Педагогическое мастерство




Тема 1. Общее понятие о слагаемых педагогического мастерства.

Компетентность – обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение.

Компетентный – знающий, сведущий в определенной области, имеющий право по своим знаниям или полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо.

Профессиональная компетентность педагога – единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, характеризует его профессионализм.

Виды профессиональной компетентности

Специальная компетентность Владение собственно профессиональной деятельность на высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие
Социальная компетентность Владение способами совместной профессиональной деятельности, сотрудничества, способами и приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего труда
Личностная компетентность Владение способами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям
Индивидуальная компетентность Владение способами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессионально-личностному росту, самоорганизации, самореабилитации.

Профессиональная компетентность:

Теоретическая готовность

Аналитические умения Умения расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, средства, формы, и пр.); осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии; диагностировать педагогическое явление; анализировать педагогическую ситуацию.
Прогностические умения Выдвижение педагогических целей и задач; отбор способов достижения цели, предвидение результата, определение этапов педагогического процесс и распределение времени
Проективные умения Перевод цели и содержания воспитания в конкретные педагогические задачи с учетом потребностей, интересов учащихся, имеющихся условий и своего опыта; отбор видов деятельности, содержания, форм, методов, средств педагогического процесса; планирование своих действий и действий учащихся.
Рефлексивные умения Анализ и оценка полученных результатов, эффективность применяемых методов, выяснение причин успехов и неудач, определение направлений коррекции своей деятельности

 

Практическая готовность

— организаторские умения

Организаторские умения (мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные);
Мобилизационные умения Умения привлекать внимание учащихся, формировать устойчивый интерес к учению, формировать у учащихся умения учиться и организовывать свою учебную деятельность, умения поощрять и наказывать и пр.
Информационные умения Умения работать с источниками информации, умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания (дидактически преобразовывать), умения ясно, четко, логично излагать материал и т.д.
Развивающие умения Умения определять «зоны ближайшего развития» отдельных учеников и класса в целом, умения создавать проблемные ситуации, стимулировать самостоятельность мышления, развивать индивидуальные особенности учащихся и т.п.
Ориентационные умения Умения формировать нравственные и ценностные установки учащихся, организовывать совместную творческую деятельность, ориентировать учащихся в мире профессий.

 

— коммуникативные умения (перцептивные, умения педагогического общения, умения педагогической техники)

 

Педагогическое мастерство

В словаре русского языка «мастерство» определяется как искусство в какой-нибудь области, а мастер представляется как специалист, достигший высокого искусства в своем деле (С.И. Ожегов, 1990).

Мастер — это человек, «особенно сведущий или искусный в деле своем» (Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. — М., 2000).

Педагог-мастерэто специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а также знаниями в различных отраслях науки и искусства.

Педагогическое мастерство — это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.

Педагогическое мастерство проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном использовании различных способов учебно-воспитательной работы и достижении ее целей.

Педагогическое мастерство — это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая высокий уровень выполнения задач обучения и воспитания.

Педагогическое мастерство — выражение личности педагога, его возможностей и способностей самостоятельно, творчески, квалифицированно заниматься педагогической деятельностью.

Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: