Тема 1. Общее понятие о слагаемых педагогического мастерства.
— Компетентность – обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение.
— Компетентный – знающий, сведущий в определенной области, имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо.
— Профессиональная компетентность педагога – единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризует его профессионализм.
Виды профессиональной компетентности
Специальная компетентность | Владение собственно профессиональной деятельность на высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие |
Социальная компетентность | Владение способами совместной профессиональной деятельности, сотрудничества, способами и приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда |
Личностная компетентность | Владение способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям |
Индивидуальная компетентность | Владение способами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самоорганизации, самореабилитации. |
Профессиональная компетентность:
Теоретическая готовность
Аналитические умения | Умения расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, средства, формы, и пр.); осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии; диагностировать педагогическое явление; анализировать педагогическую ситуацию. |
Прогностические умения | Выдвижение педагогических целей и задач; отбор способов достижения цели, предвидение результата, определение этапов педагогического процесс и распределение времени |
Проективные умения | Перевод цели и содержания воспитания в конкретные педагогические задачи с учетом потребностей, интересов учащихся, имеющихся условий и своего опыта; отбор видов деятельности, содержания, форм, методов, средств педагогического процесса; планирование своих действий и действий учащихся. |
Рефлексивные умения | Анализ и оценка полученных результатов, эффективность применяемых методов, выяснение причин успехов и неудач, определение направлений коррекции своей деятельности |
|
Практическая готовность
— организаторские умения
Организаторские умения | (мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные); |
Мобилизационные умения | Умения привлекать внимание учащихся, формировать устойчивый интерес к учению, формировать у учащихся умения учиться и организовывать свою учебную деятельность, умения поощрять и наказывать и пр. |
Информационные умения | Умения работать с источниками информации, умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания (дидактически преобразовывать), умения ясно, четко, логично излагать материал и т.д. |
Развивающие умения | Умения определять «зоны ближайшего развития» отдельных учеников и класса в целом, умения создавать проблемные ситуации, стимулировать самостоятельность мышления, развивать индивидуальные особенности учащихся и т.п. |
Ориентационные умения | Умения формировать нравственные и ценностные установки учащихся, организовывать совместную творческую деятельность, ориентировать учащихся в мире профессий. |
|
— коммуникативные умения (перцептивные, умения педагогического общения, умения педагогической техники)
Педагогическое мастерство
В словаре русского языка «мастерство» определяется как искусство в какой-нибудь области, а мастер представляется как специалист, достигший высокого искусства в своем деле (С.И. Ожегов, 1990).
Мастер — это человек, «особенно сведущий или искусный в деле своем» (Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М., 2000).
Педагог-мастер — это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства.
Педагогическое мастерство — это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.
Педагогическое мастерство проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном использовании различных способов учебно-воспитательной работы и достижении ее целей.
Педагогическое мастерство — это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая высокий уровень выполнения задач обучения и воспитания.
Педагогическое мастерство — выражение личности педагога, его возможностей и способностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью.
Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.