1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Основы философии» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Цели:
` Сформулировать у студентов представление о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01-06,09,10 | Ориентироваться в философских проблемах, применительно к различным контекстам исторических периодов; Распознавать задачу и/ или проблему в философском контексте; Анализировать задачу и/или проблему в философском контексте и выделять ее составные части; Определять задачи поиска философской информации; Определять необходимые источники информации; Структурировать получаемую информацию; Выделять наиболее значимое в перечне информации; Оценивать практическую значимость в результатов поиска; Ориентироваться в системе ценностей современного общества; Выстраивать траекторию личностного развития в соответствии с принятой системой ценностей; Осуществлять коммуникацию при обсуждении философских проблем бытия, познания и ценностей; Определять собственную позицию и излагать свои мысли на государственном языке в контексте современной философской концепции общественного развития; Организовывать собственное поведение, руководствуясь общечеловеческими ценностями современной социальной философии; Применять средства информационных технологий для решения философских задач; Анализировать и систематизировать знания об актуальных проблемах современного общества; Анализировать, аннотировать и реферировать тексты различных форм и содержания. | Предмет и основные направления философии; Основы картины мира и диалектику их развития; Актуальный философский контекст; Приемы поиска и структурирования информации; Формат оформления результатов поиска информации; Пути и способы самообразования; Условия формирования личности в контексте требований современного общества; Содержание общественной психологии; Роль философии в жизни человека и общества; Основные понятия и проблемы социальной философии; Основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста; Общечеловеческие ценности; Условия свободы и ответственности за сохранения жизни и культуры; Правила и условия экологической информации. Основы здорового образа жизни с позиции философской аксиологии. Современные средства и устройства информатизации, порядок их применения. Приемы работы с текстом. Основные социальные проблемы современного общества и пути их разрешения. |
1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) | |
в том числе: | |
Cамостоятельная учебная работа[5] | |
в том числе: | |
Промежуточная аттестация |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций | |
Тема 1.1 Основные понятия и предмет философии | Содержание учебного материала | ОК 01-06,09,10 | ||
1. Становление философии из мифологии. Характерные черты философии, понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии. | ||||
2. Место и роль философии в жизни человека и общества. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Определяется при формировании рабочей программы | ||||
Тема 1.2 Философия Древнего мира и средневековая философия. | Содержание учебного материала | ОК 01-07, 09,10 | ||
1. Предпосылки возникновения древневосточной философской мысли. Основные направления и школы древнеиндийской философии. Древнекитайская философия и ее основные школы(конфуцианство, даосизм, моизм, легизм) | ||||
2. Становление философии Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика. | ||||
3. Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой философии. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Определяется при формировании рабочей программы | ||||
Тема 1.3 Философия Возрождения и Нового времени. | Содержание учебного материала. | ОК 01-07,, 09,10 | ||
1. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. | ||||
2. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма. | ||||
3. Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени. Основные идеи эпохи Возрождения. Главные особенности философии Нового времени. | ||||
4. Основные понятия немецкой классической философии. Культура Германии XVII века. Особенности немецкого Просвещения (Г.Э. Лессинг, Ф. Шиллер, Г. Гердер, В. Гете). И. Кант- основоположник немецкого классического идеализма. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | ||||
Тема 1.4 Современная философия. | Содержание учебного материала. | ОК 01-07,, 09,10 | ||
Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм. Философия бессознательного. Особенности русской философии. Русская идея. | ||||
Особенности русской философии. Русская идея. | ||||
Основные направления философии XX в. Философия всеединства В. С. Соловьева. Соборность и софийность. Оправдание добра. Смысл искусства и любви в философии В.С. Соловьева. Религиозная философия С. Н. Булгакова. Философия русского космизма. Социальная философия И. А. Ильина. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева. | ||||
Философия экзистенциализма и психоанализа. Философские аспекты психоанализа (Зигмунд Фрейд, Карл Густав, Юнг, Жак Лакан). | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Определяется при формировании рабочей программы | ||||
РАЗДЕЛ 2 Структура и основное направление философии | ||||
Тема 2.1 Методы философии и ее внутреннее строение | Содержание учебного материала | |||
1.Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени,XX века. Основные картины мира- философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, XX век). | ОК 01-07,, 09,10 | |||
2.Строение философии и ее основные направления. Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный и другие. | ||||
3. Философия и мировоззрение. Типы мировоззрения. Структура и специфика философского знания. Происхождение философии. Бытие и небытие. Идея субстанции в философии. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Определяется при формировании рабочей программы | ||||
Тема 2.2 Учение о бытии и теория познания. | Содержание учебного материала | ОК 01-07,, 09,10 | ||
1.Онтология- учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. | ||||
2.Гносеология- учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истины. Методология научного познания. | ||||
3. Идея развития в философии. Проблема познания. Проблема интуиции в философии. Сознание. самосознание, бессознательное. Сознание и язык. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Определяется при формировании рабочей программы | ||||
Тема 2.3 Этика и социальная философия. | Содержание учебного материала | ОК 01-07,, 09,10 | ||
1.Общезначимость этики. Смысл и назначение этики. Влияние этики на жизнь и характер личности и общества. Добродетель. Религиозная этика. Свобода и ответственность. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. | ||||
2. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развития общества. Философия и глобальные проблемы современности. Критерии глобальных проблем современности. | ||||
3. Социальная философия: предмет, метод, структура. Основные направления и школы социальной философии. Природа и общество. | ||||
4. Философия истории. Проблема свободы и философии. Человек как предмет философии. Проблемы личности в философии. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Определяется при формировании рабочей программы | ||||
Тема 2.4 Место философии в духовной культуре и ее значение. | Содержание учебного материала | ОК 01-07,, 09,10 | ||
1. Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, науки и идеологии. Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. | ||||
Тематика практических занятий и лабораторных работ | ||||
Самостоятельная работа обучающихся Определяется при формировании рабочей программы | ||||
Всего (часов) | ||||