направлена на то, чтобы максимально помочь ему - среднему и малому предпринимательству (СМП). Стремительное развитие этого сектора экономики наблюдается во всех сферах жизни города, особенно втаких важных для нормального обеспечения большого числа населения, как торговля, сфера услуг, строительство, производство и др.

Поэтому многие государственные экономические программы направлены на развитие малого и среднего предпринимательства.

В России как на фед., так и на рег. уровне действует не менее десятка министерств и ведомств, которые, так или иначе, занимаются вопросами предпринимательской деятельности.

Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства,

Государственный антимонопольный комитет РФ,

Министерство экономики РФ,

Министерство науки и технологий РФ,

Министерство труда и социального развития РФ,

Министерство финансов РФ и ряд других.

В Москве в число основных ведомств входят: Московский фонд поддержки малого предпринимательства, Московская лизинговая компанию, Московское агентство по развитию предпринимательства, ряд технопарков, фондов, деловых партнерств, учетных центров и др. Все предприятия данной структуры предоставляют спектр специализированных услуг, направленных на оказание всесторонней поддержки начинающему предпринимателю. Обратившись в нужную организацию, можно получить первую финансовую помощь, консультации по различным аспектам ведения бизнеса, пройти обучение основам ведения предпринимательской деятельности и подбору персонала.

Лишь осенью 2009 года российское правительство взяло на себя обязательство оказывать поддержку в развитии малого и среднего бизнеса. Конечно, средства из госбюджета выделяются, меры принимаются, но, к сожалению, не всегда эффективно. Возможно это связано с тем, что бизнес в России — явление ещё молодое, рынок только начинает развиваться, так что ещё многому предстоит научиться.

 

9.Система государственной поддержки предпринимательства за рубежом

Предпринимательство является одним из важнейших инструментов-стимуляторов экономического и социального развития государства.

Формирование предпринимательской структуры связано с эффективным использованием различных видов ресурсов, появлением новых рабочих мест, укреплением института частной собственности, повышением жизненного уровня населения, созданием благоприятного делового климата в стране, снижением социальной напряженности.

Предприниматели – носители новых идей, и их деятельность связана с постоянными рисками, которые становятся одновременно и барьером, и стимулятором к развитию предприятия. Значительное количество вновь создаваемых предприятий в современных условиях в той или иной стране сталкиваются с определенными проблемами. Со многими из них предприниматели не в состоянии справиться самостоятельно, поэтому на помощь им приходит государство, внедряющее политику поддержки и эффективного стимулирования предпринимательских инициатив.

Во многих странах такая политика существует длительный период времени и ее реализация дает положительные результаты для предпринимательства, экономики и государства в целом. Осуществление политики поддержки предпринимательства подразумевает, прежде всего, законодательное закрепление прав и обязанностей предпринимательства, а также эффективное использование механизмов стимулирования и поддержки.

Государственная политика в отношении развития предпринимательства строится на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране или регионе, либо в совокупности стран (например, в ЕС).

Нью-Йорк (США)

Самым влиятельным государственным предприятием по вопросам поддержки и развития предпринимательской деятельности является Администрация Малого Бизнеса (SBA). В ее структуру входят Региональные и местные Центры развития бизнеса, консультационные центры, центры информационной и технической поддержки, инвестиционные компании.

Также при поддержке представителей малых предприятий, политических и официальных деятелей функционирует Консультативный совет малого предпринимательства, который оказывает консультационные услуги администрации и законодательным властям штата, занимающимся вопросами дальнейшего развития экономики.

Ежегодно разрабатываются и внедряются в практику меры по вопросам развития МСП, основное внимание уделяется сокращению издержек на производство, налоговые преобразования. В процесс развития привлекаются научные учреждения, помогающие инновационным предприятиям, и банковские структуры, занимающиеся выдачей ссуд и оказанием финансовой поддержки.

Лондон (Англия)

В экономике Лондона СМП занимает значительную долю, давая около 60% всего ВВП, производимого городом.

Основная поддержка предпринимательской деятельности осуществляется Министерством Торговли и Промышленности. При его содействии осуществляется работа по нескольким направлениям: финансовая помощь, преодоление административных барьеров, налогообложение, консультирование и разносторонняя поддержка предпринимателей.

По инициативе Министерства были созданы фонды, направленные на привлечение инвестиций, разработаны программы предоставления гарантированных кредитов на льготных условиях.

Широко развита сеть подведомственных Советов по обучению и предпринимательству, основная деятельность которых состоит в консультировании и проведении ряда целевых программ, обучающих мероприятий, выплате субсидий.

Токио (Япония)

Токио — высокоразвитый индустриальный мегаполис, значительная доля экономики которого проходится на отрасль электроники, новых информационных технологий и научно-исследовательскую деятельность. В основной массе все производство сосредоточено на малых и средних предприятиях. Вектор развития СМП в Японии задает Министерство международной торговли и промышленности, именно оно проводит политику по поддержанию СМП в законод. и стратег.аспектах и вовлечению в международное сотрудничество.

Правительство Японии сосредотачивается на нескольких направлениях в вопросе поддержания СМП:

всесторонняя финансовая поддержка,

преобразования и усовершенствования структуры СМП,

упрощение системы налогообложения.

Особое внимание Японское правительство уделяет развитию СМП в сфере высоких технологий, выделяя достойные субсидии для расширения производств, обучения

 

10.Институты финансовой среды предпринимательства

Экономическое положение страны (финансовая среда предпринимательства)

На развитие предпринимательства положительно или отрицательно влияют такие экономические инструменты как уровень ставки рефинансирования ЦБРФ, уровень инфляции, количество налогов и размеры налоговых ставок, уровень цен на определенные виды ресурсов и т.д.

Важное значение приобретает стабильность национальной денежной единицы, повышение уровня её покупательной способности и другие экономические финансовые факторы и условия. Непосредственно к финансовой среде предпринимательства следует отнести институционально-организационную среду, т.к. многие организации оказывают услуги другим предпринимательским организациям.

Развитие институционально-организационной среды является важнейшим условием формирования предпринимательства вообще, поскольку многие институты (организации) являются сами предпринимательскими, осуществляя те или иные виды деятельности, и с учетом специализации своей деятельности оказывают соответствующие услуги другим предпринимательским организациям. К таким институтам относятся:

- коммерческие банки и другие кредитно-финансовые организации;

- страховые организации;

- рекламные компании;

- специализированные организации по представлению таких профессиональных услуг, как аудит, консалтинг, защита интересов предпринимателей и др.;

- учебные заведения по подготовке кадров для предпринимательских организаций;

- компании по изучению рынка, проведению специализированных маркетинговых исследований;

- компании (организации)-поставщики сырья, материалов, энергии, топлива и других услуг; оптовые и розничные продавцы;

- транспортные компании и др.

Важнейшее значение для становления и развития производственного предпринимательства имеют наличие природных ресурсов, их добыча и переработка, особенно дешевых энергоносителей, затраты на которые составляют большой удельный вес. Несомненно, что в тех регионах, где затраты на обустройство предприятий низкие, создаются более благоприятные условия для развития предпринимательства. На развитие предпринимательства большое влияние оказывает демографическая ситуация в стране, отдельных ее регионах.

К сожалению, в России складывается неблагоприятная демографическая ситуация: смертность превышает рождаемость, сокращается число трудоспособного населения, растет количество пенсионеров. Предприниматели - высокообразованные люди, не боящиеся идти вперед в одиночку. Поэтому важное значение для развития предпринимательства имеют система образования, особенно высшего, ускорение научно-технического прогресса, внедрение инноваций, которые «являются инструментом предпринимательства, а базой его являются знания».

11. Сравнительный анализ финансовой среды в РФ и за рубежом

В настоящее время идет стремительное развитие и распространение финансовых институтов в России. Большинство осуществляют свою деятельность в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург. Во многих регионах России деятельность финансовых институтов слабо развита, а порой даже отсутствует вовсе. Регионы являются потенциальным финансовым рынком для развития финансовых институтов. Развивающаяся конкуренция на рынке финансовых услуг предоставляют инвесторам разнообразный спектр операций с финансами. Развитие деятельности инвестиционных фондов, компаний, банков и бирж позволяет привлечь в инвестиции свободные денежные средства населения, которые ранее осуществляли вложения своих средств лишь в иностранную валюту.

Финансовая сфера России во многом уступает зарубежной:

- развитие финансовых институтов значительно отстает от уровня развития подобных организаций на западе.

- количество предлагаемых банками услуг далеко не достаточно для потребностей современной экономики.

- несмотря на постоянно снижающиеся значения ставки рефинансирования банковские кредиты по прежнему дороги и доступны незначительному количеству населения и компаний.

- банки, стараясь избежать рисков не готовы предоставлять долгосрочные кредиты.

- неразвитость фьючерсной биржевой торговли обусловлена недостаточным регулированием данной деятельности со стороны государства.

- недоверие населения негосударственным пенсионным фондам существует из-за отсутствия гарантий сохранения средств в таких учреждениях.

- в страховании существует проблема завышенных тарифов, в связи с этим данная финансовая услуга не широко распространена среди населения.

- отсутствие информационной осведомленности широких слоев населения о спектре услуг, предоставляемых финансовыми институтами.

- большую долю капитала финансовых институтов составляет иностранный капитал.

- велика степень влияния политической ситуации в стране на деятельность финансовых рынков.

В этой ситуации особое значение имеет развитие и укрепление государственного влияния на рынок финансовых услуг. Государственная политика должна осуществлять через регулирование с помощью нормативно-правовых актов. Приоритетным направлением совершенствования государственного регулирования должно стать защита от рисков интересов инвесторов и финансовых институтов. Государственная поддержка должна быть не только продекларирована в законах, но государство должно обеспечить исполнение данных норм. Эффективное функционирование финансовых институтов может дать импульс развития отечественной экономики.

На западных финансовых рынках существует тенденция увеличения количества инвесторов и числа финансовых операций. Западные компании привлекают инвесторов долгосрочностью и надежностью финансовых отношений.

12. Классификация хозяйственного риска. Виды и содержание нефинансовых рисков.

Хозяйственный риск - это решение или действие в условиях неопределенности, связанное с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов, в процессе которых есть возможность оценить ситуацию и достичь предпочтительных, по отношению к другим субъектам результатов, либо понести наименьшие потери.

Нефинансовые риски - это риски, обусловленные поведением стейкхолдеров. К нефинансовым рискам относятся политические, социальные, репутационные, экологические риски, риски государственного регулирования, корпоративного управления и др. Мерой ущерба или выгоды в данном случае служит не только прямое влияние на прибыль/издержки и стоимость акций, но и воздействие на репутацию и развитие человеческого капитала как основные нематериальные активы компании, а также на общую социально-политическую ситуацию в территориях ее присутствия и стране в целом. При определении допустимого и критического риска учитываются такие факторы, как возможность возникновения социального взрыва, массовых протестов населения или политического кризиса.

К нефинансовыым рискам относятся

Имущественные риски связаны с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем и т. п.

Производственные риски — риски, связанные с убытком от остановки производства, прежде всего с гибелью или повреждением основных или оборотных фондов (оборудование, сырье, транспорт и т. д.), а также риски, связанные с внедрением в производство новой техники и технологии.

Торговые риски возникают вследствие задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, непоставки товара и т. п.

 

13. Классификация хозяйственного риска. Виды и содержание финансовых рисков

Хозяйственный риск - это решение или действие в условиях неопределенности, связанное с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов, в процессе которых есть возможность оценить ситуацию и достичь предпочтительных, по отношению к другим субъектам результатов, либо понести наименьшие потери.

Финансовые риски

1. связаны с покупательной способностью денег:

- инфляционный (при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем растут)

- дефляционный(при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов)

- валютные (связан с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций)

- ликвидности (связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительской стоимости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: